Интерактивные технологии обучения в условиях педагогических инноваций
методическая разработка

Современный учебный процесс

Вызывает у всех интерес:

Внедряем инновации –

Виват модернизации!

 

Сегодня инновация –

Творческая трансформация,

Приемы и технологии,

В работе помогут нам!

 

Все методы интерактивны –

Полезны и  перспективны,

Используй, твори, предлагай,

              Педпроцесс скорей изменяй!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zaharova.docx43.78 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

«Центр образования»

пгт.Пангоды

Тема: «Интерактивные методы обучения — основа инновационных педагогических технологий»

                                         Выполнил: Захарова А.В.

                                                       учитель биологии

- Добрый день, уважаемые коллеги! Спешу приветствовать вас в нашей творческой лаборатории!

- И сегодня  предлагаю вам стать инноваторами  креативных  идей в образовательной деятельности.

- И начать работу нашей лаборатории хочется со слов:

Современный учебный процесс

Вызывает у всех интерес:

Внедряем инновации –

Виват модернизации!

Сегодня инновация –

Творческая трансформация,

Приемы и технологии,

В работе помогут нам!

Все методы интерактивны –

Полезны и  перспективны,

Используй, твори, предлагай,

Педпроцесс скорей изменяй!

- И продолжая словами  Вадима Котельникова: "Ни одна задача не является трудной,  если занимаешься любимым делом".  Но есть новые вещи и динамичные  процессы в современном мире образования, проблемы  и  мы, люди педагогической профессии должны уметь перестаивать свою деятельность.

- Необходимо владеть новыми приемами и методами организации образовательной  деятельности.

- Итак, мы подошли к теме работы нашей лаборатории «Интерактивные методы обучения — основа инновационных педагогических технологий».

- Многие основные методические инновации связаны с применением интерактивных методов обучения. Необходимо разобраться с самим понятием. Слово «интерактив» пришло к нам из английского языка и обозначает  «взаимный» и действовать. Т.Е. взаимодействие!

Предназначение интерактивных форм заключается в том, чтобы организовать деятельность обучающихся по совместному поиску знаний. Процессы взаимодействия обучающихся должны способствовать не только более интересному способу овладения учебной информацией, но и постоянному осмыслению каждым обучающимся особенностей своей системы знаний, своих мыслительных схем и т. п.

Таким образом, для решения ряда проблемных вопросов, стоящих перед системой образования, предлагается создание инновационной образовательной среды, базирующейся на наиболее передовых технологиях и средствах обучения. Основа данного подхода включает положительный опыт реализации дополнительных общеобразовательных программ с использованием интерактивных технологий и инновационных приемов, которых сейчас очень много. Я являюсь педагогом дополнительного образования объединения «Журналистика», где мы с детьми используем различные методы и приемы.

- И мы переходим непосредственно  к практической работе и поиску новых интерактивных методов. Овладея которыми, вы сможете предложить их детям.

Но прежде чем начать, нам нужно разделиться на 2 команды. Это можно сделать разными способами:

- спонтанно вперемешку

- социометрический способ (выбирается самый активный участник и создает свою команду)

- творческий (с использованием творческого подхода ключевых слов)

И сегодня это будет 2 слова, образовав которые вы разделитесь на 2 команды.

Эта часть нашего мастер-класса сама по себе уже интерактивна, т.к. предполагает активное и быстрое взаимодействие и развитие мышления.

1.Методика «Команда»

1 команда – интерактив

2 команда - технология

2.Метод мозгового штурма   — оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике.

Мозговой штурм — один из наиболее популярных методов стимулирования творческой активности. Широко используется во многих организациях для поиска нетрадиционных решений самых разнообразных задач.

Используется при тупиковых или проблемных ситуациях.

 Как говорил Энштейн: "Многие, когда находят иголку в стоге сена, успокаиваются, я же продолжаю искать и нахожу вторую, третью и если повезет, то и четвертую".

 Поэтому мозговой штурм - это:

  • инновационный метод решения проблем;
  • максимум идей за короткий отрезок времени;
  • расслабление, полет фантазии, самоудовлетворение (чем неожиданнее идея, тем лучше, нужны необычные, самые "дикие" идеи);
  • отсутствие какой-либо критики.

Предлагаю тему для мозгового штурма: Придумайте новый вид товара или услуги, который бы пользовался широким спросом у обучающихся  независимо от пола и возраста в XXI веке в учреждении дополнительного образования. 

- После организации любого мероприятия, участия в конкурсах, выступлениях и т.п. необходимо делать анализ в объединениях с самими детьми.

Предлагаю это делать  методом  анализа конкретной ситуации

3.Case-study

Технология кейс-стади (case-study) - инновационный метод, помогающий не только внести разнообразие в проведение уроков, но и позволяющий учащимся выйти на качественно новый виток мышления, а, следовательно, и формирования личности.

По сути, это обучение коллективному проблемно-ситуационному анализу и принятию решений в контексте своей будущей деятельности. Разбор ситуаций отвечает требованиям современной образовательной парадигмы — «научить учиться», т. к. любой обучающийся должен обрабатывать значительные объемы информации, погружаться в ситуацию, вникать в малейшие детали, оценивать альтернативы и риски, понимать других участников, «перенастраивать мышление» и т. д.

(ситуационный анализ, анализ конкретных ситуаций, case-study) – это педагогическая технология, основанная на моделировании ситуации или использования реальной ситуации в целях анализа данного случая, выявления проблем, поиска альтернативных решений и принятия оптимального решения проблем.

Отличительной особенностью метода case-study является создание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни.

Кейс – не просто правдивое описание событий, а единый информационный комплекс, позволяющей понять ситуацию. Кроме того, он должен включать набор вопросов, подталкивающих к решению поставленной проблемы.

Кейс должен удовлетворять следующим требованиям:

  • соответствовать четко поставленной цели создания
  • иметь соответствующий уровень трудности
  • развивать аналитическое мышление
  • провоцировать дискуссию
  • иметь несколько решений

Метод кейс-стадия предполагает: подготовленный в печатном виде пример кейса (возможен мультимедиа-кейс, видео-ситуация).

Работа – в группах

  1. Три ситуации – проблемы ( 2 мин.)
  2. Три вопроса к проблеме
  3. Три варианта решения
  4. Позитивный результат

Кейс  «Спешите делать добро!»                        

Цель: сформировать осмысление понятия “милосердие и сострадание” как основу человеческих отношений, облагораживающих жизнь человека, чуткого отношения к окружающим.

Вид кейса: аналитический

Ситуация: Однажды мудрец шел по берегу и вдруг увидел мальчика, который поднимал что-то с песка и бросал в море. Он подошел ближе и увидел, что мальчик поднимает с песка морские звезды. Они окружали его со всех сторон, берег был буквально усеян ими на много километров.

— Зачем ты бросаешь эти морские звезды в воду? - спросил он мальчика, подходя ближе.

— Если они останутся на берегу до завтрашнего утра, когда начнется отлив, то погибнут, -ответил мальчик, не прекращая своего занятия.

— Но оглянись, здесь миллионы морских звезд, думаешь, ты что-то можешь изменить?

Мальчик поднял следующую морскую звезду, бросил ее в море и сказал:

— Да, я могу изменить очень много... для этой звезды!

Комментарий ситуации:

 Тот, кто ждет возможности сделать сразу много хорошего, никогда ничего не сделает. Жизнь состоит из мелочей. Очень редко появляется возможность сделать сразу очень многое. Истинное величие состоит в том, чтобы быть великим в мелочах, не закрывать душу для добрых дел и всегда быть готовыми помочь в трудную минуту любому человеку, кто в ней нуждается. Но помощь должна быть незаметной, бескорыстной. Если делаешь доброе дело, ты не должен кричать о том, какой ты благородный. Настоящее благородство негромкое, оно остается в тени

Вопросы для обсуждения:

1.Как можно научить детей совершать дела милосердия дома, на улице, в школе, в транспорте?
2.Насколько это важно для смягчения ситуации в школе, в обществе в целом?
3. Хорошо жить, если тебя окружают милосердные люди?

4.Какой смысл вы вкладываете в  слово «милосердие»?

Проблемы для обсуждения:

1.Роль и значение милосердия в современном обществе.

Детское объединение – наиболее деятельная, самостоятельная и творческая группа, проявляющая свои организаторские способности и умения, выступающая авангардом в коллективных делах.
Организаторские способности – это такое сочетание индивидуальных свойств личности, которое позволяет быстро, надежно, уверенно организовывать на выполнение какого-либо дела или задания. Для сплочения и активного сотворчества предлагаю  метод игрового фантазирования:

4. « Фантастический выбор»

Методика при анализе результатов которой интересно  увидеть соотношение духовных и материальных интересов обучающихся, потребительских и созидательных, эгоистических и гуманистических…

  • «Оставшуюся жизнь вы  проведёте на необитаемом острове. С собой из этой жизни вы  можете взять всё, что угодно. Но назвать вы  можете только пять слов. Назовите  их».
  •  «У вас  в руках Цветик-Семицветик, отрывая мысленно по лепесточку, напишите свои самые сильные желания».

Чтобы научить обучающихся думать,  выявлять имеющиеся мнения, увидеть сторонников и противников той или иной позиции в какой-то ситуации – предлагаю  использовать элементы метода  дискуссий:

5. «Займи позицию»

Обсуждение начинается с постановки дискуссионного вопроса, т.е. вопроса, предполагающего противоположные, взаимоисключающие ответы. Все участники, подумав над вопросом, выбирают табличку и пересаживаются:

Полностью согласен

Полностью не согласен

Скорее согласен

Скорее не согласен

Заняв позицию, участники обмениваются мнениями по дискуссионной проблеме и приводят аргументы в поддержку своей позиции.

Предлагаю попробовать!

Итак, согласны ли вы с утверждением:

«Высокий материальный уровень жизни родителей – необходимое условие жизненного успеха детей».

В образовательном процессе мы активно используем Арт-технологии.

Арт-технологии – наиболее древняя естественная форма изменения эмоционального состояния, которой многие люди пользуются (осознанно или нет), чтобы снять психическое напряжение, успокоиться, сосредоточиться.

Арт – терапия имеет несколько направлений: изотерапия, музыкотерапия,
имаготерапия (театральное действие), библиотерапия, фототерапия.

Остановимся на некоторых примерах:

Тексты инструкций к упражнениям фототерапии:

- «Сейчас вы будете в течение минуты смотреть на эту фотографию  цветка.
Я засеку время 10 сек. и затем попрошу, рассказать о  тех чувствах, которые вы испытывали, когда смотрели  на него».

Тексты инструкций к упражнениям изотерапии:
- «Изобрази место, которое делает тебя счастливыми; как ты себя чувствуешь в данный момент; как бы ты хотел себя чувствовать».

Техника «Фоторепортаж» (Мобильный фоторепортаж)

Цель использования техники:

Повторное переживание события с целью его отреагирование, получения эмоционально положительного ресурса, поиска новых смыслов и др.

Примерные темы: «Первый день каникул», «один день из моей жизни», «Перемена в школе», «Ура, дискотека!», «Экзамены» и др.

Ход работы: подростку предлагается сделать серию снимков на заданную тему. Это должна быть фотохроника заданного темой события. Отпечатанные снимки необходимо расположить на листе ватмана по хронологии события. Каждой фотографии необходимо придумать свою рамку и название. Затем автор представляет свой фоторепортаж. При работе в группе фоторепортажи могут рассматриваться и обсуждаться в микрогруппах. Так как в последнее время у подростков увеличилось количество мобильных телефонов с встроенной фотокамерой, фоторепортаж может быть мобильным. Такая форма работы несомненно, будет интересна подростку.

После каждого занятия или мероприятия мы обязательно проводим рефлексию.

Эффективные приемы организации рефлексии на уроке.

 «Рефлексивный экран»

Предлагаю  по кругу высказаться одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана:

1. сегодня я узнал…

2. было интересно…

3. было трудно…

4. я выполнял задания…

5. я понял, что…

6. теперь я могу…

7. я почувствовал, что…

8. я приобрел…

9. я научился…

10. у меня получилось …

11. я смог…

12. я попробую…

13. меня удивило…

14. урок дал мне для жизни…

15. мне захотелось…

этот прием помогал мне оценить:

личностные: излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий, овладение логическими действиями сравнения, анализа и синтеза, обобщения, развитие мотивов учебной деятельности личностного смысла учения.

 предметные: публично выражать свои мысли, оценивать свои достижения. метапредметные: адекватно оценивать собственное поведение и поведение.

Таким образом, интерактивные методы обучения являются основой инновационных педагогических технологий. А это - новый подход к обучению, включающий в себя личностный подход, фундаментальность образования, творческое начало, профессионализм, использование новейших технологий.

Цель состоит в создании комфортных условий взаимодействия, при которых дети и подростки чувствуют свою успешность, интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс общения. Другими словами, интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие.

И закончить хотелось бы словами Сенеки: «Ни один ветер не будет попутным, если не знаешь, куда плыть». Мы с вами знаем – куда плыть! Поэтому всем – попутного ветра!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

интерактивные технологии обучения

интерактивные технологии обучения...

интерактивные технологии обучения

Чем интересны интерактивные технологии обучения и воспитанияИнтерактивная модель своей целью ставит организацию комфортных условий обучения, при которых все ученики активно взаимодействуют между собой...

Развитие принципа научности в условиях педагогических инноваций

В развитии дидактического принципа научности было два периода: период развития и наполнения дидактическим содержанием основ принципа научности в обучении,  второй период - расширения и углубления...

Интерактивные методы обучения в условиях современного урока (ФГОС)

Интерактивное обучение (от англ. «Inter»–взаимный, «akt»-действовать) – это обучение  построенное  на взаимодействии  обучающегося  с учебным ок...