Использование клипового мышления современных школьников в процессе обучения
методическая разработка

Беляев Алексей Александрович

Клиповое мышление школьника, сформированное современной цивилизацией, снижает способность к восприятию и запоминанию учебного материала, ведет к неумению читать и анализировать включенные в программу литературные произведения, решать сложные задания. Грамотное использование данного типа мышления, характеризующегося многозадачностью, способностью быстро подстраиваться под внешние изменения, оперативно переключать внимание с одного объекта на другой, способно расширить спектр знаний, умений и навыков обучающихся и поднять их подготовку на новый уровень.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КЛИПОВОГО МЫШЛЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ

БЕЛЯЕВ А.А.

учитель физики высшей квалификационной категории,

муниципальное общеобразовательное учреждение Дубковская средняя школа,

Россия, Ярославская обл., Переславский р-н, п. Дубки

Клиповое мышление школьника, сформированное современной цивилизацией, снижает способность к восприятию и запоминанию учебного материала, ведет к неумению читать и анализировать включенные в программу литературные произведения, решать сложные задания. Грамотное использование данного типа мышления, характеризующегося многозадачностью, способностью быстро подстраиваться под внешние изменения, оперативно переключать внимание с одного объекта на другой, способно расширить спектр знаний, умений и навыков обучающихся и поднять их подготовку на новый уровень.

Ключевые слова: клиповое мышление, ИКТ, потребление информации, обработка информации, индивидуальная работа, распределение времени. 

Клиповое мышление школьника сформировано современной цивилизацией. Вследствие взаимодействия обучающихся с огромным объемом информации, получаемой из стационарных и мобильных источников, требует от них умения быстро подстраиваться под любые изменения в жизни, работать с несколькими объектами, быстро переключаться с одной задачи на другую. Возможность практически мгновенно связаться с собеседником или получить необходимую информацию представляет постоянный поток данных, способных привести к переполнению и перегрузке мозга, но организм научился защищаться отключением аналитического мышления и долговременной памяти. У учеников это проявляется низкой способностью к восприятию и запоминанию учебного материала, неумением читать и анализировать включенные в программу литературные произведения, решать сложные задания по математике, физике, химии, информатике.

«Носителем информации в европейской культуре традиционно были книги, большинство из которых обладало некоей внутренней структурой. Каждая последующая глава, будучи подчиненной генеральной мысли всего произведения, становилась логическим продолжением предыдущей части и исходным пунктом следующей, а в заключительной части труда автором выдвигались закономерные выводы. Таким образом, авторское произведение обладало определенным устойчивым смыслом, который передавался в процессе чтения» [3].

Линейная структура научной, учебной и художественной литературы приносила великолепные плоды в условиях дефицита информации. Глубокое знание учебных предметов предполагало узкий спектр основных тем, изучаемых детьми, требовало от них высокой скорости чтения и умения анализировать прочитанный текст. Большинство радио- и телевизионных передач XX века строились по тому же линейному принципу. Всё это привело к тому, что в Советском Союзе сложилась система образования, выпускавшая специалистов-универсалов широкого профиля, способных к глубокому анализу окружающей обстановки и готовых в короткий срок перестроится на новый вид деятельности в пределах полученных знаний, умений и навыков.

В настоящее время российское образование готовит выпускников, с раннего детства находящихся под воздействием информационно-коммуникационных технологий. «Современным педагогам, психологам необходимо учитывать сущностные особенности феномена «клиповое мышление» при построении образовательного процесса, в учебной и внеучебной деятельности учащихся» [4].

Экспериментальное исследование, проведенное с целью изучения особенностей клипового мышления у обучающихся и использования его достоинств в образовательном процессе, состояло из пяти этапов:

1) интервьюирование работников школы;

2) интервьюирование и анкетирование обучающихся;

3) апробация методики;

4) проведение срезовой работы;

5) анкетирование обучающихся.

Прежде чем начать изучение влияния клипового мышления на образовательный процесс рассмотрим его достоинства и недостатки. К достоинствам можно отнести: способность быстро подстраиваются под внешние изменения, многозадачность, умение оперативно переключать внимание с одного объекта на другой, расширение кругозора. С другой стороны, обучающиеся занимаются банальным потреблением информации, а это значит, что они не готовы к анализу даже самой важной информации, не способны сосредоточится на одном объекте, не могут решать сложные задачи и легко попадают под внешнее влияние.

С целью выявления опыта использования клипового мышления в образовательной деятельности, было проведено интервьюирование педагогического состава близлежащих школ.

Анализ собранного материала показал, что более половины респондентов впервые слышат о данном понятии (см. диаграмму 1).

Диаграмма 1. Определение понятия «клиповое мышление» педагогическим составом

С обучающимися сложилась несколько иная картина (см. диаграмму 2).

Диаграмма 2. Определение понятия «клиповое мышление» учениками 

В различных отраслях промышленности средний возраст работников колеблется в пределах от 30 до 45 лет. В образовании же он равен 50 годам. А это значит, что большая часть учителей приближается, а некоторые перешли пенсионный возраст. Именно они учились и даже работали в Советском Союзе. Для них клиповое мышление всего лишь термин, не раскрывающий образа мыслей учеников. На лицо конфликт поколений, вызванный четвертой информационной революцией.

Именно постоянное использование информационно-коммуникативных технологий в повседневной жизни стали причиной формирования клипового мышления у современного человека. Для выявления влияния ИКТ на повседневную жизнь было проведено следующее анкетирование. Как видно из диаграммы 3, восемьдесят процентов анкетированных предпочитают информационные технологии для организации отдыха.

Диаграмма 3. Виды деятельности детей и подростков в свободное от учебы время

Второе анкетирование – продолжение первого, должно было раскрыть структуру общения учеников в социальных сетях и выделить приоритетные виды деятельности (см. диаграмму 4).

Диаграмма 4. Структура общения школьников в социальных сетях

Наиболее популярные виды деятельности требуют от ребенка умения обрабатывать огромный объем информации, оперативно находить новые данные, быстро переключаться с одного дела на другое. Получаемая и обрабатываемая информация не связана логически, являясь совокупностью разрозненных сведений.

Третья анкета служила для определения максимального времени использования ИКТ во внеурочное время (см. диаграммы 5 и 6).

Диаграмма 5. Время использования ИКТ в учебные дни

Диаграмма 6. Время использования ИКТ в выходные, праздничные дни и каникулярное время

Внеурочное время, а это промежуток от 15-00 одного дня до 8-30 другого, некоторые дети посвящают только просмотру телепередач, компьютерным играм и виртуальному общению. А в выходные и праздничные дни некоторые ребята готовы проводить у компьютера по 16-18 часов в сутки, мотивируя это компенсацией потерянного на учёбу времени. Больше всего страдает подготовка домашнего задания. С каждым годом количество детей, систематически не выполняющих домашние работы по всем учебным предметам растет.

Закон «Об образовании в Российской Федерации» возлагает на родителей обязанность обеспечить получение детьми общего образования. Они вольны выбирать способ подготовки детей к государственной итоговой аттестации. Задача учителя обеспечить в полном объеме реализацию преподаваемых учебных предметов в соответствии с утвержденной программой [5]. Ребёнок же стремится уйти из реальности в виртуальность. Только в случае, когда родители, учителя и ученик стремятся к получению максимальных результатов, в школе появляется отличник. В диаметрально противоположном случае ребенку не хватает знаний для сдачи ГИА.

Клиповое мышление, которое постоянно тренируется и поддерживается методическим использованием информационных технологий детьми в повседневной жизни, не способствуют эволюции логической мыслительной деятельности. Любые нотации, мастер-классы, обучающая литература не изменит образа мыслей современной молодёжи. Значит, учителю просто необходимо найти пути к разуму обучающихся, способные раскрыть все их таланты, учитывая психологию школьника, которая строится на кратковременной памяти – основным инструментом, используемым мозгом в условиях переизбытка информации.

Удерживаемая в кратковременной памяти информация представляет собой не полное отображение событий, происшедших на сенсорном уровне, а непосредственную интерпретацию этих событий. Между запоминанием образа событий и запоминанием интерпретации событий имеется явное различие. Для эффективного обучения необходима наиболее важная и наиболее сложная из систем памяти — долговременная память [1].

Если КП можно сравнить со стеллажами в большой библиотеке: книги то снимаются с них, то ставятся обратно в зависимости от сиюминутных нужд, то ДП больше похожа на архив: в ней определенные элементы, выбранные из КП, подразделяются на множество рубрик, а затем хранятся более или менее длительное время [1].

Для того, чтобы учебный материал отложился в долговременной памяти, необходимо выполнить следующие условия:

1. Повторить информацию несколько раз.

2. Связать данные с каким-либо событием.

3. Рассмотреть материал с различных ракурсов.

Клиповое мышление, казалось бы, дает возможность ребенку в полной мере выполнить первое и третье условие. Но реальность оказалась не так безоблачна. Это показала четвертая анкета. Её целью было найти наиболее часто получаемую ребенком информацию практической направленности, которую ему было предложено претворить в жизнь. Например, обучающийся интересуется жвачкой для рук, каждый день просматривает ролики различных авторов, где описывается технология изготовления данного изделия. Причём, технологический процесс не меняется от фильма к фильму. Анкета предлагала записать порядок изготовления жвачки. С заданием справились 18 % респондентов. Это были те, кто самостоятельно претворил в жизнь идею авторов. Теоретики оказались не у дел, в очередной раз, подтвердив необходимость практической деятельности в обучении.

Все вышеприведенные исследования позволили выделить особенности клипового сознания ученика, которые помогли бы учителю улучшить основные показатели образовательной деятельности.

Преподавание физики в 7-8 классах ведется с использованием методических пособий Н.В. Филонович [6, 7], а в 9 классе – с использованием методического пособия Е.М. Гутник и О.А. Черниковой [2] к переработанным по ФГОС учебникам автора А.В. Перышкина. Увеличение количества основных этапов организации учебной деятельности уменьшает время, отводимое на каждый этап, приближая образ мыслительной деятельности ребенка к наиболее привычному. Для этого можно использовать шпаргалку (см. Таблицу 1).

Таблица 1

Введение минутных индивидуальных работ в урок значительно его оживила. Выбор темы каждой индивидуальной работы зависит от многочисленных факторов, как то:

- приоритет учителя в методах и способах подготовки обучающихся;

- в начале, середине или конце четверти (полугодия, года) проводится урок;

- в начале, середине или конце темы проводится урок;

- насколько быстро обучающиеся воспринимают учебный материал и т.д.

Чёткое распределение времени поддерживает учителя в тонусе, не позволяя отвлекаться на посторонние темы и философствования. Конечно же, практически невозможно абсолютно точно уложиться во временные границы, и обязательно будет смещение в пределах 1-2 минут, но это не страшно.

Срезовая работа, проведенная в конце III четверти, показала положительные изменения по сравнению с результатами срезовой работы, проведенной в конце I полугодия (см. диаграмму 7).

 

Диаграмма 7. Результаты срезовых работ

Подобное распределение этапов урока значительно разнообразят деятельность учеников. Первый опыт в проведении занятий по данной схеме вызвал ажиотаж среди детей. Опросы, проведенные по окончанию уроков, выявили, что большинству обучающихся уроки показались интересными и заканчивались очень быстро. Результаты рефлексии можно увидеть на диаграмме 8.

Диаграмма 8. Результаты рефлексии

На экзаменах выпускникам потребуются запасы долговременной памяти. У ребёнка, часами тренирующего клиповое мышление с помощью ИКТ, мало шансов написать ВПР или сдать ГИА с отличными результатами. Приведенная в данной работе методическая разработка, возможно, поможет кому-то из учителей подготовить большее количество выпускников, которыми можно будет гордиться.

Список литературы

1. Боднар А. М. Психология памяти : курс лекций : [учеб. пособие] / А. М. Боднар; М-во образования и науки рос. Федерации, урал. федер. ун-т. — Екатеринбург : изд-во Урал. ун-та, 2014 — 100 с.

2. Гутник Е.М., Черникова О.А. Физика. 9 кл. Методическое пособие. – М.: Дрофа, 2016. – 221 с.[3] с.: ил.

3. Докука С.В. Клиповое мышление как феномен информационного общества/Общественные науки и современность, номер 2, 2013 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.ons.naukaran.com

4. Семеновских Т.В. Феномен «клипового мышления» в образовательной вузовской среде. Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ», Выпуск 5 (24), сентябрь – октябрь 2014 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.naukovedenie.ru

5. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 01.05.2019) "Об образовании в Российской Федерации" [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.fzakon.ru

6. Филонович Н.В. Физика. 7 кл. Методическое пособие. – 5-е изд., пересмотр. – М.: Дрофа, 2018. – 189 с.[3] с. – (Российский учебник).

7. Филонович Н.В. Физика. 8 кл. Методическое пособие. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2017. – 208 с.

Примечание: данная публикация является материалом II МНПК «Актуальные вопросы развития современной науки и образования» (31 июля 2019)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование критического мышления школьников в процессе обучения истории

Особенности подготовки и проведения уроков с использованием методики формирования  критического мышления.Приемы, используемые на стадии вызова.Приемы, используемые при работе с текстом на с...

«Развитие мышления школьников в процессе обучения математике»

В статье "Развитие мышление школьников  в процессе обучения математике" представлена краткое изложение проблемы РО,   технология обучения правилам в системе РО и технологическая к...

Использование информационно – коммуникативных технологий в исследовательской экологической деятельности школьников в процессе обучения химии

В докладе рассматривают вопросы эколого - химического обучения, приведены примеры заданий с экологическим содержанием на уроках и во внеурочной деятельности...

ПРОЕКТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОТ «Информационно-коммуникационные технологии в процессе обучения школьников среднего звена в контексте модернизации российского образования»

Большинство учителей отмечают необыкновенную особенность современных детей – быть на «ты» с окружающей их техникой. Во многих семьях имеются персональные компьютеры, и дети быстро обучаются работать н...

Методический семинар: «Преподавание литературы с учетом клипового мышления современных школьников»

При изучении художественной литературы ученик, носитель клипового мышления, сталкивается с рядом проблем: сам процесс внимательного, вдумчивого чтения противоречит готовности учащегося на высокой скор...

Доклад на тему: "Повышение качества урока через использование здоровьесберегающих и современных технологий в процессе обучения"

Жизнь в XXI веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой активной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья. Сегодня медицинская проблема здоровья подрастающего поко...

ФОРМИРОВАНИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКЕ

ФОРМИРОВАНИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКЕВ наше время очень часто успех человека зависит от его способности четко мыслить, логически рассуждать и ясно излагать свои ...