Технологическая карта с методической структурой урока по теме: "Работа над координацией движений при игре двумя руками" для учащихся 2 года обучения по программе учебного предмета "Общий курс фортепиано"
методическая разработка

Максименко Елена Валерьевна

Технологическая карта заниятия по ОКФ  "Работа над координацией движений при игре двумя руками" для учащихся 2-го года обучения, подходит для использования в ДМШ, ДШИ, детских развивающих центрах и т.п.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnokarta_maksimenko_e.v._koordinatsiya.docx31.97 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта с методической структурой урока

Ф.И.О. учителя: Максименко Елена Валерьевна

Ф.И. учащейся: Мальцева Дарья, 10 лет

Второй год  обучения, хореографическое отделение

Дата: 12.11.2019   Предмет: общий курс фортепиано

Тема урока: «Работа над координацией движений при игре двумя руками».

Тип  урока:  комбинированный

Цели  урока:

1.) Содержательные: систематизировать знания о ритме, сильных и слабых долях, длительностях.

2.) Предметные: развитие координации движений, моторики, метро-ритмических ощущений.

3.) Воспитательные: развитие фантазии, творческого мышления, самостоятельности, формирование общей культуры, эстетического  восприятия окружающего мира, формирование навыков самооценки обучающейся.

Задачи:

1). Образовательные задачи:

- дать представление о разных музыкальных размерах, ритмических рисунках;

- расширить музыкально-теоретические представления учащейся;

- передать содержание и общую характеристику музыкального произведения и дать представление об авторе.

 2). Развивающие задачи:

- развивать  ритмическую  устойчивость;

- развивать навык координации движений;

- работать над развитием музыкального слуха.   

3). Воспитательные задачи:

- воспитывать чувство прекрасного, любви к музыке;

- воспитывать целеустремленность, упорство, самостоятельность, самоконтроль;

- активизировать интерес  к занятиям на инструменте.

Планируемые  результаты:

1.)  Предметные: учащаяся сможет координировать движения, играя двумя руками; выдерживать ритм, чувствуя сильные доли.

2.)  Личностные: развитие познавательной деятельности, расширение кругозора, развитие фантазии.

3.)  Межпредметные: формирование у учащейся умения добывать информацию из различных источников, осознание взаимосвязи между музыкой и историческими личностями.

Используемые методы:

- словесный;

- наглядно-слуховой;

- практический, показ;

- анализ, обобщение;

- эмоционально-познавательный.

Используемые  ресурсы:

Методическая  литература:

1. Мазель В. Музыкант и его руки. - С-П.: Композитор, 2003, 180с.

2. Макаров В.Л. Методика обучения игре на фортепиано в подготовительном отделении и начальной школе. – ХГИИ Харьков, 1997, 120с.

3. Тимакин Е.М. Навыки координации в развитии пианиста – М.: Советский композитор, 1987,119с.

4. Шмидт-Шкловская А. О воспитании пианистических навыков - М.: Классика-ХХI, 2013,82с.

Оснащение урока:

музыкальный инструмент (пианино);

нотный материал

Технологическая карта учебного занятия

Основные этапы урока, продолжительность

Задачи

Планируемый результат

Деятельность преподавателя

Деятельность учащейся

Музыкальный материал

 

Оборудование

Организационный

1 минута

Создание условий для включения учащейся в активную познавательную деятельность

Готовность учащейся к занятию

Проверяет настрой учащейся к занятию, посадку за инструментом

Приветствие, правильная посадка за инструмент.

Фортепиано

Этап проверки домашнего задания

Игра пьесы «В пещере горного короля» Э.Грига каждой рукой отдельно, считая вслух.

8 минут

1)Установить правильность выполнения д/з.   Устранить в ходе проверки обнаруженные неточности. Определить причины возникновения затруднений вместе с учащейся.  2)Определить  наличие знаний у учащейся о композиторе Э.Григе, его творчестве. При отсутствии знаний дать общее представление о биографии Грига, заинтересовать его творчеством, активировать познавательную деятельность.

1)Учащаяся может уверенно сыграть произведение каждой рукой отдельно, она готова к игре произведения двумя руками. 2)Учащаяся имеет представление о норвежском композиторе, его творчестве. Домашнее задание прослушать сюиту «Пер Гюнт», нарисовать рисунок-впечатление.

1)Проверяет Д.З., исправляя обнаруженные неточности. Помогает определить причины возникновения недочетов.

2)Выясняет осведомленность учащейся о жизни и творчестве композитора, при необходимости дополняет рассказ учащейся, заинтересовывает ее сюитой «Пер Гюнт».

1) Исполняет пьесу каждой рукой отдельно, считая вслух. Прислушивается к замечаниям преподавателя, исправляет ошибки.

2) Участвует в беседе о биографии и творчестве Э.Грига, проявляет интерес.

Пьеса «В пещере горного короля» Э.Грига

Фортепиано, ноты

Творчески-познавательный

5 минут

Подбор несложной песенки по слуху («В траве сидел кузнечик»)

Учащаяся развивает музыкальный слух, на практике применяет знания умения и навыки, расширяет свой музыкальный «багаж»

Преподаватель предлагает учащейся прослушать несложную известную песенку и подобрать ее по слуху. Подсказывает и направляет деятельность ученицы.

Учащаяся слушает песенку «В траве сидел кузнечик», в исполнении педагога, пропевает ее и подбирает по слуху, прислушиваясь к советам педагога.

Песенка «В траве сидел кузнечик»

Фортепиано

Актуализация субъектного опыта учащегося.

9 минут

Определение цели урока – сыграть двумя руками первую часть пьесы. Подготовительная работа к игре двумя руками.
Актуализация субъектного опыта учащейся. Мотивация на упорную интересную работу, создание установки на успех.

Учащаяся может сыграть разученное произведение в ансамбле с преподавателем (партию правой руки исполняет учащаяся, партию левой руки – преподаватель, потом наоборот). Учащаяся может прохлопать по коленям либо простучать по столу ритм пьесы (отрывок) двумя руками одновременно, считая вслух

Преподаватель включает учащегося в определение цели и задачи урока; предлагает сыграть первую часть пьесы в ансамбле  с преподавателем, исполняя с ним по очереди партии правой и левой рук; проверяет у учащейся знания о сильных и слабых долях, проверяет готовность ученицы синхронизировать ритм партий обеих рук. Предлагает

прохлопать ритм пьесы (партии обеих рук одновременно) себе по коленям, простучать его по столу. Контролирует правильность выполнения заданий.

Учащаяся участвует в определении цели и задач урока, играет первую  часть пьесы в ансамбле с преподавателем, по очереди исполняя партии правой и левой рук. Дает определение ритма, музыкального размера, слабых и сильных долей. Хлопает ритм указанного отрывка пьесы (партии обеих рук). Исправляет неточности.

Пьеса «В пещере горного короля» Э.Грига

Фортепиано, ноты

Физкультпауза

1 минута

Создать условия для переключения видов учебной деятельности в режиме здоровьесбережения.

Эмоционально- физическая разрядка.

Преподаватель предлагает выполнить физические упражнения под музыку; аккомпанирует учащейся

Учащаяся активно включается в мышечную гимнастику (упражнения для расслабления мышц спины, шеи, плечевого пояса, пальцев)

Ритмичные произведения

Л.Минеевой,М.Глинки

Основной этап работы над координацией движений. Овладение новыми умениями.

10 минут

Учащаяся исполняет первую часть пьесы (1-8 такты) обеими руками, считая вслух, синхронизируя сильные доли, координируя движения. Для упрощения задачи можно сначала играть не стаккато, а легато, для более уверенного ощущения клавиатуры.

Учащаяся может исполнить ритмически точно  партии обеих рук (первые 8 тактов), координируя движения, считая вслух. Учащаяся учится анализировать свою игру, исправлять услышанные ошибки.

Преподаватель предлагает соединить партии обеих рук в небольшом фрагменте, акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности учащегося на уроке; стимулирует учащегося на достижение положительного результата, создаёт ситуацию успеха. Корректирует деятельность учащейся при необходимости. Чтобы упростить задачу  можно сначала предложить сыграть партии обеих рук легато для более уверенного ощущения клавиатуры.

Учащаяся играет первые 8 тактов произведения двумя руками одновременно, оценивает свою игру, что получилось, что нет, добивается положительных результатов.

Пьеса «В пещере горного короля» Э.Грига

Фортепиано, ноты

Этап накопления впечатлений.

4 минут

Вызвать интерес к следующему произведению, вызвать желание разобрать его дома самостоятельно, создание ситуации успеха.

Учащаяся проявляет интерес и мотивацию на самостоятельное изучение следующего произведения (более легкого по уровню), для применения всех изученных заранее знаний, умений, навыков в новом музыкальном материале.

Исполняет новую пьесу, разбор которой задаёт на дом: «На катке» К.Лонгшамп-Друшкевич, обсуждает  с учащейся музыкальный образ произведения,

нацеливает на преодоление трудностей.

Участвует в беседе-инструктажу Д/З. Слушает исполнение учителем «На катке» К.Лонгшамп-Друшкевич

с целью пополнения своего слухового багажа, понимания конечной цели своей работы над следующим произведением, проявляет интерес, рассказывает, какое впечатление произвела  на нее прослушанная пьеса.

«На катке» К.Лонгшамп-Друшкевич

Фортепиано, ноты

Рефлексия

1 минута

Самооценка, осознание учащимся значимости учебной деятельности, создание ситуации успеха.

Созданы условия для оценки собственной познавательной деятельности. Усвоение учащейся принципов самоконтроля.

Преподаватель проводит беседу с учащимся:

- Чему научилась?

- Что больше всего понравилось делать?

- Легко ли было?

- Довольна ли собой учащаяся?

Учащаяся отвечает на вопросы, формулирует конечный результат своей работы на уроке, осуществляет самооценку, самопроверку.

Подведение итогов

1 минута

Качественная оценка работы учащегося. Домашнее задание: мотивация деятельности учащихся по выполнению домашнего задания;  инструктаж; Проверка понимания и способов выполнения д/з.

Создание ситуации успеха. Учитель организует беседу по уточнению и конкретизации плана самостоятельной домашней работы.

Положительно оценивает деятельность учащейся. Намечает план самостоятельной домашней работы учащейся.

Систематизирует совместно с учащейся направления домашней работы над пьесами «В пещере горного короля» Э.Грига,

«На катке» К.Лонгшамп-Друшкевич.

Слушает, дополняет учителя, демонстрирует понимание целей и задач домашней работы.

Запись в дневнике.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта с дидактической структурой урока

Предмет: химия (9 класс), Тип урока  Комбинированный.  Урок изучения нового материалаЦель  урока: Охарактеризовать серу в свете трёх форм существования этого химического элемента: в фор...

Технологическая карта с дидактической структурой урока математики по теме: "Упрощение выражений" 5 класс

Тема урока: «Упрощение выражений»Урок  первичного предъявления  новых знаний...

Технологическая карта с дидактической структурой урока Логопедическое занятие с группой детей 3 СКК с нарушением процесса письма, обусловленным недоразвитием речи системного характера при ЗПР

Логопедическое занятие для обучающихся 3 СКК с ограниченными возможностями здоровья. Коррекционная работа на синтаксическом уровне. Технологическая карта с дидактической структурой урока разработана с...

Технологическая карта с дидактической структурой урока.

Технологическая карта с дидактической структурой урока....

Технологическая карта с дидактической структурой урока в 7 классе по ИСТОРИИ России Тема : «Социальные движения первой четверти XVIII в.»

Технологическая карта урока в 7 классе  по  ИСТОРИИ России Тема : «Социальные движения первой четверти XVIII в.»...

Технологическая карта с методической структурой урока по теме: "Длительности нот" для учащихся 1 года обучения по программе учебного предмета "Общий курс фортепиано"

Технологическая карта с методической структурой урока по теме: "Длительности нот" для учащихся 1 года обучения по программе учебного предмета "Общий курс фортепиано". Подходит для ...