Игры ненецкие
опыты и эксперименты

 

Игры в жизни детей народов Севера играют большую роль, они являются одним из важнейших приемов воспитания детей, подготовки их к взрослой жизни в суровых северных условиях. В играх  воспитываются необходимые качества, умения,  навыки, которые так нужны юному северянину в будущей взрослой жизни. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_nenetskie.odt17.49 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «ШИООО»

Пуровский район с.Халясавэй

ИГРЫ НАРОДОВ СЕВЕРА

Составитель:

Салиндер Лиана Андреевна

с.Халясавэй, 2019 г.

Введение

Игры в жизни детей народов Севера играют большую роль, они являются одним из важнейших приемов воспитания детей, подготовки их к взрослой жизни в суровых северных условиях. В играх  воспитываются необходимые качества, умения,  навыки, которые так нужны юному северянину в будущей взрослой жизни. Все игры народов Севера можно разделить на несколько видов:

  • подвижные игры;
  • логические игры;
  • ролевые, сюжетно-ролевые игры;
  • игры, содержащие формы малых фольклорных жанров: скороговорки, считалки, кричалки и т. д.

Подвижные игры основаны на физических упражнениях, которые играют важную роль в развитии ребенка. В играх присутствуют бег, скачки, прыжки, метание тынзяна, стрельба из лука, преодоление препятствий  и т.д.

Для укрепления и развития памяти, внимания  у народов Севера также есть много логических игр. Игры данного вида требуют сообразительности, смекалки, выдумки, образного мышления. Это ненецкая игра с палочками «ПЕЙЛ,АШТА» (Без пары) и т.д.

При выборе игры необходимо учитывать возраст детей:  игра должна доставлять детям радость, удовольствие, заставлять их с охотой и  интересом следить за ходом игры и ожидать ее финала. Так, игра «Ловля оленей» интересна детям азартом, стилем соперничества. Игра  близка менталитету северных детей, развивает в них  ловкость, быстроту реакции, упорство, навыки набрасывания тынзяна, т.е. те качества, которые необходимы будущему оленеводу.

Данным  пособием могут воспользоваться все те, кто работают с детьми в учреждениях культуры и образования, все заинтересованные лица.

НЕНЕЦКИЕ НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИГРЫ

КАЛ,Ю

Турухтаны

Реквизита нет.

Количество игроков. Парное количество игроков.

Условия игры. Игроки встают друг против друга по двое. Левую руку участники держат за спиной на поясе, а правой придерживают согнутую в колене правую ногу. По команде игроки начинают прыгать на одной ноге и, двигаясь навстречу друг другу, толкать друг друга плечом. Каждый старается  толкнуть соперника плечом  так, чтобы тот не смог удержаться и  встал на обе ноги. Руками толкать друг друга запрещено. Кто не удержится и ступит на землю и второй ногой, тот выходит из игры. Во время игры участники произносят кричалку:

Кал,ю, кал.ю!

Дил.тэй, дил,тэй!

Тал,дяай шентмамт

Кал,ю, кал,ю!

Дил.тэй, дил,тэй!

Нодяй шентмамт

Турухтан, турухтан!

Подними, подними своё

Меховое покрывало.

Турухтан, турухтан!

Подними, подними своё

Суконное покрывало!

ПАЛ,НЫКУ

Ведьма

Реквизита нет.

Количество игроков не ограничено.

Условия игры. В эту игру играют как в помещении, так и на улице. Играющие заранее обговаривают игровую площадь. С помощью считалки  выбирают ведьму Парнэко. По команде водящего Пал,ныку гоняется за игроками, те убегают от Пал.ныку и прячутся в  «чуме» (куст тальника, кочка, ямка). Кого Пал.ныку поймает, тот выходит из игры. Последний игрок считается победителем.

КАЛ,ИТАНА И КАЛ,ЯУДИ

 Рыбаки и рыбки

Реквизит. Веревка длиной 3 м.

Количество игроков. Не менее 5 человек.

Условия игры. На полу выкладывается веревка в виде круга. В центр круга  становятся трое игроков – «рыбаки». Остальные игроки – «рыбки». «Рыбки» бегают по площадке и забегают в круг. «Рыбаки» стараются поймать «рыбок». Ловить «рыбок» можно только в кругу. Побеждает тот «рыбак», который  поймал больше всех «рыбок», и «рыбка», которая ни разу не попалась в сеть.

ТЫТЭЛ,АПИМА

Отбивка оленей

Реквизит. Мяч

Количество игроков не ограничено.

Условия игры. Для игры чертится круг. Все игроки – «олени», находятся в круге. Выбирают 2-3 «пастухов», которые встают за кругом.

По сигналу ведущего «пастухи» бросают мяч в «оленей». «Олень», в которого попал мяч, считается пойманным, отбитым от стада. «Пастухи» по очереди отбивают оленей (каждый «пастух» выполняет 5-6 бросков). Потом подсчитывается количество отбитых оленей. Соблюдаются дополнительные условия игры:

- бросают мяч только в ноги по сигналу;

- отбивать можно только движущихся оленей.

КОНЧИДИХИ КАНЬДЯН,А

Охота на куропаток

Реквизит. Мяч.

Количество игроков не ограничено.

Условия игры. В эту игру дети охотно играют в тундре. Для игры выбирается местность с кочками, горками, впадинами, обозначается площадка для игры. Играют три-четыре «охотника», которых выбирают с помощью считалки, и «куропатки». «Охотники» и «куропатки» располагаются по противоположным сторонам игровой площадки.

По сигналу водящего: «Охотники!», «куропатки» улетают, прячутся от «охотников». «Охотники» по очереди «стреляют» (бросают мяч)  в «куропаток». В кого попал мяч, те выбывают из игры. Последние оставшиеся три-четыре «куропатки» выигрывают, в следующей игре они становятся «охотниками».

ТЫН, КАН

Оленьи упряжки

Реквизита нет.

Количество игроков не ограничено.

Условия игры. Для игры оговариваются границы игровой площадки. На одной стороне площадки находятся игроки, которые разбиваются парами: один из игроков – олень, другой – оленевод. По сигналу ведущего «упряжки» бегут друг за другом, преодолевая препятствия: кочки, ямки, овражки и т.д. На противоположной стороне площадки – «стойбище». Когда «упряжки» прибывают к «чумам», «оленеводы» отпускают своих «оленей» погулять. По сигналу: «Олени ушли далеко, ловите их!», каждый «оленевод» ловит своего «оленя».

ПЕЙЛ,АШТА

Беспарный

Реквизит. 15 палочек толщиной 2-3  мм, длиной 10 см.

Количество игроков. Два игрока, возраст играющих 3-5 лет.

Условия игры. Эта игра на развитие логического мышления у детей. Один из игроков раскладывает палочки попарно между пальцами рук второго игрока. Последняя палочка остается без пары. Затем он собирает палочки и из каждой пары палочек одну берет себе, вторую откладывает для соперника, таким образом, у каждого игрока получилось одинаковое количество палочек (по семь). Палочку, которая осталась без пары, игрок берет себе (она у него восьмая).

Соперник берёт свои семь палочек, прокручивает их между ладонями и приговаривает: «Пейл,ашта. Пейл,аштаа, нян,ай тунэй!» («Беспарный, беспарный, иди ко мне!»). Затем считает, сколько у него палочек. Их оказывается нечетное количество, то есть «беспарный» оказался у соперника. Это вызывает у малышей изумление, и заставляет их задуматься, почему так вышло.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Историко-географическая характеристика территории (на примере Ямало-Ненецкого автономного округа)

Программа элективного курса предлагается обучающимся 9 классов общеобразовательных школ, она направлена на углубление и расширение знаний и умений по профильному предмету география, знакомство с метод...

Экология территории (на примере Ямало-Ненецкого автономного округа)

Программа курса предназначена школьникам 9 классов общеобразовательных школ, подготавливающих старшеклассников к изучению предмета биология на профильном уровне.Цель изучения учебного курса «Эко...

Ненецкие народные праздники

1 лекция  тема: «Ненецкие народные праздники»Цели и задачи: 1.     Изучить историю наследия коренных народов Ямала.2.     Расширить знания о народных тради...

Бинарный урок по предметам: литература, родная литература и ненецкий язык в 5 «а» классе. Бинарный урок по предметам: литература, родная литература и ненецкий язык в 5 «а» классе.

Бинарный  обобщающий урок литература, родная литература и ненецкий язык на тему  «Ненецкая сказка «Лабтэйко». Цели урока:- расширить  представления  о мире сказок;- пока...

Конспект занятия на тему «Чум - жилище ненцев» по развитию ненецкой разговорной речи для детей, не владеющих ненецкой речью.

Конспект занятия на тему «Чум - жилище ненцев» по развитию ненецкой разговорной речи для детей, не владеющих ненецкой речью....

Тема: Игра как прием на уроках родного (ненецкого) языка

1слайд     Тема:  Игра как прием на уроках родного (ненецкого) языкаАвтор: Марик Оксана Георгиевна, учитель родного (ненецкого) языка МБДОУ «Салемальский детский са...

Акция воспитанников старшей группы "Фантазёры" с учителем родного (ненецкого) языка Рогалевой О.Г. "Поздравительная открытка к дню матери на родном (ненецком) языке".27.11.2019

Слово мама - особое слово. Оно рождается с нами, сопровождает нас в годы взросления и зрелости. Мама - нет дороже слова, мама - это целый мир... Мама обучила нас всему: первому слову, первому шагу, пе...