Краткосрочная программа коррекции последствий психологических травм у детей в условиях
рабочая программа

Бородина Ольга Борисовна

Планирование работы по отработке травматического опыта у детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kratkosrochnaya_programma_korrektsii.docx46.87 КБ

Предварительный просмотр:

Краткосрочная программа коррекции

последствий психологических травм

у детей в условиях

Составили:

                                                                               Педагог-психолог Бородина О.Б.

Педагог – психолог Петракова Е.С.

Содержание:

Пояснительная записка

Изменения, происходящие сегодня в нашем обществе, выдвинули целый ряд проблем, одной их которых является насилие и жестокое обращение с детьми. Актуальность ее заключается в том, что с каждым годом отмечается рост жертв детей, пострадавших от насилия и жестокого обращения. Причины скрываются в политической, социально-экономической нестабильности общества, усиления влияния псевдокультур, изменений ценностных ориентаций родителей, неблагоприятных семейно-бытовых отношений, чрезмерной занятости родителей, эпидемий разводов .

        Все это служит благодатной почвой для развития разных форм насилия, которое становится определяющей характеристикой реальности современного общества России. Цель насилия – господство и контроль путем оскорбления, запугивания, шантажа и др. Насилие отождествляется со злом и провоцирует ложь, ненависть, лицемерие и пр. В насилие все больше вовлекается молодое поколение страны.

        Многие дети и подростки постоянно живут и растут в контексте негативных социальных, психологических, экономических явлений, их окружающих. В настоящее время много детей-сирот, имеющих статус как полной, так и социальной сироты, ставших в силу обстоятельств безнадзорными, детей из неблагополучных семей с низким уровнем культуры, экономической обеспеченности, с аморальной или криминальной атмосферой. У многих детей и подростков глубокая неудовлетворенность потребности в личностном общении с взрослыми, обида на их безразличие, непонимание. Это ведет к развитию повышенной тревожности, чувства неуверенности в себе, неустойчивой самооценке, к сложностям в становлении личности, к предрасположенности к асоциальным действиям, осложняет нормальное протекание процессов социализации и индивидуализации. Поэтому защита детей и подростков от негативных явлений современной жизни – приоритетная задача общества, обязанность всех взрослых, составляющих общество.

Каждый ребёнок, поступающий в Центр, несёт на своих плечах огромный багаж негативного опыта, находится в кризисном состоянии.

Ранее травмированный ребёнок, не имея позитивного опыта разрешения травмы, чувствует себя и оказывается крайне незащищённым, и этот внутренний дефицит физических и эмоциональных сил является предпосылкой для повторной травматизации при стрессовых событиях. Само помещение ребёнка в Центр, для него является травматическим событием, каковыми ни были причины его поступления.

Данная краткосрочная программа, предназначенная для стабилизации эмоционального состояния, рекомендуется при работе с детьми в адаптационный период.

Цель: восстановление целостности, гибкости и связанности опыта ребёнка, снижение тревоги.

Задачи:

  1. определение характеристик травмы: типа травматического события и его последствий в психологическом и клиническом планах;
  2. оценка более широких проявлений феномена травматизации на соматическом, эмоциональном и личностном уровнях;
  3. диагностика эффективности психокоррекционных мероприятий в краткосрочном и долгосрочном вариантах;
  4. устранение причин травматизации;
  5. создание ресурса позитивного личностного развития;
  6. формирование положительного образа Я и окружающего мира.

Возраст воспитанников: 6 – 17 лет.

Основные показатели, определяющие необходимость проведения коррекционной работы с детьми, пережившими насилие:

  1. Трудности коммуникации: низкий уровень коммуникативной компетентности, несформированность коммуникативных действий и операций, неумение согласовывать свои действия с партнерами, отсутствие адекватных способов разрешения конфликтных ситуаций, необщительность, замкнутость (при условии сформированности потребности в общении), социальная изолированность, низкий социометрический статус;
  2. Низкий уровень сформированности широких социальных мотивов. Неудовлетворительная или неадекватная ориентировка в системе социальных норм и правил. Неотчетливые и размытые представления о социальных ролях и системе социального одобряемых отношений;
  3. Трудности произвольной регуляции поведения и деятельности. Низкий уровень развития способности планировать свои действия в соответствии с поставленной целью, неумение контролировать свои действия и предвидеть их последствия. Неспособность правильно оценивать результаты действия и внести необходимые коррективы в деятельность. Неспособность действовать в соответствии с заданным образцом и правилом;
  4. Нарушения поведения – умеренная агрессивность, вредные привычки (сосание пальца, грызение ногтей и пр.);
  5. Трудности эмоционального развития – неадекватная или неполная ориентировка ребенка в эмоциональных состояниях и чувствах, как самого себя, так и другого человека; трудности обозначения чувств и переживаний в речи и трудности осознания эмоциональных состояний; неспособность к эмпатии при наличии потребности в общении с другим человеком, несформированность социальных эмоций;
  6. Трудности личного развития. Неадекватные представления о своих качествах, способностях и возможностях, неадекватная самооценка, неуверенность в себе;
  7. Несформированность социальной потребности в общении с другими людьми – взрослыми и сверстниками, крайний эгоизм и себялюбие.

Коррекционно-профилактическая

работа с детьми дошкольного возраста.

Одним   из   методов   коррекционно-профилактической   помощи   детям дошкольного     возраста     является     игровая     терапия,   способствующая     установлению эмоционального контакта, снятия психо-эмоционального напряжения. Игра — ведущая деятельность детей дошкольного возраста. В ней ребенок раскрывает свои возможности, свою индивидуальность. Лучше узнать, понять малыша поможет наблюдение за его игрой. Игра является и средством для самовыражения ребенка. Она предоставляет ребенку возможность   отреагирования   чувств,   настроения.   Приступая   к   работе,  психолог   воссоздает такую обстановку, чтобы специально отобранные игрушки помогли ребенку восстановить тот самый опыт, который вызвал у него реакцию тревоги. Ребенку предлагается играть свободно, чтобы он познакомился с игрушками. Затем психолог использует определенные средства — игровые   материалы   —   для   того,   чтобы   ввести   в   игру   ситуацию   конфликта.   Воссоздание события позволяет ребенку избавиться от боли, напряжения, вызванных этим событием. Играя, действуя  с игровым материалом, ребенок приобретает  новые знания, ощущения. В комнате для проведения коррекционных занятий могут играть несколько детей.   Взаимодействуя   друг   с   другом,   дети   приобретает   опыт   общения.

Этапы коррекционной работы

 

  1. Планирование целей, задач, тактики проведения коррекционной работы на основании прицельного психологического обследования ребенка и психологического заключения об особенностях его развития;
  2. Организация условий осуществления коррекционной работы. Консультирование педагогов. Подбор детей в группу. Информирование педагогов и администрации социального учреждения о плане проведения коррекционных мероприятий.
  3. Реализация коррекционной программы. Проведение коррекционных занятий с детьми в соответствии с коррекционной программой. Представление законным представителям обратной связи о ходе коррекционной работы.
  4. Оценка эффективности коррекции. Оценка результатов коррекционной программы с точки зрения достижения планируемых целей. Составление психолого-педагогических рекомендаций по воспитанию и обучению детей, направленных на закрепление и упрочнение положительных результатов коррекционной работы.

Коррекционно-профилактическая

работа с детьми подросткового возраста.

Формы организации работы с подростками.

1. Групповая деятельность – социально-психологические тренинги и занятия-беседы, круглый стол, работа в группах, групповые консультации.

Особенностью занятий является дискуссионный характер общения с подростками, способствующий возникновению доверительной атмосферы, что позволяет психологу затрагивать сложные темы, которые обычно подростки обсуждают только между собой, получая искаженную, противоречивую информацию. Доверительные отношения побуждают подростков открыто высказывать свои мысли, выражать свои чувства, что  позволяет психологу эффективно воздействовать на сознание подростков в процессе проведения коррекционных занятий, тренингов.

2. Индивидуальная коррекционная работа с подростками – личные беседы, игры и упражнения

Потребность в одиночестве присуща всем подросткам и необходима для развития личности, самосознания в этом возрасте. Воспитанники Центра испытывают перегрузку общением, постоянно находясь в коллективе сверстников. В результате чего может возникнуть негативное отношение к групповым занятиям. Таким образом, наряду с групповыми формами работы предусмотрены и индивидуальные формы работы с детьми.

Содержание программы

Этапы работы:

  1. подготовительный;
  2. диагностический;
  3. психокоррекционный;
  4. этап обработки и обобщения результатов.

Методики, используемые для диагностики:

Для дошкольного возраста

№ п/п

Название методики

Направленность методики

Графическая методика «КАКТУС»

состояние эмоциональной сферы, наличие агрессивности, ее направление, интенсивность и т.п.

Тест «Рисунок семьи»

выявление эмоциональных проблем и трудностей взаимоотношения в семье.

Проективный тест "Человек под дождем"

способность преодолевать неблагоприятные ситуации, противостоять им.

Методика исследовании особенностей самооценки школьников

Т.Дембо-С.Я. Рубинштейн (в модификации А.М.Прихожан)

изучение самооценки и уровня притязаний школьника

Шкала личностной тревожности (А.М.Прихожан)

определение уровня личной тревожности

Проективная методика исследования личности Р. Жиля (№4)

изучении социальной приспособленности ребенка, а также его взаимоотношений с окружающими

Тест на определение тревожности (по Филлипсу) у детей с 7 до 14 лет

(http://psytests.org/psystate/phillips.html)

изучение уровня и характера тревожности у детей младшего и среднего школьного возраста.

Для подросткового возраста

№ п/п

Название методики

Направленность методики

Тест руки (адаптация Курбатовой Т.Н.)

показатели агрессии и враждебности

Диагностика агрессивности по тесту Басса-Дарки (http://psytests.org/aggression/bussdurkee.html)

Тест «Рисунок семьи»

выявление эмоциональных проблем и трудностей взаимоотношения в семье.

Проективный тест "Человек под дождем"

способность преодолевать неблагоприятные ситуации, противостоять им.

Шкала личностной тревожности (А.М.Прихожан)

определение уровня личной тревожности

Проективная методика исследования личности Р. Жиля (№4)

изучении социальной приспособленности ребенка, а также его взаимоотношений с окружающими

Тест на определение тревожности (по Филлипсу) у детей с 7 до 14 лет

изучение уровня и характера тревожности у детей младшего и среднего школьного возраста.

Диагностика социально-психологической адаптации Роджерса-Даймонд электронный вариант (http://psytests.org/personal/rogersA.html)

выявление особенностей адаптационного приода.

Методика склонности к отклоняющему поведению А.Н. Орел

диагностика склонности к отклоняющемуся поведению

Цветовой тест Люшера электронный вариант (http://psytests.org/luscher/fullcolor.html)

функциональное состояние и наиболее устойчивые черты личности.

Проективный тест "Несуществующее животное"

исследование личности

Тест Кеттела. Для подростков электронный вариант (http://psytests.org/cattell/hspq.html)

выявляет 14 факторов личности.

Опросник  Акцентуации Шмишека электронный вариант (http://psytests.org/leonhard/sm88.html)

акцентуации характера

   На диагностическом этапе выполняется заполнение опросных и шкальных методик. Затем на той же выборке в индивидуальном варианте проводится опрос по пунктам полуструктурировнного интервью, для оценки травматических переживаний детей. По их результатам отбираются дети для индивидуальной и групповой психокоррекции.

Помещение в приют, а затем в Центр является для детей и подростков эмоциональной травмой. Дети поступают из неблагоприятных семей, где они часто подвергались насилию. Они уже имеют огромный травматический опыт, но не каждый из них готов к коррекции, сотрудничеству с психологом, поэтому в подготовительном этапе важным моментом является установление доверительных отношений, создание безопасной обстановки.

Методы используемые в программе:

  • Психодрамма - это метод групповой психотерапии, целью которой является излечение заболеваний психологического характера, налаживание межличностных отношений, совершенствование внутреннего мира человека и развитие его творческого потенциала.
  • Телесно-ориентированная терапия – это направление психотерапии, работающее с проблемами и неврозами подростков через физические упражнения и процедуры телесного контакта.
  • Арт-терапия - направление в психотерапии и психологической коррекции, основанное на искусстве и творчестве. В узком смысле терапия изобразительным творчеством, имеющая целью воздействие на психо-эмоциональное состояние подростков.
  • Сказкотерапия – это способ передачи индивидууму (чаще ребенку) необходимых моральных норм и правил.
  • Занятия в сенсорной комнате для релаксации, снятия стресса и расслабления.

Психо-коррекционные упражнения

 для детей, переживших насилие.

 «Верёвочка».

Психолог раскладывает на полу веревки разной длины (как хочет клиент). Психолог с клиентом стоят на одном конце верёвки. Клиент рассказывает о каком-то соматическом симптоме или о травматическом опыте, и выбирает в комнате предмет, символизирующий симптом. Если работа с травматическим событием – символ ставится не на саму верёвку, чуть подальше, если с психосоматическим состоянием – на верёвочку. Дальше идёт работа на поиск ресурса: что тебе поможет справиться с этой ситуацией (колет, стреляет, поёт и т.д.). Ощущения в теле отслеживаются по системе SIBAM (проживание этого ресурсного состояния, ощущение радости). Психолог стоит рядом. Задача клиента: потихоньку двигаться к травме. Полностью свободен в движении. Клиент делает шаг, и даёт отчёт, что происходит с телом. И как только готов делать шаг – делает, может вернуться назад. Работаем с ресурсами. Клиент продвигается в сторону травматического события. Если клиент идёт быстро, попадает в диссоциацию. Если клиент говорит на полпути, что устал, то останавливаемся».

«Безопасное место».

Клиенту предлагается представить хорошее безопасное место, где могут быть вещи, люди, животные, место, которое сочетается с четырьмя временами года, которые в реальности не сочетаются. Там могут быть персонажи из книг, сказок, нереально существующие животные не знакомые люди – абсолютно безопасные. Всё позитивное на 100%. Это место, которое не замечают другие, оно невидимо для чужих глаз. Клиент должен связать это с каким-то цветом, камнем и т.д. В конце упражнения психолог спрашивает у клиента о мелком незаметном движении. Стоит расспросить какая мебель, дом, деревья и.т.д. Место должно быть полностью безопасном во всех аспектах. Про ощущения не спрашиваем.

«Образы».

На большом листе бумаги (штук 5-6) клиент рисует любые, приходящие в голову образы, совершенно разные. Можно рисовать левой рукой, клиент рисует на следующем листе и так до того момента, когда у него появится внутреннее понимание изменения состояния. Очень продуктивно для работы с людьми, пережившими травматический опыт.

«Талисман».

Данное упражнение подходит детям, которым в актуальной жизни нужен ресурс или ребёнок больше не придёт к психологу (разовая консультация), неблагоприятные условия дома. Психолог клиенту: «Я буду рассказывать тебе сказку (начало). У меня так получается, что какие-то моменты я забываю, ты должен мне помочь». Жили-были король с королевой – обязательные персонажи, дети – количество, возраст, пол, имена. Отсылаем человека далеко. Сложности возникают с кем-то из детей. Психолог спрашивает, что с ним случилось? Путешествие в лес или море. Дальше должна произойти встреча с персонажем, которая просит помощи. Важно описание процедуры спасения. Благодарность за спасение – исполнение желания (талисман). Желание должно быть более-менее реалистичное. После этого – возвращение домой: обязательна позитивная эмоциональная встреча с родителями.

Работа с границами. Комплекс упражнений.

А). Психолог даёт инструкцию клиенту: «Ощути себя, своё тело, и свой энергетический центр (4 пальца снизу пупка). Какие ощущения в энергетическом центре?» Если клиент почувствовал тепло, то стоит у него спросить какого оно цвета и т.д. Максимальная включённость в своё тело у клиента. Далее клиент встаёт к стене, психолог уходит в противоположную сторону. Клиент всё время стоит на  одном место, психолог медленно начинает приближаться к клиенту. В тот момент, когда психолог дошёл до границы, клиент говорит чётко: «Стоп». Психолог исследует точку «стоп», удаляясь на пол шага назад, далее чуть вперёд. Исследуется точка, где у клиента напряжение возникает. Обсуждение, что происходит.

Б). Клиент опять становиться около стенки, психолог отходит и опять подходит с разными эмоциями (весёлый, агрессивный, на полусогнутых). Наблюдается как и когда изменяются границы: где сложнее, где проще пропустить. Обсуждение.

В). Клиент опять становиться около стенки, психолог подходит на разной скорости и под разным углом. Обсуждение.

Г). Психолог просит клиента настроиться в свой энергетический центр, после этого взять верёвочку, на полу выложить ощущение собственных энергетических границ. Далее, клиент садится в это пространство, психолог садится за границами. Обсуждение: комфортно, хочет изменить? Предлагается походить по краю, максимально ощутить эти границы.

Д). Психолог провоцирует нарушение границ, а клиент возвращает. Психолог: «Я буду нарушать ваши границы, а вы отстаивайте, главное с удовольствием. Если есть желание пригласить меня в свои границы, давайте договоримся, где я буду сидеть». После этого психолог благодарит клиента, клиент замыкает границы, настраивается на них, ощущает энергетическое пространство. Психолог: «Запомните ваши энергетические границы, представьте, что границы собираются, концентрируются». После клиент убирает верёвку.  Клиент обязательно должен смотреть в глаза психолога.

«Выявление ресурсов».

Все люди обладают какими-либо ресурсами – это навыки,    способности, интересы, достойные восхищения черты характера и т.д. Они могут быть в той или иной степени использованы при разрешении проблемы. Однако они могут быть остаться и незамеченными, если психолог намеренно не сфокусирует внимание на них. Можно задавать прямые вопросы: «Есть ли что-то такое, что вам хорошо удаётся? Как можно было бы использовать это ваше умение для разрешения данной проблемы? Техника подобных вопросов позволяет выявить, каким образом человеку удаётся совладать со своими проблемами, противостоять их давлению.

«Карта ресурсов».

Перед клиентом на столе выкладывается лист бумаги формата А3, камешки. Клиент описывает какую-то ситуацию, место, предмет, человека, ассоциирующегося с спокойствием. Психолог просит клиента зарисовать или выбрать камешек для каждого ресурса. Далее раскладывается на листе ресурсы (камешки) – рассказ и т.д. Клиенту задаются следующие примерные вопросы:

  1. Какие ощущения испытываете в теле?
  2. Какое внутреннее состояние?
  3. Какое позитивное послание от этого человека к тебе? Когда клиент описывает какое-то ощущение, психолог просит показать в движении, даёт время побыть в этом ресурсном состоянии.

Упражнение «Проблема».

Управление направлено на снижение значимости проблемной ситуации для человека, достижения им внутреннего спокойствия и адекватного отношения к существующей проблеме. Инструкция клиенту:

  1. Займите удобную позу, закройте глаза.
  2. Подумайте о своей проблеме, которая в последнее время волнует и мучает вас больше всего. Кратко сформулируйте эту проблему для себя в двух-трёх словах.
  3. Представьте лицо человека, с которым вы недавно обсуждали свою проблему. Вспомните, о чём он говорил и что вы ему отвечали. Воспроизведите в своём воображении обстановку комнаты, время и содержание беседы.
  4. При помощи своего воображения постарайтесь увидеть ситуацию со стороны, как будто вы стали внешним наблюдателем. Например, вы видите себя и своего собеседника отражёнными в зеркале. Включите в эту «картинку» ваших ближайших соседей, знакомых или родственников. Какие проблемы и нерешённые вопросы есть у них? Что их мучает, и какие препятствия им приходится преодолевать в жизни? Представьте дом, в котором вы живёте, и людей, которые живут вместе с вами.
  5. Когда ваша «картинка» расширится и станет для вас отчётливой, включите в неё представление о городе, в котором вы живёте, подумайте также обо всей стране, её огромных пространствах и людях, населяющих города, сёла, деревни. Расширяя своё воображение, представьте теперь всю нашу планету Земля с её материками, океанами и миллиардами живущих на ней людей.
  6. Двигайтесь дальше к расширению «картинки»: подумайте о всей нашей Солнечной системе – огромном пылающем Солнце и планетах, вращающихся вокруг него. Постарайтесь почувствовать бесконечность Галактики и её равнодушное «спокойствие» и даже безразличие к существованию каких-то маленьких человеческих существ, населяющих Землю…
  7. Продолжая удерживать в своём воображении это переживание необъятной глубины Космоса, снова подумайте о своей проблеме. Постарайся сформулировать её в двух-трёх словах.

После выполнения упражнения обсуждение.

Упражнение на релаксацию

Закройте глаза, сосредоточьтесь на своём дыхании, представьте себе, что в руках у вас сильно зажатая в кулак обида. Напрягите руки. Почувствуйте напряжение в кисти, и во всей руке. Разожмите кулак, расслабьте мышцы, отпустите обиды, чтобы они упали и рассыпались на мелкие части. Расслабьте руки. Ваша обида исчезла.

Литература:

  1. Андреева А.Д. Как помочь ребёнку пережить горе// Вопросы психологии. – 1991. – №2.
  2. Дозорцева Е.Г. Психологическая травма у подростков с проблемами в поведении. Диагностика и коррекция. – М.: Генезис, 2006. – 128 с.
  3. Журавлёва Т.М., Сафонова Т.Я., Цымбал Е.И. Помощь детям – жертвам насилия. – М.: Генезис, 2006. – 112 с.
  4. Малкина И.Г. Психологическая помощь в кризисных ситуациях. – М.: Эксмо, 2008. – 928 с. – (Новейший справочник психолога).
  5. Шнейдер Л.Б. Материалы курса «Кризисные состояния у детей и подростков: направления школьного психолога»: лекции 5 – 8. – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2009. – 88 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности психологической адаптации детей в условиях ГБУЗ КО «Областной детский санаторий для больных туберкулезом». Рекомендации родителям.

Санаторий – это маленькая школа жизни, как для детей, так и для родителей. В этой статье говорится о том, как родители могут подготовить своих детей к длительному пребыванию в санатории (3-6 месяцев- ...

Особенности психологической адаптации детей в условиях ГБУЗ КО «Областной детский санаторий для больных туберкулезом». Рекомендации родителям.

Санаторий – это маленькая школа жизни, как для детей, так и для родителей. В этой статье говорится о том, как родители могут подготовить своих детей к длительному пребыванию в санатории (3-6 месяцев- ...

Рабочая программа психологической помощи детям с трудностями в поведении в условиях детского дома

Цель данной программы-содействие  социально-психологической адаптации детей-сирот с трудностями в поведении,профилактика и коррекция девиантного поведения детей и подростков в условиях детского д...

«Из опыта работы по реализации программы социально-психологического сопровождения детей с ОВЗ «Мы вместе» в рамках ФГОС»

    В  связи с ежегодным увеличением численности обучающихся, имеющих трудности в усвоении общеобразовательной программы и в рамках  ФГОС возникла  необходимость разраб...

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ УЧРЕЖДЕНИЯ ИНТЕРНАТНОГО ТИПА

В данной статье рассматриваются результаты исследования, посвященного изучению социально-психологических особенностей детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в условия...

Программа индивидуального психологического сопровождения детей (работа с ОВЗ)

Программа индивидуального психологического сопровождения детей (прошедших ТПМПК)....