Дифференцированный подход на уроках русского языка с учетом психологических особенностей учащихся.
статья по русскому языку на тему
Предварительный просмотр:
Дифференцированный подход на уроках русского языка с учетом психологических особенностей учащихся.
Обучение осужденных в ВК представляет собой актуальную социальную проблему, связанную с исправлением и перевоспитанием правонарушителей. Воспитательная роль общеобразовательного обучения в ВК заключается:
1) в том, что большую часть свободного времени осужденные заняты общественно-полезной деятельностью. Обучение в школе не только повышает их общеобразовательный уровень, но и способствует культурному развитию и нравственному воспитанию.
2) Нельзя забывать, что воспитательный процесс в школе при ВК не исчерпывается уроком и не ограничивается рамками класса, учебного кабинета, школы. Он получает своё дальнейшее развитие внеклассных и внешкольных мероприятиях. Учебно - воспитательная деятельность педагогического коллектива школы при ВК является одним из важных звеньев исправительно-воспитательного процесса.
3) В процессе учебно-воспитательной работы у наших учащихся искореняются отрицательные и формируются заново положительные привычки, умения, навыки поведения, общественная активность.
Считаю, что главная задача учителя – помочь воспитанникам посмотреть на себя другими глазами, а это возможно в обстановке творческого взаимодействия. Учитель должен быть наставником, безукоризненно порядочным, интеллектуальным, не способным кривить душой. Это мгновенно улавливается воспитанниками.
Наши учащиеся, большинство из них, не получили должного образования и воспитания в семье. Придя в школу, попадают в число худших, а в итоге многие оказываются вне школы. И наша задача – всё вернуть, заинтересовать, научить.
В нашей работе огромное место занимает индивидуальная работа, основанная на глубоком знании ученика. Ведь неповторимы личностные качества наших учащихся, различны их жизненные пути в прошлом, а также перспективные устремления на будущее. Они различны по своим взглядам, характерам, темпераментам, наклонностям и духовным потребностям. Поэтому и методы психолого-педагогического воздействия на них не будут одинаковыми, а предопределяются индивидуальными особенностями личности.
Важнейшей формой организации учебно-воспитательного процесса в школе является урок. От качества его проведения в огромной степени зависит эффективность выполнения школой своих учебно-воспитательных функций. Качество в свою очередь зависит от того, как учителя активизируют и направляют положительное отношение учащихся к учению. Чтобы обучение, перевоспитание и воспитание были действенными, учитель должен знать, кого он учит, чему хочет научить, как воспитывать и кого. Следует заранее подумать о том, как победить на уроке лень и апатию одних учащихся, озлобленность и агрессивность других, сарказм, недоверие и подозрительность третьих. При этом учитывать такие особенности учащихся, как рассеянность, пониженное внимание и работоспособность вследствие физического утомления, психической подавленности или перевозбуждения, ограниченность или искаженность нравственных представлений, недостаток основных знаний по учебному предмету.
Как же качественно, за короткий срок дать нашим учащимся минимум знаний в пределах учебной программы? Наши воспитанницы при поступлении в ВК имеют слабые знания или знания их отрывочны, бессистемны по многим причинам. Это и нежелание учиться, и сложности в семье, болезни, употребление алкоголя, наркотиков, токсикомания и табакокурение. Многие имеют низкий уровень мышления, узкий кругозор. Потому в условиях нашей работы с воспитанницами необходим дифференцированный подход. Это очень важно в школе при ВК. Ещё одна трудность - постоянное движение учащихся (прибытие и убытие из ВК в течение года) приводит к постоянному изменению в составе классов. Отсутствие стабильных классных коллективов заметно затрудняет учебный процесс.
В целях устранения пробелов в знаниях учащихся, наиболее полного восприятия учебного материала каждым из них я практикую дифференцированное обучение. Оно даёт возможность правильно оценить знания учащихся, активизировать их на уроке, развивает их самостоятельность. Конечно же, успешно обучить ученика можно лишь тогда, когда у него есть желание учиться. Нужно увлечь своим предметом, стараться формировать интерес к учёбе. Считаю, что основной акцент в учебно-воспитательной работе школ ВК необходимо сделать на:
1) Систему работы по оказанию помощи по ликвидации пробелов в знаниях учащихся и вновь прибывших воспитанников или воспитанниц, в развитии интереса к знаниям.
2) Организацию самовоспитания учителем.
Работу по ликвидации пробелов в знаниях учащихся рекомендую проводить дифференцированно, в зависимости от причин их возникновения. Например, с учащимися, отстающими в умственном развитии, провожу работу с карточками, перфокартами, с карточками взаимного контроля. Ведь эти учащиеся легкоранимы, возбудимы, им необходим особый микроклимат. Много на уроках невнимательных. Такие учащиеся не понимают до конца излагаемый материал. Здесь практикую парные диалоги с целью проверки теоретических знаний, работу в группах, рецензирование ошибок в тетрадях. Вновь прибывшим раздаю листки-информаторы, разработанные по текущим темам материла.
Используя дифференцированное обучение, условно делю класс на три группы. В первую зачисляются учащиеся, хорошо усвоившие учебную программу прошлых лет (сильные учащиеся). Во вторую группу входят учащиеся, умеющие выполнять задания средней трудности (средние учащиеся). В третью группу включаю наиболее отстающих учащихся, получающих, естественно, простые задания, которые постепенно усложняются.
Готовясь к новой теме, в первую очередь думаю о том, как заинтересовать учеников своим предметом, как активизировать их познавательную деятельность, как пробудить творческие силы. Урок русского языка, пожалуй, один из самых сложных уроков. Любой урок начинается с реализации цели – заставить каждого поверить в свои силы и возможность учиться успешно. Для этого подбираю систему упражнений, позволяющих проработать, повторить или закрепить на различных этапах обучения ранее изученное в классе.
Хорошие результаты даёт использование таких форм обучения как уроки-зачёты, уроки-практикумы, уроки-соревнования, уроки-конкурсы; а также формы включения в уроки коллективной, групповой и индивидуальной деятельности учащихся; применение игр. Это позволяет разнообразить урок, активизировать учащихся. Работают и слабые, и сильные дети. Стараюсь, чтобы урок был непринуждённый, раскованный, придаю ему поисковый характер.
В ВК учащиеся строго ограничены требованиями режимного характера. Время на усвоение учебного материала – практически только урок. Поэтому стараюсь отобрать весь имеющийся материал, выделить наиболее существенное, важное, интересное. Если сильный ученик заполнил какое-то правило, то ученику слабому, имеющему пробелы в знаниях, даётся все с трудом. Он теряется, всё путает, хотя старается подтянуться в учёбе, стать лучше. Запомнить правила таким учащимся помогает рифма. Считалка, скороговорка не заучиваются специально, они просто легко запоминаются. Выполненные в цвете на компьютере, где орфограмма выделяется броско, они обучают ещё и зрительно. Чтобы встряхнуть учащихся, заинтересовать весь класс проблематикой урока, активизировать их мыслительную деятельность, часто начинаю урок с разминки, куда входят загадки, вопросы и т. д.
И сильные, и слабые учащиеся нуждаются в побуждении к активной и познавательной деятельности. В качестве стимулов для сильных учеников использую задания повышенной трудности, для более слабых – доброжелательное общение и индивидуальную помощь в случае затруднения. В кабинете есть целая система заданий (с постепенным усложнением) для индивидуальной работы на различных типах урока, а также на всех его этапах. Уделяю равное внимание и слабым, и средним, и сильным учащимся.
Важным условием работы со слабоуспевающими учащимися считаю проведение тренировочных работ на основе предупреждающего анализа. Цель его – вооружить учащихся приёмами «узнавания» трудностей. Также полезным в работе со слабыми учащимися является подбор упражнений, аналогичных выполненным и разобранным в классе. Использую в процессе обучения приёмы взаимопроверки и самопроверки, что вырабатывает способности самоконтроля.
Считаю правильным учить всех (и сильных, и слабых) на трудном для анализа текстовом материале. При этом дифференцируется объём выполняемой работы, а не уровень трудности текстов для анализа. Ученик (пусть он слабый) не должен выключаться из трудностей работы, только так он и может овладеть навыками работы с материалами повышенной трудности.
Очень большое внимание уделяю взаимопомощи на уроках. Прикрепляю сильных учеников к слабым. Ведь как уже говорилось, ликвидация пробелов в знаниях – это постоянная работа с учащимися на уроках, и на неё уходит много времени. А ведь на каждом уроке наращивается сложность заданий, и это может привести к невосполнимым потерям: один за другим будут «отставать» слабые, безвольные, неуверенные, и учитель вдруг однажды увидит, что работает только с несколькими учащимися. Поэтому исходной на каждом моём уроке должна быть общедоступная задача, понятная каждому ученику. Решаю эту проблему при помощи индивидуальных карточек – заданий, которые дают шанс даже очень слабому учащемуся совершенно самостоятельно, не списывая, получить хорошую оценку, поверить в свои силы. Он за несколько месяцев поднимается до уровня более сильных в классе. Использую на уроках и метод саморазвития учащихся. Он основан на использовании карточек обратной связи, парном взаимоконтроле. Учащиеся сами оценивают знания друг друга, задают друг другу вопросы и определяют правильность ответов. Это воспитывает ответственность, инициативу: происходит становление личности.
Формы и методы индивидуальной работы с учащимися на уроках русского языка многообразны. Учащимся интересно работать только тогда, когда каждый получает посильное для него задание.
Заинтересованность в изучении материала, возможность видеть на уроке работающими и сильного и слабого учеников - вот радость для учителя!
Литература.
1. Львова С. И., Александрова О. М., Рыбченкова Л. М. Русский язык в школе: состояние, проблемы и пути их решения. – РЯШ – 2003. - № 4.
2. Борисова Ю., Гребенёв Ю. Дифференциация методов обучения в зависимости от когнитивного стиля ученика. – Народное образование. – 2003. - № 7.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема: “Моделирование урока английского языка с учетом психофизиологических особенностей учащихся”
Тема: “Моделирование урока английского языка с учетом психофизиологических особенностей учащихся” Тезисы.Во-первых, если учитель знает, к какой категории относится их ученик, им легче строи...
Доклад "Дифференцированный подход на уроках русского языка в основной школе"
Обобщение педагогического опыта по применямой технологии дифференцированного подхода...
Дифференцированный подход на уроках русского языка
Два мира есть у человека:Один, который нас творил.Другой, который мы от векаТворим по мере наших сил. Н....
Формирование нравственных ценностей в процессе работы над текстом на уроках русского языка с учётом возрастных особенностей учащихся
Формирование нравственных ценностей в процессе работы над текстом на уроках русского языка с учётом возрастных особенностей учащихся...
«Дифференцированный подход на уроках русского языка».
в помощь учителю...
конспект урока по теме "правописание приставок ( подготовка к ОГЭ по русскому языку с учетом индивидуальных особенностей учащихся) " 6 класс
Класс: 6Предмет: русский языкНазвание раздела: орфографияТема урока: правописание приставок ( подготовка к ОГЭ по русскому языку с учетом индивидуальных особенностей учащихся) . Форма урока: урок...
Статья "Дифференцированный подход на уроках русского языка и литературы"
Данная статья содержит информацию о дифференцированном обучении на уроках русского языка и литературы. Дифференцированный подход является актуальной проблемой современной школы....