Оценивание на уроках русского языка и литературы ФГОС
учебно-методический материал

Федеральный государственный образовательный стандарт содержит чёткие требования к системе оценки достижения планируемых результатов (пункт 4.1.8)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Оценивание на уроках русского языка и литературы в условиях введения требований нового Федерального государственного образовательного стандарта

Федеральный государственный образовательный стандарт содержит чёткие требования к системе оценки достижения планируемых результатов (пункт 4.1.8). В соответствии с ними система оценки должна:

1. Фиксировать цели оценочной деятельности:

а) ориентировать на достижение результата

-        духовно-нравственного развития и воспитания (личностные результаты),

-        формирования универсальных учебных действий (метапредметные результаты),

-        освоения содержания учебных предметов (предметные результаты);

б) обеспечивать комплексный подход к оценке всех перечисленных результатов образования (предметных, метапредметных и личностных);

в) обеспечить возможность регулирования системы образования на основании полученной информации о достижении планируемых результатов; иными словами − возможность принятия педагогических мер для улучшения и совершенствования процессов образования в каждом классе, в школе, в региональной и федеральной системах образования.

2. Фиксировать критерии, процедуры, инструменты оценки и формы представления её результатов.

3. Фиксировать условия и границы применения системы оценки.

В условиях традиционной системы обучения оценивались главным образом усвоенные учащимися знания, умение их воспроизводить в полной мере, а остальные компоненты содержания образования — практические умения, эмоционально-ценностные отношения,  — большей частью не принимались во внимание. При этом оценивались только результаты освоения отдельных предметов; оценочные задания межпредметного (универсального, метапредметного) характера практически не использовались.

Вместо официального классного журнала главным средством накопления информации об образовательных результатах ученика должен теперь стать портфель достижений (портфолио). Официальный классный журнал, конечно, не отменяется, но итоговая оценка (решение о переводе на следующую ступень образования) теперь будет приниматься не на основе годовых предметных отметок в журнале, а на основе всех результатов (предметных, метапредметных, личностных; учебных и внеучебных), накопленных в портфеле достижений ученика за год.

На уроках я использую все перечисленные в основном документе (ФГОС) методы и формы оценки достижения результатов учащихся. Наиболее активно я пользуюсь такими методами оценивания достижений учащихся как проекты, разнообразные творческие и практические работы, тестирование, само- и взаимоконтроль

Для оценивания  предметных  результатов на своих уроках я использую индивидуальный, групповой, фронтальный и дифференцированные виды контроля. Это могут быть устные зачеты по теме (в виде монологической, диалогической речи), текущие проверочные и контрольные работы, контроль чтения (подробное, поисковое, выборочное), тестирования, самостоятельные работы, различные виды диктантов (терминологические, словарные, графические, цифровые), сочинения, изложения, опросы (письменные и устные),  викторины. Использую для контроля рабочие тетради, контрольно-измерительные материалы (КИМы) (Русский язык 5-11 классы) что помогает уже заранее начать подготовку к  ОГЭ и ЕГЭ.        

В отличие от традиционных форм в новых условиях в процесс оценивания достигнутых результатов включается и школьник. И организовать обучение школьников оценке собственных результатов, достижений своих товарищей становится одной из целей образования. На каждом уроке оценивание проводится в форме самоконтроля и взаимоконтроля  наряду с оценкой учителя.  

Оценочный лист —эффективная форма контроля, позволяющая получить информацию о знаниях и умениях школьника в виде таблицы, к которой заранее сформированы критерии. По отношению к ученику оценочный лист играет еще и мотивирующую роль, так как, глядя в него и используя критерии оценивания, ученик может сделать вывод об уровне своих знаний на уроке, в контрольной работе, по окончанию изучения темы. После написания работы, взаимо- или самопроверки обучающийся видит свои ошибки и типы орфограмм, с которыми ему предстоит поработать , а анализ результатов позволяет учителю определить уровень усвоения материала каждым обучающимся и автоматически спланировать работу с ним. Примеры некоторых оценочных листов, применяемых  мной на уроках русского языка и литературы:

Оценочный лист.

Оцени СВОЮ РАБОТУ на уроке.

Ответь на вопросы:

1. Сегодня на уроке я узнал(а)  ____________________________________________

2. Сегодня на уроке я научился(лась)  ____________________________________

3. Сегодня на уроке на научился(лась) лучше делать _________________________

4. Самым неожиданным для меня сегодня стало _____________________________

5. Сегодня на уроке я мог(ла) бы сделать лучше __________________

6. Осталось непонятным  _________________________________________________

Оценочный лист

«Что нужно сделать, чтобы правильно написатьо-ё после шипящих?»

Пример заполнения:

Я знаю (не знаю), как правильно писать о-ё после шипящих так как:

Моя оценка

Оценка учителя

Определяю, в корне или не в корне

Умею  

В корне подбираю проверочное слово с е- Ё

Умею  

Нет проверочного слова - О

Затрудняюсь

Не в корне - определяю отношение к глаголу, есть - Ё

Плохо  

Нет отношения к глаголу – под ударением О

Умею  

        

Все контрольные, тесты, словарные диктанты,  проверочные работы собираются детьми в отдельную папку - «Мои учебные достижения по русскому языку». Один раз в четверть все работы анализируется, высчитывается средний балл и отслеживается динамика.

В последние 3 года в своей практике я использую такой вид оценивания как оценивание по  заранее определённым критериям, когда уровень учебных достижений каждого ученика (знания, умения, навыки) оценивается по критериям и показателям, выделенным в соответствии с требованиями ФГОС. 
Критерий представляется как цель, ожидаемый результат образования, а оценивание по любому из критериев – это определение степени приближения ученика к данной цели. Например, в 5 классе при изучении раздела «Фонетика. Орфография» составляем следующие критерии: 
Критерий А 
-знать единицы фонетики: звуки речи, слог, ударение, интонация; 
-знать алфавит и произношение букв; 
-различать твёрдые и мягкие, глухие и звонкие согласные, гласные ударные и безударные; 
-различать звуки и буквы; 
-правильно обозначать звук на письме; 
-уметь расставлять ударения в словах; 
-знать и формулировать правили орфографии по изученным правилам. 
Критерии Б 
-уметь использовать правила на изученные орфограммы, объясняя правописание слов; 
-различать типы слогов; 
-производить фонетический разбор слова; 
Критерий С 
-уметь передавать информацию из раздела «Фонетика и орфография» логично и последовательно; 
-уметь определять звуковой состав слов в речи; 
-уметь использовать принципы орфографии и объяснить правописание слов на изученные правила; 
Умело пользоваться орфографическим словарём. 
Оценивание по критериям позволяет: 
Учителям:

• Разработать критерии, способствующие получению качественных результатов; 
• Иметь оперативную информацию для анализа и планирования своей деятельности; 
• Улучшить качество преподавания; 
• Выстраивать индивидуальную траекторию обучения каждого ученика с учетом его индивидуальных особенностей; 
• Использовать разнообразные подходы и инструменты оценивания; 
• Вносить предложения по совершенствованию содержания учебной программы. 
Ученикам:

• использовать многообразие стилей обучения, типов мыслительной деятельности и способностей для выражения своего понимания; 
• знать и понимать критерии оценивания для прогнозирования результата, осознавать критерии успеха. 
• участвовать в рефлексии, оценивая себя и своих сверстников; 
Родителям:

 • Получать доказательства уровня обученности ребенка; 
• Отслеживать прогресс в обучении ребенка; 
• Обеспечивать ребенку поддержку в процессе обучения. 
Работа с текстом в бурятских классах необходима для развития речи учащихся. В 5 классе вместе с учениками вырабатываем следующие критерии при работе с текстом:

- выразительное чтение текста;

-правильное произношение слов;

 -умение передать содержание текста;

-умение определять тему и основную мысль текста;

 - умение составлять «тонкие» и «толстые» вопросы к тексту;

- выражать своё отношение к теме высказывания.

    При таком оценивании ученик становится настоящим субъектом своего обучения. Снижается школьная тревожность, и учитель от роли «судьи в последней инстанции» переходит к роли консультанта. Оценивание по критериям выполняет функцию обратной связи, когда ученик получает информацию о своих успехах и неудачах. При этом даже самые неудовлетворительные результаты промежуточной работы воспринимаются учеником лишь как рекомендации для улучшения собственных результатов. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирующее оценивание на уроках русского языка и литературы.

Представлены примеры форм для реализации формирующего оценивания...

Развитие метапредметных результатов посредством формирующего оценивания на уроках русского языка и литературы

В статье представлен опыт работы по развитию метапредметных результатов посредством формирующего оценивания. Здесь описаны такие приемы, как «Недописанное предложение»,  «Оценка...

Формирующее оценивание на уроках русского языка и литературы

Данная статья адресована педагогам, которые заинтересованы в применении технологии оценивания, стимулирующих оценочную самостоятельность учащихся. Материал познакомит с требованиями к процессу оценива...

Формирующее оценивание на уроках русского языка и литературы

Формирующей данная оценка называется потому, что она ориентирована на конкретного ученика, призвана выявить пробелы в освоении учащимся элемента содержания образования с тем, чтобы восполнить их с мак...

Оценивание на уроках русского языка и литературы

В соответствии с новыми Федеральными государственными образовательными стандартами урок в школе меняет структуру, переформировываясь в занятие, выстроенное в логике системно-деятел...

Оценивание на уроках русского языка и литературы в условиях введения требований нового Федерального государственного образовательного стандарта

В соответствии с новыми Федеральными государственными образовательными стандартами урок в школе меняет структуру, переформировываясь в занятие, выстроенное в логике системно-деятел...

Статья "Нетрадиционные формы оценивания на уроках русского языка и литературы в соответствии с ФГОС"

Статья "Нетрадиционные формы оценивания на уроках русского языка и литературы в соответствии с ФГОС"...