Методический семинар: «Преподавание литературы с учетом клипового мышления современных школьников»
методическая разработка по литературе (8, 9, 10, 11 класс) на тему

Бондаренко Татьяна Валерьевна

При изучении художественной литературы ученик, носитель клипового мышления, сталкивается с рядом проблем: сам процесс внимательного, вдумчивого чтения противоречит готовности учащегося на высокой скорости получать фрагментарную информацию, часто не в знаковой системе, а при помощи ярких зрительных образов. Чтение печатного текста становится подчас сложнейшей задачей и требует больших усилий, что приводит к вопросу учащихся о практической значимости чтения. Произведения же классические, которые изучаются на уроках литературы, кажутся безнадежно устаревшими, что вызывает полное отторжение у учащихся, чье мышление настроено на постоянно обновляющуюся информацию. 

Для решения этих проблем мы предлагаем  один из возможных путей решения. На наш взгляд, чтобы убедить учащихся в высокой ценности художественной литературы, в том, что она – это особый взгляд на мир, источник богатейшего духовного опыта, нужно показать, что произведения искусства, ставшие классикой, основаны на вечных ценностях, содержат актуальные и сейчас сюжеты, мотивы, модели поведения, характеры. Сделать это можно, опираясь на категории концепта и архетипа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методический семинар на тему:

«Преподавание литературы с учетом клипового мышления

современных школьников».

Пояснительная записка.

«Современный мир, характеризующийся высокой скоростью смены разнообразной, несистематизированной информации, формирует соответствующее ему мышление, позволяющее индивиду успешно жить и развиваться в нем. Такое мышление называют клиповым. Оно характеризуется поверхностностью, образностью, интуитивностью», - утверждает педагог Е.Ю. Ривкин.

Термин «клиповое мышление» произошел от английского слова «clip», что означает «делать вырезки», «обрезать», «зажимать». Феномен клипового мышления легко понять, если представить современные музыкальные клипы или трейлеры к художественным фильмам: быстро сменяющаяся череда картинок, события, связь между которыми сложно установить, зрелищные кадры, использованные с целью вызвать у зрителя сильные эмоции. Этот тип мышления противоположен традиционному понятийному, для которого характерны последовательность, логичность, выявление причинно-следственных связей. (Слайд 3)

При изучении художественной литературы ученик, носитель клипового мышления, сталкивается с рядом проблем: сам процесс внимательного, вдумчивого чтения противоречит готовности учащегося на высокой скорости получать фрагментарную информацию, часто не в знаковой системе, а при помощи ярких зрительных образов. Чтение печатного текста без «картинок», т.е. элементов клипа, становится подчас сложнейшей задачей и требует больших усилий, что приводит к вопросу учащихся о практической значимости чтения. Произведения же классические, которые изучаются на уроках литературы, кажутся безнадежно устаревшими, что вызывает полное отторжение у учащихся, чье мышление настроено на постоянно обновляющуюся информацию. (Слайд 4)

Для решения этих проблем нужна большая планомерная коллективная педагогическая работа. Мы же со своей стороны предлагаем  один из возможных путей решения проблемы. На наш взгляд, чтобы убедить учащихся в высокой ценности художественной литературы, в том, что она – это особый взгляд на мир, источник богатейшего духовного опыта, нужно показать, что произведения искусства (не только литературы), ставшие классикой, основаны на вечных ценностях, содержат сюжеты, мотивы, модели поведения, характеры, которые являются актуальными и сейчас. (Слайд 5)

Иногда учащемуся, особенно с небогатым читательским опытом, сложно за историческим и культурным колоритом того или иного текста увидеть что-то «вечное». Первичное, наивное читательское восприятие заставляет учащихся думать, что современный мир, так не похожий на мир, описанный в классической литературе, совершенно в этой самой литературе не нуждается. Чтобы преодолеть такое восприятие художественного произведения, мы предлагаем строить литературный анализ таким образом, чтобы учащиеся видели выход на вечные, повторяющиеся, а значит – актуальные и сейчас сюжеты, мотивы, образы. (Слайд 6)

Неоднократно культурологи, философы, филологи поднимали вопросы о системе ценностей народа и её репрезентации в языке, культуре, искусстве. Так Степанов Ю.С. выделяет ряд наиболее важных, по его мнению, понятий русской культуры, обозначая их как концепты: «Концепт – это как бы сгусток культуры в сознании человека; то, в виде чего культура входит в ментальный мир человека. И, с другой стороны, концепт – это то, посредством чего человек… сам входит в культуру, а в некоторых случаях и влияет на неё». Конечно, ученый особое внимание обращает именно на те концепты, которые определяют нашу культуру, менталитет, формируют и отображают национальную систему ценностей (вечность, любовь, вода, хлеб, вера, любовь, радость и др.) Словарь Степанова Ю.С. показывает, как в русской языковой картине мира репрезентированы ключевые понятия, составляющие основу нашей культуры.

Ряд концептов, выделенных Степановым, конечно, не является окончательным. Этот список может и должен быть продолжен. Для достижения поставленной нами цели предлагаем проанализировать концепт отца,  который очень важен для русской культуры, в основе которой лежат такие ценности, как семья, вера, Родина… Работа учащихся с концептом отца имеет большое воспитательное значение. Осознается вся глубина этого образа, формируется уважительное отношение к родителям и понимание высокой ответственности отца перед семьей и детьми.  (Слайд 7)

Ядро концепта составляет наименование самого концепта. Слово «отец» является многозначным. Чтобы в этом убедиться, предложим учащимся рассмотреть статьи в толковых словарях С.И. Ожегова, Н.Ю. Шведовой и В.И. Даля и выполнить сопоставительный анализ, а также проанализировать синонимы, контексты, пословицы и поговорки:

Таблица 1. Сопоставительный анализ словарных статей.

С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова

В.И. Даль

Лексические значения

Синонимы

Контексты, словоупотребление (пословицы и поговорки)

мужчина по отношению к своим детям

у кого есть дети

родитель, тятя, тятенька, батюшка, батя, батька, папа, папаша, папенька, папочка, атя.

Ни отец до детей, как Бог до людей. Отца с сыном и сам царь не рассудит. Поминай отца, как время придет. Отцов много, а мать одна (его легче заменить). В дороге и родной отец товарищ (должен помогать). Хорошо бы жить у отца, да нет его у молодца! Поживешь, и Кузьму отцом назовешь! Не суйся наперед отца в петлю! не хвались отцом, хвались сыном молодцом. Муж жене отец, жена мужу венец.

родной отец

отец родной

неродной отец (отчим)

отец по матери (отчим)

Приемный отец (усыновивший или удочеривший ребенка)

отец названный, взявший приемыша и бывший ему за отца)

 

отец духовный, духовник или исповедник

 

отец крестный, восприемник от купели

Посаженый отец

отец посаженый, ряженый или прибеседный, заступающий место отца в брачном обряде

В результате лингвистического анализа учащиеся приходят к выводу, каким именно предстает образ отца в русском языковом сознании, и отражают это в виде схемы. (Слайд 8)

С точки зрения литературоведения вечные мотивы, образы, сюжеты представлены понятием архетипа. По определению Большаковой А. Ю., литературный архетип — это «сквозная», «порождающая модель», которая таит в себе неизменное ценностно-смысловое ядро. Архетипические первообразы, или праформы, как их определял К. Г. Юнг, являясь проявлением «коллективного бессознательного», сопровождают человека на протяжении веков и отражаются в мифологии, религии, искусстве. Множество литературно-художественных образов и мотивов вырастает из определенного архетипического ядра. Исследователи приходят к выводу, что термин «архетип» обозначает наиболее общие, фундаментальные и общечеловеческие мифологические мотивы, которые лежат в основе любых художественных и мифологических структур. Источником архетипических образов прежде всего являются мифологии. Для анализа архетипа отца предложим ученикам обратиться  в первую очередь к древнегреческой мифологии. (Слайд 9)

Библия как собрание текстов, которое является священным в иудаизме и христианстве, оказала большое влияние не только на духовно-нравственную жизнь человеческого общества, формирование определенной системы ценностей, но и на развитие искусства. Многие библейские образы, сюжеты были положены в основу художественных произведений. Использование библейских мотивов обогащает любое произведение, включает его в контекст мировой культуры. Анализ Ветхого Завета в заданном аспекте ставит учащихся перед проблемой: необходимо четко развести, что от «Бога», а что от «человека» перешло в архетип отца. (Слайд 10)

Анализ образа отца в Новом Завете осложняется понятием Божественной Троицы – иного рода отношениями Отца и Сына (Иже от Отца рожденнаго прежде всех век), а также персонификацией Сына Бога на земле. Несмотря на сложную религиозно-философскую трактовку этого явления, учащиеся способны поставить акцент на абсолютном единстве отца и сына и включить это в архетип. (Слайд 11)

Ключевым эпизодом для понимания образа отца и его изменения в Новом Завете является Притча о блудном сыне, в которой Бог уподобляется отцу, прощающему грешного сына. Образ отца приобретает новые черты: отец не карает, он всегда ждет возвращения сына и готов простить его. (Слайд 12)

Основная, ежедневная молитва всех христиан - «Отче наш». Люди обращаются к Богу в звательном падеже существительного «отец», то есть особой форме имени «отче». В этой молитве люди, называя Бога отцом, признают его власть, его волю, просят о насущном хлебе и защите от греха. (Слайд 13)

На основе полученного анализа языкового материала, древнегреческой мифологии, Ветхого и Нового Завета учащиеся создают модель архетипа отца, включающую все аспекты. (Слайд 14)

Полученную модель архетипа отца можно применить к анализу практически всех произведений мировой литературы. Ученикам было предложено проанализировать через призму архетипа отца два произведения, между созданием которых прошло около семи веков: «Слово о полку Игореве» и повесть Н.В. Гоголя «Тарас Бульба». При «наложении» модели архетипа на образы отцов в этих произведениях было очевидно, что в разных текстах актуализируются разные архетипические качества, что напрямую зависит от идеи произведения. Но при этом выделенные аспекты значительно углубляют понимание образа отца. (Слайды 15-17).

Использование на уроках литературы предложенной нами методики позволяет решить некоторые проблемы, связанные с психологическими особенностями современных школьников. «Фрагментарный» анализ материала (лингвистические данные, мифологии разных народов) соответствует возможностям клипового мышления; схемы, модели, матрицы делают материал более понятным и доступным, но  при этом в сознании учащегося складывается целостная картина относительно ключевого понятия культуры и его репрезентации в произведениях искусства.

Литература:

  1. Большакова А. Ю. Литературный архетип // Литературная учёба. — 2001. — № 6.- С.171.
  2. Даль В.И. Иллюстрированный толковый словарь русского языка. Современное написание. М., АСТ Астрель, 2006. 349с.
  3. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка, М., 1994
  4. Ривкин Е.Ю. Клиповое мышление как стимул обновления педагогической практики.// Психолог в школе! Научно-методический журнал. 2015, №1(13) С. 5-9
  5. Степанов Ю.С. Константы. Словарь русской культуры. Опыт исследования. – М., 1997
  6. Юнг К. Г. Архетип и символ. — М.: Ренессанс, 1991. — 298 с.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Бондаренко Татьяна Валерьевна , учитель русского языка и литературы МАОУ «СОШ №93 с углубленным изучением отдельных предметов» Преподавание литературы с учетом клипового мышления современных школьников

Слайд 2

«…Первоочередная цель изучения литературы на ступени основного общего образования направлена на воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры». ( Приказ Минобразования России от 05.03.2004 N 1089 (ред. от 31.01.2012) "Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования" )

Слайд 3

КЛИПОВОЕ МЫШЛЕНИЕ Фрагментарность Эмоциональность Потребность в новизне Многоканальность восприятия Высокая скорость получения информации Мотивация на практическую значимость Ривкин Е.Ю. Клиповое мышление как стимул обновления педагогической практики.// Психолог в школе! Научно-методический журнал. 2015, №1(13) С. 5-9

Слайд 4

Актуальность темы Особенности клипового мышления Освоение художественных текстов Фрагментарность, готовность к высокой скорости получения информации Внимательное вдумчивое чтение Готовые зрительные образы Мысленное представление образов Эмоциональность Эмоции возникнут у читателя как результат вдумчивого чтения и вживления в образ Многоканальность восприятия окружающего мира, готовность к обработке разнообразной информации Один канал восприятия Рациональность, мотивация на практическую значимость информации Практической значимости нет Потребность в новизне Классическая литература не нова Тема методического семинара позволит устранить очевидные противоречия между задачами, поставленными ФГОС, и доминирующим типом мышления подростков.

Слайд 5

Цель работы Разработка методики, которая позволит мотивировать учащихся на чтение и изучение художественной литературы, преодолев критерий «практической значимости»; изменить негативное восприятие учащимися всего «устаревшего», в том числе и классической художественной литературы; предложить учащимся методы изучения литературы с учетом доминирующего клипового мышления; в потоке бессвязной информации, поступающей из окружающего мира, помочь ученику определиться с нравственными ориентирами и сформировать социально-значимую систему ценностей.

Слайд 6

Концепция: Литературоведческий анализ должен показать учащимся выход на вечные, повторяющиеся, а значит – актуальные и сейчас сюжеты, мотивы, образы. Акцент на глубинных пластах смысла позволит учащимся осознать включенность произведения в мировой культурный контекст, увидеть актуальность поставленных автором проблем, перевести предмет изучения литературы из разряда «устаревшего» в разряд «вечного», а значит – изменить ракурс восприятия классических произведений. Одним из самых значимых в мировой культуре образов является образ отца .

Слайд 7

Задачи проанализировать понятие «отец» как ключевую константу мировой культуры; о рганизовать проектно-исследовательскую деятельность учащихся по созданию схемы концепта «отец»; о рганизовать проектно-исследовательскую деятельность учащихся по созданию модели архетипа «отец»; Применить полученную модель для анализа художественных произведений с целью выделения вечных образов, мотивов, сюжетов.

Слайд 8

Организация проектной деятельности учащихся по исследованию концепта «отец » Перед учащимися 9 класса были поставлены задачи: Проанализировать лексическое значение слова «отец», представленного в толковых словарях; Привести и проанализировать синонимический ряд слова «отец »; Сделать ассоциативный анализ слова «отец »; Составить схему концепта «отец». Кто? Какой? Родитель Родной Бог Отец Строгий/ласковый Наставник Мудрый Защитник Бережливый

Слайд 9

Организация проектной деятельности учащихся по исследованию архетипа «отец » Перед учащимися 9 класса были поставлены задачи: Проанализировать образ отца в древнегреческих космогонических мифах; Проанализировать образ отца в Ветхом и Новом Завете; Выделить архетипические мотивы, образы, сюжеты, связанные с образом отца; Составить модель архетипа отца. Образ отца в древнегреческих космогонических мифах Уран - Кронос - Зевс Отец олицетворяет собой власть, которую боится потерять с рождением и взрослением сына. Отец и сын – соперники.

Слайд 10

Образ отца в Ветхом Завете Человек-отец Бог-отец Лот (готов принести в жертву дочерей) Авраам ( отец изгоняет Агарь с сыном, полагаясь на Бога) Ной (отец, попавший в беспомощное положение) Бог сотворил целый мир, дал начало всему роду человеческому. Бог не дает Аврааму выполнить Его указ приношения в жертву сына (говорит ему, что он увидел как Авраам верен ему). Бог уничтожает города Содом и Гоморра, когда видит, что все люди в них нечестивы, грешны и поддались разврату. Отец может быть греховен, слаб, беспомощен. Отец созидает, испытывает, наказывает.

Слайд 11

Образ отца в Новом Завете Бог в христианском вероисповедании триедин. Это Святая Троица – Отец , Сын и Святой дух.

Слайд 12

Притча о блудном сыне Притча о блудном сыне, в которой сын, взяв у отца часть имения, расточил его, живя в разврате, но вернувшись получил прощение, помогает нам понять, насколько сильно изменилось отношение Бога к людям.

Слайд 13

Модель архетипа отца Отец Бог Человек Благословение/проклятие Тот, у кого наследуют Приносит ребенка в жертву Слабость, старость, немощность Забота/изгнание Деторождение Защита Суд Готовность простить и принять раскаявшегося Нравственная основа, мудрость Наказание/помилование Испытание Забота Власть Создание Концепт (Бог, родитель, наставник, защита, мудрость, ласка, строгость, бережливость)

Слайд 14

Применение полученной модели архетипа для анализа «Слова о полку Игореве» (Милена, 9 класс) Притча о блудном сыне «Слово о полку Игореве» 1. Сын принял решение жить самостоятельно. 1. Игорь решил пойти на бой, не сообщив Святославу . 2. Обманчивый успех; много друзей, развлечения . 2. Первая легкая победа войска Игоря над половцами. 3. Разорение , смирение. 3. Проигранное сражение на Каяле . 4. «Сын мой был мертв и ожил » 4. Плен Игоря – духовная смерть 5. Возвращение домой 5. Побег из плена 6. Отец рад возвращению сына. 6. Вся русская земля рада.

Слайд 15

Интерпретация образа отца в «Слове » в сопоставлении с Притчей о блудном сыне (Милена, 9 класс) Появление образа прощающего отца, всегда ждущего раскаявшегося сына, - это евангельская традиция, это влияние православной культуры, пришедшей на русскую землю в конце 10 в., но образ отца в «Слове» достаточно сильно отличается от образа отца в Притче. В «Слове» Святослав показан не только как прощающий отец, но и как отец состарившийся, ослабевший, плачущий, любящий детей без условий, при этом покинутый детьми.

Слайд 16

Применение полученной модели архетипа для анализа повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» (Анастасия, 9 класс) Тарас Бульба Архетип отца 1. Встреча сыновей. 1. Шутливое испытание на стойкость (после шутливого «восстания против отца») 2.Наряжает сыновей в лучшую одежду, приказывает накрыть богатый стол. 2. Образ отца из Притчи о блудном сыне 3. Везет сыновей в Запорожье. 3. Испытание (в товариществе, в бою, в верности) 4. Судит и убивает Андрия . 4. Суд и наказание (функции Бога) 5. Приходит на казнь Остапа, смотрит на мучения сына и не может помочь. 5. Параллель с казнью Иисуса Христа. Сопричастность отца мучениям сына заключено в идее единства Святой Троицы. Отец и сын – это единое.

Слайд 17

Перспективы развития темы Сформированная модель архетипа отца позволяет углублять понимание художественных произведений на протяжение всего курса обучения. Аналогичным образом могут быть разработаны и применены модели других ключевых констант мировой культуры, значительно углубляющие понимание художественного произведения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации "Значение уроков литературы в формировании речевого этикета школьников"

Сведения об авторе:Калашникова Зинаида Абдуваитовна, учитель высшей категории МОУ-СОШ№2 муниципального образования – город Армавир, Отличник народного просвещения, стаж педагогической деятельнос...

Организация учебной деятельности с учетом психологических особенностей школьников в условиях адаптивной системы обучения

Организация учебной деятельности с учетом психологических особенностей школьников в условиях адаптивной системы обучения...

КВН по бухгалтерскому учету. Методическая разработка по предмету «Бухгалтерский учет»

Профессия должна нравиться, работа обязательно должна приносить моральное удовлетворение. Профессия бухгалтера является важнейшей профессией современности. Без бухгалтерского учёта не может обойт...

Система работы учителя по учету психофизиологических особенностей школьника в работе учителя с одаренными учащимися на уроках биологии.

Система работы педагога, позволяющая учитывать индивидуальные особенности учащихся и формировать индивидуальный стиль познавательной деятельности....

Презентация проекта:"Модель учета личностных достижений школьников как инструмент повышения качества образования"

Презентация проекта по формированию системы учета личностных достижений учащихся....

«Индивидуально-дифференцированный способ обучения с учетом психофизиологических особенностей школьников»

Одной из проблем современного образования в целом и дополнительного образования в частности остается проблема повышения эффективности учебно-воспитательного процесса.Трудности в освоении любой дополни...

МОДЕЛИРОВАНИЕ УРОКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА С УЧЕТОМ ОСОБЕННОСТЕЙ КЛИПОВОГО МЫШЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

В статье рассматриваются вопросы преподавания русского языка с учетом клипового мышления современных школьников. Автор статьи ставил целью рассмотреть особенности клипового мышления как доминирующей ф...