КВН по основам потребительских знаний "От закона- к обычаю"
план-конспект занятия (9 класс)

Михайлова Елена Павловна

КВН по основам потребительских знаний. Обобщающее знятие в рамках элективного курса "Наука покупать"

Скачать:


Предварительный просмотр:

«От закона – к обычаю!”

- обобщающее занятие по курсу “Основы потребительских знаний”.

Цели:

  • популяризация закона РФ «О защите прав потребителей»;
  • формирование знаний о правах потребителей в РФ и умений их практического применения;
  • воспитание основ потребительской культуры учащихся.

Задачи:

1) образовательные:

  • изучить права потребителей в РФ;
  • формировать навыки рационального потребительского мышления;
  • научить применять полученные знания на практике в реальных жизненных ситуациях.

2) развивающие:

  • развитие культуры устной речи учащихся;
  • формирование экономического мышления;
  • формирование у учащихся навыков выступления перед аудиторией.

3) воспитательные:

  • Воспитывать интерес к углубленному изучению и применению в реальной жизни знаний о защите прав потребителя.
  • Воспитывать уважительное отношение к мнению товарища.

Формируются три команды. 
    Часть заданий к конкурсам команды получают заранее.

- неролевая игра

Ход КВН.

Грамотность потребителя – это тема для очень серьезного разговора. Актуальность ее возрастает по мере интеграции страны во Всемирную Торговую организацию. С переходом на принятые во всем мире правила взаимоотношений между покупателем, продавцом и производителем, роль государства в этом процессе уменьшается. Сегодня каждый должен быть грамотным потребителем, должен уметь отстаивать свои права. Насколько грамотно Вы будете вести себя с продавцом, настолько цивилизованной станет наша система торговли и общественного обслуживания населения.

рап соев?”.

Вспомните отрывок из стихотворения С. Михалкова “Как старик корову продавал”:

Один паренек пожалел старика:
- Папаша, рука у тебя нелегка!
Я возле коровы твоей постою,
Авось продадим мы скотину твою.

Идет покупатель с тугим кошельком,
И вот уж торгуется он с пареньком:
- Корову продашь?
- Покупай, коль богат.
Корова, гляди, не корова, а клад!

- Да так ли! Уж выглядит больно худой!
- Не очень жирна, но хороший удой.
- А много ль корова дает молока?
- Не выдоишь за день - устанет рука.

Старик посмотрел на корову свою:
- Зачем я, Буренка, тебя продаю?
Корову свою не продам никому –
Такая скотина нужна самому!

Вопрос: Если богач все же купил бы корову, какие права покупателя были бы нарушены?

Ответ: ст. 4 Закона “Качество товара” гласит: продавец обязан передать потребителю товар, качество которого соответствует договору.

Ст. 10 “Информация о товарах” гласит: изготовитель обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах, обеспечивающую возможность их правильного выбора.

Ст. 12 “Ответственность изготовителя за ненадлежащую информацию о товаре”.

Вспомните сказку “По щучьему велению”.

Вопрос: Что вправе установить изготовитель при продаже печки Емеле?

Ответ: ст. 5 “Права и обязанности изготовителя в области установления срока службы товара” гласит, что на товар, предназначенный для длительного использования, изготовитель вправе устанавливать срок службы (до 10 лет).

Вспомните сказку “Курочка Ряба”: дед и баба яйцо били, били, не разбили.

Вопрос: Какие права потребителей были нарушены?

Ответ: ст. 18 “Последствия продажи товара ненадлежащего качества” гласит, что потребитель, которому продан товар ненадлежащего качества, вправе потребовать замены товара на аналогичный или расторжения договора купли-продажи.

Вспомните сказку “Теремок”, когда дом разрушился при первом прикосновении к нему медведем. Хозяева при этом пострадали.

Вопрос: Каким правом обладает потребитель при приобретении товара?

Ответ: ст. 7 “Право потребителя на безопасность товара” гласит, что потребитель имеет право на то, чтобы товар при обычных условиях его использования был безопасен для жизни, здоровья потребителя.

Ст. 29 “Права потребителя при обнаружении недостатков выполненной работы” указывает на то, что потребитель вправе предъявлять требования, связанные с недостатками выполненной работы, в пределах пяти лет в отношении недостатков в строении и ином недвижимом имуществе.

2 Кто такой потребитель

Ведущий по очереди предлагает капитанам команд выбрать листочки с вопросами, зачитывает их и даёт команде время на обдумывание. Через 15 секунд представитель команды называет свой ответ. Ведущий озвучивает правильный ответ.

  1. Муха – Цокотуха, когда "пошла Муха на базар и купила самовар”.
    Ответ: да.
  2. Старик по отношению к Золотой рыбке.
    Ответ: нет, так как старик не платит рыбке за услуги.
  3. Король по отношению к портным.
    Ответ: да, причём даже в том случае, если новое платье оплачивалось из средств государственной казны, ведь платье предназначалось для личных бытовых нужд короля.
    Если же предположить, что платье короля – одежда служебная (примерно как спецовка для рабочего), тогда король не является потребителем.
  4. Кот в сапогах, когда он просил хозяина купить ему сапоги.
    Ответ: зависит от того, приравниваем ли мы Кота к человеку. Если да, то он – потребитель, и, если сапоги окажутся некачественными, вполне сможет предъявить претензию сапожнику; если же мы, несмотря на сказочную условность, считаем, что Кот – это животное, то он потребителем не является (так же, как не является им любой домашний кот, для которого хозяин покупает консервы или противоблошиный ошейник)..
  5. Робинзон Крузо на необитаемом острове.
    Ответ: нет, он же ничего не покупает.
  6. Является ли потребителем Маленький Мук в момент поедания винных ягод в лесу?
    Ответ: нет, не является, так как собирал дикорастущие ягоды, а не приобретал их на рынке.

3. Дерево познания

Вопросы на дереве познания. Один человек из каждой команды выбирает вопросы

1) С какого момента наступает гарантийный срок товара? (с момента передачи товара потребителю)

2) Может ли покупатель предъявить свои требования без наличия чека?

(отсутствие чека не является основанием для отказа в удовлетворении требований)

3) В течение какого срока происходит замена некачественного товара?

(7 дней)

4) Приведите примеры товаров длительного пользования

5) )Доставка товара осуществляется силами продавца для ремонта, замены, уценки и возврата потребителю, если он весит более......

6) В течение какого срока изготовитель обеспечивает безопасность товара, если на товар не установлен срок службы?

7) Что такое гарантийный срок? (обязательства изготовителя бесплатно устранить недостатки, выявленные за это время)

8)  При отсутствии гарантийного срока на выполнение работы в строении, потребитель вправе предъявить требования, связанные с недостатками, если они обнаружены в пределах.....

9) Права потребителя при покупке товара ненадлежащего качества?

10) С какого момента исчисляется срок годности

11) На какие товары устанавливается срок годности?

12) При предъявлении потребителем требования устранения недостатков товара изготовитель (продавец) обязан......

( предоставить аналогичный товар на период ремонта в 3-дневный срок)


4 Потребительская лингвистика

  1. Ведущий предлагает капитанам выполнить тестовые задания на листочках за 3 минуты.

(1) Потребитель 

( ) Санитарные нормы и правила, которые в соответствие с законом устанавливают обязательные требования к качеству товара (работ, услуг).

(2) Изготовитель

( ) Исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги, а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

(3) Исполнитель

( ) Период, в течение которого, в случае обнаружения в товаре недостатка, продавец обязан удовлетворить требования потребителя.

(4) Продавец

( ) Объявление в газете: “Организация предлагает юридическим и физическим лицам участие в долевом строительстве 1-2-3-х комнатных квартир…”

(5) Срок службы

( ) Изготовитель обязан установить его на продукты питания, парфюмерно-косметические товары, медикаменты, товары бытовой химии и иные подобные товары.

(6) Срок годности

( ) Гражданин Иванов купил холодильник и телевизор.

(7)Гарантийный срок

( ) Разрешение (право) на осуществление определённого вида деятельности при обязательном соблюдении установленных требований и условий, выданное уполномоченным органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.

(8) Договор

( ) Объявление по радио: “Организация продаёт автомобиль “Москвич”…”

(9) Лицензия

( ) Период, в течение которого изготовитель обязуется обеспечивать потребителю возможность использования товара по назначению и нести ответственность за существенные недостатки, возникшие по его вине.

(10) Стандарт

( ) Организация или индивидуальный предприниматель, производящий товары для реализации потребителям.

Ответы (для примеров и определений из правой колонки указаны номера соответствующих им понятий в левой колонке): 10,8,7,3,6,1,9,4,5,2.

2) На табло вывешивается набор букв, составляющих одно, два или три слова. Даётся определение понятия, которое нужно получить команде, переставив буквы.

  1. Нырок = место купли-продажи товаров и услуг, заключения торговых сделок.
    Ответ: рынок.
  2. Енот + кот + сад = несоответствие товара (работы, услуги) стандарту, условиям договора, требованиям, обычно предъявляемым к качеству товара
    Ответ: недостаток.
  3. Лак + мера = информация о продукте, имеющая целью его продвижение на рынок.
    Ответ: реклама.
  4. Тесто + мир + сан = набор одноимённой продукции (услуг), конкретизируемой по наименованиям, видам, сортам и т.д.
    Ответ: ассортимент.
  5. Траст + дан = нормы, правила, другие документы, которые в соответствии с законом устанавливают обязательные требования к качеству товаров (работ, услуг).
    Ответ: стандарт.
  6. Овод + рог = добровольное соглашение двух или нескольких лиц, заключаемое на предмет выполнения каждым из них принимаемых обязательств по отношению к другим участникам.
    Ответ: договор.
  7. Тиф + кит + сера = документ, подтверждающий соответствие продукции и услуг установленным требованиям.
    Ответ: сертификат.
  8. Зоб + пасть + сено = явление, при котором товар (работа, услуга) не наносит ущерб жизни, здоровью, имуществу потребителя при обычных условиях его использования, хранения и т.п..
    Ответ: безопасность. .
  9.  Нить + поле + лис =организация, индивидуальный предприниматель, выполняющие работы (оказывающие услуги) потребителям по возмездному договору.
    Ответ: исполнитель.

6.“Горячая линия”.

    Капитаны команд по очереди вытягивают у ведущего листочки с описанием проблемной потребительской ситуации. Ведущий зачитывает эти ситуации. Командам необходимо вынести своё решение данной проблемы и обосновать. Ведущий называет правильный ответ.

1) Валентина приобрела в магазине кондиционер со сроком гарантии один год. За неделю до окончания срока кондиционер сломался, его пришлось отнести в гарантийную мастерскую. Ремонт занял 14 дней. Когда Валентина пришла забирать кондиционер, от нее потребовали оплатить ремонт, так как срок гарантии уже кончился.

. Ответ: Нет, так как в соответствии со ст. 20 Закона «О защите прав потребителей» срок гарантии продлевается на все время, в течение которого товар не использовался. Поэтому срок гарантии на кондиционер во время ремонта не истек, и потребитель вправе получить отремонтированный товар бесплатно.

Должна ли Валентина оплатить ремонт кондиционера?

2) У Елены, проживающей в Подмосковье, в период гарантии сломался холодильник,

приобретенный в Москве. В магазине ей объяснили, что отремонтировать холодильник в

домашних условиях невозможно. Елена заказала автомобиль и привезла холодильник в

мастерскую. После ремонта Елена обратилась в магазин с просьбой возместить расходы

на доставку. Продавец отказался, объяснив, что имеет собственный транспорт для

доставки неисправной техники в ремонт.

Вопрос: Кто прав в данной ситуации? Обоснуйте свой ответ

Ответ: В данной ситуации права Елена.

В соответствии с п.7 ст.18 Закона «О защите прав потребителей» доставка

крупногабаритного товара и товара весом более пяти килограммов для ремонта и возврат

их потребителю осуществляются силами и за счет продавца. В случае неисполнения

данной обязанности, а также при отсутствии продавца в месте нахождения

потребителя доставка и возврат указанных товаров могут осуществляться потребителем.

При этом продавец обязан возместить расходы потребителю, связанные с доставкой и

возвратом указанных товаров.

3) В магазине распродавались товары с витрины. Полина приобрела телевизор, который

использовался в магазине в течение семи месяцев. Еще через месяц в телевизоре

обнаружилась неисправность производственного характера. В магазине Полине

объяснили, что никаких претензий к магазину она предъявить не может, т.к. приобрела

товар с витрины без гарантийных обязательств.

Вопрос: Может ли Полина предъявить какие-либо претензии? Обоснуйте свой ответ.

Ответ: Полина может предъявлять претензии, т.к. об имеющемся в телевизоре недостатке

ей не было известно в момент заключения договора купли-продажи. При продаже товара

бывшего в употреблении Полине должны были передать технические документы на товар,

а также документы, позволяющие воспользоваться гарантийным сроком, если к моменту

продажи он еще не истек.

4) Малышев А. Н. при покупке стартера был предупреждён продавцом магазина о том, что завод не установил на него гарантию, а он принимает претензии в течении двух недель. Через месяц и 5 дней стартер вышел из строя. Покупатель обратился к продавцу с претензией о замене или ремонте товара. Прав ли покупатель?

Ответ Прав. На товар не установлен гарантийный срок, покупатель вправе предъявить требование в отношении недостатков товара в пределах 2 лет с момента передачи его потребителю.

5) Телевизор сломался в течение гарантийного срока, продавец  согласился заменить его в течение месяца. Прав ли продавец? Какие права в данном случае имеет покупатель?

Если нужный телевизор есть в продаже – то в течение, то замена в течение 7 дней, если нужный телевизор отсутствует на день продажи, то в течение месяца. При замене товара, покупатель вправе предъявить требование продавцу о предоставлении аналогичного товара на время замены (п.1 ст. 21)

6) Ковалёва М. Б. купила мобильный телефон. Через несколько дней после покупки он стал плохо работать. Она обратилась в магазин с требованием о его замене. Ей сказали, что возможно она неправильно с ним обращалась и послали в гарантийную мастерскую для получения заключения по причинам порчи. Правомерно ли это?.

(п.5 ст. 18)

7) Баба Яга, купив в магазине “Змей Горыныч и компания” ступу, получила к ней инструкцию по эксплуатации на тарабарском языке. При посадке ступа упала на Избушку на курьих ножках, в результате чего обе ноги Избушки оказались сломанными. Вправе ли Баба Яга потребовать у продавца возмещения стоимости ступы и Избушкиных ног, учитывая то, что Баба Яга не знает не только тарабарского, но и русского языка, а действие происходит на территории РФ?
Ответ: вправе (12 статья).

8) Василиса Прекрасная, заключив договор на участие в конкурсе красоты, была предупреждена фирмой-организатором о том, что в финал выйдут только две финалистки. Не попав в финал, Василиса потребовала у организаторов возмещения морального вреда. Права ли Василиса, если участие в конкурсе платное?
Ответ: не права: отношения, связанные с участием в конкурсах, законодательством о защите прав потребителей не регулируется.

9)Купил Иван-дурак в ООО “Лавка Древностей” сапоги-скороходы, но пользоваться ими не мог – сапоги улетели вперёд него, т.к. размер превышал размер ноги Ивана-дурака на 10 см. Имеет ли право Иван-дурак обменять эти сапоги на другие, меньшего размера, если с момента покупки прошло 2 часа, а пробег сапог составил 15 миль?
Ответ: не имеет, поскольку вещь была в эксплуатации.

 7.“Рекламный" конкурс.

К нему команды готовятся заранее. Участники игры получают темы рекламных роликов, в которых допускаются нарушения “Закона о рекламе”.


(1) Потребитель 

( ) Санитарные нормы и правила, которые в соответствие с законом устанавливают обязательные требования к качеству товара (работ, услуг).

(2) Изготовитель

( ) Исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги, а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

(3) Исполнитель

( ) Период, в течение которого, в случае обнаружения в товаре недостатка, продавец обязан удовлетворить требования потребителя.

(4) Продавец

( ) Объявление в газете: “Организация предлагает юридическим и физическим лицам участие в долевом строительстве 1-2-3-х комнатных квартир…”

(5) Срок службы

( ) Изготовитель обязан установить его на продукты питания, парфюмерно-косметические товары, медикаменты, товары бытовой химии и иные подобные товары.

(6) Срок годности

( ) Гражданин Иванов купил холодильник и телевизор.

(7)Гарантийный срок

( ) Разрешение (право) на осуществление определённого вида деятельности при обязательном соблюдении установленных требований и условий, выданное уполномоченным органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.

(8) Договор

( ) Объявление по радио: “Организация продаёт автомобиль “Москвич”…”

(9) Лицензия

( ) Период, в течение которого изготовитель обязуется обеспечивать потребителю возможность использования товара по назначению и нести ответственность за существенные недостатки, возникшие по его вине.

(10) Стандарт

( ) Организация или индивидуальный предприниматель, производящий товары для реализации потребителям.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Нырок = место купли-продажи товаров и услуг, заключения торговых сделок.

Слайд 2

Енот + кот + сад = несоответствие товара (работы, услуги) стандарту, условиям договора, требованиям, обычно предъявляемым к качеству товара

Слайд 3

Лак + мера = информация о продукте, имеющая целью его продвижение на рынок.

Слайд 4

Тесто + мир + сан = набор одноимённой продукции (услуг), конкретизируемой по наименованиям, видам, сортам и т.д.

Слайд 5

Траст + дан = нормы, правила, другие документы, которые в соответствии с законом устанавливают обязательные требования к качеству товаров (работ, услуг).

Слайд 6

Овод + рог = добровольное соглашение двух или нескольких лиц, заключаемое на предмет выполнения каждым из них принимаемых обязательств по отношению к другим участникам.

Слайд 7

Тиф + кит + сера = документ, подтверждающий соответствие продукции и услуг установленным требованиям.

Слайд 8

Зоб + пасть + сено = явление, при котором товар (работа, услуга) не наносит ущерб жизни, здоровью, имуществу потребителя при обычных условиях его использования, хранения и т.п..

Слайд 9

Нить + поле + лис = организация, индивидуальный предпри- ниматель,выполняющие работы (оказывающие услуги) потребителям по возмездному договору.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – конспект урока по теме: «Основы потребительских знаний»

Урок - семинар "Основы потребительских знаний" поможет школьникам освоить роль грамотного потребителя. В жизни ему это обязательно пригодится!...

Элективный курс "Основы потребительских знаний" 9 класс

Данный элективный курс развивает у учащихся логическое и экономическое мышление, творческие способности, коммуникативные умения....

Программа курса по выбору "Домашняя экономика и основы потребительской культуры"

Программа курса по выбору для учащизся 8 классов "Домашняя экономика и основы потребительской культуры"...

Поурочное тематическое планирование по предмету экономика "Основы потребительских знаний" 9 класс

Рабочая программа  разработана на основе примерной программы основного общего образования по экономике и авторской программы П. В. Крючковой, соответствующей Федеральному компоненту государ...

Программа элективного курса для 9 класса «Основы потребительской культуры»

Формирование готовности молодежи к адаптации в изменяющихся условиях социально-экономической жизни, получение для этого соот­ветствующих знаний — одна из насущных общественных потребностей, для ...

Календарно тематическое планирование курса по выбору «Домашняя экономика и основы потребительской культуры»

Календарно тематическое планирование курса по выбору«Домашняя экономика и основы потребительской культуры»(1ч. в неделю, всего 18 часов)...

Курс «Домашняя экономика и основы потребительской культуры»

Курс «Домашняя экономика и основы потребительской культуры» представляется особенно актуальным, так как рассматривается как  набор умений и навыков грамотного потребительского  поведения, ка...


 

Комментарии

Бешевец Елена Евгеньевна

Скачала Ваш КВН, буду проводить его на классном часе. Спасибо, очень интересно