Формирующее оценивание на уроках русского языка и литературы
статья

Воркунова Ольга Михайловна

Современные технологии оценивания должны дать представление о реальных возможностях каждого отдельного ученика, о перспективах его роста .Для того чтобы оценивание было эффективным, мной используется формирующие оценивание (или оценивание для обучения). При таком подходе меняется роль учителя, учебный процесс строится на основе сотрудничества между его участниками.Остановимся более подробно на формах и методах, наиболее часто используемых в моей практике:самоценивание, взаимооценивание, тестирование, рефлексия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_formiruyushchee_otsenivanie.docx24.65 КБ

Предварительный просмотр:

Формирующее оценивание на уроках русского языка и литературы

«Отметка, которой приписывается невинная роль простого отражения результатов оценивания, на практике становится для ребенка источником радости или серьезных потрясений,» - говорил известный педагог Ш.А. Амонашвили.

Современные технологии оценивания должны дать представление о реальных возможностях каждого отдельного ученика, о перспективах его роста. Данный аспект образования актуален и заслуживает подробного изучения.

Согласно требованиям ФГОС акцент с предметных знаний умений и навыков как основной цели обучения был перенесен на формирование общеучебных компетентностей учащихся. В связи с этим изменился и подход к оцениванию. Учитель должен найти такой подход, который бы позволял устранять негативные моменты в обучении, повышать учебную мотивацию и самостоятельность учащегося.

Для того чтобы оценивание было эффективным, мной используется формирующие оценивание (или оценивание для обучения). При таком подходе меняется роль учителя, учебный процесс строится на основе сотрудничества между его участниками. Оценивается сам процесс движения к качественному результату. Часть полномочий переходит к ученику, таким образом, трансформируясь в самоконтроль и самооценку. Такое оценивание помогает учителю корректировать свою работу на раннем этапе, а ученику почувствовать ответственность за свое обучение.

Остановимся более подробно на формах и методах, наиболее часто используемых в моей практике.

Самооценивание.

Самооценивание позволяет учащимся осознавать цели учения, определять свои пробелы. Поэтому важно для учителя постоянно напоминать ученику о целях и критериях оценивания работы, планировать время для самооценивания, предоставлять цели урока и критерии оценки наглядно, для того чтобы учащиеся четко представляли, к чему они стремятся.

Уже с 5 класса ученики учатся объективно оценивать свои знания по той или иной теме. Сначала это простые вопросы, которые учитель задаёт в начале урока: «Оцените, пожалуйста, насколько хорошо вы знаете эту тему и поставьте на полях условный знак: «сердечко» - «очень хорошо»; «грустный смайлик» - «испытываю трудности»; «вопрос»  - «испытываю большие трудности». С этим же вопросом учитель обращается и в конце урока. Тем самым отлеживается, насколько хорошо ребята поняли тему, правильно ли педагог выстроил свою работу…

Мы используем также листы самооценки в конце изучения большого раздела по русскому языку:

Вопросы

Да

Нет

1.Регулярно выполнял (-а) домашние задания

2.По необходимости консультировался (-ась) с учителем

3.Улучшал (а) свои знания и исправлял (-а) оценки

4.Регулярно вел (-а) записи в тетради

5.Знаю, как работать со справочной литературой

6.Умею конспектировать тему

7.Умею самостоятельно находить материал по заданной теме

8.Делал (-а) устное сообщение

9.Участвовал (-а) в беседах по изучаемому материалу

10.Я задавал вопросы, если мне встречалось непонятное слово

11.Я могу рассказать о том, что я сегодня узнал на уроке.

Используем листы самооценки работы в группе:

Вопросы

Да

Нет

1. Я был активен в группе

2. Я сразу понял, как нужно выполнить задание

3. Я предложил несколько вариантов выполнения работы

4. Я не отвлекался от основной работы

5. Я очень хотел успешно выполнить задание

6. Я внимательно слушал, какие идеи предлагают другие участники группы

7.Я очень хотел, чтобы наша группа выполнила работу правильно, оригинально

Вопросы из листов самооценки заставляют учащихся анализировать свою работу. Это помогает им ответить на вопросы, «Что у меня получается?», «Над чем мне нужно поработать?», «Что мне нужно делать в следующем?», «Как я могу преодолеть пробелы?».

Взаимооценивание.

Взаимное оценивание дает учащимся возможность закреплять изученный материал посредством оценивания работ друг друга. Преимущество взаимооценивания состоит в том, что учащиеся, проверяя и сопоставляя работы одноклассников с критериями оценивания, анализируют собственный прогресс.

Такую форму оценивания я применяю с 5-го класса, например, когда на этапе актуализации знаний ребятам нужно выполнить небольшие проверочные работы по русскому языку или нужно дать оценку устному ответу одноклассника на уроках литературы. При оценке устного ответа «проверяющим» ученикам нужно постараться (если это возможно) похвалить сильные стороны ответа. При подготовке к диктантам ребята часто осуществляют взаимопроверку мини-диктантов. У нас выработано правило, что в тетради товарища используется только карандаш и работать можно только с согласия проверяемого.

В 7-9 классах ребята учатся давать оценку уже таких серьёзных работ, как проекты, творческие работы. Оценивая работы других учащихся, ребята отмечают их сильные и слабые стороны, таким образом, они анализируют и собственный прогресс.

Например, техника «Две звезды и желание» применяется при оценивании творческих работ, эссе и т.п. Проверяя работу своего одноклассника, учащемуся необходимо прокомментировать ее: определить два положительных момента и отметить их звездочкой (две звезды), и один момент, который требует доработки (желание). Каждый ученик получает свою работу с комментариями, для доработки «желаний» им предоставляется определенное время (например, 2-3 дня). Следующую проверку проводит учитель и выставляет отметку.

Надо сказать, что учится самооцениванию и взаимооцениванию на первых порах трудно, потому что не всегда ребята могут быть объективными и тактичными.

Тестирование.

При формирующем оценивании ученики сами должны попробовать составить тесты: Какие вопросы я задал бы ученикам, если бы я был учителем, чтобы проверить, поняли ли они материал?

Тест - эффективная форма самостоятельной работы, которая улучшает успеваемость по предмету и способствует формированию общих компетенций. Образцом составления собственных тестов, конечно, являются тесты учителя, с которыми ученик систематически работает. Так, для итогового урока по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» ребята должны были составить по 10-15 вопросов. Во время урока, когда класс был разделён на команды, ребята обменивались вопросами, зарабатывая очки для своей команды. В старших классах иногда я прошу самих учеников провести опрос по заранее составленным ими вопросам. Конечно, предварительно я проверяю качество их тестов.

Можно продумать уровень сложности. Например, одной группе поручить составить вопросы с выбором ответов, второй группе – вопросы с кратким ответом, третьей – с развёрнутым ответом. Кстати, по такому принципу нашим ШМО составляются вопросы для школьной олимпиады, т.е. предусматривается базовый уровень сложности, высокий и повышенный. По такому принципу сейчас составляются разноуровневые контрольные работы.

Правильно составить тест при всей, казалось бы, простоте нелегко: вопрос должен быть лаконичным, но ёмким; должен быть продуман вариант ответов (с выбором ответов или с развёрнутым высказыванием); материал, знание которого проверятся, должен быть знаком ученикам и т.д. Но есть и ещё одна проблема: ученики настолько привыкают пользоваться Интернетом, что придумать что-то самим им бывает трудно.

Тесты разнообразны по своей структуре, и мы стараемся использовать всё их многообразие. От самых простых (например, вставить букву  в слове), до более сложных (например, разноуровневые задания).

Например, небольшой тест с конце урока при изучении темы «З и С на конце приставок»:

Повторим тему «З и С на конце приставок»

Я знаю эту тему на «3»

Вставьте нужную букву: ра..жевать, ра..бушеваться, бе..донный, бе..заботный, бе..граничный, бе..примерный, в..плеск,  ..беречь, ра..целовать, бе..грамотный, бе..молвный, и..тратить, во..вратить, ра..хвалить.

Я знаю эту тему на «4»

Вставьте нужную букву. Какое слово «лишнее»? Подчеркните это слово:

  1. бе…правный, бе…жизненный, бе…численный, бе…платный
  2. ра..сечь,  ра..цвёл, во..стать,  ..доровье
  3. бе…брежный, бе…предельный, бе…граничный, бе…радостный
  4. во..парить, ра..делить, и..пугался, бе..следно

Я знаю эту тему на «5»

Составьте предложения на тему «Урок русского языка», используя данные слова: по ра..писанию, ра..дать тетради, ра..крыть, и..правление ошибок, в..помнить и ра..казать, ра..мотреть таблицу, во..питать внимание.

Рефлексия.

Рефлексия (метод неоконченных предложений) помогает получать обратную связь: она показывает ученику, где он сейчас находится, что у него получается, какие затруднения возникают; учителю - анализировать свою работу.

Например, мне помогает техника «Трехминутное эссе». Учащимся предлагается ответить на один из предложенных вопросов:

1) Что, по вашему мнению, было наиболее важным из того, что вы узнали сегодня?

2) Какой вопрос вам запомнился?

3) Что для вас было наиболее трудным, непонятным сегодня?

Формулировки вопросов, конечно, могут меняться, чтобы не было эффекта избитости фраз, чтобы это действительно было полезно и ученику, и учителю.

Вот некоторые техники формирующего оценивания, которые наиболее часто я применяю в своей практике.

Применение различных технологий оценивания даёт учителям ясность относительно стратегических целей и тактических задач обучения, а детям помогает понять, как учиться, чему учиться, а главное, зачем учиться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирующее оценивание на уроках русского языка и литературы.

Представлены примеры форм для реализации формирующего оценивания...

Развитие метапредметных результатов посредством формирующего оценивания на уроках русского языка и литературы

В статье представлен опыт работы по развитию метапредметных результатов посредством формирующего оценивания. Здесь описаны такие приемы, как «Недописанное предложение»,  «Оценка...

Формирующее оценивание на уроках русского языка и литературы

Данная статья адресована педагогам, которые заинтересованы в применении технологии оценивания, стимулирующих оценочную самостоятельность учащихся. Материал познакомит с требованиями к процессу оценива...

Формирующее оценивание на уроках русского языка и литературы

Формирующей данная оценка называется потому, что она ориентирована на конкретного ученика, призвана выявить пробелы в освоении учащимся элемента содержания образования с тем, чтобы восполнить их с мак...

Статья "Техники формирующего оценивания на уроках русского языка и литературы"

В статье говорится о том, как организовать контрольно-оценочную деятельность на уроках русского языка и илитературы в 5-9 классах. Представлены приемы  формирующего оценивания.    ...