Статья Применение дистанционного обучения в СПО — проблемы и пути решения.
статья

 

Пандемия и повсеместный карантин вынесли на поверхность такую форму учебы, как дистанционное обучение, которое сразу же обнажило возникшие проблемы и потребовало поиска на ходу их решения.

Ну вот, казалось бы, зачем аудитории, лекционные залы, хождение в техникум,  когда есть возможность иметь гибкий график учебы и отдыха, и просто в свое удовольствие поспать? Зачем уезжать на учебу в другой город, когда и в своем уютно и хорошо? Может это форма учебы близкого и далекого будущего?

Если бы все это оказалось так. Оказывается, дистанционному обучению уже более 100 лет и оно практиковалось в Европе, как форма обучения иностранным языкам с рассылкой аудио, а затем видеокассет. Появление Интернета, видеокамер расширило возможности удаленного обучения не только технически, но и сулило учебным заведениям, особенно из небогатых стран,  резко увеличить охват учебой новых людей, относительно экономя на накладных расходах и повышая рентабельность учреждений образования.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_yugov.docx21.12 КБ

Предварительный просмотр:

Югов Вадим Владимирович

Мастер производственного обучения

Применение дистанционного обучения в СПО — проблемы и пути решения.

Пандемия и повсеместный карантин вынесли на поверхность такую форму учебы, как дистанционное обучение, которое сразу же обнажило возникшие проблемы и потребовало поиска на ходу их решения.

Ну вот, казалось бы, зачем аудитории, лекционные залы, хождение в техникум,  когда есть возможность иметь гибкий график учебы и отдыха, и просто в свое удовольствие поспать? Зачем уезжать на учебу в другой город, когда и в своем уютно и хорошо? Может это форма учебы близкого и далекого будущего?

Если бы все это оказалось так. Оказывается, дистанционному обучению уже более 100 лет и оно практиковалось в Европе, как форма обучения иностранным языкам с рассылкой аудио, а затем видеокассет. Появление Интернета, видеокамер расширило возможности удаленного обучения не только технически, но и сулило учебным заведениям, особенно из небогатых стран,  резко увеличить охват учебой новых людей, относительно экономя на накладных расходах и повышая рентабельность учреждений образования.

Но если бы не проблемы. Обобщенно, проблемы включают в себя качество обучения, скрытые расходы, неправильное использование технологий и возникшие новые отношения преподавателей, студентов. Каждый из них влияет на общее качество дистанционного обучения как конечного продукта.

За последние месяцы пандемия создала и обнажила много проблем для учителей, студентов и родителей, когда они перешли к домашнему обучению во всем мире. Системы, различные электронные  площадки как в России так и в нашей Республике  давали постоянные сбои. Преподавателей мучали проблемы с авторизацией, личным кабинетом, обменом информацией в обе стороны. Серверы были не стабильны, и у них исчезала часть информации.

Выясняется,  что у преподавателей были разные взгляды на дистанционное обучение. Мало того, слишком часто преподаватели не планируют свои уроки, чтобы воспользоваться преимуществами представленной технологии. А это влияет на качество обучения.

Современный и прошлый скоротечный  опыт показал, что преподаватели часто оказывались деморализованной группой, воспринимающей условия труда плохими, совсем не привлекательную для них изоляцию от обучаемых, личную и профессиональную депрессию.

Как оказалось, технологии дистанционного обучения для техникумов оказались малопригодными и часто просто отсутствовали. Их должны были предложить методисты и инструкторы, но в среде, прежде всего средне профессионального  образования, вызов времени застал министерства и органы управления образовательными учреждениями врасплох.

Неожиданной проблемой стала недостаточная компетентность преподавателей в использовании современных цифровых технических средств в подготовке и донесении информации, которая связывала многих по рукам и ногам. Особенно остро проблема ощущалась в  средних профессиональных  учебных заведениях. Скованность и некомпетентность сильно влияли на способности преподавательского состава в обучении студентов. Те, кто адаптировался, по мнению технических работников, превосходили остальных преподавателей в проведении занятий.

 

Второй проблемой возникшей при дистанционном обучении стала в семьях, где и родители стали работать удаленно. Наличие одного компьютера создало напряженные отношения между детьми и родителями, а низкие скорости передачи данных, зависания изображений часто превращали работу и учебу в пытку. В особом положении оказались многодетные семьи и с низким достатком, что часто одно и то же.

Все это привело к росту нагрузки как на преподавателей, так и на студентов и их родителей. Преподавателям приходилось набирать задания вручную заново, быть постоянно в «эфире», что приводило их в сложное эмоциональное состояние. «Оживление в зале» возникало, когда преподаватель вел урок из дома, где при видеоуроке мог на экране появиться их маленький ребенок или домашнее животное.

Проведение видеоуроков превращалось для многих преподавателей в стрессовый фактор, так как не все могут работать на камеру и в ограниченном камерой пространстве, а также требует очень больших затрат времени.

 Дистанционное обучение выявило дефицит оборудования для этих целей в учреждениях образования, а также скудость выделенного Интернет- трафика и скоростей, когда потребность в них возросла многократно.

Вместе с тем и новое тревожное для преподавателей обстоятельство: дистанционное обучение показывает администрации учреждений еще один соблазн- использовать видеолекции из библиотек, что значительно дешевле, чем оплата труда преподавательского состава.

Наконец, у студентов есть их проблемы с дистанционным обучением. Не все студенты подходят для этого типа обучения, и не все предметы лучше всего изучаются через эту среду. Более зрелые студенты, скорее всего, найдут успех при дистанционном обучении.

Участие в процессе совместного обучения является важной частью формирования основы учебного сообщества и фактором успеваемости. На это не обращалось внимания, а при удаленном обучении стало заметным. В ситуации, когда зрительный контакт и близость между сторонами учебного процесса ограничены, ученики не могут быть подвергнуты дисциплинарному взысканию или замечаниям, не ясна их реакция о понимании материала.

         Дистанционное обучение требует так же обратной связи между преподавателем и учащимися. Нужно отвечать на их вопросы. Иное дело- когда есть возможность это делать устно, и совсем другое письменно, да еще на многие вопросы. Это требует больших временных затрат.

Технологии дистанционного обучения, несомненно, будет продолжать улучшаться, важнейший элемент в цепочке, который нуждается в немедленном улучшении — это методисты и преподаватели. Им необходимо адаптировать свои методы к формату дистанционного обучения.

Преподаватели также должны понимать, что технические специалисты в учреждениях образования является неотъемлемой частью опыта дистанционного обучения, и относиться к ним соответственно.

И здесь прогресс не спит. Многие месседжеры, как WhatsApp, Viber, Skype – бурно развивают конференцсвязь с общением уже до десяти и более участников конференции одновременно.

Но как быть с высокоскоростным Интернетом и доступом к видеоконтенту? Ведь это удел лишь жителей средних и больших городов с плотной и многоэтажной застройкой, где взамен линиям с медными парами приходят кабели на основе оптических волокон. Что делать жителям в отдаленных районах, небольших поселков, деревень насчет доступа к Интернету с высокими скоростями?

Выход здесь в переходе обучающихся к мобильному интернету с его достаточно высокими скоростями и заменой своих смартфонов и планшетов на более современные. Все это требует расходов. Но эти затраты обещают лучший доступ к важнейшему фактору эффективности образования, обучения- общению и обратной связи между учениками и преподавателями.

А преподаватели должны быть мотивированы в качественной подготовке к занятиям и часть ответственности за мотивацию должна лежать на администрации заведений и их поддержке образовательных и технических программ.

Поскольку преподавание при дистанционном обучении предполагает новую роль для преподавателей, администрации должны предоставить им время, инструменты и обучение для выполнения этих новых обязанностей. Руководство должно обучать методистов этой роли и способам решения проблем.

 Несмотря на необходимость улучшения, будущее дистанционного обучения все же кажется светлым. Растущее число студентов, обучающихся дистанционно, подчеркивают необходимость всесторонней и вдумчивой эволюции дистанционного образования, чтобы стать образовательной моделью будущего. Система обладает огромным потенциалом для доставки и получения образовательных программ в отдаленные места.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Патриотизм и гражданственность в современной школе: проблемы и пути решения.

Школа всегда уделяла огромное внимание патриотическому воспитанию подрастающего поколения. Но последние 10 лет демократии несколько осложнили задачу педагогов. В чем причины такого положения дел? Како...

"Современные образовательные технологии и методики обучения детей в области искусства. Проблемы и пути решения"

Россия – страна великой культуры и высокой духовности. Нравственность и духовный авторитет всегда ценились у нас  выше, чем богатство и власть. В последние годы много говорится о разрушенны...

Первые результаты введения ФГОС НОО: проблемы и пути решения.

В данном материале рассматриваются первые результаты внедрения ФГОС НОО в КОГОАУ СОШ г. Лузы, которая в 2010 году вступила в пилотный проект и успешно его реализует уже в 1-3 классах....

Проблемы и пути решения в преподавании биологии при переходе на ФГОС второго поколения

В статье отражены проблемы и пути их преодоления при переходе на ФГОС второго поколения...

Статья на тему: «Социализация детей с ОВЗ. Проблемы и пути решения»

В статье рассматриваются проблемы и пути решения социализации детей с ОВЗ...

СТАТЬЯ "Применение дистанционных форм обучения в преподавании английского языка"

Применение дистанционных форм обучения в преподавании английского языка...

Формирование метапредметных умений обучающихся-инофонов в процессе обучения математике: проблемы и пути решения

Формирование метапредметных умений обучающихся-инофонов в процессе обучения математике: проблемы и пути решения...