Результаты мониторинга эффективности внедрения и тиражирования технологии создания учебных материалов (видеоуроков)
материал

В ноябре месяце 2020 года в рамках реализации проекта «Совершенствование подходов к разработке и использованию обучающих материалов для учебных предметов (предметных областей) в общеобразовательных организациях в условиях развития современной цифровой образовательной среды» по заказу Министерства просвещения Российской Федерации, ООО «Верконт Сервис» провел мониторинг эффективности внедрения и тиражирования технологии создания учебных материалов (видеоуроков).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ro-07-19_statya_analiz_monitoring_01.11.20.doc237 КБ

Предварительный просмотр:

Результаты мониторинга эффективности внедрения и тиражирования технологии создания учебных материалов (видеоуроков)

В ноябре месяце 2020 года в рамках реализации проекта «Совершенствование подходов к разработке и использованию обучающих материалов для учебных предметов (предметных областей) в общеобразовательных организациях в условиях развития современной цифровой образовательной среды» по заказу Министерства просвещения Российской Федерации, ООО «Верконт Сервис» провел мониторинг эффективности внедрения и тиражирования технологии создания учебных материалов (видеоуроков).

Мониторинг проводился с целью изучение динамики хода процесса и результатов внедрения и тиражирования технологии создания учебных материалов.

Представляем результаты внедрения и тиражирования технологии создания учебных материалов (видеоуроков) в рамках проведения мониторинга. Анализ и оценка собранных данных произведены в разрезе разных субъектов страны.

Рассмотрим, каким дидактическим требованиям к структуре учебных материалов отвечают видеоуроки педагогов, ознакомившись с диаграммой.

Рисунке 1 – Элементы в качестве компонентов системы оценки знаний, которые использованы в созданном уроке

На рисунке 1 представлено распределение использованных в видеоуроке компонентов системы оценки знаний. Как оказалось, большинство педагогов используют тесты (17%). Среди других компонентов – вопросы, творческие задания-суждения, интерактивные элементы, загадки, викторины, исследовательские задания, кроссворды, ребусы. Реже всего педагоги задействуют дискуссии (5%).

Проанализируем формы учебной работы, которые используют современные педагоги в видеоуроках.

Рисунок 2 – Формы учебной работы, используемые в рамках созданного видеоурока

Мониторинг показал, что большинство участников опроса (39%) предусмотрели оптимальное сочетание фронтальной, индивидуальной и групповой работы. 26% педагогов утверждают, что в рамках урока заложен достаточный объем самостоятельной работы. 18% считают, что рационально используется работа обучающихся в микрогруппах. Еще в 9% случаев преобладает фронтальная форма работы, в 5 % – предусмотрен малый объем самостоятельной работы. И только 3% опрошенных отмечают, что формы учебной работы в рамках видеоурока являются однообразными.

Опрос также был направлен на то, чтобы определить, придерживались ли педагоги рекомендаций технологии по созданию видеоуроков и учитывали ли они психолого-физиологические особенности обучающихся при разработке материалов.

Рисунок 3 – Следование рекомендациям технологии по созданию учебных материалов (видеоуроков) применительно к каждому технологическому решению видеоурока с учетом психолого-физиологических особенностей обучающихся

Как выяснилось в ходе мониторинга, 43% опрошенных педагогов придерживались указанных рекомендаций. В полной мере им следовали 38% респондентов. 11% опрошенных педагогов не создают видеоуроки и используют только разработанные материалы. Еще 7% респондентов затруднились ответить. 1% респондентов отметил, что указанные рекомендации при создании видеоурока не использовались.

В ходе опроса педагоги также рассказали, на каких занятиях они используют видеоуроки.

Рисунок 4 – Использование видеоуроков

Как выяснилось, 52% педагогов используют видеоуроки на урочных занятиях в образовательной организации. 32% опрошенных отметили, что применяют видеоуроки на внеклассных мероприятиях, а 13% – на занятии с учеником, который находится на домашнем обучении.

Кроме того, опрос помог выяснить, насколько эффективно внедрение технологии видеоуроков применительно к учебному предмету.

Рисунок 5 – Эффективность внедрения технологии создания видеоуроков применительно к преподаваемому учебному предмету (предметной области)

В целом, внедрение технологии создания видеоуроков было оценено педагогами как эффективное. Только 8% участников опроса отметили, что в учебном процессе существенно ничего не изменилось. 2% педагогов посчитали внедрение технологии применительно к преподаваемому учебному предмету неэффективным.

Выводы

Результаты мониторинга эффективности внедрения и тиражирования технологии создания учебных материалов (видеоуроков):

для организации занятий с видеоуроками большинству педагогов требуется только школьный компьютер (или компьютер с проектором);

видеоуроки создаются с применением наиболее доступной и простой в использовании, но, в то же время, малофункциональной программы – Power Point;

основным методом создания видеоуроков является использование комбинированных материалов, таких как текст, видео, аудио, что способствует наиболее эффективному усвоению учебного материала;

в видеоуроках педагоги делают акцент на четкую формулировку сути вопроса, яркие примеры и логичное изложение учебного материала;

основные дидактические требования к структуре создания видеуроков реализует большинство педагогов, при этом реже всего используются инфографика и соблюдение единого стиля видеоурока;

относительно большой процент видеоуроков предусматривает оптимальное сочетание фронтальной, индивидуальной, групповой работы и достаточный объем самостоятельной работы;

сравнительно большое количество педагогов при создании видеоуроков в полной мере или частично придерживались рекомендаций и инструкций по созданию материалов, учитывая психолого-физиологические особенности обучающихся;

как правило, респонденты используют видеоуроки на урочных занятиях в образовательной организации и на внеклассных мероприятиях.

В целом, педагоги отмечают эффективность внедрения технологии создания видеоуроков применительно к преподаваемому ими предмету.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на педсовете "Внедрение современных педагогических технологий в учебный процесс с целью формирования познавательного интереса обучающихся", 2008

Доклад на педсовете "Внедрение современных педагогических технологий в учебный процесс с целью формирования познавательного интереса обучающихся"...

Профессиональный проект_Внедрение современных педагогических технологий в учебный процесс на уроках географии

Новые технологии обучения  на уроках географии в школе закрытого социума...

Внедрение дистанционных образовательных технологий в учебный процесс общеобразовательных учреждений.

Определение дистанционного обучения. Деятельность при ДОТ. Типы уроков с примененеием ДОТ....

Внедрение современных педагогических технологий в учебный процесс на уроках физики

21 век – время перемен. И в наше время  в российское образование пришли новые веяния. Появились новые подходы к извечным проблемам: как учить, какие педагогические технологии использовать, какие ...

Педагогическая мастерская «Технология создания учебных заданий, как средство достижения планируемых результатов ФГОС»

Тема: «Технология создания учебных заданий, как средства достижения планируемых результатов ФГОС»Цель: формирование понимания принципов построения учебных заданий, как средства достижения ...

ПОЛОЖЕНИЕ о проведении Фестиваля учебных материалов (видеоуроков) педагогов в рамках проекта «Телешкола»

ПОЛОЖЕНИЕ о проведении Фестиваля учебных материалов (видеоуроков) педагогов в рамках проекта «Телешкола»...