Рабочая программа внеурочной деятельности Финансовая грамотность 7 класс
рабочая программа (7 класс)

Рабочая программа внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» (общеинтеллектуальное направление) для 7 класса 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vd_finansova_gramotnost_7_klass.doc174 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«КИРОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

ЛОКТЕВСКИЙ РАЙОН АЛТАЙСКИЙ КРАЙ

РАССМОТРЕНО

На заседании ШМО ГЦ

Руководитель

________ Дорофеева О.В.

Протокол № 1

от 30.08.2021г

СОГЛАСОВАНО

Ответственный за УВР

________ Пахомова И.В.

УТВЕРЖДАЮ

Директор

________ Степанова С.В.

Приказ № 41/10

от 31.08.2021г

        

        

Рабочая программа внеурочной деятельности

«Финансовая грамотность»

(общеинтеллектуальное направление)

для 7 класса

на 2021-2022 учебный год

Составитель: Анисимова И.В.,

учитель истории, обществознания

высшей квалификационной категории

п. Кировский 2021 год

1. Пояснительная записка

1.1. Рабочая программа разработана на основе следующих нормативных документов и материалов:

- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

- Основной образовательной программы основного общего образования МКОУ «Кировская средняя общеобразовательная школа».

- Плана внеурочной деятельности МКОУ «Кировская средняя общеобразовательная школа» на 2021 – 2022 учебный год.

- Календарного учебного графика на  2021 - 2022 учебный год.

- Положения о рабочей программе учебного предмета МКОУ «Кировская средняя общеобразовательная школа».

- Учебной программы. Финансовая грамотность. 5-7 классы общеобразовательных организаций / Е.А. Вигдорчик, И.В. Липсиц, Ю.Н. Корлюгова, А.В. Половникова. М.: ВАКО, 2018

с учетом целей и задач основной образовательной программы основного общего образования МКОУ "Кировская средняя общеобразовательная школа" и отражают пути реализации содержания предмета.

1.2. Используемый учебно-методический комплект (УМК):

1. Финансовая грамотность: учебная программа. 5-7 классы общеобразовательных организаций / Е.А. Вигдорчик, И.В. Липсиц, Ю.Н. Корлюгова, А.В. Половникова. М.: ВАКО, 2018

2. Финансовая грамотность: Методические рекомендации для учителя. 5-7 классы общеобразовательных организаций. Ю.Н. Корлюгова, А.В. Половникова, М.: ВАКО, 2018

3. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 5-7 классы общеобразовательных организаций. И.В. Липсиц, Е.А. Вигдорчик. М.: ВАКО,2018

4. Финансовая грамотность: рабочая тетрадь. 5-7 классы общеобразовательных организаций. Ю.Н. Корлюгова, А.В. Половникова. М.: ВАКО, 2018

5. Финансовая грамотность: материалы для родителей. 5-7 классы общеобразовательных организаций. Ю.Н. Корлюгова, А.В. Половникова. М.: ВАКО, 2018

1.3. Срок реализации программы – 1 год.

1.4. Место предмета в Плане внеурочной деятельности

Курс рассчитан на 68 часов: 34 часа в 5-6 классах, 34 часа в 7 классе.

В Плане внеурочной деятельности МКОУ «Кировская средняя общеобразовательная школа» на изучение курса «Финансовая грамотность» в 7 классе предусмотрено 34 часа (из расчета 1 час в неделю). Таким образом, в 7 классе будет рассмотрен:

- Модуль 3. Человек и государство: как они взаимодействуют.

- Модуль 4. Услуги финансовых организаций и собственный бизнес.

1.5. Общая характеристика курса внеурочной деятельности

«Финансовая грамотность» является прикладным курсом, реализующим интересы учащихся 5-7 класса в сфере экономики.

Основные содержательные линии курса:

1) деньги, их история, виды, функции;

2) семейный бюджет;

3) экономические отношения семьи и государства;

4) человек и финансовые организации;

5) собственный бизнес.

Освоение содержания курса опирается на межпредметные связи с такими учебными дисциплинами, как математика, история, география, обществознание и литература.

1.6. Основные цели и задачи

- удовлетворение познавательных потребностей обучающихся в области финансов, формирование активной жизненной позиции, основанной на приобретенных знаниях, умениях и способах финансово грамотного поведения;

- приобретение опыта в сфере финансовых отношений в семье; применение полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи; развитие собственной финансовой грамотности и выработка экономически грамотного поведения, а также способов поиска и изучения информации в этой области;

- воспитание интереса учащихся к дальнейшему получению знаний в сфере финансовой грамотности, к учебно-исследовательской и проектной деятельности в области экономики семьи.

1.7. Формы и методы работы с детьми, испытывающими трудности в обучении: индивидуальная работа, памятки, практический метод с опорой на схемы, алгоритмы.

1.8. Методы работы с детьми с ОВЗ:

1. Детям с ОВЗ свойственна низкая степень устойчивости внимания, поэтому необходимо развивать устойчивое внимание.

2. Они нуждаются в большем количестве проб, чтобы освоить способ деятельности, поэтому необходимо предоставить возможность действовать ребенку неоднократно в одних и тех же условиях.

3. Интеллектуальная недостаточность этих детей проявляется в том, что сложные инструкции им недоступны. Необходимо дробить задание на короткие отрезки и предъявлять ребенку поэтапно, формулируя задачу предельно четко и конкретно.

4. Высокая степень истощаемости детей с ОВЗ может принимать форму, как утомления, так и излишнего возбуждения. Поэтому нежелательно принуждать ребенка продолжать деятельность после наступления утомления.

5. В среднем длительность этапа работы для одного ребенка не должна превышать 10 минут. Обязателен положительный итог работы.

1.9. Формы организации внеурочной деятельности: индивидуальные, групповые, фронтальные; классные и внеклассные.

1.10. Ведущий вид деятельности: системно-деятельностный.

1.11. Методы и приемы:

- объяснительно-иллюстративный, репродуктивный: рассказ, объяснение, лекция, эвристическая беседа, демонстрация, работа с учебником, компьютером и др.;

- частично-поисковый: информационная и творческая переработка устного и письменного текста; самостоятельная работа; подготовка выступлений, сообщений.

- проблемный: решение проблемы, сформулированной в виде познавательной задачи;

- исследовательский.

1.12. Содержание курса

Модуль 3. Человек и государство: как они взаимодействуют

Базовые понятия: налог, налоговая инспекция, подоходный налог, налоговая ставка, налог на прибыль, физические лица, социальное пособие, пособие по безработице, пенсия, стипендия.

Личностные характеристики и установки:

- понимание сущности налогов, определение их роли в жизни общества;

- осознание необходимости уплаты налогов как важной составляющей благосостояния общества и государства;

- оценивание социальных пособий как помощи государства гражданам в сложных жизненных ситуациях.

Базовый уровень

Обучающийся научится:

в сфере достижения метапредметных результатов:

- различать прямые и косвенные налоги;

- считать сумму налога;

- проверять на сайте Федеральной налоговой службы наличие налоговой задолженности членов семьи;

- высчитывать долю годовых налоговых выплат в семейном бюджете;

- находить нужную информацию на социальных порталах;

 в сфере достижения предметных результатов:

- объяснять, что такое налоги и почему их нужно платить;

- называть основные налоги в Российской Федерации (подоходный налог, налог на прибыль, косвенные налоги);

- приводить примеры налогов, которые выплачиваются семьей, и указывать их примерную величину;

- перечислять условия получения различных видов социальных пособий в Российской Федерации;

- называть виды социальных пособий и указывать их примерную величину;

- приводить примеры выплат различных видов социальных пособий;

- высчитывать долю социальных пособий в доходах семейного бюджета.

Повышенный уровень

Обучающийся получит возможность научиться:

- самостоятельно устанавливать (понимать) причинно-следственные связи между уплатой налогов и созданием общественных благ;

- рассчитывать величину подоходного налога и НДС;

- оценивать условия и возможности использования социальных пособий в определенных жизненных ситуациях.

Модуль 4. Услуги финансовых организаций и собственный бизнес

Базовые понятия: банки, вклады (депозиты), процентная ставка, страхование вкладов,  Агентство по страхованию вкладов, кредит, залог, бизнес, малый бизнес, бизнес-план, бизнес-инкубатор, валюта, валютный курс, обменный пункт, валютный вклад.

Личностные характеристики и установки:

- понимание значения банковских услуг для увеличения (сохранения) семейных доходов и смягчения последствий сложных жизненных ситуаций;

- осознание факта: ответственность за выбор и использование услуг банка несет потребитель этих услуг;

- осознание факта: ответственность за все финансовые риски несет владелец бизнеса;

- понимание преимуществ и рисков предпринимательской деятельности;

- понимание, что все в современном мире взаимосвязано и изменение валютного курса может отразиться на экономике страны и бюджете семьи.

Базовый уровень

Обучающийся научится:

в сфере достижения метапредметных результатов:

- отличать инвестирование от сбережения и кредитования;

- знать свои основные права и обязанности как потребителя;

- находить актуальную информацию об услугах банков;

- пользоваться пластиковой картой в банкомате;

- считать проценты по вкладам (кредитам) на простых примерах;

- планировать (4-5 шагов) свою самостоятельную деятельность;

- сравнивать возможности работы по найму и собственного бизнеса;

- находить и анализировать информацию о курсе валют;

- проводить простые расчеты с использованием валютного курса.

 в сфере достижения предметных результатов:

- перечислять основные банковские услуги (сбережения, вклад, кредит, инвестиции);

- объяснять, как можно пользоваться основными банковскими услугами для увеличения (сохранения) доходов семьи;

- объяснять, чем труд наемного работника отличается от труда бизнесмена;

- называть необходимые условия для открытия своей фирмы;

- объяснять причины существования различных валют;

- называть основные мировые валюты и страны их использования;

- объяснять, что такое валютный курс и как находить информацию об изменениях курса валют.

Повышенный уровень

Обучающийся получит возможность научиться:

- соотносить рискованность использования финансовых операций и их доходность;

- сравнивать различные финансовые предложения;

- оценивать финансовые преимущества использования услуг банков для увеличения и/или сохранения семейных доходов;

- брать на себя ответственность;

- оценивать возможности и финансовые преимущества создания и/или ведения семейного бизнеса;

- оценивать финансовые преимущества использования валютного курса для увеличения и/или сохранения семейных доходов.

Структура изучаемого курса

№ п/п

Раздел курса

Количество часов

1

Модуль 3. Человек и государство: как они взаимодействуют

16

2

Модуль 4. Услуги финансовых организаций и собственный бизнес

17

3

Заключение

1

Итого

34

Календарно-тематическое планирование

«Финансовая грамотность»

7 класс

№ п/п

Раздел. Тема урока

Кол-во

часов

Дата

план

факт

Модуль 3. Человек и государство: как они взаимодействуют

16

1

Могут ли люди быть финансово независимыми от государства.

1

02.09

2

Что такое налоги и почему их надо платить.

1

09.09

3

Какие бывают налоги.

1

16.09

4

Учимся считать налоги.

1

23.09

5

Ролевая игра «Считаем налоги семьи».

1

30.09

6

Сравниваем налоги граждан разных стран.

1

07.10

7

Исследуем, какие налоги платит семья и что получает от государства.

1

14.10

8

Как работает налоговая служба.

1

21.10

9

Учебный мини-проект «Налоги».

1

28.10

10

Что такое социальные пособия и какие они бывают.

1

11.11

11

Учимся находить информацию на сайте Фонда социального страхования.

1

18.11

12

Ролевая игра «Оформляем социальное пособие»

1

25.11

13

Исследуем, какие социальные пособия получают люди.

1

02.12

14

Учебный мини-проект «Социальные пособия».

1

09.12

15

Обобщение результатов изучения модуля 3.

1

16.12

16

Презентация портфолио «Человек и государство: как они взаимодействуют».

1

23.12

Модуль 4. Услуги финансовых организаций и собственный бизнес

17

17

Для чего нужны банки.

1

13.01

18

Почему хранить сбережения в банке выгоднее, чем дома.

1

20.01

19

Какие бывают вклады.

1

27.01

20

Что такое кредиты и надо ли их брать.

1

03.02

21

Изучаем сайт Центрального банка РФ.

1

10.02

22

Исследуем, какими банковскими услугами пользуется семья.

1

17.02

23

Как избежать финансовых потерь и увеличить доходы.

1

24.02

24

Как работает банк.

1

03.03

25

Учебный мини-проект «Банковские услуги для семьи»

1

10.03

26

Что мы знаем о бизнесе.

1

17.03

27

Как открыть фирму.

1

24.03

28

Для чего нужны бизнес-инкубаторы.

1

07.04

29

Ролевая игра «Открываем фирму»

1

14.04

30

Что такое валюта и для чего она нужна.

1

21.04

31

Учимся находить информацию о курсах валют и их изменениях.

1

28.04

32

Обобщение результатов изучения модуля 4.

1

05.05

33

Презентация портфолио «Услуги финансовых организаций и собственный бизнес»

1

12.05

Заключение

1

34

Обобщение результатов изучения курса «Финансовая грамотность»

1

19.05

Планируемые результаты освоения курса

Личностные результаты:

Личностные результаты изучения курса «Финансовая грамотность»

- осознание себя как члена семьи, общества и государства, понимание экономических проблем семьи и участие в их обсуждении, понимание финансовых связей семьи и государства;

- овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление

доходов и расходов, расчёт процентов, сопоставление доходности вложений на простых примерах;

- проявление самостоятельности и личной ответственности за свое финансовое поведение, планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка;

- умение сотрудничать со взрослыми и сверстниками в игровых и реальных экономических ситуациях, участвовать в решении вопроса, каким должен быть семейный бюджет, вести диалог об особых жизненных ситуациях и их влиянии на благосостояние семьи и достигать обоюдного взаимопонимания;

- понимание необходимости собственной финансовой грамотности и мотивации к ее развитию.

Метапредметные результаты:

Метапредметные результаты изучения курса «Финансовая грамотность»:

Познавательные:

- использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации простой финансовой информации, содержащейся на специализированных интернет-сайтах, в газетах и журналах, на основе проведения простых опросов и интервью;

- умение представлять результаты анализа простой финансовой и статистической информации в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы, в том числе диаграммы связей; 

- выполнение логических действий сравнения преимуществ и недостатков разных видов денег, доходов и расходов, возможностей работы по найму и ведения собственного бизнеса, анализ информации о средней заработной плате в регионе проживания, об основных статьях расходов россиян, о ценах на товары и услуги, об уровне безработицы, о социальных выплатах, о банковских услугах для частных лиц, о валютных курсах;

- установление причинно-следственных связей между уплатой налогов и созданием общественных благ обществом, между финансовым поведением человека и его благосостоянием;

- построение рассуждений-обоснований (от исходных посылок к суждению и умозаключению);

- умение производить расчеты на условных примерах, в том числе с использованием интернет-калькуляторов, рассчитывать доходы и расходы семьи, величину подоходного налога и НДС, проценты по депозитам и кредитам, проводить расчеты с валютными курсами;

- владение базовыми предметными и межпредметными понятиями (финансовая грамотность, финансовое поведение, статистические данные, простая финансовая информация, учебный проект в области экономики семьи, учебное исследование экономических отношений в семье и обществе).

Регулятивные:

- анализ достигнутых и планирование будущих образовательных результатов по финансовой грамотности, постановка цели деятельности на основе определенной проблемы экономики семьи, экономических отношений в семье и обществе и существующих возможностей;

- самостоятельное планирование действий по изучению экономики семьи, экономических отношений в семье и обществе;

- проявление познавательной и творческой инициативы в применении полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи;

- контроль и самоконтроль, оценка, взаимооценка и самооценка выполнения действий по изучению экономики семьи, экономических отношений в семье и обществе, а также их результатов на основе выработанных критериев;

- применение приемов саморегуляции для достижения эффектов успокоения, восстановления и активизации.

Коммуникативные:

- умение осуществлять учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками при подготовке учебных проектов, решении кейсов по элементарным вопросам экономики семьи, проведении исследований экономических отношений в семье и обществе;

- работая индивидуально и в группе, договариваться о распределении функций и позиций в совместной деятельности, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов сторон;

- умение формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации (обоснование, объяснение, сравнение, описание), создавать и представлять результаты учебных проектов в области экономики семьи, исследований экономических отношений в семье и обществе, формировать портфолио по финансовой грамотности;

- умение использовать информационно-коммуникационные технологии для решения учебных и практических задач курса «Финансовая грамотность».

Предметные результаты:

Предметные результаты изучения курса «Финансовая грамотность»:

- владение базовыми предметными понятиями: потребность, обмен, блага, деньги, товар, услуга, семейный бюджет, особая жизненная ситуация, страхование, налоги, социальное пособие, банк, виды вкладов, инвестиционный фонд, доходность, сбережения, бизнес, валюта, валютный курс;

- понимание основных принципов экономической жизни общества: представление о роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов семьи, о роли государства в экономике семьи;

- использование приемов работы с простой финансовой и статистической информацией, ее осмысление, проведение простых финансовых расчетов;

- применение навыков и умений решения типичных задач в области семейной экономики: знание источников доходов и направлений расходов семьи и умение составлять простой семейный бюджет, знание направлений инвестирования и способов равнения результатов на простых примерах;

- умение делать выводы и давать обоснованные оценки экономических ситуаций на простых примерах;

- определение элементарных проблем в области семейных финансов и нахождение путей их решения;

- расширение кругозора в области экономической жизни общества и активизация познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.

Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса

1. Финансовая грамотность: учебная программа. 5-7 классы общеобразовательных организаций / Е.А. Вигдорчик, И.В. Липсиц, Ю.Н. Корлюгова, А.В. Половникова. М.: ВАКО, 2018

2. Финансовая грамотность: Методические рекомендации для учителя. 5-7 классы общеобразовательных организаций. Ю.Н. Корлюгова, А.В. Половникова, М.: ВАКО, 2018

3. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 5-7 классы общеобразовательных организаций. И.В. Липсиц, Е.А. Вигдорчик. М.: ВАКО,2018

4. Финансовая грамотность: рабочая тетрадь. 5-7 классы общеобразовательных организаций. Ю.Н. Корлюгова, А.В. Половникова. М.: ВАКО, 2018

5. Финансовая грамотность: материалы для родителей. 5-7 классы общеобразовательных организаций. Ю.Н. Корлюгова, А.В. Половникова. М.: ВАКО, 2018

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

АРМ учителя:

  1. Проектор
  2. Акустическая система
  3. МФУ
  4. Ноутбук
  5. Экран настенный

Экспертиза рабочих программ учебных предметов

Учебный предмет (курс)____________________________________________________________

Составитель программы____________________________________________________________

Класс                                          Дата заполнения_______________

Эксперт__________________________________________________________________________

Структурные элементы программы

Наличие

Рекомендации

1

Титульный лист

2

Пояснительная записка

- нормативные документы

- УМК

- срок реализации программы

- место в учебном плане (количество часов)

- общая характеристика учебного процесса

- цель и задачи  программы

  •  формы, методы и приемы организации образовательного процесса, в том числе формы и методы работы с детьми, испытывающими сложности в обучении

  • методы работы с детьми с ОВЗ

- ведущий вид деятельности

- формы и способы проверки знаний обучающихся

-  критерии и нормы оценки контроля знаний обучающихся

3

Содержание курса (не обязательно)

4

Структура изучаемого предмета

5

Календарно-тематический  план

- соответствие названия тем рабочей программы авторской программе

- соответствие количества часов в теме рабочей программы и авторской программы

6

Требования к уровню подготовки учащихся. Планируемые образовательные  результаты  (для ФГОС)

7

Перечень учебно-методического обеспечения образовательного процесса

8

Перечень материально-технического обеспечения образовательного процесса

Лист корректировки календарно-тематического планирования

По рабочей программе

Корректировка

Дата урока

Тема урока

Дата урока

Причина коррекции

Способ коррекции


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности "Финансовая грамотность" 5 класс

Материал представляет собой рабочую программу внеурочной деятельности социального направления "Финансовая грамотность" для 5 класса....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Финансовая грамотность" для 7 класса

Рабочая программа внеурочной деятельности "Финансрвая грамотность"...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Финансовая грамотность" 9 класса

Рабочая программа  внеурочной деятельности  социального направления "Финансовая грамотность" может быть полезна педагогам, преподающим данный курс....

Рабочая программа внеурочной деятельности Финансовая грамотность 10 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» (общеинтеллектуальное направление) для 10 класса...

Рабочая программа внеурочной деятельности Финансовая грамотность 11 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» (общеинтеллектуальное направление) для 11 класса...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Финансовая грамотность" для 5-9 классов

Программа будет полезна учителям, работающим в 5-9 классах...