Блокада Ленинграда. Разговор современными школьниками
статья

Зимовец Елена Александровна

Хорошо известно, что народ жив до тех пор, пока в его «настоящем» реально присутствует его «прошлое». Память о прошлом – это духовная «скрепа», которая соединяет людей в одно жизнеспособное целое. Память учит и призывает, убеждает и предостерегает, дает силу и внушает веру.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx35.33 КБ

Предварительный просмотр:

Блокада Ленинграда. Разговор современными школьниками

Автор Зимовец Елена Александровна,

педагог-организатор ГБНОУ СПбГЦДТТ

Хорошо известно, что народ жив до тех пор, пока в его «настоящем» реально присутствует его «прошлое». Память о прошлом – это духовная «скрепа», которая соединяет людей в одно жизнеспособное целое. Память учит и призывает, убеждает и предостерегает, дает силу и внушает веру.  

Для города на Неве важнейшей частью исторической памяти является память о блокаде Ленинграда. Об этом свидетельствует современный памятный календарь Санкт-Петербурга, в котором сразу три даты связаны с этим событием: 8 сентября – День памяти жертв блокады, 18 января – День прорыва блокады Ленинграда и 27 января – День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. Блокадная память представляет собой значимую часть петербургского культурного кода и неотъемлемый элемент локальной идентичности жителей северной столицы.

Память о блокаде – это очень трудная память. Об этом почти невозможно вспоминать, трудно писать, сложно рассказывать. Однако мы все понимаем, как важно сохранить эту историю, донести ее до новых поколений, актуализировать ее в современности. Именно поэтому первый урок в новом 2019-2020 учебном году в общеобразовательных учреждениях Санкт-Петербурга стал уроком памяти о блокаде Ленинграда.  

Следует отметить, что разговор с современными школьниками о блокадных событиях не так прост, как это может показаться с первого взгляда. Долгое время основным способом передачи памяти о событиях 1941-1944 гг. было общение с людьми – с теми, кто пережил блокаду и видел все своими глазами. Память о блокаде Ленинграда передавалась через семейные истории, рассказы соседей и знакомых, общение с ветеранами. Чувство сопричастности их судьбе, эмоциональное переживание порождали общее пространство памяти, объединяющее прошлое и настоящее и активно влияющее на наши дела и поступки, формируя образ будущего.

Перед каждым педагогом, который собирается говорить со школьниками о блокаде Ленинграда, встают три основных вопроса.  

Первый: зачем я собираюсь рассказывать детям о блокаде? Какую общую педагогическую цель я преследую, поднимая блокадную тему?  

Второй: сколько лет школьникам, с которыми я собираюсь разговаривать, и что важно знать о блокаде в этом возрасте?

Третий: как я могу донести до учащихся знания о блокаде Ленинграда?

На каждый из этих вопросов могут быть десятки разных и правильных ответов. Попробуем обозначить хотя бы основные варианты.

 

Зачем говорить со школьниками о блокаде Ленинграда?

 

Вопрос целеполагания – один из ключевых вопросов в педагогике. Невозможно выстраивать образовательное событие (классный час, беседу, занятие, экскурсию и пр.), не задумываясь об его цели. Блокада Ленинграда – крупнейшая гуманитарная катастрофа ХХ века. Это не природное бедствие, подобное землетрясению или цунами. Она была спланирована и реализована людьми. Поэтому одной из ключевых целей, ради которой стоит начинать с учащимся трудный разговор о блокаде Ленинграда, является воспитание личной ответственности каждого человека за себя, своих соседей, своих сограждан.  

Достижение этой цели возможно в том случае, если педагоги:  

  • будут стараться сформировать у школьников историческую эмпатию – способность сопереживать людям, жившим задолго до нас;
  • предоставят учащимся возможность осмыслять, анализировать (и даже дополнять) богатую и исторически достоверную картину событий, происходивших в 1940-е годы;
  • откажутся от устоявшихся в советское время пропагандистских стереотипов и позволят современным детям и подросткам свободно и искренне выражать своё мнение о трагических блокадных событиях.

Основные мировоззренческие идеи, которые можно донести до сознания учащихся с помощью освоения блокадных тем, можно сформулировать следующим образом:

  1. фанатизм и ненависть могут стать причиной войн и гуманитарных катастроф, а равнодушие и безразличие к страданиям других людей может привести к тому, что страдание станет нормой жизни всего общества;
  2. духовные ценности, составляющие стержень личности, часто оказываются сильнее телесно-материальных трудностей; внимание и сострадание к другим, милосердие и взаимопомощь помогают выживать в самых нечеловеческих условиях (по свидетельству Д.А. Гранина «те, кто спасал других, чаще выживали, чем те, кто просто лежал, ожидая какого-то ухода за собой или потеряв надежду на жизнь»);
  3. только совместными усилиями, объединившись и сплотившись, люди могут противостоять злу (единение ленинградцев позволило не только отстоять город, но и спасти культурные ценности, обеспечивать работу военных заводов, учреждений культуры, науки, бытового обслуживания и пр.).

Безусловно, воспитать у учащихся чувство ответственности за себя и других людей невозможно за одно образовательное событие – урок, классный час, поход в музей, экскурсию по городу. Это – целевая установка всей системы работы педагога (классного руководителя) с темой «Блокада Ленинграда». Однако четкое осознание воспитывающим взрослым стратегической педагогической цели позволяет более точно определять цели и задачи конкретных образовательных и воспитательных мероприятий, в том числе, урока памяти, который проводится в первый учебный день.  

 

О чем говорить с детьми того или иного возраста?

 

Чтобы знание о блокаде Ленинграда стало частью сознания современного школьника, необходимо «вписать» его в сферу актуальных для каждого возраста тенденций развития личности. Рассмотрим основные психологические особенности учащихся разных классов.

Учащиеся 1-4-х классов

В младшем школьном возрасте у детей происходит активное усвоение нравственных и моральных норм. Ребенок начинает более точно и дифференцированно понимать правила поведения в различных социальных ситуациях, проявляет повышенное внимание к нравственной стороне поступков. Младший школьник не только познает сущность нравственных категорий, но и учится оценивать их знание в поступках и действиях окружающих, в собственных поступках. Другими словами, освоенные нормы поведения превращаются у ребенка во внутренние требования к себе. Поэтому ведущей педагогической идеей в работе с младшими школьниками является формирование первоначальных детских убеждений, построенных на главных постулатах общечеловеческих (гуманистических, вневременных) ценностей, – добра, милосердия, дружбы, справедливости и пр. Темой для обсуждения с учащимися начальных классов становятся проявления (а, равно как, и не проявления) жителями и защитниками осажденного города таких качеств как отзывчивость, сострадание, забота о ближнем, взаимовыручка, преданность, честность, целеустремленность, мужественность.  

Кроме того, в младшем школьном возрасте наиболее ярко проявляются познавательные потребности. Детям интересно узнавать все новое, необычное, неизведанное. Особенно их интересуют вопросы устройства мира и отдельных предметов, вещей. Вопрос «Как это было?» – один из главных вопросов, который могут задавать себе младшие школьники в связи с изучением темы блокады Ленинграда. Вместе с тем историческое сознание детей начальной школы еще не сформировано. Ученикам младших классов сложно представить ход истории, у них не развито чувство исторического времени (все оценивается в относительных категориях – «давно», «очень давно», «в прошлом», «когда я еще не родился», «когда жила моя прабабушка»). В связи с этим содержание занятий с учащимися данной возрастной группы заключается в расширении у детей представлений об отдельных фактах повседневной жизни блокадников и защитников города. Педагог может помочь детям представить будничную (каждодневную) реальность блокады с помощью различных документальных источников и опоры на житейский опыт школьников.  

Учащиеся 5-8-х классов

Главным личностным новообразованием в подростковом возрасте является открытие учащимся своего внутреннего мира. Школьник активно стремиться узнать самого себя, выявить свои способности и возможности, осознать свою индивидуальность, осмыслить свои права и обязанности, оценить свое прошлое, обдумать настоящее и будущее. Обретая способность погружаться в себя и рефлексировать свои переживания, подросток открывает целый мир новых чувств. Он начинает воспринимать и осмысливать свои эмоции уже не как производные от каких-то внешних событий, а как состояние своего собственного «я». Даже объективная, безличная информация нередко стимулирует подростка к интроспекции, размышлению о себе и своих проблемах. Одним из актуальных, жизненно значимых вопросов, над которыми задумаются  ученики основной школы в ходе своего самопознания, является вопрос выбора – друзей, мнения, модели поведения, решения проблемы и т.п. Следовательно, педагогические усилия в работе с подростками могут быть направлены на развитие умения принимать решения, аргументировать свою позицию, понимать границы своей ответственности за сделанный выбор. Соответственно, в поле внимания учащихся должны оказаться примеры самых разных жизненных стратегий, которых придерживались ленинградцы, пытаясь выжить в нечеловеческих условиях блокады.

Учащиеся 9-11-х классов

Значительные изменения в старшем школьном возрасте переживают познавательные процессы человека. Дифференциация учебных дисциплин, необходимость овладения научными понятиями различных наук и их специфической системой знаков, способствуют развитию теоретического мышления. Учебная деятельность, включающая в себя процесс усвоения знаний и способов их использования, позволяет старшеклассникам устанавливать более широкие и глубокие связи между имеющимися и вновь получаемыми знаниями, более сознательно контролировать свою мыслительную деятельность и управлять ею. Постепенно у учащихся формируются навыки самостоятельного оперирования предположениями, гипотезами и их критического оценивания. Следовательно, учащимися 9-11х классов разговор о блокаде Ленинграда может вестись в контексте размышлений обо всей Великой Отечественной войне: как блокада стала возможна? С какой целью она была организована? Каковы были варианты развития событий? Почему случилось именно то, что случилось? Нужна ли память о блокаде? Что в истории блокады нужно забыть, а что забывать нельзя? Как сохранить память о трагических событиях? В этом возрасте подростки активно участвуют в дискуссиях, и не стоит ограничивать их вопросы. Напротив, даже самые трудные темы необходимо проговаривать и обсуждать – только в этом случае можно говорить о формировании исторически достоверной картины мира у растущего человека. Эта дискуссия должна строиться на основании точной исторической информации, на «многоголосии» источников и версий, и главное – на доверии педагога ученикам, на праве каждого думать и высказывать свое мнение.

 

Как строить со школьниками разговор о блокаде Ленинграда?

 

Прежде всего, перечислим базовые правила поведения педагога, при организации беседы с учащимися на блокадную тему:

  1. Разговор о блокаде Ленинграда с учащимися любого возраста должен быть, прежде всего, психологически безопасным. Ведь когда мы говорим о событиях 1941-1944 гг., то мы неизбежно упоминаем о лишениях, страданиях и смерти людей. Неумелый рассказ воспитывающего взрослого о человеческих трагедиях может нанести ребенку психологическую травму. Душевное равновесие школьника может расстроить любая вещь – фотография военных лет с изображением погибших ленинградцев, звук сирены или гула летящих самолетов. Не все дети и подростки владеют механизмами психологической защиты, и результатом непродуманной беседы о блокадных днях могут стать фобии, депрессии и другие нервные расстройства. Педагогической задачей должно стать не запугивание и пассивное смирение перед катастрофой, а мотивация к дальнейшему изучению этой темы, к самостоятельным исследованиям, к поискам информации.
  2. Не навязывайте учащимся чувств, избегайте эмоциональных манипуляций. Помните, что Ваши эмоции принадлежат только Вам. Не заставляйте школьников (особенно младших классов) отождествлять себя с жителями и защитниками Ленинграда. Не предлагайте им «переноситься в прошлое» и представлять «как падают бомбы», «как на вас направлено оружие» или «как вы живете в детском доме, одни, без мам, которые работают на военном заводе». Подобные приемы работы опасны для психического здоровья детей.  
  3. Выбирайте такие темы, методы и формы организации разговора о блокаде, которые соответствуют возрасту детей, их опыту, конкретному времени и месту. Воздерживайтесь от игровых, симулятивных педагогических действий (в том числе, словесных игр), создающих у детей тривиальное представление о блокаде.
  4. Избегайте простых ответов на сложные вопросы. История ленинградской блокады поднимает множество крайне сложных вопросов о поведении человека в экстремальных ситуациях, связанных с конкретным историческим контекстом.  
  5. Стремитесь к точности формулировок и избегайте обобщений, например, «все немцы – преступники», «все блокадники – герои». Участники блокадной истории были живыми людьми, способными к принятию самостоятельных решений и моральному выбору. И каждый из них совершил свой выбор.
  6. Не романтизируйте и не героизируйте жизнь блокадников и защитников города. Оперируйте точными фактами и достоверными источниками.
  7. Переводите статистику в конкретные факты и судьбы. Абстрактные цифры сброшенных на город бомб скажут ребенку меньше, чем фотографии разрушений и сохранившиеся на городских зданиях следы бомбежек.
  8. А, главное, не ограничивайтесь только своим рассказом. Вовлекайте учащихся в разговор о блокаде. Используйте в работе с детьми всех возрастов коммуникативные (диалоговые, дискуссионные) практики, основанные на исследовании различных текстов культуры!  

 

Список информационных ресурсов о блокаде Ленинграда для педагогов

 

Сайт         «Оборона         и         блокада         Ленинграда»  

http://www.blokadamuseum.ru  

Сайт «Ленинград. Блокада. Подвиг»

http://blokada.otrok.ru  

Рубрика «Оборона         и         блокада         Ленинграда»         на         сайте

Президентской библиотеки

https://www.prlib.ru/collections/685109  

Сайт «Энциклопедия Санкт-Петербурга»

http://www.encspb.ru  

Сайт «Блокаде. Нет»

http://blokade.net

Курс лекций о блокаде Ленинграда на образовательном портале «Arzamas»  https://arzamas.academy/courses/51  

 

Библиографический список  «Детям о блокаде Ленинграда

 

  1. Алексеев С. Подвиг Ленинграда 1941-1944. Рассказы для детей / Рис. А.Лурье. – М: Детская литература, 2005. – 83 с.:ил.- (Серия «Великие битвы Великой Отечественной») Для среднего школьного возраста
  2. Алексеев С. Рассказы об обороне Ленинграда / Худ. Н.Андреев. – М: Дрофа, 2003. – 80 с.:ил. – (Серия «Честь и отвага») Для младшего школьного возраста.
  3. Алмазов Б. Посмотрите – я расту / Ил.А.Десницкой. – М: Самокат,2014. – 144с.:ил. Для младшего и среднего школьного возраста.
  4. Богданов Н. Бессмертный горнист / Худ. В. Гольдяев. – М:

Советская Россия, 1971. – 32 с.:ил. Для младшего школьного возраста.

  1. Бондаренко И. В осаждённом городе: Повесть / Рис. С.Спицына. – Л: Государственное Издательство Детской Литературы Министерства Просвещения РСФСР, 1957. – 234 с: ил. Для среднего школьного возраста.
  2. Был город-фронт, была блокада… Рассказы, стихи, очерки, документы, хроника блокадных дней/ Сост. Д.Б. Колпакова и В.Н.Суслов. – Л: Детская литература, 1984. – 206с.:ил. Для старшего школьного возраста.
  3. Воскобойников В. Девятьсот дней мужества/ Рис. Д.Боровского. – М: Малыш, 1984 (Серия «Дедушкины медали») Для младшего школьного возраста.
  4. Воскобойников В. Время войны и блокады // В кн: Воскобойников В. Санкт-Петербург. Иллюстрированная история для детей. – СПб: Золотой век; Норинт, 2002. – с: 138-149 Для младшего школьного возраста.
  5. Герман Ю.П. Вот как это было: Повесть / Худ. О.Фадеева. – СПб, М: Речь, 2013. – 96 с.:ил. (Серия «Вот как это было») Для младшего школьного возраста.
  6. Гоппе Г. Взвод моего детства: Поэма / Рис. О.Титова. – Л: Детская литература, 1973. – 46 с.: ил. Для младшего и среднего школьного возраста.

Поэтический рассказ о мальчишках блокадного Ленинграда/

  1. Гоппе Г. Воробей блокадный: Сказка-быль//Вкн: Гоппе Г. Воробей, Пингвин и Рыжик. – Л: Детская литература, 1984. – с.:5-29 Для младшего школьного возраста.
  2. Дети города-героя/ Сост. А.Л. Мойжес. – Л:Лениздат,1974. – 424

с.:ил. Для старшего школьного возраста.

  1. Дмитриев В.К. …Была война, была блокада… Рассказы для детей. – СПб: Корона принт, 2013. – 240 с.:фотоил. Для среднего школьного возраста.
  2. Дубровин В. Мальчишки в сорок первом / Рис. В.Вальцефера. – Л: Детская дитература,1973. – 128 с.:ил Для младшего школьного возраста.
  3. Ефимов И. Таврический сад: Повесть / Рис. С.Острова. – Л: Детская литература, 1966. – 96 с.:ил. Для среднего школьного возраста.
  4. Жуковская Е. Школа меняет адрес: Рассказы/ Рис. В.Челинцовой.

– М: Детская литература, 1984. – 62 с.:ил. Для младшего школьного возраста.

  1. Карасёва В. Маленькие ленинградцы. Рассказы/ Рис. А.Кирилло.  – М: Детская литература, 1969. – 64 с.:ил. Для младшего школьного возраста.
  2. Карасева В. Юрка: Рассказ / Рис. Р.Саенко. – Киев: Издательство детской литературы «Веселка», 1974. – 31 с.:ил. Для младшего школьного возраста.
  3. Крестинский А. Мальчики из блокады: Рассказы и повесть/Рис. Н. Кошелькова. – Л: Детская литература, 1983. – 143 с.:ил  Для среднего и старшего школьного возраста.
  4. Лободин М. За оборону Ленинграда /Рис. Д.Боровского. – М: Малыш, 1976 (сер.«Дедушкины медали») Для младшего школьного возраста.
  5. Маршак С. Почта военная: Повесть в стихах// В кн.: Маршак С. Сочинения в четырёх томах: Том 2. – М: Художественная литература, 1958. – с:145-180Для среднего и старшего школьного возраста.
  6. Маршак С. Ленинградское кольцо, Дворец пионеров в Ленинграде: Стихи // Вкн: Я говорю с тобой из Ленинграда: Литературнохудожественный сборник. – Л: Детская литература, 1987. – с:80-81
  7. Ничто не забыто. 320 страниц о 900 днях блокады Ленинграда 1941-1944/ Сост. Д.Б. Колпакова, макет и оформление А. Веселова. – СПб: ДЕТГИЗ-Лицей, 2005. – 320 с.:ил. Для среднего и старшего школьного возраста.
  8. Панова В. Валя. Володя: Рассказы / Рис. Л. Подлясской. – Л: Детская литература, 1966. – 80 с.: ил. Для старшего школьного возраста.

Рассказы о судьбах ленинградских детей, вывезенных из осажденного города.

  1. Пантелеев Л. Маринка; Главный инженер: Рассказы //В кн.: Пантелеев Л. Честное слово. Рассказы, стихи, сказки. – М: Детская литература, 2006. – с:104-131Для младшего школьного возраста.
  2. Сапаров А. Мальчишка из Ленинграда. Из фронтовых тетрадей / Рис. А.Ушина. – Л: Детская литература, 1965. – 182 с.: ил. Для среднего и старшего школьного возраста.
  3. Сапаров А. «Скворцы» перелетают Ладогу: Рассказы / Рис. И.Некрасова. – Л: Детская литература, 1974. – 158 с.:ил. Для среднего и старшего школьного возраста.
  4. Семенцова         В.Н.         Лист         фикуса.         Рассказы         о         войне/         Рис. Т.А.Панкевич. – СПб: Паритет, 2005. – 31 с.:ил. Для старшего дошкольного и младшего школьного возраста.
  5. Суслов В.Н. Красные облака / Н.Кошелькова. – Л: Детская литература, 1970. – 95 с.:ил. Для младшего школьного возраста.
  6. Суслов В.Н. 50 рассказов о войне / Ил. В.Травина. – СПб: Нотабене, 1994. – 206 с.:ил. Для старшего школьного возраста.
  7. Суслов В.Н. «Я помню город мой другим…»: Стихи // Вкн: Суслов В. Три тетради. Гл.Ленинградская тетрадь. – Л: Детская литература, 1986. – с:108-121 Для младшего и среднего школьного возраста.
  8. Тихонов Н. Ленинградские рассказы / Рис. И. Латинского. – Л:Детская литература, 1977. – 191 с.: ил. Для среднего и старшего школьного возраста.
  9. Туричин И. Мария Васильевна и четыре краски: Рассказ / Рис. В. Бескаравайного и М.Лихачевой. -  Л:Детская литература, 1973. – 49 с.:ил. Для старшего дошкольного и младшего школьного возраста.
  10. Фонякова Э. Хлеб той зимы: Повесть / Худ. Л. Пипченко. – СПб, М: Речь, 2015. – 223 с.:ил. (Серия «Вот как это было») Для младшего и среднего школьного возраста.
  11. Цинберг Т. Седьмая симфония: Повесть / Худ. Е.Жуковская. - СПб, М: Речь, 2015. – 142 с.:ил. (Серия «Вот как это было») Для среднего и старшего школьного возраста.

Подборка художественных фильмов,

действие которых разворачивается в блокадном Ленинграде

 

«БЛОКАДА: ЛУЖСКИЙ РУБЕЖ», «БЛОКАДА: ПУЛКОВСКИЙ МЕРИДИАН» (фильм первый в двух сериях), 1974 г. Режиссёр Михаил Ершов. 10+

«НАМ НЕ ДАНО ПРЕДУГАДАТЬ», 1985 г. СССР, короткометражный, Ленфильм, Высшие курсы сценаристов и режиссеров, дипломная работа, мастерская А. Митты. Режиссер Ольга Наруцкая.  16+

«САДИСЬ РЯДОМ, МИШКА!» 1977 г. СССР, Центральная киностудия детских и юношеских фильмов им. Горького, режиссер Яков Базелян.  6+

«ЛЕНИНГРАДСКАЯ СИМФОНИЯ», 1957 г.  СССР, киностудия «Мосфильм», режиссер Захар Аграненко, 10+

«ЛЕНИНГРАД», 2007 г. Великобритания, четырехсерийный, студия «Первый канал», «Ленинград продакшн», коммуникационная группа «Шмидт и партнеры», кинокомпания «Нон-стоп продакшн» при участии Санкт-петербургской студии документальных фильмов. Режиссёр Александр Буравский. 14+

«ПОРОХ», 1985 г. Режиссёр Виктор Аристов

«БАЛТИЙСКОЕ НЕБО», 2 серии.1960 г., 1961 г.  СССР, Ленфильм. Режиссёр Владимир Венгеров.  

«ДНЕВНЫЕ ЗВЁЗДЫ», 1966 г. Мосфильм. Режиссёр и сценарист Игорь Таланкин.  

В ролях: Алла Демидова, Андрей Попов, Константин Баранов, Татьяна

 

«ЖИЛА-БЫЛА ДЕВОЧКА», 1944 г. Режиссёр Виктор Эйсымонт 6+  

«ЗИМНЕЕ УТРО», 1967 г. Режиссёр: Николай Лебедев. 8+

«ИЖОРСКИЙ         БАТАЛЬОН»,         1972         г., киностудия Ленфильм. Режиссёр Геннадий Казанский.10+

«МОРСКОЙ БАТАЛЬОН», 1944 г. СССР, киностудия «Ленфильм». Режиссёр Александр Файнциммер.  

«МЫ СМЕРТИ СМОТРЕЛИ В ЛИЦО», 1980 г.СССР, Киностудия«Ленфильм», Первое творческое объединение. Режиссер Наум Бирман.  

«ДВА БОЙЦА», 1943 год, СССР, Ташкентская киностудия, новая редакция киностудии им. Горького, режиссер Леонид Луков. 8+

«ЗЕЛЕНЫЕ ЦЕПОЧКИ», 1985 г., СССР. , режиссер Юрий Ерзинкян.

«НЕПОБЕДИМЫЕ», 1942 г. СССР, Центральная объединенная киностудия художественных фильмов гор. Алма-Ата. Режиссеры Сергей Герасимов и Михаил Калатозов.

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

К 70-летию полного снятия Блокады Ленинграда ХОЛОКОСТ И БЛОКАДА ЛЕНИНГРАДА КАК ПРОЯВЛЕНИЯ ГЕНОЦИДА.

2-я мировая война по своим  преступлениям  доказала, что и Холокост, и Блокада – это явления одного порядка....

СЕМЕЙНЫЙ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «СВЯЗЬ ПОКОЛЕНИЙ: БЛОКАДА ЛЕНИНГРАДА И СОВРЕМЕННАЯ ПЕТЕРБУРГСКАЯ СЕМЬЯ»

Проектирование как технология представляет собой конструктивную творческую деятельность, сущность которой заключается в анализе пробл...

Разговор о важном Прорыв блокады Ленинграда

Методический материал для педагогов в рамках Всероссийского видеомарафона внеурочных занятий "Разговоры о важном" Разработка одного из уроков Разговора о важном по теме "Прорыв блокады ...

Разговоры о важном Прорыв блокады Ленинграда. К празднованию 100-летия образования Республики Бурятия

Разговоры о важном Прорыв блокады Ленинграда. К празднованию 100-летия образования Республики Бурятия...

Разговоры о важном Прорыв блокады Ленинграда. К празднованию 100-летия образования Республики Бурятия

Разговоры о важном Прорыв блокады Ленинграда. К празднованию 100-летия образования Республики Бурятия...

Разговоры о важном. Непокоренные (блокада Ленинграда)

Разговоры о важном. Непокоренные (блокада Ленинграда)...