СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ УЧРЕЖДЕНИЯ ИНТЕРНАТНОГО ТИПА
статья по психологии

В данной статье рассматриваются результаты исследования, посвященного изучению социально-психологических особенностей детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в условиях учреждения интернатного типа.

Пребывание в учреждениях интернатного типа, воспитание вне семьи отрицательно сказывается на психическом развитии ребенка, его эмоциональном благополучии. Негативные проявления в эмоционально-личностной сфере детей-сирот делают актуальной социально-психологическую работу с подростками в условиях учреждения интернатного типа.

В связи с этим, актуальной проблемой является разработка программ социально-психологической поддержки, психологической коррекции и развития личности ребенка в условиях учреждения интернатного типа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sots-psih_podderzhka_sirot.docx29.42 КБ

Предварительный просмотр:

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА

ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ

УЧРЕЖДЕНИЯ ИНТЕРНАТНОГО ТИПА

Петрова Ольга Викторовна

В данной статье рассматриваются результаты исследования, посвященного изучению социально-психологических особенностей детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в условиях учреждения интернатного типа.

Пребывание в учреждениях интернатного типа, воспитание вне семьи отрицательно сказывается на психическом развитии ребенка, его эмоциональном благополучии. Негативные проявления в эмоционально-личностной сфере детей-сирот делают актуальной социально-психологическую работу с подростками в условиях учреждения интернатного типа [1, с. 119].

В связи с этим, актуальной проблемой является разработка программ социально-психологической поддержки, психологической коррекции и развития личности ребенка в условиях учреждения интернатного типа.

Ключевые слова: ДЕТИ-СИРОТЫ; ДЕТИ, ОСТАВШИЕСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ; УЧРЕЖДЕНИЕ ИНТЕРНАТНОГО ТИПА; СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ; ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ.

На фоне неблагоприятной демографической ситуации в стране наблюдаются негативные тенденции в сфере семейных отношений: многие, особенно молодые, семьи распадаются, появляются «ненужные» дети у несовершеннолетних мам, достаточно большое число «отказных» детей и подкидышей. Растет количество детей, изъятых у родителей органами опеки и попечительства, когда пребывание ребенка в семье становится опасным для его жизни и здоровья.

К середине 2018 года в Беларуси насчитывалось более 19 тысяч детей-сирот, из них только 4 тысячи имеют статус биологических сирот, остальные — социальных сирот, имеющих живых родителей. Около 3,8 тысячи несовершеннолетних сирот воспитывается непосредственно в государственных учреждениях интернатного типа [2].

Государство помогает в решении многих проблем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Несмотря на это, проблема развития личности ребенка, воспитывающегося без родителей, остается актуальной для нашей страны.

Целью проведенного исследования являлось изучение социально-психологических особенностей детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из учреждения интернатного типа.

Исследование социально-психологических особенностей детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проводилось на базе трех учреждений интернатного типа. Группа детей, воспитывающихся в благополучных семьях, была исследована на базе двух средних школ.  В исследовании принимало участие 110 респондентов. Это были дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей в возрасте 14-15 лет, разного пола (n=55) и дети, воспитывающиеся в благополучных семьях, в возрасте 14-15 лет, разного пола (n=55).

В работе использовались следующие методы психологического тестирования:

  • методика исследования самооценки личности С.А. Будасси;
  • методика диагностики уровня субъективного ощущения одиночества Д. Рассела и М. Фергюсона;
  • методика «Личностная конфликтность и агрессивность» Е.П. Ильина и П.А. Ковалева.

Результаты исследования показали, что большая часть детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, отличается от сверстников, воспитывающихся в благополучных семьях по следующим позициям.

Так, адекватный уровень самооценки был характерен только для 23,6% детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, тогда как среди детей, воспитывающихся в семьях, таких лиц было большинство –72,7%.

Неадекватный уровень самооценки был характерен для большинства (76,4%) детей-сирот: у 51% – она была заниженной; у 18,2% –недифференцированной; у 5,4% – неадекватно завышенной и у 1,8% – неадекватно заниженной. У детей из полных семей неадекватный уровень самооценки наблюдался у 27,3%: 12,7% детей – имели неадекватно завышенную самооценку; 7,3% – недифференцированную самооценку и 7,3% – заниженную.

Почти для половины детей-сирот, принявших участие в исследовании, был характерен, как преобладающий, высокий уровень субъективного ощущения одиночества. Он диагностировался у 47,3% лиц, тогда как высоким уровень субъективного ощущения одиночества был только для 7,3% детей, воспитывающихся в семьях. 23,6% подростков из группы сирот имели средний показатель по уровню субъективного ощущения одиночества, у детей, воспитывающихся в благополучных семьях, таких подростков было – 16,3%. Лишь для 29,1% детей-сирот был характерен низкий уровень ощущения одиночества, у детей, воспитывающихся в семьях, таких подростков было – 76,4%.

Изучение личностной конфликтности и агрессивности позволило выявить, что 65,4% детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, характеризуется высоким уровнем бескомпромиссности; 51% – высоким уровнем обидчивости; 49,1% – высоким уровнем подозрительности; 45,5% – высоким уровнем мстительности и 45,5% – высоким уровнем вспыльчивости. В тоже время у детей, воспитывающихся в семьях, эти показатели были в два раза меньше: бескомпромиссность – у 20% детей; обидчивость – у 21,8%; подозрительность – у 21,8%; мстительность – у 21,8% и вспыльчивость – у 11% учащихся.

Для достоверности различий изучаемых показателей между подростками обоих групп был проведен статистический анализ с помощью расчета t-критерия Стьюдента. В результате были обнаружены различия на высоком уровне статистической значимости по таким показателям, как «уровень самооценки» (t=6,99, р<0,001), «уровень ощущения одиночества» (t=5,60, р<0,001), «вспыльчивость» (t=4,31, р<0,001), «напористость» (t=4,58, р<0,001), «бескомпромиссность» (t=4,39, р<0,001), «обидчивость» (t=3,29, р<0,01), которые были достоверно выше у детей-сирот. Также, у них были обнаружены статистически достоверные различия с детьми, воспитывающимися в семьях, по показателям: «нетерпимость к мнению других» (t=2,53, р<0,05),  «неуступчивость» (t=2,39, р<0,05), «мстительность» (t=2,22, р<0,05), «подозрительность» (t=2,41, р<0,05), которые были значимо выше у детей-сирот.

Таким образом, эмпирическое исследование показало наличие статистически значимых различий между показателями самооценки, субъективного ощущения одиночества, параметрами конфликтности и агрессивности у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по сравнению с детьми, воспитывающимися в семьях.

Учитывая результаты исследования выявленных социально-психологических особенностей детей-сирот подросткового возраста, была разработана программа социально-психологической работы с подростками-сиротами и подростками, оставшимися без попечения родителей, по коррекции уровней самооценки, чувства одиночества, уровней конфликтности и агрессивности. Программа включала 10 занятий, каждое из них содержало элементы психодрамы, интерактивные упражнения, рефлексию, задания для самостоятельной работы над собой.

Целью Программы было создание условий для полноценного социально-психологического развития личности детей-сирот и подростков, оставшихся без попечения родителей. Задачами программы являлось: отреагирование (выплеск, снятие) негативных эмоций; обучение приемам регуляции эмоционального состояния; формирование позитивного отношения к себе; повышение уровня социально-психологической адаптированности.

Для оценки результативности коррекционной программы было проведено повторное изучение уровней выраженности изучаемых показателей у детей-сирот и детей без попечения родителей, из учреждения интернатного типа.

В результате проведенных занятий у детей-сирот произошло повышение показателей уровней самооценки, снизились показатели субъективного ощущения одиночества, агрессивности и конфликтности.

Полученные результаты свидетельствуют о том, что разработанная Программа социально-психологической коррекции эмоциональной сферы подростков, оставшихся без попечения родителей, дала положительные результаты, которые будут способствовать оптимизации у них эмоционального состояния, повышению уровня социальной адаптированности, формированию позитивного образа «Я».

Полученные позитивные результаты доказывают необходимость дальнейшей целенаправленной коррекционной работы с данной категорией подростков.

Библиографические ссылки

  1. Маглыш, В.А. Социально-педагогические основы охраны и защиты детства: учеб. - метод. пособие / В.А. Маглыш; БГПУ. – Минск: БГПУ, 2009. – 119 с.
  2.  Охрана материнства и детства в Беларуси [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://giprosvjaz.by/ru/news/oxrana-materinstva-i-1384 – Дата доступа: 1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Социально-психологическая адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей при обучении в колледже"

Об особенностях работы социального педагога со студентами, относящимися к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей....

"Программа социально – психологического и педагогического сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

Может ли быть положение более горькое, более неправедное? Ведь в основе   основ человеческого общежития, в первооснове мироздания любовь родительская к детям, забота старших о младших. И все...

ПРОГРАММА Социально-педагогическое сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в СПб ГБПОУ «Лицей сервиса и индустриальных технологий» «Преодоление социальной исключенности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителе

Социально-педагогическое сопровождение детей-сирот идетей, оставшихся без попечения родителей,в СПб ГБПОУ «Лицей сервиса и индустриальных технологий»«Преодоление социальной исключенности детей-сирот и...

ДОКЛАД по теме: «Социально-педагогическое сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях учреждений интернатного типа»

Сиротство как фактор разрушает эмоциональные связи ребенка с окружающей его социальной средой, миром взрослых и сверстников, развивающихся в более благоприятных условиях, и вызывает глубокие вто...

Дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа на территории Иркутской области

Брошюра подготовлена как информационное издание, предназначенное для выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без родительского попечения, а также специалистов, работающих с у...

Программа постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Мое успешное будущее»

Программа постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Мое успешное будущее»...