Анализ педагогического опыта
материал

Колесникова Ольга Александровна

Анализ педагогического опыта

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analiz_pedagogicheskogo_opyta.docx20.72 КБ

Предварительный просмотр:

Колесникова Ольга Александровна, МБОУ БСОШ№2,

 учитель истории и обществознания

Анализ педагогического опыта

Тема: «Проектная и исследовательская   деятельность на уроках истории как средство реализации ФГОС»

В основе нового ФГОС второго поколения лежит системно-деятельностный подход. Он подразумевает, что достижения учащихся в области образования не могут быть ограничены только получением предметных знаний, умений, навыков. Будущие выпускники должны уметь работать с быстро изменяющейся информацией, самостоятельно получать новые знания, уметь применять их на практике. Кроме того, они должны быстро адаптироваться в новых условиях, уметь критически мыслить, решать проблемы. Поэтому ориентация на получение знаний меняется на компетентностно-ориентированный подход в образовании. А одной из педагогических технологий, которая поддерживает такой проект, является метод проектов. Возросший интерес к методу проектов объяснятся тем, что он позволяет реализовать основные направления модернизации образования. Он основывается на личной заинтересованности учащегося в приобретении знаний для решения реальной проблемы. Участие в проекте позволяет приобрести уникальный опыт как школьникам, так и педагогам, невозможный при других формах обучения. Современному учителю необходимо научить учащихся самостоятельно добывать знания, мыслить критически, применять полученные знания на практике. Именно поэтому я обратилась к данной теме. Преимущества этого метода очевидны.

- Во-первых, он позволяет решить проблему мотивации учащихся, что очень актуально в современной школе.

- Во-вторых, реализуется личностно-ориентированный подход, когда каждый учащийся может выбрать ту тему проекта, которая ему интересна.

- В-третьих, работая над проектом, учащиеся осваивают алгоритм выполнения работы, учатся самостоятельно искать и анализировать литературу и другие источники информации.

- В-четвертых, метод проектов тесно связан с информационными технологиями, без знания и использования  которых современное общество существовать просто не может. Уроки истории дают неограниченные возможности для реализации проектной деятельности.

Каким образом организуется проектная деятельность?

Примерный план работы:

  1. Проанализировать учебную программу и определить возможные темы для проектов.
  2. Выделить проблему, которую необходимо решить учащимися в ходе выполнения проекта.
  3. Определить тему проекта, его цель.
  4. Составить план работы над проектом.
  5. Организовать практическую (исследовательскую) деятельность по выполнению проекта: (выдвижение гипотез исследования, выбор и обоснования основной гипотезы, сбор информации, анализ информации, формулирование выводов, оформление результатов).
  6. Продумать форму представления проекта.
  7. Рефлексия (самооценка) - размышление о проделанной работе.
  8. Представление проекта на научно-практической конференции.

В своей педагогической деятельности я начинаю привлекать учащихся к выполнению проекта с 5 класса. В 5 классе учащиеся только приступают к постепенному освоению проектной деятельности по предмету «история». Сначала детей необходимо заинтересовать предметом, подходить к уроку творчески, материал подбирать углубленный, выходящий за рамки школьного учебника, обращать внимание на детали. Когда ребенка заинтересует какая-то тема, отдельный вопрос, когда он захочет получить больше информации об этом, тогда и начинается проектная деятельность.

В 5-6 классах проектная деятельность, на мой взгляд, может быть следующих типов: информационного (например, «Развитие письменности в Древнем мире», «Знаменитые греки», «История олимпийских игр»); творческого (например, «Семь чудес света», «Наскальная живопись», «Мода в Средние века) и ролевого-игрового («Школа в Междуречье», «Охота древних людей», «Иван Грозный – гений или злодей?» (суд). Форма работы может быть – как групповой, так и индивидуальной. Но, чаще всего, в этих классах дети предпочитают групповые проекты, так как еще не обладают навыками самостоятельности в полной мере.

Но, несмотря на разнообразие типов и форм, это всегда мини-проекты, которые краткосрочные, не требующие больших умственных усилий и кропотливой работы. Так, например, после изучения соответствующих параграфов, посвященных письменности тех или иных народов, ребятам предлагается изготовить папирус с иероглифами, глиняную табличку с клинописью, берестяную грамоту и т.д. После тем, посвященных быту древних народов, мы изготавливаем жилища древних людей. После изучения культуры той или иной страны, мы строим пирамиды, делаем наскальные рисунки и т.п.

В 6 классах, помимо творческих макетов средневекового замка, корабля викингов, средневековой деревни, мы переходим к более сложным формам. Ребятам предлагается придумать свою историю жизни рыцаря, свой герб, знамя, девиз, отправить его в поход, описать приключения. Все это оформить в виде древнего манускрипта.

Выполнение мини-проектов предполагает создание конкретного продукта, который может представлять различные формы: таблица, описание, фото-, аудио-, видеоотчеты, каталог, словарь, альбом, газета, дневник, журнал, путеводитель, презентация, справочник, программа. Значимость мини – проектов в том, что они могут стимулировать внутреннюю познавательную мотивацию всех учащихся.

В 7-9 классах, когда ребенок овладеет первоначальными навыками проектной деятельности, то, помимо творческих проектов, целесообразно выполнять  более сложные типы проектов – исследовательским, практико-ориентированным и другим. В этих классах учащиеся имеют уже некоторый запас исторических знаний, овладевают навыками самостоятельной работы, умеют анализировать, сравнивать, выбирать главное. Поэтому темы проектов уже более сложные, требующие значительного количества времени, изучения большого числа источников и литературы, глубокого осмысления, анализа, сравнения. Среди них можно привести для примера следующие темы: «Возможно ли было избежать периода «Смутного времени?»; «Наука побеждать» (деятельность А.В.Суворова); «Можно ли назвать эпоху Н.С. Хрущева великой?»; «Великая Отечественная война в судьбе моей семьи»; «Коллективизация – успех или трагедия крестьянина-труженика» и т.д. Список можно продолжать бесконечно, ведь вся история основана на загадках и противоречиях.

В прошлом учебном году 2019/2020, с учащейся 8Б класса, Мелентьевой Дарьей, принимали участие в научно-практической конференции «Российский патриотизм его истоки в номинации» - «Великая Отечественная война в моей семье». Процесс работы был не менее важен, чем результат. Для меня, как учителя-это овладение искусством коммуникативности, не навязывать свою точку зрения, для  Даши - овладение исследовательскими методами (анализ литературы, сбор и обработка данных), а самое главное это вклад в историю своей семьи. Учебным результатом опыта проектирования является способность создавать и защищать свой продукт. Через эмоциональное переживание, погружение в проблему, переживание «ситуации успеха».

Есть определенные трудности: трудно совместить данный метод с урочной работой, трудоемкий метод. Так же к трудностям можно отнести то, что в средних  классах учащиеся выполняют групповую работу, вместе отвечают за ее итог, а в старших классах перед подростком стоит задача не просто показать навыки работы проектной деятельности, но и показать навыки самостоятельной работы.

Главный результат – компетентность учащихся в области истории, конкретные умения и навыки, которые формируются в ходе проектной деятельности.

Проектная деятельность способствует более глубокому осмыслению учащимися прошлого и настоящего России, развитию критического мышления. В ходе работы над проектами дети учатся проявлять инициативу, ставить цели, разрабатывать план ее достижения, сотрудничать с другими людьми


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение педагогического опыта по внедрению технологии «Формирование диалогического опыта личности в процессе изучения литературы», разработанной Светланой Владимировной Беловой.

Опыт моей пятилетней работы показал, что в ситуации не-чтения учащимися программных произведений данная технология является одной из самых действующих, помогающей развитию диалогичности не только личн...

1. Представление собственного инновационного педагогического опыта. Тема инновационного педагогического опыта: «Повышение качества обучения и воспитания за счёт применения инновационных технологий».

Качество обучения и воспитания повышаю за счёт применения инновационных технологий и эффективного использования учебного времени.В своей педагогической деятельности эффективно использую современные об...

ТЕКСТ ЛИРИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ КАК ОБЪЕКТ ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА /из опыта работы: анализ стихотворения М.Ю.Лермонтов «Из-под таинственной, холодной полумаски»/.

В современном преподавании литературы в школе одной из самых важных является работа над анализом, изучением, исследованием художественного произведения.В связи с этим наиболее эффективной формой...

Тема педагогического опыта: «Работа с эпиграфом как один из эффективных способов обучения учащихся II ступени анализу художественного произведения в процессе преподавания русского языка и литературы на основе проблемного подхода».

Уровень опыта по степени новизны состоит  в адаптации системы методов и приемов проблемного обучения к преподаванию русского языка и литературы с целью активизации познавательной деятельнос...

Анализ педагогического опыта обучения детей гитарному ансамблевому музицированию

В отличие от большого количества учебно-методических пособий, предназначенных для развития индивидуальной исполнительской техники гитаристов, работ, посвященных становлению искусству ансамблевого музи...

Приказ о внесении педагогического опыта в муниципальный "Банк данных инновационного педагогического опыта"

Приказ о внесении педагогического опыта в муниципальный "Банк данных инновационного педагогического опыта"...