Проект. «Невербальные средства общения».
проект (9 класс)

Грудинина Юлия Викторовна

Проект. «Невербальные средства общения».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chekotova.docx919.4 КБ
Файл chekotova.odp37.48 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №5

Тема проекта

«Невербальные средства общения»

Работа ученика 9 «А» класса

Чекотовой Софьи Сергеевны

Руководитель проекта

Грудинина Ю.В.

Работа допущена к защите «___»______________2020 г.

Подпись руководителя проекта ___________(Грудинина Ю.В.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

  1. Введение__________________________________________________3 стр.
  2. Невербальные средства общения. Общее представление, определение___________________________________________________________5 стр.
  3. Классификация невербальных средств общения и их роль в процессе речи__________________________________________________________________7  стр.
  4. Заключение _______________________________________________11 стр.
  5. Используемые источники информации ________________________13 стр.
  6. Приложение ______________________________________________14 стр.

ВВЕДЕНИЕ 

Актуальность исследования обусловлена тем, что сегодня большинство людей все чаще не знает о существовании языка телодвижений, а между тем, язык невербальной коммуникации может помочь нам в общении. Мы очень часто обращаемся к этому способу передачи информации. Он во многом определяет как реакцию на окружающих, так и их отношение к нам.

Проблема, рассматриваемая в данной исследовательской работе, заключается в том, что язык жестов является распространенным средством общения, но он не всегда понятен собеседникам. Пожалуй, самое удивительное заключается в том, что крайне незначительное количество слов, являющихся  значимыми в разговоре лицом к лицу, соответствует огромному количеству сигналов, передаваемых с помощью жестов и связанных с ними символов.

Гипотеза: мы предположили, что невербальные средства общения, то есть «язык тела и жесты», могут рассказать о человеке больше, чем он этого хочет в той или иной коммуникативной ситуации. При этом эти средства могут как противоречить, так и подкреплять информацию, идущую от человека. Если мы проникнем в загадки этого удивительного «языка тела», то без труда сможем понимать все тайные мысли нашего собеседника, сможем понять его настроение, помысли, его отношение к нам.

Объектом исследования является невербальное общение.

Предметом исследования стали мимика, жесты и интонация, используемые при общении.

Цель нашей работы: на основе выявления, описания и объяснения невербальных средств общения и их влияние на эффективность коммуникации, создать презентацию невербальных средств общения.

Данная цель повлияла на постановку решения следующих задач:

  • изучить литературу о невербальных средствах общения;
  • проанализировать и обобщить изученный материал;
  • создать презентацию о невербальных средств общения.

Методы исследования: для решения поставленных задач в работе используется  анализ и синтез справочной литературы, сравнительно-сопоставимый анализ, метод наблюдения.

Материалом для исследования послужила научная и научно-популярная литература.  

Конечным продуктом данного исследования является создание презентации «Пойми меня без слов».

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 

Невербальные средства общения. Общее представление, определение

Невербальное общение (язык тела) — это коммуникационное взаимодействие между индивидами без использования слов (передача информации или влияние друг на друга через образы, интонации, жесты, мимику, изменение мизансцены общения), то есть без речевых и языковых средств, представленных в прямой или какой-либо знаковой форме. Инструментом такого «общения» становится тело человека, обладающее широким диапазоном средств и способов передачи информации или обмена ею, которое включает в себя все формы самовыражения человека. Распространённое рабочее название, которое употребляется среди людей — невербалика или «язык тела». Психологи считают, что правильная интерпретация невербальных сигналов является важнейшим условием эффективного общения.

Знание языка жестов и телодвижений позволяет не только лучше понимать собеседника, но и предвидеть, какое впечатление произведет на него услышанное еще до того, как он выскажется по данному поводу. Другими словами, такой бессловесный язык может предупредить о том, следует ли изменять своё поведение или сделать что-то другое, чтобы достичь нужного результата[1].

Установлено, что невербальные способы общения имеют два вида источника происхождения:

  • биологическая эволюция;
  • культура.

Невербальные средства общения нужны для того, чтобы:

  1. регулировать течение процесса общения, создавать психологический контакт между партнерами;
  2. обогащать значения, передаваемые словами, направлять истолкование словесного текста;
  3. выражать эмоции и отражать истолкование ситуации;
  4. помогать в учебной деятельности;
  5. сообщать о своем согласии или несогласии;
  6. общаться с глухими и слабослышащими.

Факторы, влияющие на невербальные знаки:

  • национально-культурные особенности;
  • состояние здоровья;
  • профессиональный этикет;
  • социальный статус;
  • принадлежность к определённой возрастной группе.[2]

Общение включает в себя вербальные и невербальные каналы передачи информации. При этом информация, поступающая по невербальным каналам, может, как подкреплять, так и противоречить сообщению, передаваемому при помощи слов. Невербальный язык менее контролируем сознанием, чем вербальный, а потому и более достоверен. Если информацию, поступающая по невербальному каналу, противоречит информации, полученной по вербальному, то верить следует невербальной. Также можно отметить большое разнообразие средств невербального общения, начиная от мимики, заканчивая обменом рукопожатиями.

Классификация невербальных средств общения и их роль в процессе речи

Общение – это процесс обмена информацией с помощью вербальных и невербальных средств в целях передачи и понимания общающимися предметного и личностного смысла сообщений.   

Процессы передачи и приёма информации осуществляются с помощью словесной речи и различных несловесных невербальных средств, таких как интонация голоса и жестикуляция, мимика и пантомимика. Цель этих процессов – установить взаимопонимание, передать какую-то мысль, чувство, поставить задачу.

Невербальные средства общения делятся на 6 групп:

  1. Оптокинетические:

Мимика – выразительные движения мышц лица, являющиеся одной из форм проявления тех или иных чувств человека – радости, грусти, разочарования, удовлетворения и др. Ещё Дарвином установлено, что мимика уходит корнями в мир животных. У нас немало общих мимических выражений – страх, испуг, тревожность. Однако у человека имеются и специфические чувства, и их мимическое выражение – состояние восхищения, сочувствия, энтузиазма и др.

Различают два типа мимики:

-непроизвольная (рефлекторная) бытовая мимика;

-произвольная (сознательная) мимика.

Мимика, также как и речь, может использоваться человеком для передачи ложной информации.[3]

Пантомимика – совокупность выразительных движений лица, головы, конечностей и туловища, сопровождающих речь и эмоции. Достоверность пантомимики основывается на том, что большинство её проявлений происходит спонтанно и не контролируется нашим сознанием. Знание пантомимики позволяет понять больше, чем говорит собеседник.

Визуальный контакт – это средство взаимной регуляции процесса беседы. Визуальный контакт является важным элементом общения. Смотреть на говорящего помогает нам сосредоточить внимание на том, что говорят. Нам значительно легче поддерживать визуальный контакт с говорящим при обсуждении приятной темы, но мы избегаем его, обсуждая неприятные вопросы. Визуальный контакт помогает регулировать разговор.

  1. Паралингвистические:

-Интенсивность;

-Тембр;

-Интонация голоса;

-Качество голоса;

-Диапазон голоса;

-Тональность голоса

Тон голоса - особо ценный ключ к пониманию чувств собеседника. Чувства находят своё выражение независимо от значения слов. Сила и высота голоса также полезные сигналы для расшифровки сообщения говорящего. Высоким голосом обычно передаются радость и недоверие, гнев и страх. Приглушённым, мягким голосом передаются печаль и горе, усталость. Немалую роль играет скорость речи, которая также отражает чувства говорящего. Люди говорят быстро, когда они взволнованы, обеспокоены, или же если хотят убедить нас или уговорить. Медленная речь говорит чаще всего об угнетённом состоянии, горе или усталости.[4]

3. Экстралингвистические:

- Паузы;

- Темп речи;

- Связанность речи;

- Смех;

- Покашливание;

- Заикание.

Паузы во время разговора делают для того, чтобы: предоставить партнёру возможность выказаться; придать силу словам, следующим за паузой; переждать отвлечение партнёра; выиграть время партнёра. Если человек не обращает внимания на то, что его прерывают, значит, он больше ориентируется на себя, а если он с трудом выносит паузы в разговоре, он больше ориентируется на межличностное взаимодействие. Умение держать паузу — порой незаменимое средство ведения разговора. Несколько секунд молчания могут быть красноречивее слов, они помогают собраться с мыслями, дают возможность овладеть собой, привлечь или переключить внимание. Умение слушать паузу, интерпретировать причины молчания позволяет получить важную дополнительную информацию в процессе общения.

Темп речи — скорость произнесения речевых элементов разной протяженности. В силах каждого человека менять темп речи в соответствии с ситуацией. Постоянная перестройка с одного темпа на другой поможет не только находить подход к разнообразным собеседникам, но и отрабатывать четкую программу при беседе по телефону. Темп речи зависит от многих индивидуальных факторов, каковыми являются характер, темперамент, образ жизни. У разных лиц речь колеблется от быстрой к медленной.

  1. Проксемические:
  • Физическая дистанция контакта;
  • Персональное пространство;
  • Угол поворота к собеседнику.

Людям свойственно стратифицировать пространство, надевая на него незримую сетку координат, которая позволяют судить довольно точно о социальном положении, установках и самооценке. Как и многие механизмы человеческого поведения, соблюдение пространства первоначально было продиктовано биологической целесообразностью. Пионером данной области знания (проксемики) можно считать американского этнографа Эдварда Холла. Существуют оптимальные «зоны» для различных видов общения, меняющиеся от одной культуры к другой. В частности, выделяются интимная, личная, социальная и публичная дистанции.[5]

5. Тактильные:

- Рукопожатия;

- Объятия;

- Поцелуи;

- Похлопывания;

- Толчки;

- Поглаживания;

- Касания;

- Пощёчины;

- Удары.

Изучается данная область такесикой, исследующей прикосновения в ситуации общения. Доказано, что динамические прикосновения являются биологически необходимой формой стимуляции. Использование человеком в общении динамических прикосновений определяется многими факторами: статусом партнёров, их возрастом, полом, степенью знакомства. Неадекватное использование личностью такесических средств может привести к конфликтам в общении. Например, похлопывание по плечу возможно только при условии близких отношений, равенства социального положения в обществе.

6. Ольфакторные:

Ольфакторными проявлениями называют естественные и искусственные запахи человека, запахи окружающей среды, в которой происходит общение.

Понимание тонкостей языка жестов может улучшить и упростить наши отношения с окружающими людьми. При любом взаимодействии с другим человеком цель состоит в общении, однако слишком часто наши жесты при этом неясны в лучшем случае и противоречивы в худшем. Как бы хорошо мы не знали кого-то, никто из нас не может читать мысли другого, так что все, что улучшило бы общение, представляется ценным.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Работая над темой «Невербальные средства общения», мы  достигли поставленной перед собой цели: на основе выявления, описания и объяснения невербальных средств общения и их влияние на эффективность коммуникации, создали презентацию невербальных средств общения.

 Для этого были решены следующие задачи: мы изучили  литературу о невербальных средствах общения, проанализировали и обобщили изученный материал, создали презентацию о невербальных средств общения «Пойми меня».

Мы убедились, что общение включает в себя вербальные и невербальные каналы передачи информации. При этом информация, поступающая по невербальным каналам, может, как подкреплять, так и противоречить сообщению, передаваемому при помощи слов. Невербальный язык менее контролируем сознанием, чем вербальный, а потому и более достоверен. Если информация, поступающая по невербальному каналу, противоречит информации, полученной по вербальному, то верить следует невербальной. Также можно отметить большое разнообразие средств невербального общения, начиная от мимики, заканчивая обменом рукопожатиями.

В процессе выполнения работы о невербальные средствах общения, мы пришли к выводу, что понимание тонкостей языка жестов может улучшить и упростить наши отношения с окружающими людьми. При любом взаимодействии с другим человеком цель состоит в общении, однако слишком часто наши жесты при этом неясны в лучшем случае и противоречивы в худшем. Как бы хорошо мы не знали кого-то, никто из нас не может читать мысли другого, так что все, что улучшило бы общение, представляется ценным.

Также, проведенное нами исследование показалочтобы научиться лучше понимать собеседника и распознавать его скрытые сигналы, для начала следует научиться обращать внимание одновременно на все элементы или средства невербального общения, а к невербальным средствам общения относятся мимика, жесты, позы, интонация и тембр голоса, визуальный контакт и межличностное пространство.

В перспективе мы хотим найти примеры жестов, мимики и интонации, опираясь на презентацию, в среде учащихся и педагогов нашей школы, с дальнейшим представлением этих примеров в сравнительной таблице и выяснения их роли в процессе общения.

И в заключении, конечно, хочется добавить, что знание невербального языка помогает лучше понимать то, что происходит внутри человека, каково его психическое состояние, его отношение к другому. Язык тела – универсальный язык человечества, который отражает культуру, выступает источником дополнительной информации и облегчает человеческое общение.



ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ

  1. Горянина В.А. Психология общения- М.: Издательский центр «Академия»-2002.-416с.
  2. Морозов В. П.: Искусство и наука общения: невербальная коммуникация. — М.: ИП РАН, Центр «Искусство и наука», 1998. — 189 с.
  3. Биркенбил В.: Язык интонации, мимики, жестов. — С.-П.: «Питер», 1997. — 176 c.
  4. Бороздина Г. В.: Психология делового общения.- М.: «Деловая книга»., 1998. — 247 с.
  5. Конецкая В. П.: Социология коммуникации. — М.: МУБУ, 1997. — 164 с
  6. https://srazu.pro/socializacia/neverbalnoe-obshhenie-v-psixologii.html

ПРИЛОЖЕНИЕ

Язык рук. Пример-иллюстрация. Жесты

Потирание ладоней

С помощью потирания ладоней люди невербально передают свои положительные ожидания. Скорость, с которой выполняется этот жест, сигнализирует о том, какой результат предполагает получить человек.

hello_html_m7a9793d3.png

Потирание большого пальца об указательный

Потирание большого пальца об указательный обычно применяется для обозначения денег или ожидания поступления денег в качестве оплаты.

hello_html_44143299.png

Сцепленные пальцы рук

Исследования, проведенные Нюрбергом и Калеро по изучению жеста сцепленных пальцев рук, позволили им заключить, что этот жест обозначает разочарование и желание человека скрыть свое отрицательное отношение. Этот жест имеет три варианта: скрещенные пальцы рук на уровне лица, на столе, на коленях при сидячем положении или внизу при стоячим.

hello_html_7e06efef.png

Шпилеобразное положение рук

Этим жестом часто пользуются уверенные в себе люди. Этот жест имеет два варианта: руки шпилем вверх и руки шпилем вниз. Первое положение обычно принимается тогда, когда говорящий выражает свое мнение или излагает свои идеи

0221.jpg

Закладывание рук за спину

Это жест уверенного в себе человека. Существует три вида этого жеста: руки в замок за спиной; закладывание рук за спину с захватом запястья; закладывание рук за спину с захватом локтя.

4_175.jpg

Акцентирование больших пальцев

Выставление больших пальцев рук говорит о властности, превосходстве и даже агрессивности человека. Однако этот жест нужно рассматривать в совокупности с другими жестами. Открытые большие пальцы являются положительным сигналом. Часто жест присутствует в позе сурового начальника в обществе со своими подчиненными

hello_html_50170d0a.png

Защита рта рукой

Рука прикрывает рот и большой палец прижат к щеке, в то время как мозг на уровне подсознания посылает сигналы сдержать произносимые слова.

r2_cs14110.vk.me_HNgeSaNFN08_66a125db.jpg

Прикосновение к носу

Одно из объяснений природы этого жеста заключается в том, что когда плохие мысли проникают в сознание, подсознание велит руке прикрыть рот, но в самый последний момент, из желания замаскировать этот жест, рука отдергивается ото рта, и получается легкое прикосновение к носу. Другим объяснением может быть то, что во время лжи появляются щекотливые позывы на нервных окончаниях носа, и очень хочется почесать нос, чтобы избавиться от них.

obma_4_thumb5B35D-1-.jpg

Потирание века

Этот жест вызван тем, что в мозгу появляется желание скрыться от обмана, подозрения или лжи, с которыми он сталкивается, или желание избежать взгляда в глаза человеку, которому он говорит неправду. Мужчины обычно потирают веко очень энергичным образом, а если ложь очень серьезная, то отворачивают взгляд в сторону, обычно в пол.

stepashin.jpg

Почесывание и потирание уха

Фактически этот жест вызван желанием слушающего отгородиться от слов, положив руку около или сверху уха. Этот жест является взрослой усовершенствованной модификацией жеста маленького ребенка, когда он затыкает уши, чтобы не выслушивать упреков родителей. Этот последний жест говорит о том, что человек наслушался вдоволь и хочет, возможно, высказаться.

107541-15343-37825343-m750x740-u9bb54.jpg

Схема мимических движений

  1. Злость
  2. Обида
  3. Расстройство
  4. Радость
  5. Плач
  6. Удивление

photo.jpg


[1] Горянина В. А. Психология общения — М.: Издательский центр «Академия» — 2002. — 416 с.

[2] Морозов В. П.: Искусство и наука общения: невербальная коммуникация. — М.: ИП РАН, Центр «Искусство и наука», 1998. — 189 с.

[4] Бороздина Г. В.: Психология делового общения.- М.: «Деловая книга»., 1998. — 247 с.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Язык рук Потирание ладоней. С помощью потирания ладоней люди невербально передают свои положительные ожидания. Скорость, с которой выполняется этот жест, сигнализирует о том, какой результат предполагает получить человек.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Невербальные средства общения. Язык жестов"

Разработка урока английского языка по теме "Body language. Non-verbal means of communication"...

конспект урока развития речевого этикета "Жесты и мимика как невербальные средства общения"

Конспект урока развития речевого этикета "Жесты и мимика как невербальные средства общения", в котором дается понятие о невербальных средствах общения и их роли в нашей жизни, показано с помощью разли...

презентация "Жесты и мимика как невербальные средства общения"

Электронное сопровождение к уроку развития речевого этикета "Жесты и мимика как невербальные средства общения"...

Презентация "Невербальные средства общения"

Язык нашего тела, по сравнению с другими вербальными (речевыми) средствами общения, является уникальным. Если представить, что именно он несет от 60 до 80 процентов передаваемой собеседнику инфо...

Методическое сообщение на РМО учителей - логопедов

В материале представлен конспект индивидуального занятия с обучающейся 2-го класса по программе для ГУО, логопедическое представление, цель и задачи, этапы занятия, самоанализ....

Средства и мимика как невербальные средства общения

Материал занятия курса " Учусь общаться".Дает  понятие о невербальных средствах общения.На различных ситуациях показывает , что невербальные средства общения точнее передают  содержание выск...

Невербальные средства общения как важная часть различных стилей педагогического общения.

Существует несколько стилей общения учителя с учеником, поэтому, при написании работы я хочу указать основные и выделить наиболее распространенные стили, такие как: невербальное педагогическое общение...