Концепция работы с одаренными детьми
методическая разработка (10 класс)

Павлова Марина Владимировна

Данный материал предназначен для педагогов, работающих  с одаренными учащимися. Из своего  многолетнего опыта работы с такими детьми в этой методической разработке я пошагово разъясняю как организовать работу с обучающимися, что являтся гарантом успеха, на что надо обратить внимание в работе с одаренными учащимися, что является приоритетным направлением в системе научно-методической и опытноэкспериментальной работы учителя.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Концепция работы с одаренными детьми.

 Ни у кого не вызывает сомнения, что прогресс цивилизации зависит от исключительно одаренных людей. К. Тэкэс

Содержание:

1. Концептуальные основы

    2. Цели и задачи работы с одаренными детьми

    3. Работа с одаренными детьми в начальной школе как условие

       успешного обучения в гимназии.

    4. Содержание, методы и формы работы

    5. Условия успешного функционирования системы работы c

       одаренными детьми

     6. Направления совершенствования системы работы с одаренными детьми

1. Концептуальные основы

    Гимназия - особое учебно-воспитательное учреждение, ориентированное на работу с детьми, имеющими высокие интеллектуальные способности, устойчивую положительную мотивацию к учению. Гимназия дает образование повышенного уровня по сравнению с обычной массовой школой, готовит учащихся к творческому интеллектуальному труду. Такие особенности учащихся гимназии, как развитый интеллект, высокий уровень творческих возможностей и активная познавательная потребность, позволяют утверждать, что среди учащихся гимназии есть дети, которых можно назвать одаренными. В дальнейшем будем опираться на следующее «рабочее» определение одаренных детей. К группе одаренных детей могут быть отнесены гимназисты, которые: - имеют более высокие по сравнению с большинством остальных гимназистов-сверстников интеллектуальные способности, восприимчивость к учению и творческие возможности и проявления; - имеют доминирующую, активную познавательную потребность; - испытывают радость от умственного труда. В дополнение к этому определению можно отметить, что для одаренных детей характерны высокая скорость развития интеллектуальной и творческой сфер, глубина и нетрадиционность мышления, однако по целому ряду причин могут быть на определенном этапе проявлены далеко не все из перечисленных признаков одаренности. Необходимо иметь в виду, что приведенное определение не позволяет отличать детей высоко одаренных от очень способных и что, более того, в такой дифференциации нет необходимости, поскольку постоянно происходит процесс развития каждого ученика и в любой момент возможен переход ученика из одной 2 "категории" в другую. Полезно иметь в виду, что можно условно выделить три категории одаренных детей.

1. Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях (такие дети чаще встречаются в дошкольном и младшем школьном возрастах).

2. Дети с признаками специальной умственной одаренности — одаренности в определенной области знаний (такие учащиеся чаще обнаруживаются в подростковом возрасте).

3. Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами (возможности таких учащихся нередко раскрываются в старшем школьном возрасте).

  Создание условий для оптимального развития детей одаренных, включая детей, чья одаренность на настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также детей просто способных, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей, является одним из главных направлений работы гимназии. В своей деятельности в целом и в работе с одаренными детьми, в частности, гимназия руководствуется следующими ведущими идеями: - идея гуманизации обучения и идея гуманитаризации образования в гимназии (ориентация на личность ученика, на максимально возможное развитие его уникальных способностей, на приоритете человеческого и личностного над любыми другими сферами и социальными ценностями, направленность обучения и воспитания на формирование у учащихся общечеловеческих норм морали, культуры общения, развитие интеллигентности как высокой нормы воспитанности, обеспечение, с одной стороны, возможности для учащихся выбрать познавательную сферу, к которой в наибольшей мере сформированы интерес и способности, в форме выбора профиля обучения и, с другой стороны, обеспечение широкого гуманитарного образования гимназистам независимо от профиля обучения;

  • идея демократизации жизни и управления школы (демократизм для ученика должен дать ему ощущение внутренней свободы, независимости, личного достоинства, отсутствия насилия при одновременном ощущении защищенности и ответственности перед собой и окружающими);
  • идея вариативности и свободы выбора рода занятий, содержания и организационных форм образования (реализация этой идеи - залог предоставления каждому ученику одинаково высокого шанса в достижении высот культуры, максимального развития детей с разным характером способностей);
  • идея развивающего и воспитывающего обучения, ориентированного не на знания и умения как на конечную цель, а на формирование комплекса качеств развивающейся личности (в этих условиях особое значение приобретает формирование методологических знаний и общеучебных умений, организация учебно-воспитательного процесса на основе деятельностного подхода к обучению в рамках концепции развивающего обучения);
  • идея творческого подхода, непрерывного поиска и проверки содержания, 3 форм, методов обучения и воспитания (на основе этой идеи могут работать учителя, склонные к учебно-исследовательской работе с учащимися, научно-методической и опытно-экспериментальной работе, позволяющей реализовать свой творческий потенциал;
  • идея сотрудничества, неформального общения, сотворчества учителей и учащихся (реализация богатых возможностей для совместного творчества в учебном процессе через создание особой атмосферы доверия, искренности, открытости, готовности к взаимопомощи и принятию критической оценки).

 На основе вышесказанного можно сформулировать принципы работы с одаренными учащимися:

  • принцип индивидуализации обучения (высшим уровнем реализации этого принципа выступает разработка индивидуальной системы оптимальных условий развития одаренного учащегося);
  • принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества; - принцип максимального разнообразия предоставляемых возможностей; - принцип возрастания роли внеурочной деятельности при снижении в определенном смысле и в определенной мере учебных требований;
  • принцип особого внимания к проблеме межпредметных связей в индивидуальной работе с учащимися;
  • принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя.

 2. Цели и задачи работы о одаренными детьми

 Целями работы учителей гимназии с одаренными детьми являются: - выявление одаренных детей; - создание условий, способствующих их оптимальному развитию. Для реализации первой цели необходимо решить следующие задачи:

 А) Знакомство учителей с научными данными о психологических особенностях и методических приемах, эффективных при работе с одаренными детьми через: - проведение педагогических советов с приглашением специалистов; - обучение на курсах повышения квалификации; - подбор и накопление литературы, необходимой для самообразования, систематический обзор новых поступлений; - научно-методическая работа по данному направлению  (с последующим обсуждением и обменом опытом).

 Б) Проведение целенаправленных наблюдений за учебной и внеурочной деятельностью гимназистов для выявления детей, имеющих склонность и показывающих высокую результативность в различных областях деятельности, путем: - обсуждения критериев, позволяющих судить о наличии одаренности;

 В) знакомства с приемами целенаправленного педагогического наблюдения; - выявления мнения родителей о склонностях, области наибольшей успешности и круге интересов, об особенностях личностного развития их ребенка; - периодического сбора сведений среди учителей-предметников и классных руководителей о наличии одаренных учеников в их классах.

Г) Подбор материалов и проведение специальных тестов, позволяющих определить наличие одаренности,  в единстве с такими видами деятельности, как:

- знакомство с имеющимся практическим опытом работы по данному направлению; - лонгэтюдное (длительное)  наблюдение за корреляцией между результативностью по итогам тестирования и успехами в реальной деятельности; - проведение различных внеурочных конкурсов, олимпиад, позволяющих ребенку проявить свои способности. После выявления одаренных, детей работа с ними должна вестись двумя группами педагогов: учителями, вводящими учащегося в сферу учебного предмета и создающими атмосферу эмоциональной включенности,  возбуждающими интерес к предмету, закладывающими основы системы знаний, отрабатывающими с учеником технику исполнения видов деятельности при решении различных учебных задач; наставником, который

1) выполняет функции научного руководителя, выводящего ученика на достаточно высокий профессиональный уровень в работе над темой учебного исследования, избранной самим учеником,

 2) координирует индивидуальную работу всех лиц, заинтересованных в судьбе одаренного учащегося,

 3) обеспечивает необходимое одаренному учащемуся общение,

4) осуществляет связь с родителями одаренного учащегося. Наставниками могут стать учителя, психологи, студенты, родители, или для этой цели приглашенные специалисты. Учащийся свободен в выборе наставника или в отказе от работы с наставником. Для реализации второй цели необходимо решить следующие задачи:

 Отбор среди различных систем обучения тех методов, форм и приемов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества, и применение этих методов, форм и приемов с опорой на такие правила, как:

  • соотносить количество предоставляемой информации и отработку умения ее обрабатывать (анализировать, сравнивать, сопоставлять, классифицировать, делать выводы);
  • сокращать количество времени для сообщения информации или показа конкретных способов выполнения учебных заданий, а больше предоставлять ребятам возможности обсуждать вопросы самим (меньше объяснять и больше спрашивать, используя так называемые "открытые вопросы", чтобы понять, как учащиеся пришли к выводу, решению, оценке);
  • не стремиться реагировать на каждый ответ в классе, а внимательно и с интересом слушать, не оценивая ответы, лишь показывая, что они принимаются. (Такое поведение способствует тому, что ученики начинают больше взаимодействовать друг с другом и чаще сами комментируют идеи и мнения одноклассников. Тем самым они оказываются в меньшей зависимости от учителя.)

   Предоставление возможности совершенствовать способности в совместной деятельности с научным руководителем, поскольку научный руководитель

  • обеспечивает высокий уровень консультирования по выбранной учащимся теме научного исследования; - поощряет проявление самостоятельности, предоставляя свободу выбора области приложения сил и методов достижения цели;
  • создает условия для конкретного воплощения творческих идей, с учетом особенностей ситуации и личностных особенностей учащегося,
  • способствует пробуждению желания учащегося испытать себя и в других сферах, поощряя результативность в какой-либо области.

Разработка гибких индивидуальных программ обучения учащихся, чья одаренность в определенных областях уже выявлена, с учетом того, что:

  • целью индивидуальной программы обучения одаренного учащегося является создание условий для оптимального развития одаренности и одновременно для ликвидации возможной «флюсовости» в познании или дисбаланса в личностном развитии;
  • предложение о создании таких программ может быть внесено родителями, учителем-предметником, классным руководителем, наставником, психологом, педсоветом или любыми другими лицами, заинтересованными в судьбе одаренного учащегося;
  • инициативу по разработке программы берет на себя психолог, наставник, классный руководитель, учитель-предметник, кто-либо из родителей или сам ученик (старшеклассник) и привлекает к участию в разработке программы лиц, заинтересованных в судьбе одаренного учащегося;
  • программа обсуждается и принимается на педагогическом совете.

  Проявление уважения к индивидуальности ученика, что, в частности, предполагает:

  • понимание особенностей развития одаренного учащегося; - составление программы личностного развития учащегося, способствующей формированию адекватного отношения к окружающей действительности, уважения к себе, умению взаимодействовать с другими и развитию чуткого отношения к людям (такая программа составляется психологом);
  • создание ситуации продуктивного и эмоционально благоприятного взаимодействия с одноклассниками, способствующей гармонизации развития интеллектуальной, эмоциональной и социальной сфер;
  • стремление избежать в работе с одаренными детьми двух крайностей - возведения ребенка на пьедестал, подчеркивания его особых прав, с одной стороны, 6 и, другой стороны, публичного принижения достоинства или игнорирования интеллектуальных успехов во имя борьбы со "звездностью";
  • освобождение от целого ряда ошибочных стереотипных ожиданий и понимание того,

ЧТО интеллектуально одаренный учащийся

 1) не обязательно имеет столь же высокую эмоциональную и социальную зрелость (плохо адаптируется, не имеет развитого самоконтроля, не является независимым и ответственным),

 2) не всегда способен заниматься самостоятельно и нуждается в индивидуализации обучения и помощи,

3) может иметь некоторое отставание в физическом развитии (проявляющееся, например, в плохой координации движения или корявом почерке),

 4) может не успевать и не превосходить всех по большинству предметов школьной программы,

5) ему не всегда присущи высокая мотивация к достижениям, стремление быть лучшим, сознательные усилия в учебе, положительное отношение к школе,

6) ему могут быть свойственны пассивность, отсутствие внешнего интеллектуального блеска, чрезмерная застенчивость.

 3. Работа с одаренными детьми в начальной школе как условие успешного обучения

   Успешность работы с одаренными учащимися в гимназии во многом зависит от того, какая работа проводится с этой категорией учащихся в начальной школе. Отличительным критерием одаренности ребенка, при наличии у него высокой восприимчивости к учению и творческих проявлений, является ярко выраженная, доминирующая познавательная потребность, которая отличается активностью, потребностью в самом процессе умственной деятельности и удовольствии от умственного труда. Познавательная потребность является одной из базовых потребностей, удовлетворение которой обеспечивает формирование и само существование личности, развитие ее способностей из природных задатков. При благоприятном варианте развития познавательная потребность проходит 3 уровня:

1 уровень — потребность в новых впечатлениях (дошкольное детство);

2 уровень — развитие любознательности, выраженной в интересе к определенным занятиям, изучению конкретного предмета (младший школьный возраст, младшие подростки);

3 высший уровень — целенаправленная познавательная деятельность, направленная на проведение учебного исследования, профессиональное определение (наблюдается у старшеклассников). 

   Искаженное и несвоевременное удовлетворение познавательных интересов оставляет способности в неразвитом, зачаточном состоянии. Исходя из изложенного можно выделить следующие ЦЕЛИ и ЗАДАЧИ воспитательно-образовательной работы с одаренными детьми в начальных классах.

ЦЕЛИ: — развитие общих способностей ребенка как основы специальных способностей ("генерального фактора интеллекта" или "базального 7 фактора одаренности"), т.к. способности возможно развить из природных задатков лишь в определенный благоприятный возрастной период; — развитие познавательных интересов, умственной активности, чувства удовлетворения от процесса умственного труда как условия развития интеллектуальных способностей; — развитие интеллекта ребенка (мышления, памяти, речи и других интеллектуальных функций).

ЗАДАЧИ: — выявление одаренных детей из числа показывающих высокие в ходе учебной деятельности и при применении психологических методов диагностики с учетом экспертных оценок учителей и родителей; — формирование умения учиться как базисной способности саморазвития и самоизменения (умения выделять учебную задачу, организовывать свою деятельность во времени, способности умело распределять свое внимание и т.п.); — воспитание навыков общения, т.к. для одаренного ребенка в 6–7 лет умение учиться — это прежде всего способность включаться и инициировать учебное сотрудничество; — обеспечение и сохранение душевного здоровья и эмоционального благополучия детей как необходимого условия успешности любой деятельности, особенно учебной. Реализация перечисленных задач возможна при соблюдении следующих УСЛОВИЙ, влияющих на интеллектуальное формирование младшего школьника:

1. Забота о сохранении здоровья: полноценном функционировании нервной системы ребенка, обеспечивающем способность к сосредоточенному умственному труду, соблюдении режима умственного труда и отдыха, достаточной физической активности в целях удовлетворения возрастных потребностей.

 2. Сохранение высокой самооценки одаренного ребенка, непосредственно связанной с развитием любознательности и в целом с развитием личности. Начальные неуспехи в учении, "подкрепляемые" систематическими отрицательными оценками, разрушают недостаточно укрепившуюся познавательную потребность.

 3. Формирование системы приоритетных учебных мотивов, в которой отметка не является главным мотивом учебной деятельности, а только средством обратной связи учителя и ученика при оценивании работы последнего.

 4. Организация развивающей среды, стимулирующей любознательность ребенка и обеспечивающей возможность ее удовлетворения (беседы, лекции, кружки, экскурсии, пример заинтересованных окружающих взрослых).

 5. Стратегия ускорения обучения одаренных детей, допускающая возможность системы экстерната и перешагивания через класс по отдельным предметам при наличии решения психолого-педагогического совета.

 6. Организация контроля  за развитием познавательной деятельности одаренных учащихся в виде:

1) контроля по результатам (итоговый контроль),

2) процессуального контроля,

3) предметных тестов.

4. Содержание, методы и формы работы с одаренными учащимися

  Содержание работы с одаренными учащимися определяется в рамках каждой из учебных дисциплин, однако, общими требованиями к отбору учебных программ, определяющих это содержание, выступает соответствие программы специфике гимназии как учебного учреждения. В случае отсутствия такой программы среди опубликованных, необходима корректировка существующих программ либо создание авторских программ. Содержание учебного материала должно настраивать учащихся на непрерывное обучение, процесс познания должен быть для таких детей самоценным. А главное, нужен постепенный переход к обучению не столько фактам, сколько идеям и способам, методам, развивающим мышление, побуждающим к самостоятельной работе, ориентирующим на дальнейшее самосовершенствование и самообразование, постепенное ПРОЯВЛЕНИЕ той ЦЕЛИ, ради которой они прилагают столько духовных, интеллектуальных и физических усилий. Для оптимального развития одаренных учащихся должны разрабатываться специальные развивающие программы по отдельным предметам в рамках индивидуальной программы обучения одаренного учащегося. В обучении одаренного учащегося может реализовываться стратегия ускорения (имеется в виду, в первую очередь, изменение скорости обучения), в работе с такими учащимися можно использовать более быстрое продвижение к высшим познавательным уровням в области избранного предмета. Стратегия ускорения не универсальна. Она нуждается в сочетании со стратегией обогащения (углубления). Одаренный учащийся должен получать дополнительный материал к традиционным курсам, большие возможности развития мышления, креативности, умений работать самостоятельно. Поэтому программы по отдельным предметам для одаренных учащихся должны быть ориентированы на более сложное содержание, направлены на увеличение объема знаний в конкретной области и на развитие умственных операций. Методы и формы работы с одаренными учащимися, прежде всего, должны органически сочетаться с методами и формами работы со всеми учащимися гимназии и в то же время отличаться определенным своеобразием. Могут использоваться, в частности, тематические курсы,  мозговые штурмы во  всех вариантах, ролевые тренинги, развитие исследовательских умений  и художественной активности в форме научно-практической работы или творческих зачетов и т. п. Решая вопрос об организационных формах работы с одаренными учащимися, следует признать  нецелесообразным выделять  таких учащихся в особые группы для обучения по всем предметам. Одаренные учащиеся должны обучаться в классах вместе с другими, тоже очень хорошо подготовленными и способными гимназистами. Это позволит создать условия для дальнейшей социальной адаптации одаренных детей и одновременно для выявления скрытой до определенного времени одаренности, для максимально возможного развития всех учащихся гимназии. Однако, при этом не исключается возможности создания групп одаренных учащихся для выполнения ими различного рода проектной деятельности, 9 творческих заданий или групп учащихся, работающих по особым методиками, корректирующим в случае необходимости погрешности в усвоении одаренными учащимися материала отдельных учебных дисциплин. Прежде всего, методы и формы работы могут быть разделены на урочные и внеурочные. Основной формой организации учебного процесса в гимназии остается урок. Формы и приемы в рамках отдельного урока должны отличать значительным разнообразием и направленностью на дифференциацию и индивидуализацию работы. Широкое распространение должны получить групповые формы работы, различного рода творческие задания, различные формы вовлечения учащихся в самостоятельную познавательную деятельность, дискуссии, диалоги. Перечисленные формы работы и виды деятельности могут найти широкое распространение в рамках семинарской формы работы, в различных практикумах и при проведении лабораторных занятий в условиях деления класса на подгруппы при изучении профильных дисциплин. Каждый учебный предмет определяет специфику применяемых форм, методов и приемов работы. Среди форм и методов внеурочной работы богатыми возможностями выявления и развития одаренных учащихся выступают различные факультативные курсы, кружки, конкурсы, интеллектуальный марафон, вовлечение гимназистов в участие в самых различных олимпиадах и конкурсах вне гимназии и, разумеется, система внеурочной исследовательской работы учащихся. Важным фактором, влияющим на развитие одаренных гимназистов и на выявление скрытых одаренности и способностей,  призвана выступать система внеклассной воспитательной работы в гимназии. Основой формирования такой системы выступает "погружение в культуру". Функциями системы являются обучающая, развивающая и воспитывающая функции, а организующим началом системы- является игра.

5. Условия успешной работы с одаренными учащимися 

1. Осознание важности этой работы каждым членом коллектива гимназии и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению.

2. Создание и постоянное совершенствование гимназической методической системы и предметных подсистем работы с одаренными учащимися.

3. Признание руководством и коллективом гимназии того, что реализация системы работы с одаренными учащимися является одним из приоритетных направлений в работе гимназии.

4. Включение в работу с одаренными учащимися, в первую очередь, учителей, обладающих качествами, необходимыми для этой работы: — учитель для одаренного ребенка является личностью, продуктивно реагирующей на вызов, умеющей воспринимать критику и не страдать психологическим комплексом при работе с людьми более способными и знающими, чем он сам. Взаимодействие учителя с одаренным ребенком должно быть направлено на оптимальное 10 развитие способностей, иметь характер помощи, поддержки, быть не директивным; — учитель верит в собственную компетентность и возможность решать возникающие проблемы. Он готов нести ответственность за последствия принимаемых им решений, и одновременно,  ощущает себя человеком, заслуживающим доверия, уверен в своей человеческой привлекательности и состоятельности; — учитель считает окружающих способными самостоятельно решать свои проблемы, верит в их дружелюбие и в то, они имеют положительные намерения, им присущее чувство собственного достоинства, которое следует ценить, уважать и оберегать; — учитель стремится к интеллектуальному самосовершенствованию, охотно работает над пополнением собственных знаний, готов учиться у других и заниматься самообразованием и саморазвитием. Перечисленные качества определяют готовность учителя к работе с одаренным учащимся. 5. Постоянная работа по совершенствованию учебно-воспитательного процесса в гимназии с целью неуклонного снижения учебной и психологической перегрузки учащихся.

6. Направления совершенствования системы работы

  с одаренными учащимися 

1. Создание подсистемы диагностики одаренности учащихся гимназии и организация эффективного функционирования этой системы.

2. Расширение и совершенствование деятельности психологической службы в гимназии.

3. Включение проблемы работы с одаренными учащимися как приоритетного направления в систему научно-методической и опытно-экспериментальной работы учителей гимназии.

4. Создание и организация работы научного общества учащихся.

5. Создание и дальнейшее совершенствование системы факультативных курсов и элективных курсов как курсов по выбору в рамках обязательной учебной нагрузки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Концепция инновационной деятельности «Творческое задание как форма работы с одаренными детьми»

В своей педагогической практике большое внимание уделяю, одной из актуальных проблем в современной педагогике и психологии, творческим заданиям в художественной деятельности детей с признаками художес...

Организация работы с одаренными детьми. Индивидуализация работы с одаренными детьми.

       Практика развития творческого потенциала одаренных учащихся предполагает разработку и реализацию специальных образовательных  программ, учебного плана и учебных ...

Система работы с одаренными детьми в рамках реализации Концепции математического образования

Одаренный ребенок… Лишние раздражающие вопросы на уроке или поле для совместного творчества? Статья будет полезна увлеченным математикой, творчески работающим педагогам....

Мультимедийная презентация: "Работа с одаренными детьми на уроках математики в рамках реализации Концепции развития математического образования в Российской Федерации".

Региональный научно-практический семинар:«Современные подходы к  организации обучения математики и физики при     реализации Концепции математического образования в РФ&r...

Статья: "Работа с одаренными детьми на уроках математики в рамках реализации Концепции развития математического образования в Российской Федерации".

Региональный научно-практический семинар:«Современные подходы к  организации обучения математики и физики при     реализации Концепции математического образования в РФ&r...