Рабочая программа. Внеурочная деятельность. Финансовая грамотность 2020-2021 учебный год
рабочая программа

Рабочая программа. Внеурочная деятельность. Финансовая грамотность 2020-2021 учебный год 

Скачать:


Предварительный просмотр:

I. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные результаты

  • готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность к осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов;
  • формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (способность к нравственному самосовершенствованию);

-          формирование и развитие навыков конструктивного взаимодействия в социальном общении;

-        формирование ответственного отношения к учению, уважительного отношения к труду; готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, с учётом устойчивых познавательных интересов через введения к разделам учебника, описывающим связь целей изучения обществознания с жизнью; через жизненные задачи, завершающие каждый раздел, а также через деятельностные технологии, обеспечивающие мотивацию через вовлечение школьников активную деятельность.

-        формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.

-        формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, гражданской позиции, религии, традициям, ценностям народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания.

-        освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах.

-                мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;

-                заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны;

  • готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
  • освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах;

-        способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе, умение выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к окружающим;

  •            проявление доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживания им;
  •           обсуждение и оценивание собственных достижений, а также достижений других обучающихся (под руководством педагога).

-                ценностные ориентиры, основанные отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД

  • самостоятельно определение цели обучения, постановка и формулировка новых задачи в учебе и познавательной деятельности, развитие мотивов и интересов своей познавательной деятельности.
  • освоение навыков составление план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);
  • формирование действий с планируемыми результатами, осуществление контроля своей деятельности в процессе достижения результата, корректирование свои действий в соответствии с изменяющейся ситуацией.
  • оценивание своей деятельности, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;
  • самостоятельная разработка плана организации работы;
  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.
  • умение фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

Познавательные УУД

  • построение рассуждений от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;

-        структурирование изложение полученной информации и подтверждение выводов собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.

  • умение находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности) и ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст, определять идею текста, преобразовывать текст; оценивать содержание и форму текста.

-        умение определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы, осуществление взаимодействия с электронными поисковыми системами, словарями; формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска.

Коммуникативные УУД

  • определять роль в совместной деятельности, принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), гипотезы;
  • умение организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом), устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием и неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.

-       освоение знаний о нормах публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;

  • умение принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;
  • освоение навыков по созданию письменных оригинальных текстов с использованием необходимых речевых средств;
  • умение делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.
  • освоение навыков по систематизации, сопоставлению, анализу, обобщению и

интерпретации информации, содержащуюся в готовых информационных объектах;

  • умение выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свертывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов);
  • освоение навыков заполнения и дополнения таблиц, схем.

Предметные результаты

Обучающийся научится:

 -         разбираться в базовых финансовых инструментах и основных типах

финансовых посредников;

 -         принимать финансовые решения в типичных жизненных ситуациях;

 -         анализировать различные финансовые предложения с учётом их преимуществ и недостатков;

 -         разбираться в своих активах и пассивах;

 -         планировать свои доходы и расходы;

 -         формулировать личные финансовые цели;

 -         понимать основные риски, угрожающие финансовому благополучию семьи;

 -         видеть предназначение базовых финансовых услуг: банковских депозитов и

кредитов, платёжных карт, дистанционного банковского обслуживания, страховых

программ и т. д.;

 -         представлять типичные ошибки при использовании базовых финансовых услуг;

 -         подбирать финансовые инструменты для управления расходами, защиты от рисков и получения инвестиционного дохода;

 -         критически оценивать и сравнивать финансовые предложения с учётом их

преимуществ и недостатков;

 -         понимать специализацию и роль финансовых посредников в области банковских,

страховых и инвестиционных услуг;

 -         разбираться в основных видах налогов и налоговых вычетов;

 -         представлять суть работы государственной пенсионной системы и корпоративных пенсионных программ;

 -         понимать основные виды махинаций с банковскими картами, кредитами,

инвестициями и способы защиты от них.

Обучающийся получит возможность научиться:

 -         составлять семейный бюджет и личный финансовый план;

 -         оценивать различные виды личного капитала, в том числе финансовые активы и

человеческий капитал;

 -         вести учёт личных расходов и доходов;

 -         рассчитывать стоимость использования банковских, страховых и инвестиционных

продуктов;

 -         находить и анализировать информацию, необходимую при выборе финансовых

услуг;

 -         рассчитывать доход от инвестирования и сравнивать с инфляцией;

 -         сравнивать различные виды инвестиций по критериям доходности, надежности и

ликвидности;

 -         рассчитывать личный доход с учётом налогов и налоговых вычетов;

 -         подбирать инвестиционные инструменты для формирования частной пенсии;

 -         сравнивать и выбирать финансовых посредников в области банковских, страховых и инвестиционных услуг;

 -         знать и защищать свои права как потребителя финансовых услуг.

II. СОДЕРЖАНИЕ

Учебник:  

Основы финансовой грамотности 8-9 класс / В.В. Чумаченко, А.П Горяева - М.: Просвещение» 2019

Содержание учебного курса «Финансовая грамотность»

ТЕМА 1. ЛИЧНОЕ ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Человеческий капитал. Что такое капитал. Виды человеческого капитала. Применение

человеческого капитала.

Принятие решений. Способы принятия решений. Этапы принятия решений:

определение целей (краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных), подбор альтернатив

и выбор лучшего варианта. Особенности принятия финансовых решений.

Домашняя бухгалтерия. Что такое активы и пассивы. Потребительские и

инвестиционные активы. Виды пассивов. Эффективное использование активов и пассивов.

Ведение учёта активов и пассивов. Чистый капитал. Что такое доходы, расходы, бюджет,

сбережения, долг. Основные источники дохода. Основные статьи семейных расходов.

Виды расходов: обязательные и необязательные, фиксированные и переменные. Как

оптимизировать расходы. Составление бюджета.

Составление личного финансового плана. Что такое личный финансовый план.

Определение личных финансовых целей исходя из жизненного цикла человека. Три группы целей: осуществление текущих трат, защита от наиболее важных рисков, формирование накоплений. Подбор альтернативных способов достижения целей: сокращение расходов, увеличение доходов, использование финансовых инструментов. Выбор стратегии достижения целей: формирование текущего, резервного и инвестиционного капитала. Необходимость сбережений.

ТЕМА 2. ДЕПОЗИТ

Накопления и инфляция. Мотивация для формирования накоплений. Способы

хранения денег, их преимущества и недостатки. Что такое инфляция и индекс

потребительских цен. Причины инфляции. Принципы расчёта инфляции.

Банковский депозит. Что такое банк, вклад и кредит. Функции и источники дохода

банков. Роль Центрального банка Российской Федерации. Виды банковских вкладов: вклад до востребования и депозит. Основные характеристики депозита: срок и процентная ставка. Основные преимущества и недостатки депозита. Роль депозита в личном финансовом плане.

Условия депозита. Содержание депозитного договора. Условия депозита: срок и

процентная ставка, периодичность начисления и капитализация процентов, автоматическая пролонгация депозита, возможность пополнения счёта, досрочного частичного снятия средств и перевода вклада в другую валюту. Номинальная и реальная процентная ставка.

Простые и сложные проценты. Выбор наиболее подходящего депозита.

Управление рисками по депозиту. Что такое риск. Основные риски по депозиту

(разорение банка, изменение ставок по депозитам, реинвестирование, валютный, инфляция, ликвидность) и способы управления ими. Принципы работы системы страхования вкладов и Агентства по страхованию вкладов (АСВ). Что такое ликвидность. Особенности депозита в России. Ключевая ставка Банка России. Налогообложение депозитов.

ТЕМА 3. КРЕДИТ

Что такое кредит. Особенности банковского кредита. Основные виды кредита.

Потребительский кредит. Основные характеристики кредита: платность, срочность и возвратность. Составляющие платы за кредит: номинальная ставка, комиссии, страховки. Полная стоимость кредита и переплата по кредиту. Стоимость денег во времени. График платежей по кредиту: аннуитетные и дифференцированные платежи, возможность досрочного погашения кредита. Как банк обеспечивает возвратность кредита: оценка

платёжеспособности заёмщика, обеспечение (залог или поручительство). Специфика

автокредита и ипотечного кредита. Учёт кредита в личном финансовом плане.

Выбор наиболее выгодного кредита. Сравнение различных видов кредитования на

примере экспресс-кредита и потребительского кредита. Сбор и анализ информации об

условиях кредитования в разных банках. Сравнение кредитных предложений.

Минимизация стоимости кредитования. Способы уменьшения процентной ставки по

кредиту, платы за страховки и выплат по кредиту. Кредитная история. Первоначальный

взнос. Рефинансирование кредита. Выгода от досрочного погашения кредита. Возможность использования государственных субсидий, материнского капитала и налоговых вычетов для уменьшения выплат по кредиту.

Типичные ошибки при использовании кредита. Необходимость изучения условий

кредитного договора. Опасность завышения доходов и неинформирования банка об

изменении своего финансового положения. Риски валютных кредитов.

ТЕМА 4. РАСЧЕТНО-КАССОВЫЕ ОПЕРАЦИИ

Хранение, обмен и перевод денег. Использование банковской ячейки, её преимущества

и недостатки. Обмен валюты: валютный курс (покупки и продажи), комиссия. Виды

денежного перевода: безналичный и на получателя. Банковские реквизиты. Факторы,

определяющие размер комиссии за денежный перевод.

Виды платёжных средств. Функции денег. Наличные и безналичные деньги.

Использование дорожных чеков, их преимущества и недостатки. Эмитент. Банковские

карты: дебетовая, кредитная, дебетовая с овердрафтом. PIN-код. Выбор подходящего вида

карты. Что такое кредитный лимит, льготный период, минимальный ежемесячный платёж,

овердрафт. Электронные деньги.

Формы дистанционного банковского обслуживания. Пользование банкоматом, защита

от мошенничества. Использование мобильного банкинга. Принципы работы

онлайн-банкинга, защита от мошенничества.

ТЕМА 5. СТРАХОВАНИЕ

Что такое страхование. Роль страхования в личном финансовом плане. Схема работы

страховой компании. Что такое страховая сумма, страховая премия, страховой случай,

страховой полис, страховая выплата. Участники страхования: страховщик, страхователь, застрахованный, выгодоприобретатель, страховой агент, страховой брокер.

Виды страхования: личное страхование, имущественное страхование, страхование

ответственности. Особенности страхования жизни: риск смерти и риск дожития,

накопительное страхование жизни. Виды страхования от несчастных случаев и болезней.

Особенности обязательного и добровольного медицинского страхования. Использование

имущественного страхования (пример - КАСКО) и страхования гражданской

ответственности (пример - ОСАГО).

Использование страхования в повседневной жизни. Карта рисков. Ключевые риски,

угрожающие финансовому благосостоянию семьи. Критерии и этапы выбора страховой

компании. Наиболее важные условия страхового полиса и правил страхования. Действия в

случае недобросовестного поведения страховой компании. Типичные ошибки при

страховании.

ТЕМА 6. ИНВЕСТИЦИИ

Что такое инвестиции. Инвестирование. Роль инвестиций в личном финансовом

плане. Особенности инвестирования в реальные и финансовые активы (пример инвестиций в золото - золотой слиток или обезличенный металлический счёт в банке). Схема работы инвестиций, соотношение дохода и рисков. Особенности инвестиций в бизнес через ценные бумаги: облигации и акции. Из чего складывается доход акционера. Дивиденды. Эффект долгосрочных накоплений.

Как выбирать активы. Критерии оценки привлекательности инвестиционных активов:

доходность, надёжность, ликвидность. Расчёт доходности от инвестирования. Сравнение

доходности различных активов: наличные деньги, банковский депозит, золото,

недвижимость, фондовый рынок. Способы управления рисками при инвестировании.

Диверсификация. Финансовые посредники: управляющие компании, паевые

инвестиционные фонды, брокеры, биржа, финансовые консультанты. Московская биржа.

Критерии выбора финансовых посредников.

Как делать инвестиции. Определение своих инвестиционных предпочтений. Выбор

инвестиционной стратегии. Формирование и перебалансировка инвестиционного портфеля.

Типичные ошибки при инвестировании.

ТЕМА 7. ПЕНСИИ

Пенсионная система. Что такое пенсия. Виды пенсии: государственная, корпоративная,

частная. Особенности солидарной и накопительной государственной пенсионной системы.

Устройство государственной пенсионной системы в России. Пенсионный фонд Российской Федерации. Виды государственной пенсии: страховая (трудовая или социальная) и накопительная. Принципы работы корпоративных пенсионных программ. Особенности пенсионных схем с установленными выплатами и схем с установленными взносами.

Как сформировать частную пенсию. Расчёт размера пенсии. Инструменты для

получения пенсии: пожизненная пенсия в страховой компании или в негосударственном

пенсионном фонде, инвестирование в активы для получения рентного дохода. Факторы,

влияющие на размер пожизненной пенсии. Способы накопления и приумножения

пенсионных сбережений.

ТЕМА 8. НАЛОГИ

Основы налогообложения физических лиц. Предназначение налогов. Основные виды

налогов: подоходный, имущественный, НДС и т. д. Различия прямых и косвенных налогов.

Налог на доход физических лиц (НДФЛ). Прогрессивная и плоская шкала

налогообложения. Налоговая база, налоговый резидент. Расчёт НДФЛ для обычных

доходов. Случаи, в которых применяется нестандартная ставка НДФЛ. Уменьшение выплат по НДФЛ с помощью налоговых вычетов. Расчёт налогового вычета при продаже и приобретении имущества. Использование налоговой декларации.

Имущественный налог. Виды имущественного налога: транспортный налог,

земельный налог, налог на имущество физических лиц. Особенности расчёта различных

видов имущественного налога.

ТЕМА 9. ФИНАНСОВЫЕ МАХИНАЦИИ

Махинации с банковскими картами. Виды махинаций и способы защиты. Действия

в случае, если вы стали жертвой мошенников.

Махинации с кредитами. Виды махинаций и способы защиты. Действия в случае,

если вы стали жертвой мошенников.

Махинации с инвестициями. Суть мошеннических инвестиционных предложений.

Признаки финансовой пирамиды. Способы отличить добросовестные инвестиционные

проекты от мошеннических схем. Действия в случае, если вы стали жертвой мошенников.

III. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Раздел

Кол-во часов

1.

Личное финансовое планирование

6

2.

Депозит  

4

3.

Кредит

5

4.

Расчётно-кассовые операции  

3

5.

Страхование

4

6.

Инвестиции

4

7.

Пенсии

2

8.

Налоги

2

9.

Финансовые махинации

4

IV. КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Тема урока.

Дата план

Дата факт

1.

Личное финансовое планирование. Введение в предмет

2.

Человеческий капитал

3.

Принятие решений

4.

 Использование SWOT-анализа для

выбора карьеры

5.

Домашняя бухгалтерия

6.

Составление личного финансового плана

 

7.

Депозит. Накопления и инфляция

 

8.

Что такое депозит и какова его природа

 

9.

Условия депозита

 

10.

Преимущества и недостатки депозита

11.

Кредит. Как работает кредит

12.

Характеристики кредита

13.

Практикум. Принятие решения о взятии кредита

14.

Как выбрать наиболее подходящий кредит

15.

Как сэкономить при использовании кредита

16.

Расчетно-кассовые операции. Хранение,

обмен и перевод денег

17.

Платёжные средства.

 

18.

Электронные деньги и дистанционное банковское обслуживание

 

19.

Страхование. Способы защиты от рисков

 

20.

Виды страхования

 

21.

Практикум. Принятие решения о покупке

страховки

22.

Как использовать страхование в

повседневной жизни

23.

Инвестиции. Основы инвестирования

24.

Основы инвестирования

25.

Практикум по инвестициям

26.

Процесс инвестирования

27.

Пенсии. Пенсионная система

28.

Частная пенсия

29.

Налоги. Как работает налоговая система

30

Правила расчёта налогов на физлиц в России

31.

Финансовые махинации. Махинации с банковскими картами

32.

Махинации с кредитами

33.

Финансовые пирамиды

34.

Практикум по махинациям

Согласовано                                                                                                                                    

Заместитель директора по УМР                                                                                              

 _________О.А. Макарова

«_____» ____________ 2020 г                                                                                                  

Согласовано

на заседании ШМО учителей гуманитарного цикла

Протокол № 1 от «24» августа 2020 г.  

Руководитель ШМО__________________________________

Лист коррекции

Дата

по плану

Дата коррекции

Причина коррекции

Примечание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности "Финансовая грамотность" 5 класс

Материал представляет собой рабочую программу внеурочной деятельности социального направления "Финансовая грамотность" для 5 класса....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Финансовая грамотность" для 7 класса

Рабочая программа внеурочной деятельности "Финансрвая грамотность"...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Финансовая грамотность в экономике"

quot;Финансова грамотность в экономике" является прикладным курсом , реализующим интересы обучающихся 6 класса в сфере экономики семьи.Цель изучения курса: целостная социально-экономическая карт...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Финансовая грамотность" 9 класса

Рабочая программа  внеурочной деятельности  социального направления "Финансовая грамотность" может быть полезна педагогам, преподающим данный курс....

Рабочая программа внеурочной деятельности Финансовая грамотность 10 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» (общеинтеллектуальное направление) для 10 класса...

Рабочая программа внеурочной деятельности Финансовая грамотность 7 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» (общеинтеллектуальное направление) для 7 класса...

Рабочая программа внеурочной деятельности Финансовая грамотность 11 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» (общеинтеллектуальное направление) для 11 класса...