МОДЕЛИРОВАНИЕ УРОКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА С УЧЕТОМ ОСОБЕННОСТЕЙ КЛИПОВОГО МЫШЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
статья по русскому языку (9 класс) на тему

Бондаренко Татьяна Валерьевна

В статье рассматриваются вопросы преподавания русского языка с учетом клипового мышления современных школьников. Автор статьи ставил целью рассмотреть особенности клипового мышления как доминирующей формы познавательной деятельности современных подростков, а также возможность использования клиповых приемов при изучении родного языка. В статье предлагается методика написания экзаменационного сочинения в 9 классе путем создания матрицы текста, отражающей не только содержательные, но и графические и знаковые особенности данного вида работы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statyabondarenko.docx31.33 КБ

Предварительный просмотр:

УДК 372.881.161.1

МОДЕЛИРОВАНИЕ УРОКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА С УЧЕТОМ ОСОБЕННОСТЕЙ КЛИПОВОГО МЫШЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

Т.В. Бондаренко

RUSSIAN LESSONS MODELING

ACCORDING TO THE CLIPPING INTELLECTION PECULARITIES OF SCHOOLCHILDREN

T.V. Bondarenko

В статье рассматриваются вопросы преподавания русского языка с учетом клипового мышления современных школьников. Автор статьи ставил целью рассмотреть особенности клипового мышления как доминирующей формы познавательной деятельности современных подростков, а также возможность использования клиповых приемов при изучении родного языка. В статье предлагается методика написания экзаменационного сочинения в 9 классе путем создания матрицы текста, отражающей не только содержательные, но и графические и знаковые особенности данного вида работы.

The article concerns the question of teaching Russian language according to the clipping intellection peculiarities of modern schoolchildren. The author aims to review clipping intellection peculiarities as the dominant form of cognitive activity of teenagers and the possibility to use clipping way in teaching native language. The article provides the method of writing a composition at the 9th form exam with the help of doing text matrix describing not only thoughtful but graphical and signed features of the aspect.

Ключевые слова: клиповое мышление, фрагментарность информации, наглядность, шаблон, матрица сочинения.

Key words: clipping intellection, fragment information, illustrativeness, sample, composition matrix.

 «Современный мир, характеризующийся высокой скоростью смены разнообразной, несистематизированной информации, формирует соответствующее ему мышление, позволяющее индивиду успешно жить и развиваться в нем. Такое мышление называют клиповым. Оно характеризуется поверхностностью, образностью, интуитивностью», - утверждает педагог Е.Ю. Ривкин [Ривкин, 2015, 5].  Термин «клиповое мышление» произошел от английского слова «clip», что означает «делать вырезки», «обрезать», «зажимать». Феномен клипового мышления легко понять, если представить современные музыкальные клипы или трейлеры к художественным фильмам: быстро сменяющаяся череда картинок, события, связь между которыми сложно установить, зрелищные кадры, использованные с целью вызвать у зрителя сильные эмоции. Этот тип мышления противоположен традиционному понятийному, для которого характерны последовательность, логичность, выявление причинно-следственных связей. Е.Ю. Ривкин выделяет следующие характеристики клипового мышления:

  1. Фрагментарность, готовность к высокой скорости получения информации;
  2. Образность;
  3. Эмоциональность;
  4. Многоканальность восприятия окружающего мира, готовность к обработке разнообразной информации;
  5. Рациональность, мотивация на практическую значимость информации;
  6. Потребность в новизне [Ривкин, 2015, 8-9]

Клиповое мышление стало массовым с распространением интернета. По мнению культуролога К.Г. Фрумкина, есть ряд предпосылок, породивших клиповое мышление ещё в середине 20 в.:

  1. Ускорение темпов жизни и возрастание информационного потока, что вызывает необходимость отбора и сокращения информации;
  2. Потребность в большей актуальности информации и скорости её поступления;
  3. Увеличение разнообразия поступающей информации;
  4. Увеличение количества дел, которыми человек занимается одновременно;
  5. Рост диалогичности на разных уровнях социальной системы [Фрумкин, 2010].

Действительно, современные дети выполняют множество дел одновременно (преимущественно за компьютером): общаются с друзьями в социальных сетях, слушают музыку, просматривают фотографии, делают уроки, при этом уже автоматически отфильтровывают ненужную информацию в виде всплывающих окон, рекламных баннеров и т.д. С одной стороны, можно только порадоваться адаптации подростков, с другой стороны, вызывают тревогу последствия такого способа постижения мира: рассеянное внимание, сложности с запоминанием, отсутствие усидчивости и умения сосредоточиться на одном предмете мысли. Это лишь немногие признаки носителя клипового мышления.  Но учителей-словесников в первую очередь интересует, как «клиповость» мышления проявляется в речи подростка. Л.С. Выготский в исследовании, посвященном взаимосвязи мышления и речи, установил, что отношение мысли к слову непостоянно; это процесс, движение от мысли к слову и обратно, становление мысли в слове [Выготский, 1999, 220].Соответственно, изменение мышления не может не отразиться на таком сложном феномене, как речь. Опыт работы с детьми среднего школьного возраста позволил сделать ряд наблюдений над естественной речью ребенка, причем как устной, так и письменной, которые, на наш взгляд, коррелируют с клиповым мышлением:

  1. Учащийся читает только начало слова, а конец придумывает, исходя из своего лексического запаса. Так, читая вслух повесть И.С. Тургенева «Муму», ученики вместо «…Вдова, окруженная многочисленною дворней» произносят «…Вдова, окруженная многочленною дворней» (термин «многочлен» используется на уроках математики);
  2. Дети часто (сознательно!) не дописывают и не договаривают окончания слов, мотивируя тем, что написанного (сказанного) уже достаточно для понимания;
  3. Речь учащихся (и устная, и письменная) характеризуется использованием коротких синтаксических конструкций, восклицательных предложений, парцелляцией.
  4. Активно развивается новая знаковая (невербальная) система, отображающая быструю смену эмоциональных состояний человека. Начиналась эта система со «смайликов», которые уже уходят в прошлое. На смену им пришли «стикеры» - не двоеточие со скобкой, не улыбающаяся или плачущая рожица, а полноценная сюжетная картинка.

Нельзя не обратить внимание, что многие проявления клипового мышления в речи нисколько не противоречат основным законам развития языка. Налицо представлены экономия речевых усилий, тенденция к экспрессивности, закон языковой аналогии. Возможно, именно эти факторы позволяют многим исследователям воспринимать клиповое мышление и его проявление в речи как очередной этап развития. Но современная школа столкнулась с серьёзной проблемой: перед педагогами поставлена задача создать условия для формирования разносторонней личности, научить ребенка самостоятельно получать системные знания, уметь организовывать свой образовательный процесс и применять полученные знания на практике. Для достижения поставленных задач необходимо учитывать особенности мышления современного поколения.  Е.Ю. Ривкин отмечает, что традиционная консервативная школа строит обучение на основе привычного для педагогов понятийного мышления [Ривкин, 2015, 7]. Таким образом, очевидно, что педагоги и ученики не только говорят на разных языках, но и думают и воспринимают мир по-разному, при таком подходе невозможно выстроить полноценный, продуктивный диалог.

Что же делать с клиповым мышлением ребенка? Этот вопрос регулярно возникает в работе педагогов и психологов. В конце 20 в. в ряде стран осознали опасность этого явления.  В США для концентрации внимания были разработаны тренинги, рекомендовалось внимательное, вдумчивое чтение художественных произведений. В Японии в начальных классах ограничен доступ детей к компьютеру, запрещено использование калькуляторов. Но окружающий мир диктует свои условия, поток информации увеличивается, и человек должен быть к этому адаптирован. На наш взгляд, современный человек должен обладать неким синтетическим мышлением, нельзя делать акцент на развитии лишь понятийного мышления и также нельзя полностью уступать клиповому.

Учитывая первичность клипового мышления у современных подростков, нужно использовать его особенности для усвоения материала и для дальнейшего формирования на его основе мышления понятийного. Многие педагоги работают над этой проблемой. Большая работа в этом ключе была проведена учителем русского языка Стояновой Л.М.. Педагог при закреплении изученного материала использовал прием кластера как способа графической организации материала, позволяющего сделать наглядными мыслительные процессы: «Кластер предполагает выделение смысловых единиц текста и графическое оформление их в виде схемы. Кластер является отражением нелинейной формы мышления, позволяет показать смысловые поля того или иного понятия» [Стоянова].   Прием кластера совершенно соответствует клиповой форме подачи материала, ведь он охватывает большое количество информации, оформляет её в виде графических блоков, т.е. делает наглядной, показывает разные виды связи между явлениями, а это уже формирование понятийного мышления.

Особую сложность, как показывает опыт, у современных детей при изучении русского языка вызывает написание сочинений, особенно при подготовке к ОГЭ (9 класс). Следует отметить, что сама структура контрольных измерительных материалов носит явно выраженный «клиповый» характер: очевидна бессвязность заданий, их нелогичность, а 15 задание, которое предполагает написание сочинения, в силу «шаблонности» сочинением вообще не является. Пособия по подготовке учащихся к ОГЭ по русскому языку, интернет-ресурсы пестрят заготовленными фразами, шаблонами для написания сочинения, но это не решает проблем содержания текста. Перед учеником стоит ряд задач: понять содержание текста, определиться с выбором темы, вспомнить подходящие шаблонные фразы, соблюсти абзацное членение, структуру текста и т.д. Для небольшого по объему текста слишком много мелких задач. Вот в этом случае может помочь «клип» сочинения, его своеобразный макет.

Макет сочинения 15.2

Текст __________ заканчивается словами: «___________________________.» Смысл этого высказывания я понимаю так: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

Чтобы доказать данное утверждение, обратимся к тексту, а точнее – к предложению _____, в котором ____________________________________________________________________________________________________________________________________. Также в предложении ______ говорится, что _____________________________________________________________________________.

В заключение я бы хотел сказать, что _____________________________________________________________________________________________________________________.

Какие задачи решаются при помощи этого макета? Во-первых, ученик ясно представляет графическую организацию материала (примерный объем текста, количество абзацев). Во-вторых, легко запомнить не только шаблонные фразы, рекомендованные для написания этих сочинений, но и знаки препинания при них. Это не означает, что мы предлагаем свести экзаменационную работу, подготовку к ней до примитивного выучивания и дальнейшего заполнения шаблона. Как раз наоборот: эта работа позволяет снять необходимость запоминать множество формальностей для написания сочинения и сосредоточиться на содержании текста.

 При подготовке к экзамену ученикам было предложено на отдельном листе создать макет сочинения по предложенному тексту (именно создать, а не написать). Наблюдения показали, что подростки перенесли макет сочинения на лист, создали своеобразную «раму», (быстро «покончили с формальностями») и углубились в понимание текста, сосредоточились на содержании - собственном понимании, привлечении адекватных аргументов из текста. Современному ученику, носителю клипового мышления, очень сложно написать связный линейный текст, ведь для этого требуется установить четкие причинно-следственные связи. Задача становится легко выполнимой, когда ребенок понимает, как нужный текст выглядит. Даже если это не текст, а его «рамка», отсутствующие элементы можно вставить, как пазлы. Так визуальная подача материала позволяет сэкономить время на экзамене, а самое главное – снять напряжение, дать понять ученику, что он будет работать с тем, что ему хорошо известно, - с «картинкой».

Клиповое мышление, на наш взгляд, и учет его особенностей в педагогике – это не новое и абсолютно не изведанное явление. Возрастные психологические особенности детей и подростков всегда требовали частой смены деятельности, разнообразных форм работы, эмоциональности при объяснении материала, яркости наглядных пособий, новизны и т.д.  Конечно, необходима планомерная и последовательная работа по актуализации положительных качеств клипового мышления, использованию их при организации учебной деятельности, направленной на освоение изучаемого предмета.

Литература:

  1. Выготский Л.С. Мышление и речь. М.: Лабиринт, 1999, 352 с.
  2. Ривкин Е.Ю. Клиповое мышление как стимул обновления педагогической практики.// Психолог в школе! Научно-методический журнал. 2015, №1(13) С. 5-9
  3. Стоянова Л.М. Преподавание  русского  языка  с учётом особенностей  клипового  мышления современных школьников. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://osvita.uaДодаютьсяnews/468/46836/Robota.doc
  4. Фрумкин, К.Г. Клиповое мышление и судьба линейного текста. [Электронный ресурс]  // Ineternum 2010. №1. Режим доступа: http://nounivers.narod.ru/pub/kf_clip.htm

Сведения об авторе:

Бондаренко Татьяна Валерьевна – учитель русского языка и литературы МАОУ «СОШ №93 с углубленным изучением отдельных предметов», taty.bondarencko@yandex.ru

Bondarenko Tatiana V. - teacher of Russian language and literature, municipal autonomous educational institution «Secondary school №93 with profound studying of separate subjects»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: “Моделирование урока английского языка с учетом психофизиологических особенностей учащихся”

Тема: “Моделирование урока английского языка с учетом психофизиологических особенностей учащихся” Тезисы.Во-первых, если учитель знает, к какой категории относится их ученик, им легче строи...

Конспект урока русского языка с учетом требований ФГОС на тему:

Конспект урока русского  языка  в 8 классе  с учетом требований ФГОС на тему: «Односоставные предложения»...

"Формирование креативного мышления семиклассников на уроках русского языка средствами реализации технологии критического мышления через чтение и письмо"

В работе представлена система работы по формированию креативного мышления семиклассников на уроках русского языка средствами реализации технологии критического мышления через чтение и письмо. Дан...

Урок русского языка с учетом дифференцированного подхода в обучении.

Тема "Дефисное и раздельное написание неопределенных местоимений". 6-й класс...