Конспект урока ОДНКНР по теме: "Хорошие манеры"
план-конспект урока (5 класс)

Конспект урока ОДНКНР по теме: "Хорошие манеры" разработан для 5 класса с учетом системно-деятельностного подхода. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл horoshie_manery_odnknr_5_klass.docx39.14 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока ОДНКНР

Класс

5  класс

Тип урока

Урок открытия новых знаний

Тема

Самовоспитание. Хорошие манеры.

Цель

Создание условий для формирования культуры поведения учащихся

Термины

Хорошие манеры, этикет; культура поведения за столом, правильное обращение с сотовым телефоном.

Планируемые  результаты

Предметные умения:

  • Понимать и уметь объяснять значение основных терминов, изученных на уроке: манера поведения, этикет.
  • Научиться формулировать правила хорошего поведения в различных ситуациях: дома, в школе, за столом.
  • Знать правила обращения с сотовым телефоном и др. гаджетами.

 Личностные УУД:

  • Осознание ценности знаний правил этикета (хороших манер), как важнейшего компонента культуры поведения, социализации.

Регулятивные УУД:

  • Планировать свою деятельность под руководством учителя;
  • оценивать свою работу и работу одноклассников;
  • работать в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные УУД:

  • Извлекать и анализировать информацию;
  • добывать знания из разных источников;
  • перерабатывать информацию для получения необходимого результата.

  Коммуникативные УУД:

  • Уметь общаться и взаимодействовать друг с другом.

Организация пространства

Формы работы

Ресурсы

Фронтальная и  групповая (самостоятельная работа с источниками информации, выполнение заданий в группах)

Презентация к уроку

Мультфильм «Хорошие манеры»

Учебник по ОДНКНР – информация на стр. 117 (1-2, 4-5 абзацы), словарь - стр. 151

Технология урока

Этапы урока

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Актуализация Мотивация

Целеполагание

10-12 минут

Актуализация знаний.

Создание условий для возникновения внутренней потребности включения в деятельность.

-Хотелось бы начать урок словами великого китайского философа 15 века Конфуция: «Все победы в жизни начинаются с победы над собой!»

Актуализация знаний через смысловое чтение текста о полководце А.В. Суворове.

-Как вы думаете, эти слова Конфуция можно отнести к биографии выдающегося человека, о котором мы говорили на прошлом уроке? А.В.Суворов

-Давайте прочитаем текст на стр. 117 (1-2, 4-5 абзацы) и узнаем новые факты биографии Суворова.

-О каких новых фактах биографии Суворова вы узнали из текста.

-Какое воинское звание имел Суворов?

-Что помогло болезненному мальчику стать генералиссимусом? Терпение, целеустремленность, дисциплина, уважение к другим.

Целеполагание

-Тема урока «Хорошие манеры».

-Чтобы сформулировать цель и задачи  урока, давайте посмотрим небольшой фильм.

Мультфильм «Хорошие манеры»

-О каких правилах поведения шла речь в фильме?

Предлагает после просмотра мультфильма сформулировать цель и задачи.

Цель: узнать о правилах поведения (хороших манерах) воспитанного человека  в общественных местах и дома. 

Задачи:

1.Правила поведения дома.

2.Правила поведения в школе.

3.Правила поведения за столом.

4.Правила обращения с сотовым телефоном и др. гаджетами.

5.Выяснить, чем связаны термины «Хорошие манеры» и «Этикет».

Активизация познавательных процессов (внимание, память).

Преобразование одного вида информации в другой.

Умение вступать в диалог. Формулирование собственного мнения.

Управление своей познавательной деятельностью. Планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей.

5 мин.

Выполняют задание.

Отвечают на вопросы.

Формулируют цель урока. Обсуждают задачи.

Включение изученного в систему знаний

8-10 мин.

Обеспечение усвоения полученных  знаний на уровне применения в  измененной ситуации.

1.Предлагает выяснить, чем связаны термины «Хорошие манеры» и «Этикет».

Работа со словарем – стр. 151

Манеры – формы поведения.

Этикет – установленный   порядок хороших манер и правил поведения.

Воспитанный человек всегда придерживается правил этикета.

2.Предлагает группам выполнить задание “Правила поведения” (из предложенного списка правил выписать нужные) 

Повторить правила работы в группах

Рассказывает о критериях оценивания работы на уроке.

1 группа:

Правила поведения дома.

2 группа:

Правила поведения в школе.

3 группа:  

Правила поведения за столом.

4 группа:

Правила обращения с сотовым телефоном и др. гаджетами.

 (Приложение 1)

Оценка работы в группах

Выделение существенной информации.

Принятие мнения членов группы и координация позиции в сотрудничестве.

Внесение необходимых корректив в действие после  его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.

Работают со словарем.

Предлагают и обсуждают варианты ответа.

Оценивают работу по эталону и критериям, выставляют баллы.

Акселеративная пауза

5 мин.

Переключить внимание с выполнения теоретических заданий на практическое задание.

Задание «Культурный эксперимент»

-Давайте отдохнем и проведем эксперимент!

-Представьте, что мы с вами в гостях, или наоборот, принимаем гостей.

Приглашает трех учащихся для выполнения заданий.

Участникам предлагает съесть мандарин, конфету и шоколад, не нарушив правила хорошего тона.

Остальные учащиеся оценивают правильность выполнения задания.

Сначала нужно угостить остальных учащихся, а затем кушать.

Мандарин (предварительно вымытый) очищают, разделяют на дольки, едят руками.

Конфеты и шоколад (разделяя на дольки) также едят руками, обертку кладут в мусорное ведро или рядом с тарелкой. 

Если остальные участники не приглашены для угощения, то угостить их после обсуждения.

Выполняют задание.

Обсуждают правильность выполненного задания.

Самостоятельная работа по теме урока

6-8 мин.

Умение применять знания самостоятельно

Предлагает группам выполнить задание “Современный этикет” (оценить предложенные ситуации) 

Повторить правила работы в группах

Задачи не на сложение, а задачи - на уважение!

1 группа:

Мужчина на бегу крикнул прохожему “Сколько время?” Обращаясь, таким образом, мужчина допустил ошибки. Какие? (Он должен был спокойно спросить “Извините, пожалуйста, не смогли бы вы, сказать, который час?”)

2 группа:

Два мальчика столкнулись в дверях и никак не могут разойтись. Кто из них должен уступить дорогу, если возраст мальчиков 8 и 11 лет? (Обычно дорогу первым уступает тот, кто вежливее)

3 группа:  

Одна девочка жаловалась возмущенно маме: “Петров такой невежливый – зовет меня Танька”. – “А ты как его зовешь?” – спросила мама. “Я его вообще никак не зову. Я ему просто кричу: “Эй, ты!” – ответила Таня. Права ли Таня? (Нет)

4 группа:

По улице шли двое прохожих: одному 62 года, другому 8 лет. У первого в руках было 5 предметов: портфель, 3 книги и большой сверток. Одна книга упала. “У вас упала книга”, – закричал мальчик, догоняя прохожего. “Разве?” – удивился тот. “Конечно. У вас было 5 предметов: 3 книги, портфель и сверток, а теперь осталось 4 предмета”, – объяснил мальчик. “Я вижу, что ты хорошо знаешь математику, – сказал прохожий, с трудом поднимая книгу. – Но, однако, есть правила, которые ты еще не усвоил”. Что должен был сделать мальчик? Поднять книгу и помочь прохожему.

(Приложение 2)

Оценка работы в группах

Предлагают и обсуждают варианты ответа.

Оценивают работу по эталону и критериям, выставляют баллы.

Рефлексия учебной деятельности

4-5 мин.

Подведение итогов урока. Самооценка результатов своей деятельности на уроке.

- Предлагает вспомнить тему, цель, задачи урока.

-Урок хотелось бы закончить словами В.А. Сухомлинского: «Вы живете среди людей. Делайте так, чтобы людям, которые вас окружают, было хорошо!».

Осознанное построение выводов.

Умение отстаивать  свою позицию, приводя веские аргументы.

Осуществление самостоятельного  контроля.

Проговаривают все выполненные задачи урока.

Оценивают свою работу по критериям.

Домашнее задание: применять знания, полученные на уроке, всю жизнь.

Приложение 1

Следи за порядком в своей комнате.

Готовь школьную одежду заранее.

Не балуйся телефоном.

Не читай за обедом.

Не ломай мебель.

Собери с собой все, что необходимо для уроков с вечера.

Не разговаривай по телефону с незнакомыми людьми.

Не тянись за едой через весь стол.

Не играй дома в шумные игры.

Береги школьные учебники.

Не играй в телефоне на уроке.

Не включай музыку слишком громко.

Сиди за партой спокойно, не вертись.

Не разговаривай с набитым ртом.

Перед уроком выключи телефон или поставь беззвучный режим.

Не порти шторы и одежду.

Хорошо веди себя в школьной столовой.

Не пользуйтесь мобильным телефоном во время грозы.

Не ешь грязные фрукты и овощи.

Надевай подходящую для школы одежду.

Никогда не дразни собак.

Не рисуй на парте.

После обеда говори: «Спасибо».

Будь осторожен с электрическими приборами.

Не забывай в школе свои вещи.

Не разбрасывай острые предметы.

Не пользуйтесь мобильным телефоном во время пересечения дороги.

Не болтай на уроке.

Не трогай незнакомые предметы.

Испачканные руки и рот вытирай салфеткой.

Не бегай на перемене по лестницам и коридорам.

Не ешь незнакомые таблетки.

Уважай учителя.

Не опаздывай на урок.

Во время еды не крутись и не размахивай руками.

Находясь дома, кладите телефон на расстоянии не менее 50 см от себя.

Не говори неприятных слов, нецензурных выражений.

Не забывай ключи снаружи двери.

Не носите сотовый телефон близко к телу, например, в карманах, лучше носить его в сумке.

Не торопись, ешь небольшими кусочками.

Старайся хорошо учиться.

Если случилась беда, зови на помощь или окажи посильную помощь.

Не спите рядом с сотовым телефоном.

Вымой руки перед едой.

Не разговаривай с набитым ртом.

Хорошо веди себя в школьной столовой.

Не читай за обедом.

Не ешь грязные фрукты и овощи.

После обеда говори: «Спасибо».

Испачканные руки и рот вытирай салфеткой.

Во время еды не крутись и не размахивай руками.

Не торопись, ешь небольшими кусочками.

Вымой руки перед едой.

9

Перед уроком выключи телефон или поставь беззвучный режим.

Не пользуйтесь мобильным телефоном во время грозы.

Не пользуйтесь мобильным телефоном во время пересечения дороги.

Находясь дома, кладите телефон на расстоянии не менее 50 см от себя.

Не носите сотовый телефон близко к телу, например, в карманах, лучше носить его в сумке.

Не спите рядом с сотовым телефоном.

Не балуйся телефоном.

Не играй в телефоне на уроке.

Не разговаривай по телефону с незнакомыми людьми.

9

Следи за порядком в своей комнате.

Не ломай мебель.

Не играй дома в шумные игры.

Не включай музыку слишком громко.

Не порти шторы и одежду.

Будь осторожен с электрическими приборами.

Не разбрасывай острые предметы.

Не забывай ключи снаружи двери.

Если случилась беда, зови на помощь или окажи посильную помощь.

9

Береги школьные учебники.

Сиди за партой спокойно, не вертись.

Надевай подходящую для школы одежду.

Не рисуй на парте.

Не забывай в школе свои вещи.

Не болтай на уроке.

Не бегай на перемене по лестницам и коридорам.

Уважай учителя.

Не опаздывай на урок.

Не говори неприятных слов, нецензурных выражений.

10

Приложение 2

Мужчина на бегу крикнул прохожему “Сколько время?” Обращаясь, таким образом, мужчина допустил ошибки. Какие? 

Два мальчика столкнулись в дверях и никак не могут разойтись. Кто из них должен уступить дорогу, если возраст мальчиков 8 и 11 лет? 

Одна девочка жаловалась возмущенно маме: “Петров такой невежливый – зовет меня Танька”. – “А ты как его зовешь?” – спросила мама. “Я его вообще никак не зову. Я ему просто кричу: “Эй, ты!” – ответила Таня. Права ли Таня?

По улице шли двое прохожих: одному 62 года, другому 8 лет. У первого в руках было 5 предметов: портфель, 3 книги и большой сверток. Одна книга упала. “У вас упала книга”, – закричал мальчик, догоняя прохожего. “Разве?” – удивился тот. “Конечно. У вас было 5 предметов: 3 книги, портфель и сверток, а теперь осталось 4 предмета”, – объяснил мальчик. “Я вижу, что ты хорошо знаешь математику, – сказал прохожий, с трудом поднимая книгу. – Но, однако, есть правила, которые ты еще не усвоил”. Что должен был сделать мальчик?

 

  1. Мужчина на бегу крикнул прохожему “Сколько время?” Обращаясь, таким образом, мужчина допустил ошибки. Какие? (Он должен был спокойно спросить “Извините, пожалуйста, не смогли бы вы, сказать, который час?”)
  2. Два мальчика столкнулись в дверях и никак не могут разойтись. Кто из них должен уступить дорогу, если возраст мальчиков 8 и 11 лет? (Обычно дорогу первым уступает тот, кто вежливее.)
  3. Одна девочка жаловалась возмущенно маме: “Петров такой невежливый – зовет меня Танька”. – “А ты как его зовешь?” – спросила мама. “Я его вообще никак не зову. Я ему просто кричу: “Эй, ты!” – ответила Таня. Права ли Таня? (Нет)
  4. По улице шли двое прохожих: одному 62 года, другому 8 лет. У первого в руках было 5 предметов: портфель, 3 книги и большой сверток. Одна книга упала. “У вас упала книга”, – закричал мальчик, догоняя прохожего. “Разве?” – удивился тот. “Конечно. У вас было 5 предметов: 3 книги, портфель и сверток, а теперь осталось 4 предмета”, – объяснил мальчик. “Я вижу, что ты хорошо знаешь математику, – сказал прохожий, с трудом поднимая книгу. – Но, однако, есть правила, которые ты еще не усвоил”. Что должен был сделать мальчик? (Поднять книгу и помочь прохожему.)

Лист самооценки и взаимооценки

ФИ _______________________________________________________________________

Наименование заданий

Моя оценка

Оценка работы в группе

Оценка учителя

1

Чтение текста – 1 балл.

2

Как я справился с заданием “Правила поведения”  - до 10 баллов

3

Как я работал (а) в составе группы  по заданию «Современный этикет»  1-2 балла

4

Как я справился с заданием “Культурный эксперимент” – 1-2 балла.

Сумма полученных баллов

Перевод баллов в оценку:

От 11 до 15 баллов  –  отметка «5»

От 8 до 10 баллов  –  отметка «4»

Ниже  8  баллов  –  отметка «3»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме "Этикет. Манеры поведения"

Урок на тему "Этикет. Манеры поведения" нетрадиционный, который проходит по типу «ролевой игры».  Я считаю, что такого рода мероприятие способствует дос...

Из опыта работы И.Н. Мясниковой. Конспект урока "Хорошие манеры", 6 класс.

Конспект урока по английскому языку для 6 класса по УМК Биболетовой М.З. "Enjoy English. 5-6 класс"....

Внеклассный час. Тема: «Хорошие манеры и этикет».

Тема:  «Хорошие манеры и этикет».Цель:  i]Нормы и правила поведения созданы для того, чтобы помочь  ориентироваться в той или иной ситуации, выразить уважение другому ч...

Конспект урока ОДНКНР для 5 класса «Православие при царях и императорах России»

Разработка данного  урока предназначена для учителей, преподающих в  5 классах общеобразовательных учреждений предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России&raq...

Конспект урока ОДНКНР "Семья - хранитель духовных ценностей"

Конспект урока ОДНКНР "Семья - хранитель духовных ценностей", проведенный 23.11.2023 г....