«Влияние повышенной концентрации углекислого газа в помещении на здоровье и работоспособность учащихся» победитель муниципальной НПК, призер Всероссийского конкурса исследовательских работ "Первые шаги в науке"
материал
После реализации проекта «Цветочный остров» в 2013-2014 учебном году, в котором я принимала участие, в школьных кабинетах появилось больше комнатных растений. Мы решили выяснить, принесло ли это пользу учащимся и учителям, которые в этих кабинетах проводят много времени, этому была посвящена научно-исследовательская работа «Влияние комнатных растений на концентрацию углекислого газа в помещениях». Эта работа была представлена на XV Всероссийском детском конкурсе «Первые шаги в науке», где была удостоена Диплома 1 степени. Работая над этим исследованием, я встречала много статей, посвященных влиянию углекислого газа на состояние здоровья и работоспособность человека. Я очень заинтересовалась этим вопросом еще и потому, что он является логическим продолжением моих предыдущих работ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
npk_2016_smirnova.doc | 547 КБ |
prilozhenie_3.docx | 530.51 КБ |
Предварительный просмотр:
«Влияние повышенной концентрации углекислого газа в помещении на здоровье и работоспособность учащихся»
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность работы: После реализации проекта «Цветочный остров» в 2013-2014 учебном году, в котором я принимала участие, в школьных кабинетах появилось больше комнатных растений. Мы решили выяснить, принесло ли это пользу учащимся и учителям, которые в этих кабинетах проводят много времени, этому была посвящена научно-исследовательская работа «Влияние комнатных растений на концентрацию углекислого газа в помещениях». Эта работа была представлена на XV Всероссийском детском конкурсе «Первые шаги в науке», где была удостоена Диплома 1 степени. Работая над этим исследованием, я встречала много статей, посвященных влиянию углекислого газа на состояние здоровья и работоспособность человека. Я очень заинтересовалась этим вопросом еще и потому, что он является логическим продолжением моих предыдущих работ.
Цель исследования – Выявить зависимость самочувствия и работоспособности учащихся от концентрации углекислого газа в помещениях.
Задачи: изучить литературные источники по теме исследования;
- подготовить необходимые материалы и оборудование;
- провести эксперимент;
- провести корректурные пробы на внимание и память;
- посмотреть мед. статистику по заболеваемости ОРВ и ОРВИ учащихся 3-х классов;
- проанализировать полученные результаты и сделать выводы;
- составить рекомендации по подбору видового состава комнатных растений для помещений и уходу за ними;
Объект исследования – работоспособность и самочувствие учащихся.
Предмет исследования – влияние концентрации углекислого газа в помещении на работоспособность и самочувствие учащихся.
Гипотезы исследования: 1. Повышенная концентрация углекислого газа в помещении ухудшает внимание и снижает работоспособность учащихся.
- Повышенная концентрация углекислого газа в классных комнатах приводит к повышению числа заболеваний ОРВИ и ОРЗ.
Практическая значимость: полученные знания можно использовать в повседневной жизни для грамотного озеленения своих квартир, выращивая такие виды комнатных растений, которые наиболее эффективно очищают воздух от загрязнителей (углекислого газа и др.) Увеличивая количество комнатных растений в помещениях можно влиять на качественный состав воздуха. следовательно, и на здоровье, внимание и работоспособность обитателей этих помещений.
В своей работе я использовала следующие методы исследования:
- изучение имеющихся сведений;
- анализ и систематизация;
- эксперимент и наблюдение;
- математический.
- ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
1.1.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Приступая к работе, я планирую узнать много нового:
- Как повышенная концентрация углекислого газа влияет на самочувствие человека;
- Какие гигиенические условия необходимо создать для нормальной работоспособности учащихся;
- Как можно повлиять на концентрацию углекислого газа в помещениях.
Исследовательская работа поможет приобрести и развить навыки и умения:
- Сжимать необходимую информацию и отображать её в виде диаграмм и таблиц;
- Создавать презентацию;
- Выступать перед аудиторией;
- Уметь инструктировать испытуемых.
1.2 ЭТАПЫ РАБОТЫ
Вся работа была распланирована на 4 месяца, и разбита на 3 основных этапа:
I этап – подготовительный (октябрь 2015 г);
ΙI этап – практический (октябрь-ноябрь 2015 г);
III этап – заключительный (декабрь-январь 2015-2016 г).
Был составлен Календарный план, в котором были обозначены эти этапы, задачи, сроки, планируемые результаты. См. Приложение 1
1.3 ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ХИМИЧЕСКОГО СОСТАВА ВОЗДУХА
Воздух представляет собой смесь различных газообразных веществ: азота, кислорода, аргона, углекислого газа, водяных паров и других газов. Кислород - наиболее важная для человека часть воздуха. Физиологические сдвиги в организме человека наступают, если содержание кислорода падает до 16-17%. При 11-13% наблюдается выраженная кислородная недостаточность, а при 7-8% может наступить смерть. Кислородная недостаточность может наступить в закрытых помещениях, где кислород заменяется углекислым газом в результате дыхания. Углекислый газ - бесцветный, не имеет запаха, в 1,5 раза тяжелее воздуха, поэтому способен накапливаться в нижних частях закрытых помещений. Источником его являются люди и животные, которые выделяют его при дыхании. Предельно допустимое количество содержания углекислого газа в закрытом помещении не должно превышать 1%. [1]
В настоящее время в атмосфере содержится около 0,03% углекислого газа и примерно 21% кислорода. При этом его незначительное уменьшение или увеличение не окажет никакого влияния на наш организм. А вот изменение углекислого газа, в отличие от кислорода в ту или иную сторону всего лишь на 0,1%, наш организм сразу же реагирует и старается вернуть его к норме. Отсюда можно сделать вывод, что углекислота примерно в 60-80 раз важнее кислорода для нашего организма. Но для нормальной жизнедеятельности в крови должно быть 7-7,5% углекислого газа, а в альвеолярном воздухе - 6,5%.
Задача СО2 - вызвать дыхательный рефлекс. Когда его давление повышается, сеть тонких нервных окончаний (рецепторов) немедленно посылает сообщение в луковицы спинного и головного мозга, дыхательные центры, откуда и следует команда начать дыхательный акт. Следовательно, углекислый газ можно считать сторожевым псом, сигнализирующим об опасности.
В США и в странах Европы еще совсем недавно степень содержания углекислого газа в помещении измерялась исключительно с целью проверки качества работы вентиляционной системы. При этом было принято считать, что СО2 лишь в больших концентрациях представляет собой угрозу человеческому здоровью. Что касается концентрации углекислого газа приблизительно в 1000 ppm и ее влиянии на наш организм, то подобные исследования появились сравнительно недавно.
Мало кому известно, что концентрация углекислого газа в чистом воздухе вне городской местности составляет около 400 ppm, что является оптимальным для хорошего самочувствия человека. Жители же мегаполисов постоянно подвергаются негативному воздействию избыточного уровня СО2 в воздухе, находясь в общественном транспорте, в собственных автомобилях или на работе.
Особое внимание следует уделить качеству воздуха, которым дышат дети в классах. Концентрация углекислого газа в воздухе классной комнаты может увеличиться в несколько раз к концу занятия.
Высокая концентрация СО2 в помещениях приводит к возникновению таких симптомов, как раздражение глаз и горла, заложенность носа, головная боль и отсутствие сна.
Что происходит при повышении концентрации CO2 в воздухе, который попадает в организм? Увеличивается парциальное давление CO2 в наших альвеолах, его растворимость в крови повышается, и образуется слабая угольная кислота (CO2 + Н2O = Н2СО3), распадающаяся, в свою очередь, на Н+ и НСО3-. Кровь закисляется, что по-научному и называется ацидозом. Чем выше концентрация CO2 в воздухе, которым мы постоянно дышим, тем ниже рН крови и тем более кислую реакцию она имеет.
По данным медиков, у детей, обучающихся в классах с высокой концентрацией углекислого газа, часто наблюдается тяжелое дыхание, одышка, сухой кашель и ринит, эти дети имеют ослабленную носоглотку.
Рост концентрации углекислого газа в помещении приводит к возникновению приступов астмы у детей-астматиков.
Из-за повышения концентрации углекислого газа в школах увеличивается число пропусков уроков учащимися по болезни. Респираторные инфекции и астма являются основными заболеваниями в таких школах.
Негативные физиологические проявления при различных уровнях концентрации углекислого газа
Уровень СO2, ppm | Физиологические проявления | % |
380-400 | Идеальный воздух для здоровья и хорошего самочувствия. | 0,038-0,04 |
400-600 | Нормальное количество воздуха. Рекомендовано для школ | 0,04-0,06 |
600-1000 | Появляются жалобы на качество воздуха. У людей, страдающих астмой, могут учащаться приступы. | 0,06-0, 1 |
Выше 1000 | Общий дискомфорт, слабость, головная боль, концентрация внимания падает на треть, растёт число ошибок в работе. Может привести к негативным изменениям в крови, также могут появиться проблемы с дыхательной и кровеносной системой. | Выше 0, 1 |
Выше 2000 | Количество ошибок в работе сильно возрастает, 70% учащихся не могут сосредоточиться на работе. | Выше 0, 2 |
Повышение концентрации углекислого газа в классе негативно влияет на результаты учебы детей, снижает их работоспособность. [2]
По результатам прошлогоднего эксперимента, где мы измеряли концентрацию углекислого газа в кабинетах вторых классов, мы пришли к тому, что наибольшая концентрация углекислого газа наблюдалась в том кабинете, где количество комнатных растений было меньше. Поэтому мы предположили, что это влияет на работоспособность учащихся. Чтобы проверить нашу гипотезу, мы решили провести новый эксперимент.
- ПРАКТИЧЕСКИЙ ЭТАП ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1. Изучение устойчивости внимания и работоспособности
Описание методики проведения эксперимента
Корректурная проба
араар Данная методика по своей сути аналогична методике Пьерона-Рузера. Предназначена она для исследования устойчивости внимания, возможностей его переключения, исследования особенностей темпа деятельности, «врабатываемости» в задание, выявления признаков утомления и пресыщения.
Процедура проведения
При работе с корректурной пробой ребенку предлагается отыскивать и зачеркивать (выделять особым образом: подчеркнуть, зачеркнуть, обвести в кружочек и т.п.) 1-3 буквы (для младших школьников, 3-4 буквы (для старших школьников).
По количеству правильно зачеркнутых букв можно установить степень устойчивости внимания, его объем. Распределение ошибок по всему листу указывает на колебания внимания: заметное нарастание ошибок к концу работы может свидетельствовать об ослаблении внимания в связи с утомлением (снижение работоспособности) или пресыщением; равномерное распределение ошибок указывает на снижение устойчивости внимания, трудности его произвольной концентрации; волнообразное появление и исчезновение ошибок говорит о флуктуациях или колебаниях внимания.
Анализируемые показатели
- возможность удержания инструкции;
- темповые характеристики деятельности;
- параметры внимания (устойчивость, распределение и переключение);
- количество ошибок;
- наличие факторов пресыщения или утомления.
Возрастные особенности использования
Методика может применяться при работе с детьми, умеющими опознавать буквы начиная с 7-8 лет. В этом возрасте в норме дети почти до конца бланка правильно выполняют 3 символа (буквы). При добавлении четвертого символа для выделения либо резко падает темп работы и быстро наступает пресыщение, либо ребенок начинает делать много ошибок. [3]
2.2 Подготовка необходимых материалов и оборудования
Для выполнения работы требуется:
- ручки;
- бланки корректурных проб (50 шт.);
- бланк инструктажа;
- сводная таблица;
Раздали бланки корректурных проб учащимся 3-х классов. Провели инструктаж, провели исследование.
2.3 Место проведения эксперимента
Мы проводили эксперимент в 2-х классных помещениях. Для чистоты эксперимента мы попросили убрать из 3 Б класса все комнатные растения. Выбор кабинетов осуществлялся по следующим критериям:
Критерии | Каб. 3А | Каб. 3Б |
Площадь | S=a*b S= 8,3*6.0= 50 м2 | 50 м2 |
Количество учащихся | 26 | 25 |
Количество растений | 15 | 0 |
Количество уроков | 4 | 4 |
2.4 Полученные результаты
Измерения проводились после третьего урока. Полученные результаты занесли в таблицу. См. Приложение 2
- Анализ полученных результатов
Анализ показал:
Так как кабинеты имели одинаковые: площадь, количество учащихся, количество уроков, и отличались только количеством комнатных растений, которые поглощают на свету углекислый газ, то это дает нам возможность сделать вывод о том, что:
Высокая концентрация углекислого газа приводит к снижению внимания и работоспособности учащихся.
2.6. Пути решения проблемы загрязненности воздуха помещений углекислым газом
Состояние воздуха в жилом и рабочем помещении оказывает значительное влияние на наше самочувствие. Комнатные растения могут повысить влажность воздуха, очистить его вредных веществ и улучшить микроклимат помещения. Очень важно суметь выбрать самые эффективные из них.
Доказано, что по сравнению с уличным воздухом, концентрация вредных веществ в воздухе внутри помещений выше в 1,5 — 4 раза. Разумеется, комнатные растения не способны полностью очистить воздух от токсичных веществ: с этой задачей смогли бы справиться разве что несколько десятков растений. Однако повысить влажность воздуха и уменьшить концентрацию загрязняющих веществ в помещении можно, правильно подобрав для этого определённые виды растений.
Растения в помещении способны уменьшить концентрацию многих загрязняющих воздух веществ, в том числе, и углекислого газа.
Выделяя кислород, комнатные растения ионизируют воздух, а также повышают концентрацию лёгких ионов, снижая концентрацию тяжёлых ионов. Лёгкие отрицательные ионы, которых так мало загрязнённом воздухе, необходимы для нашей жизни: они улучшают активность дыхательных ферментов и обмен веществ, кислотно-щелочной баланс крови, укрепляют иммунную систему, повышают мышечный тонус, препятствуют повышению артериального давления. [4]
Кроме этого, в большинстве случаев, возникновение таких заболеваний как ОРВИ, грипп и т. п. связано с сухостью воздуха в помещении: в такой среде болезнетворные микроорганизмы и вирусы легко размножаются и человек более подвержен заболеваниям. Исправить эту ситуацию можно, повысив влажность воздуха, в частности, с помощью комнатных растений. Для этого будет достаточно 1 растения на 10 метров площади помещения. На основании исследований ученых НАСА составлены Рекомендации по подбору наиболее подходящих комнатных растений для очистки воздуха помещений от углекислого газа. См. Приложение 3
А также Рекомендации по уходу за этими растениями. См. Приложение 4
2.7. Влияние повышенной концентрации углекислого газа на уровень заболеваемости ОРВИ и ОРЗ
По данным медиков, высокий уровень углекислого газа может явиться причиной таких заболеваний, как заложенность носа, раздражение горла и глаз, головной боли и бессонницы. Особенно это важно для людей, которые больны астмой или аллергией. Если вам в помещении душно, некомфортно и вы часто страдаете головными болями, скорее всего воздух насыщен углекислым газом. [5]
Ученые провели ряд исследований по данной теме и пришли к выводу, что высокая концентрация СО2 в кабинетах школ напрямую влияет на уровень заболеваемости ОРЗ и ОРВИ. Мы обратились к статистическим данным по заболеваемости ОРЗ и ОРВИ среди учащихся
3-х классов и сопоставили с результатами нашего исследования.
Уч.год | 3 «А» | 3 «Б» |
2014-2015 | 41 | 60 |
2015-2016 | 47 | 72 |
Вывод: Количество пропусков по болезни /ОРВИ и ОРЗ/ в 3«А» ниже, чем в 3«
2.8. Фотоотчет
| |
| |
- ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
Общеизвестно, что один человек в спокойном состоянии, например, работник офиса, за один час потребляет 20–30 л кислорода с выделением 18–25л углекислого газа, а при занятиях в фитнес и тренажерных залах – до 36л и более. Если во вдыхаемом воздухе содержится 0,03 % (об.) СО2, то в выдыхаемом – 3,6 % (об.), то есть возрастает более чем в 100 раз!
Последние исследования зарубежных ученых показали, что углекислый газ негативно влияет на организм человека даже в низких концентрациях. В 2006 году итальянские ученые провели исследования в пяти странах ЕЭС. Результаты показали, что 68 % детей испытывают на себе негативное влияние СО2 выше уровня 0,1%. У них наблюдалось тяжелое дыхание, одышка, сухой кашель и ринит чаще, чем у других детей. Были сделаны следующие выводы: у детей, находящихся в помещении с высоким уровнем СО2, в 3,5 раза выше риск возникновения сухого кашля и в 2 раза – развитие ринита. Они имеют более уязвимую носоглотку, чем их ровесники. [6]
Решить эту проблему можно:
Во-первых, с помощью комнатных растений.
Во-вторых, учителям необходимо регулярно проветривать классные помещения, а в тёплое время осуществлять сквозное проветривание, согласно рекомендуемой продолжительности сквозного проветривания учебных помещений в зависимости от температуры наружного воздуха. [7]
Наружная температура | Длительность проветривания помещения (мин) | |
В малые перемены | В большие перемены между сменами | |
От +10 до +6 | 4 -10 | 25 - 35 |
От +5 до 0 | 3 - 7 | 20 - 30 |
От 0 до - 5 | 2 - 5 | 15 - 25 |
От - 5 до -10 | 1 - 3 | 10 - 15 |
Ниже -10 | 1 - 1,5 | 5 - 10 |
Такие рекомендации есть в нашей школе в каждом классе и учителя стараются им следовать.
Данная исследовательская работа является продолжением проекта «Цветочный остров» и «Влияние комнатных растений на изменение концентрации углекислого газа в помещениях».
Когда мы приступали к работе, то предполагали, что:
- Повышенная концентрация углекислого газа в помещении ухудшает внимание и снижает работоспособность учащихся.
- Повышенная концентрация углекислого газа в классных комнатах приводит к повышению числа заболеваний ОРВИ и ОРЗ.
На основании результатов экспериментов мы смогли сделать Выводы:
Высокая концентрация углекислого газа приводит к снижению внимания и работоспособности учащихся.
Следовательно: первая гипотеза подтвердилась полностью.
Вторая гипотеза также нашла свое подтверждение.
Повышенная концентрация углекислого газа в классных комнатах приводит к повышению числа заболеваний ОРВИ и ОРЗ.
Итоги:
В процессе данной исследовательской работы я, как и планировала, узнала много нового:
- Как повышенная концентрация углекислого газа влияет на самочувствие человека;
- Какие гигиенические условия необходимо создать для нормальной работоспособности учащихся;
- Как можно повлиять на концентрацию углекислого газа в помещениях.
Исследовательская работа помогла приобрести и развить навыки и умения:
- Работы с интернет-ресурсами;
- Работать со специальной литературой и выделять главное;
- Сжимать необходимую информацию и отображать её в виде диаграмм и таблиц;
- Создавать презентацию;
- Выступать перед аудиторией;
- Уметь инструктировать испытуемых;
- Анализировать статистические данные
Я на протяжении 2-х лет занималась изучением вопроса о влиянии комнатных растений на состав воздуха, на здоровье и работоспособность учащихся. Мне очень нравится вести исследовательскую работу, проводить эксперименты, анализировать результаты, делать выводы. Эти навыки мне пригодятся на любом уроке и дальше во взрослой жизни. Они развивают мышление, делают его гибким, живым, эффективным. Я еще не знаю, какую тему выберу для дальнейшей работы, но исследованиями заниматься обязательно продолжу.
Приложение 1
Календарный план
I этап Подготовительный | Действия | Сроки | Ожидаемый результат | Ответст венный |
Обосновать актуальность темы | октябрь 2015 г. | План работы, Ссылки и цитаты, изученных источников информации | Смирнова Дарья, руководитель Кульбака Г.В. | |
Поставить цели и задачи | ||||
Определить объект и предмет исследования | ||||
Выбрать методы исследования | ||||
Составить календарный план организации работы | ||||
Поработать с источниками информации: литературой в библиотеке, и интернет-ресурсами | ||||
IΙ этап Практический | Подготовить необходимые материалы и оборудование | октябрь - декабрь 2015 г | Наличие необходимых материалов и оборудования. Проведение эксперимента. Наличие данных результатов эксперимента. Наличие рекомендаций | Смирнова Дарья, руководитель |
Подготовить и провести эксперимент | ||||
Составить рекомендации по оптимизации условий для качественной фильтрации растениями воздуха в помещениях. | ||||
IΙI этап Заключительный | Систематизировать собранный материал | Январь 2016г | Анализ и систематизация собранного материала, оформление проекта Фотоотчет
| Смирнова Дарья, руководитель |
Проанализировать полученные результаты | ||||
Подвести итоги Составить фотоотчет |
Приложение 2
Максимум | 3 А | % | 3 Б | % |
168 | 146 | 87% | 148 | 88% |
168 | 157 | 93% | 162 | 96% |
168 | 160 | 95% | 150 | 89% |
168 | 160 | 95% | 160 | 95% |
168 | 150 | 89% | 148 | 88% |
168 | 166 | 99% | 132 | 79% |
168 | 168 | 100% | 155 | 92% |
168 | 165 | 98% | 132 | 79% |
168 | 167 | 99% | 167 | 99% |
168 | 158 | 93% | 134 | 80% |
168 | 164 | 98% | 156 | 93% |
168 | 165 | 98% | 147 | 88% |
168 | 162 | 96% | 161 | 96% |
168 | 162 | 96% | 158 | 94% |
168 | 167 | 99% | 160 | 95% |
168 | 162 | 96% | 160 | 95% |
168 | 158 | 94% | 145 | 86% |
168 | 141 | 84% | 127 | 80% |
168 | 165 | 98% | 163 | 97% |
168 | 160 | 95% | 156 | 98% |
168 | 156 | 93% | 131 | 78% |
Среднее | 95% | 90% |
Предварительный просмотр:
Приложение 3
Рекомендации по подбору видов комнатных растений для помещений
Пеларгонию, или комнатную герань, можно назвать живой аптекой. Пеларгония выделяет в окружающую среду биологически активные вещества, которые уничтожают стафилококки и стрептококки. По мнению итальянских ученых, герань к тому же умеет обезвреживать энергетически патогенные зоны. А доктора с ее помощью определяют больных людей следующим способом: если запах растения человеку неприятен, то он здоров, если нравится – то перевозбужденная нервная система пациента нуждается в лечении. Целебные свойства герани заключаются в том, что соединения ее листьев помогают людям, которые их вдыхают, успокаиваться. Это особенно важно при неврозах, стрессах. | |
Пестролистная диффенбахия – это еще один «очиститель воздуха» в наших домах. Диффенбахия спасает от токсинов, поэтому ее хорошо держать в тех комнатах, окна которых выходят на оживленные автотрассы. | |
Кактусы и прочие суккуленты. В большинстве своем они являются выходцами из Чили, Перу и Мексики. Специалисты считают, что эти растения могут не только убивать микробы, но и снижать уровень ионизации воздуха, а также защищать человека от вредного электромагнитного излучения. Так что лучшее место для кактусов – возле монитора компьютера. Лучше всего завести кактус с длинными иглами. Еще одним свойством кактуса есть то, что он может «подпитать» человека энергией. Кактус поможет вам чувствовать себя бодро и восстановит силы. |
Фикус один из лучших очистителей воздуха благодаря своим крупным листьям. На них много устьиц, через которые растение поглощает вредные соединения, а затем преобразует их в сахара и аминокислоты. | |
Сансевьера или тещин язык — растение, способное в больших количествах вырабатывать кислород. Сансевьера очень неприхотлива, подходит для выращивания в офисах. Она обладает высокой фитонцидной активностью в отношении стрептококков — возбудителей ангины, скарлатины и других тяжелых воспалительных заболеваний | |
Драцена очищает воздух от большинства опасных веществ. Считается, что Драцена поглощает ксилол, который выделяет монитор компьютера. Поэтому растение иногда рекомендуют располагать рядом с компьютерным столом. | |
Плющ (Хедера) отличается высоким коэффициентом поглощения бензола, формальдегида, ксилола, трихлорэтанола. Растение превосходно увлажняет и ионизирует воздух. | |
Хризантема не только красивый цветок, но и эффективный очиститель помещения. Поглощает опасные летучие соединения, включая ксилол и аммиак. Растение выделяет большое количество активных фитонцидов. Их действие снижает общую микробную обсемененность воздуха. |
Приложение 4
Рекомендации по уходу за комнатными растениями
|
|
Символы | значение | Символы | значение | Символы | Значение |
Свет | Полив | Опрыскивание | |||
Яркий прямой | Обильный | Часто | |||
Рассеянный свет | Средний | Изредка | |||
Полутень | Поливать редко | Опрыскивать запрещается |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Всероссийский конкурс исследовательских краеведческих работ учащихся "Отечество".
Презентация знакомит с положением конкурса. Даются методические рекомендации по оформлению конкурсных работ....
Инновационный проект "В большой мир вместе с мамой", ставший победителем (1 степени) во Всероссийском конкурсе "Проектная деятельность: новые идеи" в номинации: "Практико-ориентированные проекты"
Данный проект нацелен на социализацию, художественно-эстетическое и гармоничное развитие детей раннего возраста...
Приказ УО АМО Шурышкарский район Об итогах проведения муниципального этапа IV Всероссийского конкурса детского и юношеского творчества «Базовые национальные ценности»
Номинация «СОВРЕМЕННАЯ ПРИТЧА»...
Диплом Батаевой Галины - призера Всероссийского конкурса исследовательских краеведческих работ "Отечество" 2021 г.
Диплом воспитанницы Батаевой Гали...
Грамоты кадет- победителей и призеров Всероссийского конкурса сочинений-исследований "Герои нашего времени".
Кадеты под моим руководством ежегодно участвуют в конкурсе сочинений-исследований "Герои нашего времени"....
Благодарственное письмо за подготовку победителей в региональном этапе Всероссийского конкурса "Энергия и среда обитания"
Благодарственное письмо за подготовку победителей в региональном этапе Всероссийского конкурса "Энергия и среда обитания"...