Статья "Техники формирующего оценивания на уроках русского языка и литературы"
статья по русскому языку (7 класс)

Новикова Ирина Федоровна

В статье говорится о том, как организовать контрольно-оценочную деятельность на уроках русского языка и илитературы в 5-9 классах. Представлены приемы  формирующего оценивания.     

Скачать:


Предварительный просмотр:

Техники формирующего оценивания на уроках русского языка и литературы

1. Организация контрольно-оценочной деятельности             

Вопросы организации контрольно-оценочной деятельности учащихся на уроках по-прежнему актуальны. Оценочная деятельность  является  важной составляющей обучения и воспитания и одной из самых сложных в работе учителя.  Цель оценивания – получить информацию для того, чтобы наметить пути совершенствования учебной деятельности, способствовать активному включению в процесс обучения.

В условиях ФГОС в оценочную деятельность активно включаются и уч-ся. Предоставляя  ученику  возможность самоанализа и  направляя его,  учитель   помогает   формировать самооценку, объективно воспринимать внешнюю оценку.

 Одним из условий эффективного взаимодействия учителя и учащихся является развитие реалистической самооценки, основывающейся на сравнительном анализе, причем на сравнении с предыдущими результатами, что целесообразнее, чем сравнение на основе нормативов. Это нивелирует часть   отрицательных эмоций и страх потерпеть неудачу и стимулирует повышение мотивации обучения. Самым  главным в учебной деятельности становится  перевод ученика из пассивного объекта в субъект обучения через формирование контрольно-оценочной деятельности на уроках, поворот  ученика на самого себя («чего я достиг» и «чего ещё я могу достичь»).

Организовать любую деятельность, в том числе учебно-познавательную, без оценки невозможно, так как оценка является одним из компонентов деятельности, её регулятором, показателем результативности. Оценка не должна носить обобщающий характер, необходимы объективные критерии, понятные не только учителю, но и ученикам.

Оценку и отметку необходимо использовать как средство, побуждающее ученика к активной работе, т.е. как мотивирующее средство. Любая оценка, которую учащийся считает справедливой,  положительная она или отрицательная, формирует положительную мотивацию, становится стимулом  деятельности.

Нельзя путать два понятия – «отметка» и «оценка».

Отметка – количественный измеритель уровня знаний и умений учащихся, она фиксируются в школьной документации. По сути, отметка формальна.

Оценка – это выражение в условных знаках-баллах, а также в оценочных суждениях учителя степени усвоения учащимися знаний, умений и навыков, уровня прилежания и состояния дисциплины. Она может быть максимально разнообразной, вариативной. Оценка определяет характер личных усилий учащихся, устанавливает глубину и объем индивидуальных знаний, содействует корректировке мотивационной сферы ученика. Оценка эмоциональна.

Отметка выводится из оценки, а потому оценка должна предшествовать отметке. В практике учителей наблюдается обратное, учителя сначала ставят отметки, а  затем комментируют их  либо не комментируют вовсе.

Чтобы избежать подобных ошибок, необходимо понимать, что в центре обучения технологии контрольно-оценочной деятельности находится учащийся. Его позиция в обучении не пассивная, а активная, а в основе учебной деятельности – сотрудничество.

Контрольно-оценочная деятельность включает в себя три основных направления:

  • контрольно-оценочная деятельность учителя;
  • самоконтроль и самооценка;
  • взаимоконтроль и взаимооценка.

Контроль учителя за процессом и результатом труда направлен как на деятельность учащихся, так и на собственную деятельность, а также на взаимодействие учащихся и учителя. Постепенно учитель передает  в руки ученика контрольно-оценочный «инструментарий». При таком подходе отношение ребенка к учебе меняется.  Осознание и исправление ошибок ведет учащегося к более глубокому осмыслению учебного материала.

Наряду с контролирующей функцией контроль выполняет обучающую, управляющую, воспитывающую и развивающую функции. Целью контролирующей функции является установление обратной связи (внешней: ученик – учитель и внутренней: ученик – ученик), а также учет результатов контроля. Обучающий контроль дается с профилактической целью, а также с целью управления обучением, формирования навыков и умений, их корректировки и совершенствования, систематизации знаний. Воспитывающая функция контроля означает максимальный учет личности учащегося, создание ему условий для формирования личностных качеств, например, дисциплинированности и трудолюбия. Развивающий контроль предназначен для развития памяти, внимания, логического мышления, интереса к предмету, творчества и мотива познавательной деятельности.

Контрольно-оценочная деятельность включает в себя следующие основные этапы:

  • Постановка цели
  • Выработка критериев
  • Организация учебной деятельности
  • Оценка
  • Отметка

Для выявления уровня сформированности контрольно-оценочной самостоятельности учащихся целесообразно  ввести сравнительный коэффициент совпадения оценок учителя и ученика, а также коэффициент совпадения в системе «взаимооценка - самооценка» по отдельным заданиям.

Задача учителя заключается в создании условий для включения в самостоятельную познавательную и контрольно-оценочную деятельность учащихся; в стимулировании  действия учащихся для достижения поставленной цели, в эмоциональной поддержке учащихся для создания ситуации успеха для каждого ребенка; проведении вместе с детьми экспертизы полученного результата.

Оценочная деятельность способствует развитию ученика при условии, если он  понял, что от него требуется;  не сомневается в  необходимости  знаний и  умений;  убежден, что может постичь требуемое, что полученная оценка зависит  от него самого и степени его усердия.

2. Что такое формирующее оценивание?

   Для достижения хороших результатов внешнего оценивания мы должны постоянно работать над формированием индивидуальных успехов учащихся, т.е. оценивание должно иметь и формирующую (внутреннюю) функцию.  Виды внутреннего контроля: взаимопроверка, самопроверка, поурочный балл.

Формирующее оценивание – это оценивание в процессе обучения, наблюдения, анализа учебных достижений учащихся, оно обеспечивает всех участников педагогического процесса информацией, необходимой для совершенствования обучения. Формирующее оценивание является показателем текущей успеваемости учащихся, обеспечивает обратную связь между учеником и учителем и позволяет своевременно корректировать учебный процесс.

Организация формирующего  оценивания на уроке.  

1. Когда проводится? Проводится учителем в процессе обучения (регулярно во время урока)

2. Кого информирует? Информирует учащихся, насколько правильно они выполняют задания в период изучения материала; учителей о прогрессе учащихся для коррекции процесса преподавания

3. Какова роль учителя? Четкое формулирование критериев оценивания в соответствии с целями обучения; составление заданий в соответствии с целями обучения и критериями оценивания; разработка дескрипторов к заданиям; обеспечение учащихся эффективной обратной связью; корректировка процесса преподавания и оценивания.

4. Какова роль ученика? Активное участие в обучении; понимание критериев оценивания; самоооценивание/ взаимооценивание.

5. Каковы формы проведения?

            - индивидуальная

          - в парах

          - в группах

     При планировании формирующего оценивания необходимо помнить несколько важных моментов.

1.Цель урока и ожидаемый результат должен быть напрямую связан с формирующим оцениванием.

2. Приёмы формирующего оценивания должны быть разнообразны по форме, отвечать возрастным особенностям.

Конечной целью формирующего оценивания является развитие способности к непрерывному и самостоятельному обучению.

3. Приемы  формирующего оценивания

На разных этапах контроля можно использовать и универсальные приемы:

«Синквейн». Эффективен при работе с терминами, лексическом анализе.

«Кластер». Прием использую при изучении тем, требующих охвата большого объема информации (например, темы «Самостоятельные и служебные части речи», «Лексика»).

Многие орфографические правила в учебниках по русскому языку написаны сплошным текстом. Предлагаю учащимся перевести сплошной текст в схему, таблицу или алгоритм.

Составление схем, кластеров, синквейнов в группе, в паре дает детям полезный опыт обсуждения, аргументирования и защиты своей позиции.  

Тесты. Самостоятельное составление тестов на определенную тему представляет собой индивидуальную творческую работу учащегося, которая проявляет не только его знания, подготовленность, но и мотивацию.

Использование тестов наиболее эффективно на этапе закрепления материала, когда тема уже пройдена. Но этот метод выполняет свои функции и в ситуации, когда новая тема только заявлена. Своими вопросами по новой теме учащиеся демонстрируют учителю свой стартовый уровень знаний, заинтересованность в их расширении и углублении. Оценив качество вопросов, можно взять наиболее интересные за основу и использовать  для экзамена, предварительно их обработав.

Задачи методики:

•        Повысить качество выполнения домашнего задания.

•        Выявить уровень понимания учащимися материала и разобрать моменты, вызвавшие затруднение, как следствие – подготовить учащихся к проверочной работе по теме.

•         Развивать критическое мышление.

•         Строить обучение на основе сотрудничества учителя и учеников, повысить активную роль детей в процессе обучения.        

Можно предложить ученикам побывать в роли учителя (при объяснении или закреплении материала, проверке тетрадей, составлении и проведении тестовых работ).

На первоначальном этапе обучения самооцениванию использую и традиционное выставление отметок. Чаще всего использую данный прием при орфографических пятиминутках, буквенных диктантах. Отметка может ставиться не только за единовременный ответ, но и  за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока при условии, что в процессе занятия  осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.

При оценивании учащиеся на полях могут проставлять знаки «+», «-» , «?»:  «+» - все знаю,  «-» - не знаю,  «?» - сомневаюсь, есть вопросы. Важно научить оценивать не только отдельно выполненные задания, но и деятельность на протяжении всего урока. Практикую следующий прием: с учащимися определяем, что 1 – это целеполагание, 2 - теоретическое понимание темы, 3 - выполнение практических заданий, 4 - рефлексия. При оценивании  используют знаки: «+» - знаю, умею правильно выполнять; «-» - самостоятельно не выполняю; «?» - иногда ошибаюсь.

Приемы: «Сигналы рукой». «Цветовые дорожки», «Светофор», «Да-Нет» - помогают включить детей в контрольно-оценивающую деятельность.

«Сигналы рукой». Большой палец направлен вверх - я понимаю и могу объяснить; направлен в сторону - я не совсем разобрался, но попробую сам; помахать рукой - мне нужна помощь. Посмотрев на сигналы, предлагаю высказаться. Сначала тем, кто не совсем разобрался, затем тем, кто все понял.

«Цветовые дорожки» позволяют ученику, пользуясь цветными карандашами, самостоятельно оценить, насколько он понял материал, может ли выполнить задание, уверенно ли чувствует себя при ответе на вопрос. Выбрав один из трёх цветов, ученики делают пометки в своих тетрадях рядом с домашней или классной работой. Красный цвет — это сигнал тревоги: я этого не могу, мне трудно, жёлтый — неуверенности: я не совсем в этом разобрался, зелёный — благополучия: мне всё ясно. По тетрадям учащихся, видно, кто из них и в каком вопросе нуждается в помощи.

«Светофор» - другой вариант той же методики, даёт возможность посылать сигналы учителю в реальном времени, по ходу урока. У детей для этого есть три карточки тех же трёх цветов. Зажигая вместе с детьми светофор в наиболее важных моментах урока,  можно быстро сориентироваться и увидеть, готов ли класс продолжить движение, достигнуты ли желаемые результаты, реализованы ли цели урока.

«Да-Нет»

У каждого ученика две карточки: на одной - слово «да», а на другой – «нет». Учащиеся отвечают на вопрос, поднимая одну из своих карточек. Это позволяет быстро оценить ситуацию и увидеть верный или неверный ответ.

«Лесенка»,  «Лестница успеха».  Приемы дают возможность ученикам самостоятельно определять, на какой ступеньке он находится при изучении учебного материала. Нижняя ступенька - не понял материал, вторая ступенька - понял материал, но выполняю задания пока с ошибками (или с помощью учителя), третья ступенька - выполняю задания самостоятельно и правильно, четвертая ступенька – задания выполняю правильно, материал урока понял и могу объяснить другу. «Дерево успеха». Ученик с помощью разноцветных листьев  определяет уровень усвоения учебного материала.

«Волшебная линеечка»

На полях тетрадей ученики чертят шкалу и отмечают крестиком, на каком уровне, по их мнению, выполнена работа (внизу – не справился, посередине – выполнил, но допустил ошибку, вверху – справился без ошибок). При проверке учитель, если согласен с оценкой ученика, обводит крестик, если нет, то чертит свой крестик ниже или выше.

«Сводные вопросы»

Учащимся предлагается написать по инструкции:

- на одной стороне листочка после изучения темы (раздела) в трёх предложениях записать то, что вы поняли;

-на обратной стороне листочка записать то, что непонятно, как утверждение или как вопрос.

«Индекс-карточки» (карточка с заданиями на обеих сторонах)

1- я сторона

Перечислите основные мысли и идеи из прочитанного произведения Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»

2-я сторона

Определите, что  вы не поняли (какую мысль, предложение, слово) в прочитанном произведения Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»

Или

1- я сторона

Перечислите основные правила изученной темы «Знаки препинания в сложносочинённом предложении» и обобщите их в и виде схемы или таблицы

2-я сторона

Определите, какой материал вы не поняли в изученной теме «Знаки препинания в сложносочинённом предложении»,  и сформулируйте вопросы.

 «Лови ошибку». Учащимся даются задания-ловушки (письменные задания или устные высказывания, содержащие ошибки), и предлагается исправить ошибки или выразить  согласие/несогласие с высказыванием и объяснить свою точку зрения. Данный вид работы может быть выполнен в устной или письменной форме.

На уроках литературы предлагаю готовый текст о жизни и творчестве писателя, где имеются фактические ошибки в биографии и литературной деятельности. В сильном классе можно не озвучивать, что допущены ошибки, это делает работу интересной и  положительно влияет на учебную мотивацию школьников и их самооценку.

  «Речевые образцы» (подсказки,  помогающие строить ответ).

Например: Тема: Глагол.  Глагол - это часть речи, которая обозначает_________________ и отвечает на вопросы__________ . Глагол бывает   ________ времени. В предложении глагол является ___________________ и т.д.    

Тема: «Знаки препинания в сложносочинённом предложении». На доске или карточке несколько предложений, ученику предлагается ответить на вопрос, используя речевой образец – подсказку.

 Назовите, к какому типу относятся эти предложения.

Это предложение …(простое/сложное), потому что…(в его составе одна/две или более  грамматических основ, оно представляет собой смысловое единство, оформленное интонационно).

Это предложение … (сложносочинённое/сложноподчинённое/бессоюзное), потому что…(это сложное предложение с сочинительной/подчинительной/бессоюзной) связью между его частями, части предложения связывают сочинительные/подчинительные союзы/союзные слова /связаны только интонационно).

Или на уроке литературы: Тема рассказа (о чем?) …так как… Основной идеей (для чего написан рассказ? что хотел сказать автор?) рассказа является …, потому что… и. т. д.  Речевой образец предъявляется в письменной или устной форме.

        Предлагаю самим составить речевой образец, например, для объяснения постановки знаков препинания или правописания пропущенных букв в предложениях.          

Составьте речевой образец для  характеристики литературного героя

1.        Определение места героя среди других персонажей.

2.        Его роль в конфликте.

3.        Анализ имени.

4.        Портрет. Внешний облик: как он дан автором и в восприятии других персонажей.

5.        Речевая характеристика.

6.        Описание  жилища, условий жизни, одежды, как средство самовыражения героя.

7.        История жизни, семья, полученное воспитание, род занятий.

8.        Черты характера. Эволюция личности в процессе развития сюжета.

9.        Поступки и мотивы поведения, в которых герой проявляет себя наиболее ярко.

10.        Прямая авторская характеристика. Отношение к герою других персонажей произведения.

11.        Сопоставление с другими персонажами или литературным героем другого автора.

12.        Оценка литературного персонажа его современниками.

13.        Герой как порождение своей эпохи и выразитель определенного мировоззрения.      Определение типического и индивидуального в литературном герое.

14.        Ваше личное отношение к персонажу и такому типу людей в жизни.

«Одноминутное эссе»

Техника, которая используется  с целью предоставления учащимся обратной связи о том, что они узнали по теме. Для написания одноминутного эссе можно  задать следующие вопросы:      Что самое главное ты узнал сегодня? Какие вопросы остались для тебя непонятными? Прием может быть использован во время урока - отслеживается поэтапное усвоение материала учащимися, и в конце урока.

 «Кусочки торта» (прием группового взаимодействия). На уроке  по теме "Местоимение" дети делятся на группы (по 4 человека). Работа состоит из 3 этапов, которые регламентированы по времени.

1 этап - индивидуальный. Все члены групп получают задание. Предлагаю задание:

№1. Выписать из текста личные местоимения.

№2. Выписать из текста относительные местоимения.

№3. Выписать из текста притяжательные местоимения.

№4. Выписать из текста неопределенные местоимения.

Время выполнения – 5 мин.

2 этап - групповое обсуждение. Участник №1 (в каждой группе) читает выписанные местоимения и объясняет свой выбор. Группа соглашается или исправляет ошибки. Далее свою работу представляют по очереди остальные участники группы.

Время выполнения – 5 мин.

3 Этап. Коллективная проверка.

Представитель 1-ой группы озвучивает задание №1, №3, представитель 2-ой группы - задание № 2,4. 

 Критериальность –  один из принципов оценивания. Критериальное самооценивание позволяет мотивировать всех учеников. Важно критерии разрабатывать вместе с учениками, а не давать их в готовом виде. Зная критерии, по которым будет оцениваться его работа, учащиеся  в процессе работы могут оценить уровень её выполнения и вовремя скорректировать. Учитель может проследить продвижение учеников, обеспечивается обратная связь. Критериальное взаимооценивание чаще всего проводится при оценке командной работы, например, группового выступления, инсценировки, презентации, проекта.  При необходимости суммарное количество баллов переводится в отметку.      

    При изучении темы «Рассуждение на дискуссионную тему» учащиеся пишут сочинение-рассуждение, используя критерии, предложенные в таблице. После написания, опираясь на анализ того, что им удалось / не удалось использовать, оценивают, насколько полным оказалось их рассуждение.       

Критерии

Отметьте знаком + или - (удалось или не удалось использовать)

Сформулирован тезис рассуждения

Приведены 2 аргумента (факты, примеры, ссылки на авторитет)

Подведён итог изложенного, вывод

Использованы в тексте обособленные и необособленные определения

Сочинение-рассуждение написано в форме ответа писателю

«Карта оценки групповой презентации»

Используется при оценке результатов совместной деятельности учащихся. Ученикам нужно  дать свой отзыв на работу группы. При оценке результатов предлагается использовать следующие варианты ответов:

  • «+» – отличная работа (трудно улучшить);
  • «=» – хорошая работа (хорошо, но вы видите способ улучшить);
  • «—» – слабая работа (многое нужно улучшить).

При оценивании устных выступлений учащиеся обращаются к плану рецензии.

- Полно или поверхностно передано содержание;

- Соблюдена ли логическая последовательность (по плану ли рассказ);

         - Доказано ли высказывание примером (литературным, содержательным, цитатой);

- Сделан ли вывод или обобщение по теме высказывания;

- Богата и правильна ли речь выступающего.

Каждый пункт рецензии оценивается одним баллом, которые переводятся в отметку ( 5б-«5»,  4б-«4»,  3б-«3»).

   

 При  создании афиши театральной постановки по произведению «В дурном обществе» использован прием взаимооценки. Учащимися предлагаются следующие критерии и баллы: яркость, красочность изображения - 5 баллов, правильное оформление афиши - 5 баллов, творческий подход - 5 баллов.

 На уроке в форме суда над барыней по рассказу «Муму»  учащиеся выступали в определенных ролях (адвокаты, судья, прокуроры, суд присяжных, обвиняемая, свидетели). Свою деятельность учащиеся оценивали по следующим критериям: содержание выступления - 5 баллов, убедительность (доказательность) - 5 баллов,  умение публично выступать - 5 баллов.

Инсценирование отрывка из пьесы. Учащиеся в группе оценивали друг друга по выдвинутым ими критериям: выразительное чтение текста наизусть - 5 баллов, сценический костюм - 5 баллов, артистизм - 5 баллов.

 Создание презентации «Цитированные иллюстрации к произведению. Учащиеся оценивали друг друга по предложенным ими критериям: эстетичность оформления - 5 баллов, соответствие цитатного материала и иллюстративного - 5 баллов, количество слайдов -5 баллов.

 При выполнении домашнего задания по произведению может быть поставлена самооценка, взаимооценка, оценка учителя. баллов.

Техника формирующего оценивания  "Посылка конкурентам" (групповое взаимодействие)  состоит из 2 этапов.

1 этап. Подготовьте задание для другой группы. Составьте тест (кроссворд) по прочитанному произведению (каждый в группе предлагает по 2 вопроса).

Лист 1. Составленный тест для другой группы.

Лист 2. Ключ для проверки. Предоставить учителю.

2 этап. Решение заданий. Передайте лист 1 другой группе (по часовой стрелке). Выполните задание.

                                               

Чтобы определить, достигнуты ли результаты урока, мы проводим рефлексию. Существуют разнообразные формы: символические (светофоры, смайлики), шкала, лесенка знаний; продолжение предложения (фразы).

 «Закончи предложение»

Какие новые знания вы получили? Начните свой ответ со слов:

Я узнал…

Я теперь знаю…

Я научился…

Мне было интересно…

Я хочу еще узнать…

Было трудно…

«Выбери  фразу» (для соседа по парте):

Ты молодец.

Я доволен твоей работой на уроке.

Ты мог бы поработать лучше.

«Благодарю…»

В конце урока учитель предлагает каждому ученику выбрать  одного из ребят, кому хочется сказать спасибо за сотрудничество и пояснить, в чем именно это сотрудничество проявилось. Благодарственное слово педагога является завершающим.

  «Вопросник» (возможно и при групповой работе)

 «Что нового вы сегодня узнали?»

«Какая информация была наиболее интересной?»

«Что было трудным?»

«Что мешало работе и почему?»

Каждый из участников группы выбирает только один вопрос и  пишет ответ.

 «Мини-обзор», «Одноминутное эссе». Ответить на  вопросы: «Какой момент был наиболее важным в том, что вы сегодня изучали?» и «Какой момент остался не до конца понятным?». Учитель, просмотрев ответы, отмечает наиболее полезные комментарии и на следующем уроке акцентирует внимание на  нужных моментах.

     «Анкета». Анкету можно менять, дополнять в зависимости от того, на какие элементы урока обращается особое внимание. Можно попросить учащихся аргументировать ответ.

1. На уроке я работал

активно / пассивно

2. Своей работой на уроке я

доволен / не доволен

3. Урок для меня показался

коротким / длинным

4. За урок я

не устал / устал

5. Мое настроение

стало лучше / стало хуже

6. Материал урока мне был

понятен / не понятен

полезен / бесполезен

интересен / скучен

7. Домашнее задание мне кажется

легким / трудным

интересным / неинтересным

«Плюс-минус-интересно»

Упражнение можно выполнять как устно, так и письменно. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф. В графу «П» - «плюс»- записывается все, что понравилось на уроке, вызвало положительные эмоции, либо, по мнению ученика, может быть ему полезно: информация и формы работы. В графу «М» - «минус»- записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным или непонятным. В графу «И» - «интересно» - учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке, что бы еще хотелось узнать по данной теме, проблеме, вопросы к учителю.

«Зарядка» (прием может быть использован при поэтапном усвоении материала). Предлагается через выполнение определенных движений дать рефлексивную оценку. Могут быть следующие движения:

- присесть на корточки - очень низкая оценка, негативное отношение;

- присесть, немного согнув ноги в коленях, - невысокая оценка, безразличное отношение;

- обычная поза стоя, руки по швам - удовлетворительная оценка, спокойное отношение;

- поднять руки в локтях - хорошая оценка, позитивное отношение;

- поднять руки вверх, хлопая в ладоши, подняться на цыпочки - очень высокая оценка, восторженное отношение.

«Море Знаний – залив Правил».  Ученики, которые считают, что хорошо усвоили тему, запускают  свой кораблик в море Знаний, а те, кто не уверен в этом, остаются в заливе Правил.

Чтобы эффективно управлять обучением, учитель должен обладать достаточной информацией, которую дает такая форма контроля - оценочный лист (карта самооценки, карта достижений, карта успеха). Учащиеся могут работать с ним на протяжении  урока.  Оценочный лист позволяет получить информацию о знаниях и умениях учащихся в виде таблицы, к которой заранее сформированы критерии. При заполнении  таких листов видна динамика индивидуальных образовательных достижений учащихся.

К примеру, на уроках русского языка, начиная с пятого класса, можно использовать карту самооценки, позволяющую определить ЗУН учащихся по признакам той или иной части речи. В течение года подобную карту самооценки можно использовать до или после изучения той или иной части речи.

   Карта самооценки (определение ЗУН по признакам частей речи)

Признаки прилагательного

знаю

сомневаюсь

Не знаю

1

Знаю, что обозначает имя прилагательное

2

Знаю, какие у прилагательного морфологические признаки  (постоянные и изменяемые)

3

Знаю, какую синтаксическую роль выполняет в предложении прилагательное

4

Умею находить прилагательное в тексте

5

Умею использовать прилагательное в речи (устной, письменной)

6

Умею правильно образовывать формы прилагательных

        На этапе текущего контроля по той же теме «Имя прилагательное» можно использовать карту самооценки следующего содержания:

Карта самооценки. Тема: «Имя прилагательное» (обобщение)

1 этап (теоретичес-

кий)

2 этап (практический)

3этап

(творческий)

тест-опрос

(10 вопросов)

Правописание прилагательных с «Н» и «НН»

(10 слов)

Правописание прилагательных с «НЕ»

(10 слов)

Правописание сложных прилагательных

(10 слов)

Написание мини-сочинения на свободную тему (минимум 6-7 предложений). Обязательное условие: использовать в тексте прилагательные всех трех разрядов)

Самооценка

Оценка

учителя

Самооценка

Оценка учителя

Самооценка

Оценка

учителя

Самооценка

Оценка учителя

Взаимопроверка

Оценка учителя

0 ош.-«5»

1 ош.-«4»

2 ош.-«3»

0 ош.-«5»

1 ош.-«4»

2 ош.-«3»

0 ош.-«5»

1 ош.-«4»

2 ош.-«3»

0 ош.-«5»

1 ош.-«4»

2 ош.-«3»

0 ош.-«5»

1-2 0ш.-«4»

3 ош.-«3»

        Учащиеся на первом этапе отвечают на 10 теоретических вопросов теста, на втором этапе проверяется умение правильно писать Н и НН в суффиксах прилагательных, НЕ с прилагательными, правописание сложных слов, на третьем этапе учащиеся пишут мини-сочинение на определенную тему с обязательным условием - использовать прилагательные всех трех разрядов. Пользуясь ключами к ответам, учащиеся проводят самопроверку (1-2 этапы), взаимопроверку (3-й этап), ставят отметки за каждое задание по критериям. Рядом с отметкой ученика выставит свою отметку и учитель. Таких карт самооценки может быть большое количество. Главное, чтобы они работали на результат.

                                                Лист достижений

_______________________________

Вид работы

Отметка

Орфографическая разминка.

Составление схемы, алгоритма

Найди в тексте  слова на данную  орфограмму  (самопроверка)

Упражнение  №

(взаимопроверка)

Перфокарта «Проверь себя»

Дифференцированное творческое  задание

Итог

                             Таблица « Карта достижений»

ФИО

Понравился

ли  тебе

урок?

Что нового ты узнал, какие знания получил на уроке?

Понравилась ли тебе практическая часть урока?

Какие  полученные знания ты можешь использовать в жизни?

Как я сегодня работал на уроке, самооценка.

Карта достижений заполняется в конце каждого урока  самостоятельно. Например, когда обсуждается в конце урока  деятельность всего класса, не обязательно всем выступать публично. Необходимо подвести  ребенка к тому, чтобы каждый урок, каждое задание было значимыми. После заполнения  карты достижений учащийся  сам обнаружит пробелы в работе.

На уроках литературы при работе в парах (группах), например, для взаимооценивания чтения наизусть заполняется оценочный лист.

Оценочный лист. Выразительное чтение наизусть.

Ф.И. обучающегося

 

Ф.И. "учителя"

 

Критерии оценивания

Максимальный балл

Балл обучающегося

Указаны автор и название стихотворения

1

 

Знание текста. Безошибочное чтение

4

 

Эмоционально-образная выразительность

·интонационно выделены ключевые слова

1

 

·наличие логических пауз

1

 

·правильно выбранный темп чтения

1

 

·сила голоса (громкость)

1

 

·передача специфики жанра (баллада, басня, лирическое стихотворение, патриотическая лирика)

1

 

ИТОГОВЫЙ БАЛЛ

10

 

Шкала перевода

10 б. - "5",   7-9 б.- "4",    4-6 б. - "3"

 

 

 

Лист самооценки (заполняется в конце изучения темы, в конце четверти)

                                     Да нет

•        1.Регулярно выполнял(а) домашние задания

•        2.По необходимости консультировался(ась) с учителем

•        3.Улучшал(а) свои знания и исправлял(а) оценки

•        4.Регулярно вел(а) записи в тетради

•        5.Знаю, как работать со справочной литературой

•        6.Умею конспектировать тему

•        7.Умею самостоятельно находить материал по заданной теме

•        8.Делал(а) устное сообщение

•        9.Участвовал(а) в беседах по изучаемому материалу

•        10.Я задавал(а) вопросы, если мне встречалось непонятное слово.

•        11.Я могу рассказать о том, что я сегодня узнал(а) на уроке.        

 Данные техники дают учащимся возможность оценить собственный успех, продумать пути преодоления учебных затруднений, приобретая навыки и привычку к оценочной деятельности.            

         Стандарты нового поколения  ставят задачу по смещению внимания с внешней оценки на самооценку, с контроля – на самоконтроль и рефлексию, то есть осмысление познавательного процесса и его результатов.

   

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирующее оценивание на уроках русского языка и литературы.

Представлены примеры форм для реализации формирующего оценивания...

Развитие метапредметных результатов посредством формирующего оценивания на уроках русского языка и литературы

В статье представлен опыт работы по развитию метапредметных результатов посредством формирующего оценивания. Здесь описаны такие приемы, как «Недописанное предложение»,  «Оценка...

Формирующее оценивание на уроках русского языка и литературы

Данная статья адресована педагогам, которые заинтересованы в применении технологии оценивания, стимулирующих оценочную самостоятельность учащихся. Материал познакомит с требованиями к процессу оценива...

Формирующее оценивание на уроках русского языка и литературы

Формирующей данная оценка называется потому, что она ориентирована на конкретного ученика, призвана выявить пробелы в освоении учащимся элемента содержания образования с тем, чтобы восполнить их с мак...

Формирующее оценивание на уроках русского языка и литературы

Современные технологии оценивания должны дать представление о реальных возможностях каждого отдельного ученика, о перспективах его роста .Для того чтобы оценивание было эффективным, мной используется ...