Главные вкладки

    Картотека опытов с детьми зимой.
    материал

    Куразян Ольга Викторовна

    Картотека опытов с детьми зимой.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл картотека опытов603.92 КБ

    Предварительный просмотр:

    муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска   «Детский сад № 555» (МАДОУ д/с № 555)Описание: Картинки по запросу логотип детского сада на приказе

    Картотека Опытов и экспериментов с детьми зимой.

                                                               Подготовил воспитатели:

    Куразян О. В., 1 квалификационная категория

    Юрченко Л.А.,1 квалификационная категория

                 

    «ЗИМНИЕ» ОПЫТЫ

    1.Опыт «Почему снег хрустит?»

    Возьмем крупную соль. Её кристаллики очень напоминают снежинки. Насыпаем соль в тарелку.

    Берем столовую ложку (железную) и надавливаем ею на соль (несколько раз).

    Слышен скрипящий или хрустящий звук (ломаются кристаллики соли). Такой же звук слышен, когда мы идём по снегу в морозный день.

    Вывод: Снег состоит из, снежинок. Хотя эти кристаллики очень маленькие, когда они ломаются, слышен треск. Конечно, когда ломается одна снежинка звук услышать невозможно, но когда вы в морозный день идёте по заснеженной улице, под вашими ногами ломаются сотни тысяч снежинок. Тогда вы и замечаете, что снег скрипит.

    2. Опыт

    Если положить снег и лед в емкость с водой, что мы увидим?(снег и лед не тонут, а остались на поверхности воды.

    Вывод: снег и лед легкие (снег и лёд состоят из воды и они лёгкие, легче, чем вода)

    3. Опыт   «Откуда берётся иней?»

    На прогулку вынести  термос с горячей водой. Открыв его, дети увидят пар. Над паром необходимо подержать холодную тарелку (крышку). Дети видят, как пар превращается в капельки воды. Затем эту запотевшую тарелку оставляют до конца прогулки. В конце прогулке дети легко увидят на ней образование инея. Опыт следует дополнить рассказом о том, как образуются осадки на земле.

    Вывод. При нагревании вода превращается в пар, пар - при охлаждении превращается в воду, вода в иней.

    4. Опыт «Почему снег греет?»

    Предложить детям вспомнить, как их родители в саду, на даче защищают растения от морозов. (Укрывают их снегом). Спросите детей, надо ли уплотнять, прихлопывать снег около деревьев? (Нет). А почему? (В рыхлом снеге, много воздуха и он лучше сохраняет тепло).

    Это можно проверить. Перед прогулкой налить в две одинаковые бутылки тёплую воду и закупорить их. Предложить детям потрогать их и убедиться в том, что в них обеих вода тёплая. Затем на улице одну из бутылок ставят на открытое место, другую закапывают в снег, не прихлопывая его. В конце прогулки обе бутылки ставят рядом и сравнивают, в какой вода остыла больше, выясняют, в какой бутылке на поверхности появился ледок.

    Вывод. В бутылке под снегом вода остыла меньше, значит, снег сохраняет тепло и согревает землю от промерзания.

    5. Опыт «Почему снег белый?»

    Предварительно на улице  рассмотреть  снежинки через микроскоп и увидеть, что снежинки состоят из  тоненьких прозрачных кристалликов льда.

    - А если каждая снежинка прозрачная, тогда как же из таких, чуть заметных ледяных звездочек получается белый цвет у снега? Если снежинки похожи на маленькие льдинки, тогда нам понадобится тонкий лед. Но его использовать в теплой комнате  мы не можем (растает). Тогда заменим его на плёнку (она тоже тонкая, прозрачная, гладкая).

    А теперь попробуем сложить нашу «льдинку» в несколько слоев.

    - Посмотрите, изменилось ли что-нибудь? (она стала не совсем прозрачной). Но все - таки, через нее видно цвет бумаги.

    - Если снежинки очень маленькие, тогда и нашу "льдинку” нужно разделить на много маленьких ледяных снежинок. (разрезать на мелкие кусочки)

    - Теперь давайте полученные кусочки соберем вместе (ссыпают в кучку).

    - Посмотрите, что произошло? (появился белый цвет)

    Взять  пинцетом один кусочек пленки.   Он белый? (нет) А какой он? (прозрачный)

    - Да, он такой же прозрачный, как и большой лист в начале опыта, а когда мы его кладем вместе с другими в кучку, то он кажется белым.

    -Как вы думаете, как появился белый цвет у нашего «снега»?

    Вывод: Прозрачная  тонкая льдинка пропускает много лучей света, а отражает мало, а когда маленькие «кристаллики»  (снежинки)  сложили в беспорядке, в несколько слоев, то они стали плохо пропускать свет, под ними уже не видно цвета бумаги, но зато стали лучше отражать свет в разные стороны.

    6. Опыт «Снежные цветы»

    В  сильный мороз выйдите из дома и выдуйте мыльный пузырь. В тонкой пленке воды будут собираться «снежные цветы» и расти на ваших глазах.

    7. Опыт  «Чистый лед»

    Заранее заморозьте кубики с обычной, соленой и сладкой водой, расколите каждый кубик льда на половинки. Спросите у ребенка, как ему кажется, если заморозить сладкую или соленую воду, лед тоже будет соленым или сладким? Наверняка, ребенок скажет «да». И ошибется. Замерзая и превращаясь в лед, вода как бы изгоняет из растущего кристалла все примеси и чужеродные молекулы. Для убедительности дайте малышу лизнуть получившиеся ледышки.

    Вывод: Замораживание очищает воду.

    8. Опыт «Зачем Деду Морозу и Снегурочке шубы?»

    На прогулке спросить у детей, где живут Дед Мороз и Снегурочка? (Там, где холодно – на Севере; им хорошо, когда холодно). Предложить детям вылепить маленькие фигурки Деда Мороза и Снегурочки, и внести их домой. Деда Мороза закутать меховой тканью, а Снегурочку оставить на подносе. Через несколько минут Снегурочка станет таять, а Дед Мороз будет таким же прочным, каким его принесли. Дети высказывают предположения: шуба защищает от тепла комнаты, снежный Дед Мороз не растаял. Дети выясняют, что Дед Мороз и Снегурочка приходят в шубах и тем самым, спасаются от тепла. 

    Вывод: одежда защищает не только от холода, но и от тепла. 

     «Хроматография цвета»

    Смешать то цвета легко, а вот разделить можно ли?  Попробуем разложить цвета на составляющие.

     Понадобится: салфетка, фломастеры, стакан с водой

    Ход: в двух сантиметрах от края рисуем фломастером полоску. Опускаем край салфетки на 1 см в воду чтобы вода непосредственно не намочила след от фломастера. Бумагу достаем и подвешиваем вертикально.

    Объяснение:  Вода, поднимаясь по бумаге, увлекает за собой краску. Но разные частицы краски двигаются с различной скоростью, и поэтому визуально краска раскладывается на составляющие ее компоненты. Таким образом, мы можем узнать, с помощью каких цветов получен конкретный оттенок. Этот метод называется хроматографией и широко используется в промышленности и научных лабораториях для разложения веществ на составляющие. Получается, что воспользовавшись методом хроматографии, можно посмотреть из каких цветов состоят черный, фиолетовый, коричневый и другие сложные цвета.

    «Хроматография на ткани»

    С помощью фломастеров легко и весело можно создать уникальные и удивительные узоры на ткани.

    Понадобится: стакан, шприц с водой, фломастеры, кусочки белой ткани, резиночки.

    Ход: на стакан положите ткань, закрепите ее резиночками.  Нарисуйте узоры из точек разноцветными фломастерами. В центр рисунка капните несколько капель воды из шприца, можно из пипетки. Наблюдаем, как цвета взрываются на наших глазах. Происходят замечательные превращения. Спустя несколько минут можно снять и просушить ткань.  Любуемся и наслаждаемся результатом.

    Лава-лампа

    Понадобится: Два фужера, две таблетки шипучего аспирина, подсолнечное масло, два вида сока.

    Ход: стаканы заполняются соком примерно на 2/3. Затем добавляется подсолнечное масло так, чтобы до края стакана осталось сантиметра три. В каждый стакан бросается таблетка аспирина. Результат: содержимое стаканов начнет шипеть, бурлить, поднимется пена. Поговорим? Какую реакцию вызывает аспирин? Почему? Смешиваются ли слои сока и масла?

    Цветные капли

    Понадобится: емкость с водой, емкости для смешивания, клей БФ, зубочистки, акриловые краски.

    Ход: клей БФ выдавливается в емкости. В каждую емкость добавляется определенный краситель. А затем поочередно помещаются в воду. Результат: Цветные капли притягиваются друг к другу, образуя многоцветные островки. Поговорим? Жидкости, имеющие одинаковую плотность, притягиваются, а с разной плотностью отталкиваются.

     «Дождевые облака» 

    Дети будут в восторге от этой простой забавы, объясняющей им, как идет дождь (схематично, конечно): сначала вода накапливается в облаках, а потом проливается на землю.

    Понадобится: пена для бритья, стакан с водой, окрашенная вода, пипетка.
    Ход: в банку налейте воды примерно на 2/3. Выдавите пену прямо поверх воды, чтобы она стала похожа на кучевое облако. Теперь пипеткой на пену накапайте (а лучше доверьте это ребенку) окрашенную воду. И теперь осталось только наблюдать, как цветная вода пройдет сквозь облако и продолжит свое путешествие ко дну стакана.

    Волны в бутылке

    Понадобится: подсолнечное масло, вода, бутылка, пищевой краситель.

    Ход: в бутылку наливается вода (чуть больше половины) и смешивается с красителем. Затем добавляется ¼ стакана растительного масла. Бутылка тщательно закручивается и кладется на бок, чтобы масло поднялось на поверхность. Начинаем раскачивать бутылку вперед и назад, образуя тем самым волны. Результат: на маслянистой поверхности образуются волны, как на море. Поговорим? Плотность масла меньше, чем плотность воды. Поэтому оно находится на поверхности. Волны – это верхний слой воды, движущийся из-за направления ветра. Нижние слои воды остаются неподвижными.

    Цветной лед
    Понадобится: Цветные кубики льда, стакан, растительное масло

    Ход: нужно несколько кубиков цветного льда опустить в баночку с растительным или детским маслом. По мере того, как лед будет таять, его цветные капельки будут опускаться на дно банки. Опыт очень зрелищным получается.

    Цвет в молоке

    Понадобится: молоко, пищевые красители, ватная палочка, средство для мытья посуды.

    Ход: в молоко насыпается немного пищевого красителя. После короткого ожидания молоко начинает двигаться. Получаются узоры, полоски, закрученные линии. Можно добавить другой цвет, подуть на молоко. Затем ватная палочка обмакивается в средство для мытья посуды и опускается в центр тарелки. Красители начинают интенсивнее двигаться, перемешиваться, образуя круги. Результат: в тарелке образуются различные узоры, спирали, круги, пятна. Поговорим? Молоко состоит из молекул жира. При появлении средства молекулы разрываются, что приводит к их быстрому движению. Поэтому и перемешиваются красители.

    Сладкий и цветной

     Понадобится: сахар, разноцветные пищевые краски, 5 стеклянных стаканов, столовая ложка, шприц

     Ход: в каждый стакан добавляется разное количество ложек сахара. В первый стакан одна ложка, во второй – две и так далее. Пятый стакан остается пустым. В стаканы, выставленные по порядку, наливается по 3 столовых ложки воды и перемешивается. Затем в каждый стакан добавляется несколько капель одной краски и перемешивается. В первый красную, во второй – желтую, в третий – зеленую, а в четвертый – синюю. В чистый стакан с прозрачной водой начинаем добавлять содержимое стаканов, начиная с красного, затем желтый и по порядку. Добавлять следует очень аккуратно. Результат: в стакане образуется 4 разноцветных слоя. Поговорим? Большее количество сахара повышает плотность воды. Следовательно, этот слой будет в стакане самым низким. Меньше всего сахара в красной жидкости, поэтому она окажется наверху..

    Лед и соль  

    Понадобится: лед, поднос, соль, гуашь

    Ход: раскладываем лед на подносе, затем посыпаем его солью и смотрим. Буквально на глазах поверхность становится не гладкой, а ребристой. Крупинки соли прожигают лед насквозь. Мы чуть не забыли про краски! Чтобы усилить эффект, красим лед обычной гуашью, и краска начинает струиться внутри льдинок. Это очень красиво!

    Радуга

     Понадобится: лист белой бумаги, зеркало, фонарик, емкость с водой

    Ход: на дно емкости кладется зеркало. Свет фонарика направляется на зеркало. Свет от него необходимо поймать на бумагу. Результат: на бумаге будет видна радуга. Поговорим? Свет является источником цвета. Нет красок и фломастеров, чтобы раскрасить воду, лист или фонарик, но вдруг появляется радуга. Это спектр цветов. Какие ты знаешь цвета?.

    Радужный апельсин

    Понадобится: 2 апельсина, пищевые красители и желе в пакетиках.

    Ход: вначале разрезаем апельсины пополам, очищаем от мякоти, делать это надо аккуратно, чтобы не повредить кожуру. Из мякоти выдавливаем сок, получившийся сок разлить по стаканам и добавить пищевые красители. Потом этот разноцветный сок вскипятить и добавить желе. Получившуюся смесь немного остудить, разлить в апельсиновые половинки и убрать в холодильник до полного застывания. Когда все застынет, достать апельсиновые половинки с желейной начинкой и разрезать ножом на дольки. Получились вот такие разноцветные дольки, они выглядят ярко, красочно и необычно.

    Цветные льдинки

    Понадобится: разные емкости: стаканчики, тарелочки, гуашь, стаканчики с водой, нитки

    Ход: предложить детям закрасить воду гуашью в заранее приготовленных стаканчиках. Разлить в разные формы (можно использовать тарелочки детской посудки, формы из-под конфет, контейнеры для яиц и прочие небольшие емкости).  Разложить в каждую залитую форму ниточку сложенную вдвое, концы притопить в воде.

    На разделочной доске или подносе вынести на холод.
    Когда вода замерзнет, вытащить из емкостей. Делаем это аккуратно, так как тонкий лед хрупкий, может сломаться. А если уронить, льдинка от удара разобьется на мелкие ледышки.
    Исследуем цветные льдинки- холодные, гладкие, скользкие, приняли форму емкости
    Почему держатся ниточки? (примерзли)
    Предложить украсить участок цветными льдинками.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    КАРТОТЕКА ОПЫТОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ

    Фотографии пользователяSvetlana-sima              Размещено с помощью приложения Я - фотограф...

    Картотека опытов и экспериментов для старшего дошкольного возраста.

    Картотека опытов и экспериментов для старшего дошкольного возраста....

    Картотека прогулок с детьми второй младшей группы. 09.04.2018

    Картотека прогулок с детьми второй младшей группы.АПРЕЛЬ....

    Картотека игр с детьми раннего возраста в период адаптации к детскому саду

    Материалы для проведения игр с детьтми раннего возраста...

    Картотека экспериментов на тему Зима.

    кортотека экспериментов ....

    Картотеки игр с детьми младшего дошкольного возраста

    Картотеки игр с детьми младшего дошкольного возраста...