Развитие метапредметных результатов посредством формирующего оценивания на уроках русского языка и литературы
статья на тему

В статье представлен опыт работы по развитию метапредметных результатов посредством формирующего оценивания. Здесь описаны такие приемы, как «Недописанное предложение»,  «Оценка работы по предложенным учителем утверждениям», «Оценка сочинения по критериям». Большую часть статьи занимает опыт работы по технике «Тематические отчеты».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие метапредметных результатов посредством формирующего оценивания на уроках русского языка и литературы

Одна из основных задач современного учителя – это формирование и развитие не только предметных и личностных, но и метапредметных результатов.

  • Целеполагание (умение ставить, определять, формулировать цели своей деятельности на уроке);
  • Планирование (умение составлять план, алгоритм своей деятельности на уроке);
  • Прогнозирование (предполагать результаты своей деятельности на уроке);
  • Контроль (самоконтроль результатов);
  • Оценка (самооценка, взаимооценка);
  • Коррекция (умение исправить, перестроить УД);
  • Саморегуляция (умение регулировать свои интеллектуальные усилия и эмоциональные проявления адекватно ситуации).

К сожалению, сложившаяся в школе   отметочная система оценивания не способствует формированию внутренних мотивов учебной деятельности. В систему оценивания должен быть заложен механизм, поощряющий и развивающий самоконтроль и самооценку учащимися своих достижений, а также рефлексию происходящего с ними в ходе учебного процесса. Такие возможности для ученика и учителя предоставляет формирующее оценивание.

Формирующее оценивание – оценивание, осуществляемое в процессе обучения, когда анализируются знания, умения, ценностные установки, а также поведение учащегося, дается обратная связь по итогам обучения. Результаты ученика сравниваются с его же предыдущими результатами. Происходит мотивирование учащегося к обучению, постановка образовательных целей и определение путей их достижения.

Существует целый ряд оценочных техник и приёмов, обеспечивающих эффективную обратную связь учителя и ученика.  Остановлюсь на том, что я использую давно и с чем познакомилась недавно.

Самый простой прием «5 П»: полно, правильно,  понятно, последовательно, примеры. Уже с 5 класса учащихся учу строить свои устные ответы и  письменные работы по 5 критериям.

Пять «П»

Полно? 

Обо всем ли сказано? Что опущено?

Правильно?

Есть ли неточности, ошибки?

Последовательно?

Все ли по порядку изложено? Были ли  нарушения, повторы?

Примеры?

Приводились ли примеры? Насколько они удачны?

Пояснения?

Разъяснялись ли приведенные примеры? Насколько точно и понятно?

- Часто использую письменные комментарии при проверке  сочинений, самостоятельных работ и заданий в рабочих тетрадях учеников. Если работы выполнены правильно,  выставляю соответствующую отметку и даю комментарий, что конкретно удалось. Если работа написана плохо, то пишу комментарий, что нужно доработать, даю  возможность детям исправить свои ошибки и не допустить в дальнейшем новых.

Второй прием, на мой взгляд, очень хороший: оценить работу по предложенным учителем утверждениям (например, «плюсы» на полях в тетради). Внешний вид твоей работы: 

1. Выглядит ли она аккуратной?

2. Есть ли у нее заголовок (если он необходим)?

3. Пользуешься ли ты полями?

4. Аккуратно ли ты подчеркиваешь?

5. Начинаешь ли ты каждый абзац с необходимого отступа?

6. Не пропускаешь ли строк в работе?

7. Возможны ли какие-либо способы, с помощью которых ты мог бы улучшить внешний вид работы?

В   своей педагогической практике, еще не зная о ФГОС,  использовала метод, который давал мне возможность осуществить обратную связь, понять то, что они узнали ребята по теме. Для этого использовала таблицы:

Проанализировав ответы учащихся,   делала выводы о качестве результата, достигнутого детьми на уроке. По своей сути это не что иное, как рефлексия содержания учебного материала. 

«Недописанное предложение».

  • Я узнал, что
  • Мне захотелось
  • Теперь я …
  • Я понял, что …
  • Самым трудным в процессе работы было

 Проанализировав недописанные предложения,   выясняем, что удалось хорошо, а что вызвало трудности. Ученики оценили свой уровень обученности.

Формирующее оценивание   предполагает использование тщательно разработанных критериев оценивания деятельности учащихся.

Оценивание с использованием критериев позволяет сделать данный процесс «прозрачным» и понятным для учеников, педагогов и родителей. Критерии способствуют объективности оценивания. Они могут быть подготовлены учителем с участием учащихся. Совместная разработка критериев позволяет сформировать у учащихся позитивное отношение к оцениванию и повысить их ответственность за достижение результата.

При оценке творческих заданий   также можно использовать критериальное оценивание. Например, накануне итогового сочинения ребята дома написали работу по последнему направлению «Человек и общество». Заранее мною было обозначено, что на уроке будет взаимопроверка по утвержденным критериям. Я распечатала для каждого таблицы.

В начале урока ребята обменялись тетрадями и начали оценивать. Им нужно было поставить «зачет» или «незачет» по каждому критерию. Ребята подошли очень серьезно и ответственно.

Хочу представить вашему вниманию  ещё новую для меня  технику  оценивания,  помогающую развивать метапредметные результаты.

Техника «Тематические отчеты».

Тематические отчёты обеспечивают быструю обратную связь, в которой ученики сообщают, чему они научились  и какие трудности у них возникли. Тематические отчёты – это опросник, где ученики отвечают на 3 вопроса:

− Чему я научился за эту неделю?

− Какие вопросы остались для меня неясными?

− Какие вопросы я задал бы ученикам, если бы я был учителем, чтобы проверить, поняли ли они материал?

Эту методику можно использовать в работе с детьми, которые уже могут определить, насколько им понятен материал, и сформулировать вопрос, если чувствуют себя неуверенно.

Цель данной методики – улучшить качество учения, дать ученикам возможность проанализировать вновь приобретённые знания, задать вопросы о том, что им неясно, а учителю более эффективно преподавать.  

Главная характеристика – минимальное количество времени. Мы завели тетрадь, на первой странице которой прописали все вопросы.

!!!! Главное: ученикам необходимы объяснения относительно целей таких отчётов.

НО - отчёты требуют тщательного анализа. Учитель должен найти возможность ответить на нетипичные отчёты индивидуально, а типичные разобрать в классе;

- ученики должны видеть, что отчёты помогают им в учёбе; в противном случае они не будут воспринимать их серьёзно. Как правило, с этим они справляются. Данная методика позволяет ребятам действовать самостоятельно, позволяет научиться учиться. Индивидуальный подход к учащимся создает благоприятные условия для развития самостоятельности учащихся.

Слайд  Работы уч-ся

 Прокомментировать

Слайд 

Из высказываний учащихся:

  • отчёты помогают мне остановиться и проверить, не осталось ли чего-то, что я не понял.
  • иногда в конце урока я думал, что всё понял, но когда начинал писать отчёт, обнаруживал то, в чём не разобрался.
  •   помогают мне организовать материал, придать ему осмысленную форму.

Уважаемые коллеги,  нам всем хорошо нужно понимать, что каждый из нас идёт  на урок не для того, чтобы контролировать детей  или показывать им, чего они не умеют, а чтобы помочь им быть успешными, продвинуться в обучении и, не повторяя ошибок, наращивать свои результаты.

Применяя данные методики формирующего оценивания, учителю следует придерживаться следующих рекомендаций:

  • Будьте уверены, что каждый ученик может стать лучше.
  • Создавайте среду, способствующую партнёрству учителя и учеников.
  • Используйте оценивание, чтобы получать информацию об учении и преподавании.
  • Обсуждайте с учениками результаты оценивания и вместе устанавливайте ясные и достижимые учебные цели.
  • Давайте обратную связь, помогая ученикам определить свои следующие шаги и то, как их осуществить.
  • Спасибо за внимание! 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирующее оценивание на уроках русского языка и литературы.

Представлены примеры форм для реализации формирующего оценивания...

Формирующее оценивание на уроках русского языка и литературы

Данная статья адресована педагогам, которые заинтересованы в применении технологии оценивания, стимулирующих оценочную самостоятельность учащихся. Материал познакомит с требованиями к процессу оценива...

Формирующее оценивание на уроках русского языка и литературы

Формирующей данная оценка называется потому, что она ориентирована на конкретного ученика, призвана выявить пробелы в освоении учащимся элемента содержания образования с тем, чтобы восполнить их с мак...

Формирующее оценивание на уроках русского языка и литературы

Современные технологии оценивания должны дать представление о реальных возможностях каждого отдельного ученика, о перспективах его роста .Для того чтобы оценивание было эффективным, мной используется ...

Статья "Техники формирующего оценивания на уроках русского языка и литературы"

В статье говорится о том, как организовать контрольно-оценочную деятельность на уроках русского языка и илитературы в 5-9 классах. Представлены приемы  формирующего оценивания.    ...