Главные вкладки

    Доклад "Дифференцированный подход на уроках русского языка в основной школе"
    методическая разработка по русскому языку по теме

    Шадрина Полина Александровна

    Обобщение педагогического опыта по применямой технологии дифференцированного подхода

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon defferentsirovannyy_podkhod_na_urokakh_russkogo_yazyka.doc35.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Выступление на МО учителей гуманитарного цикла

    Шадриной П.А., учителя русского языка и литературы

    МКОУ «Кропанинская ООШ»

    2011 год

     

     

    Дифференцированный подход на уроках русского языка

     в основной школе

            Основная цель и задача школы – раскрыть индивидуальность ребенка, помочь ей проявиться и обрести устойчивость.

            Чтобы добиться этой цели, нужно использовать средство для развития личности ученика, способствующее успешному усвоению каждым учеником учебной программы, динамичную систему классной, групповой и индивидуальной работы учащихся – дифференцированный подход в обучении.

            Задача учителя – помочь ребенку раскрыть свою индивидуальность, использовать для достижения этого эффективные средства и не забывать, что :

    1. любой труд интересен, если он разнообразен;
    2. чем больше новое связано с изученным ранее, тем легче оно усваивается;
    3. чем чаще мы проверяем и оцениваем труд ученика, тем интереснее ему работать;
    4. урок будет интересен, если ярко и эмоционально подан материал;
    5. необходимо знать индивидуальные особенности личности учеников.

    Остановимся на последнем пункте подробней, ведь использование

    дифференцированного подхода в обучении предполагает знание психологических особенностей детей, уровня работоспособности, уровня обученности.

    1. Психологические особенности.

        Учитель должен знать, что темперамент влияет на динамику мыслительных и волевых процессов.

            Холерики – сильные, энергичные, но неуравновешенные дети, способны на агрессивные поступки, так как быстро раздражаются. Если они теряют веру в свои способности, у них наступает апатия, подавленное настроение. Они ничего не будут делать на уроке. Таким детям нужно давать работу, которая их увлечет, даст пищу уму и будет посильна. Работа по образцу не для них. Скучно!

            Флегматики – способные. Всегда ровные, настойчивые и упорные. Они труженики. Усидчивые и терпеливые, но безынициативные и выполняют требования учителя «от» и «до». Им нужно давать задания для развития творческого воображения, сообразительности и инициативы. Сочинить концовку текста, продолжить предложения.

            Сангвиники – активные, инициативные, но до тех пор, пока им интересно. Исчезает интерес – рассеивается внимание, появляется безразличие к дальнейшему ходу урока. Они неусидчивы, нетерпеливы. Задания для них должны быть интересны, полезны, мотивированы и с определенной степенью сложности. Игра «Следопыт», согласительно-отрицательный диктант, графический и др.

            Меланхолики – замкнутые, нерешительные, тяжело переживают неудачи. Однако в спокойной, привычной для них обстановке могут справиться с заданием любой сложности. Нежелательны задания для них, ограниченные во времени. Хороша для них самостоятельная работа, по карточкам.

    1. Уровень работоспособности каждый учитель может определить

    самостоятельно. Например, дать работу, состоящую из нескольких заданий, рассчитанную на определенное время. Оценить ее, обратив внимание на количество выполненных заданий и качество.

        3.   Уровень обученности связан с тем, насколько быстро ученики усвоили материал. Этот уровень можно определить так: в начале урока учитель объясняет тему ( «НЕ с различными частями речи»), спрашивает,   все ли понятно. Обычно всем понятно. После этого проводит проверочную работу. Выясняется, что большинство детей не усвоили тему. На следующем уроке учитель, сообщив результаты проверочной работы, еще раз предлагает послушать этот же материал и снова дает повторное проверочное задание. На третьем уроке вновь анализируются результаты и  проводится проверочная работа. Теперь почти все справились с заданием, а тем, кто не справились, необходима индивидуальная работа, многократное повторение.

            Таким образом, мы выяснили и психологические особенности школьников, и их уровень работоспособности, и уровень обученности. Теперь можно класс поделить на три группы (высокий уровень, средний и низкий) и, учитывая это, можно строить урок, используя дифференциацию.

            Как это сделать?

            - ставим перед всем классом одну и ту же познавательную задачу: например, научиться определять способ словообразования прилагательных и писать правильно эти слова с Н или НН.

            - Послеобъяснения материала выясняем, есть ли вопросы у сильных учеников. Если нет, то дает им задание творческого характера. Оно может быть записано заранее на доске или на карточках.

            - Для учащихся среднего и низкого уровня проводим повторное объяснение на конкретных примерах из какого-либо упражнения. Если детям среднего уровня все понятно, то им дается самостоятельное задание.

            - Для детей низкого уровня в это время еще объясняем,  используя опорные схемы, таблицы, параграф учебника и даем практическое задание. Так как этих детей не так уж много в классе, можно их «по цепочке» опросить у доски, по 1-2 слова на каждого человека.

            - Задание на дом необходимо тоже давать дифференцированно.

    Нужно учитывать, что дифференцированный подход в обучении даст результат, если вы это будете делать систематически. Эта работа кропотливая, трудная, затрачивается много времени на подготовку к уроку и т.д. Но результат того стоит.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Формирование ключевых компетенций школьников на уроках русского языка в основной школе

    Представлен опыт учителя-практика по содержанию основных компетенций, формируемых в 5-9 классах общеобразовательной школы. Материал дан в виде таблицы, включающей содержание работы по формированию ком...

    Индивидуализация обучения на уроках русского языка в основной школе

    Эта публикация должна рассматриваться как попытка обобщить опыт работы в основной деревенской  школе, где количество учеников примерно 30 - 40 человек, и один учитель, ведя предмет во всех класса...

    «Использование игровых технологий на уроках русского языка в основной школе как фактор развития мотивации учащихся в изучении предмета».

    Дидактические игры занимают особое место в учебном процессе,моя работа поможет учителю ознакомиться со специальной литературой и методическими разработками о применении этой технологии в своей практик...

    ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ

    В последнее время компьютеры и компьютерные информационные технологии активно входят в нашу жизнь. Компьютер сегодня – мощный инструмент получения и обработки информации. Возможности компьютерных и се...

    Компетентностный подход в изучении русского языка в основной школе

    Воспитание комтентного человека - главная конечная цель образовательного процесса в школе...

    Сообщение на тему: «Использование основных приёмов технологий на уроках русского языка в основной школе»

    На современном этапе развития общества перед школой стоит задача всестороннего развития личности ученика, обладающей необходимым набором знаний, умений и качеств, позволяющих ему уверенно чувст...