"Здоровьесберегающие технологии при работе с детьми с ОВЗ на уроках трудового обучения"
материал

Смыкова Алёна Олеговна

Выступление на ШМО учителей трудового обучения на тему: "Здоровьесберегающие технологии при работе с детьми с ОВЗ на уроках трудового обучения".

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ШКОЛА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА КЛИН»

__________________________________________________________ 

141607, Московская обл., г. Клин, ул. Трудовая, д.18                                                          8 (496)249-00-55;  8(496)247-68-02        

        

                                                                    

Доклад на тему

 «Здоровьесберегающие технологии при работе с детьми с ОВЗ на уроках трудового обучения»

Подготовила:

учитель: Смыкова Алёна Олеговна

г. Клин – 2020

 «Забота о здоровье ребёнка –это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил…и не свод требований к режиму, питанию, труду, отдыху. Это прежде всего забота о гармоничной полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества». В.А.Сухомлинский

Под здоровьесберегающими технологиями понимают систему мер по охране и  укреплению здоровья  обучающихся,  учитывающую  важнейшие  характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, воздействие на здоровье. Здоровьесберегающие   технологии предполагают   совокупность педагогических, психологических и медицинских воздействий, направленных на защиту  и  обеспечение  здоровья,  формирование  ценного  отношения  к  своему здоровью. За  последние  годы  произошло  значительное  ухудшение  здоровья школьников.  Поэтому проблема охраны и укрепления здоровья детей стоит очень остро.

Здоровьесберегающие  технологии  на  уроках  трудового  обучения  - задача особой важности для преподавателей. На уроках трудового обучения прежде всего создаются условия для здорового развития детей:

1.Соблюдаются физиологические основы учебно-воспитательного режима:

-время трудоспособности, утомляемости учащихся;

-учебная нагрузка, дозирование домашних заданий;

-физкультминутки.

2.Производится гигиеническая оценка условий и технологий обучения:

-воздушно-тепловой режим;

-световой режим;

-режим и организация учебно-воспитательного процесса.

3.Формируется здоровый образ жизни.

На уроках трудового обучения проводятся мероприятия по профилактике утомления, нарушения осанки (физкультминутки), введена система разминок для глаз.

Большое  внимание  уделяется  нормированию  домашних  заданий,  для недопущения перегрузок. Обращается особое внимание на объем и сложность материала, задаваемого на дом. Кабинет трудового обучения регулярно проветривается. Преподавание  предмета  трудового  обучения  позволяет органично вписывать принципы здоровьясбережения в темы уроков, в различные задания, как на уроках, так и во время подготовки домашних заданий.

Работая  на  пришкольном  участке,  обучающиеся  получают  дополнительную физическую разгрузку, проводят время на открытом воздухе.  Многочисленными медицинскими  исследованиями  установлено,  что  посильный  труд  оказывает благотворное влияние на развивающийся организм детей и подростков. Эта работа требует  определенных  физических  усилий,  при  которых  основная  нагрузка ложится на костно-мышечный аппарат. Последний, в свою очередь, способствует нормальной  деятельности  сердечно-сосудистой  системы,  органов  дыхания, пищеварения,  усиливает  обмен  веществ,  стимулирует  крепкий,  здоровый  сон, повышает  работоспособность  и  выносливость.  Однако,  при  этом  необходимо организовать  уроки,  так  чтобы  они  соответствовали  возрастным,  половым  и индивидуальным  возможностям  каждого  обучающегося,  а  также  предполагали обязательное соблюдение правил гигиены, безопасности труда и требований к режиму и условиям. Неправильно  организованный труд  обучающихся,  вместо  ожидаемого оздоровительного  эффекта,  может  явиться  причиной  отклонений  (искривление позвоночника, нарушение осанки и т.д.) в их физическом развитии и здоровье.

Большое значение на уроках трудового обучения имеет соблюдение правил т/б и санитарно-гигиенических  требований,  которые  направлены  на  предупреждение травматизма и сохранение здоровья учащихся.

Уроки  трудового  обучения  дают  возможность  переключения  учащихся  с умственной деятельности на физическую, более эмоциональную.

     Продумывая урок, я планирую, где можно использовать здоровьесберегающие технологии.

Пример 1. Списывание текста о здоровье.

Учитель предлагает обучающимся правильно списать с доски   текст:

 «Здоровье всего дороже. Без труда нет добра! Терпенье даёт уменье. Терпенье и труд всё перетрут».

Или такой текст:

 «Чистота- залог здоровья. Здоровье разум дарит. Кто долго жуёт, тот долго живёт. С курами ложись, с петухами вставай».

 Русские народные пословицы – кладовая мудрости народа. Они отражают национальные традиции. Хорошо, если бы дети с раннего возраста «впитывали» их и следовали им.

 После краткого обсуждения пословицы учитель предлагает обсудить, для чего нужен труд.

Пример 2. Природа и человек.

 - Земля, вода, камни также, как растения и животные, ценят доброе к себе отношение и отвечают на добро добром. В природе всё взаимосвязано. В народе говорят: Как аукнется, так и откликнется». Люди – часть природы. Люди отличаются от всего другого в природе только тем, что способны осознавать себя, познавать законы природы, творить по намеченному плану. Естественный образ жизни человека, соответствующий законам природы, даёт человеку здоровье и долгую счастливую жизнь, а человеческому сообществу – мир и процветание.

Пример 3. Кулинария.

Обучающиеся знакомятся с составом пищевых продуктов, их энергетической ценностью, с потребностью человека в энергии, получаемой с пищей. Обращается внимание обучающихся на необходимость своевременного и сбалансированного питания. Школьники учатся составлять меню с учетом требований к здоровому питанию, получают необходимые сведения о процессах, происходящих с пищей во время ее приготовления. Проводится работа по повышению культуры приема пищи, а также соблюдению основных гигиенических требований.

   Здоровьесберегающие технологии являются составной частью и отличительной особенностью всей образовательной системы, поэтому всё, что относится к образовательному учреждению – характер обучения и воспитания, уровень культуры педагогов, содержание образовательных программ, условия проведения учебного процесса и т.д. – имеет непосредственное отношение к проблеме здоровья детей. Необходимо лишь увидеть эту связь. Внедрение в учебный процесс здоровьесберегающих технологий позволило мне добиться положительных изменений в состоянии здоровья моих учеников.

   Основной целью моей работы в русле педагогики  здоровья стало формирование здоровьесберегающего образовательного пространства, отвечающего медицинскому и педагогическому принципу: «Не навреди!»

   Здоровье так же заразительно, как и болезнь. «Заразить здоровьем» - вот цель моей работы.  А постоянная озабоченность охраной здоровья школьников может и должна приобрести характер закона, определяющего действия педагога.

  Правильная организация обучения даёт возможность предотвратить перегрузки и усталость у школьников, а также помогает детям осознать важность сохранения здоровья.

 В заключение, вслед за великим гуманистом и педагогом Ж.-Ж. Руссо, хочется сказать: «Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым».   

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Арттерапия как здоровьесберегающая технология в работе с детьми с ОВЗ

В работе с детьми с отклонениями в интеллектуальном развитии арттерапия выступает как здоровьесберегающая технология. Используя в своей работе приемы арттерапии, мы заметили положительну...

Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми с ограниченными возможностями с помощью развития у них творческих способностей.

Использование здоровьесберегающих технологий с детьми с ограниченными возможностями здоровья на уроках логоритмики....

Коррекционная гимнастика как значимая составляющая здоровьесберегающей технологии в работе с детьми с ОВЗ.

В данном учебно-методическом пособие проводиться экскурс в понятие " Педагогические технологии". Дано определение этого термина, отмечены те технологии,которые используются при работе с дошкольниками,...

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми, имеющими речевые нарушения (охрана зрения).

Глаз человека – удивительный дар природы. Он способен различать тончайшие оттенки и мельчайшие размеры, хорошо видеть днем и неплохо ночью. Одни ученые говорят, что 70% всей информации от окружа...

Доклад. Применение здоровьесберегающих технологий при работе с детьми, находящимися на индивидуальном обучении

ДокладПрименение здоровьесберегающих технологий при работе с детьми, находящимися на индивидуальном обучении.Образование в наши дни предъявляет большие требования к здоровью учащихся. Поэтому се...

Статья "Применение здоровьесберегающих технологий при работе с детьми с ОВЗ"

В статье освещаются особенности щадящего режима обучения детей с глубокой умственной отсталостью....

Применение здоровьесберегающих технологий в работе с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста

Материал содержит комплексы зрительной гимнастики, снимающие напряжения глаз, позволяющие укрепить и сохранить здоровье детей....