Формирование учебных действий на уроках русского языка в основной школе в рамках реализации ФГОС. Разработки учебных ситуаций..
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме

Разработки учебных ситуаций для использования на уроках русского языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл universalnyeuchebnye_deystiviya.docx43.41 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование учебных действий на уроках русского языка в основной школе в рамках реализации ФГОС.

Разработки учебных ситуаций.

Ситуации – иллюстрации.                        Выполнила

                                                                                               НИКИТИНА ЛАРИСА ЮРЬЕВНА,

                                                                                             учитель русского языка и литературы,

                                                                                            БОУ города Омска      «Средней  

                                                                                           общеобразовательной школы № 16»      

УМК     Т.А.Ладыженская и другие.

5 класс                                                      1.

Правописание  суффиксов  ек, ик.  

Сравните два столбика.  Почему в первом столбике использованы слова с суффиксом ек, а во втором  с суффиксом ик?

                          ЕК

              ИК

ОРЕШЕК - ОРЕШКА

КЛЮЧИК - КЛЮЧИКА

КУСОЧЕК - КУСОЧКА

ПОНЧИК - ПОНЧИКА

КОМОЧЕК - КОМОЧКА

МЯЧИК - МЯЧИКА

ЗАМОЧЕК - ЗАМОЧКА

супчик - супчика

  Какой алгоритм рассуждения, по вашему мнению, необходимо использовать при написании слов с данными суффиксами, сформулируйте правило.

                                       2.

          Спряжение глаголов.

 Сравните два предложенных  варианта правила на тему  «спряжение глаголов».

 Какой из них, с вашей точки зрения, представляет информацию более наглядно? Какой вариант более удобный для определения спряжения глагола?

1 ВАРИАНТ. Алгоритм рассуждения.

 Ставлю глагол в неопределённую форму

( Что делать?  Что сделать?)

 

Если ударение падает на личное окончание глагола, пишу, что слышу.

Если личное окончание глагола безударное, смотрю, на что оканчивается глагол в неопределённой форме

 

Если глагол оканчивается на ОТЬ, УТЬ, ЫТЬ, ЕТЬ, АТЬ – глагол I спряжения.

+ 2 слова исключения на ИТЬ…(брить, стелить)

 глагол I спряжения

Если глагол оканчивается на ИТЬ + 11 глаголов исключения(4 на АТЬ + 7 на ЕТЬ)…гнать, держать ,смотреть и видеть, дышать, слышать, ненавидеть, и обидеть, и терпеть, и зависеть, и вертеть.         Глагол II спряжения.

 

Если, глагол относится к I спряжению, то в личном окончании пишу:

У(ю); ешь(ёшь),ет(ёт), ем(ём), ете(ёте); ут(ют)

                   

Если глагол относится ко II спряжению, то в личном окончании пишу:

У(ю); ишь; ит; ите;им; ат(ят);

2 ВАРИАНТ.  Запомни правило.

Если у глагола безударное личное окончание, нужно:

  1. Поставить глагол в неопределённую форму,

НАПРИМЕР:         строите – строить;

  1. Определить, какая гласная стоит перед ТЬ.

Ко 2 спряжению относятся:

А) все глаголы на ИТЬ ( кроме БРИТЬ, СТЕЛИТЬ)

Б) 7 глаголов на ЕТЬ: терпеть, вертеть, обидеть, зависеть, ненавидеть, видеть, смотреть;

В) 4 глагола на АТЬ: держать, слышать, дышать, гнать.

Все остальные глаголы (на ЕТЬ, АТЬ, ОТЬ, УТЬ, ЫТЬ  и др.) относятся к 1 спряжению.

 Глаголы 1 спряжения  имеют личные окончания : ЕШЬ(ЁШЬ), ЕТ(ЁТ), ЕМ(ЁМ), ЕТЕ(ЁТЕ), УТ(ЮТ).

 Глаголы 2 спряжения имеют личные окончания: ИШЬ, ИТ, ИМ, ИТЕ, АТ(ЯТ).

                                                             3.

Буквы З и С на конце приставок.

Сравните  два столбика со словами. Какую вы заметили закономерность написания слов в приставках на  З и С.

безболезненный              

  бесплатный            

чрезмерный

бесполезный

вознаградить

распахнуть

безжизненный

бессердечный

взмахнуть

бесшумный

возглавить

расширить

разглядеть

рассеянный

безбрежный

расшевелить

изморось

расположиться

Какое правило необходимо использовать, с вашей точки зрения,  при выборе приставки на З или   С?

                                                          4.

Буквы о-а в корне РАСТ – РОС – РАЩ

Сравните два предложенных  варианта правила на тему  «Буквы О – А в корнях РАСТ, РОС, РАЩ».

Какой из них, с вашей точки зрения, представляет информацию более наглядно? Какой вариант более удобный для использования правила на письме?

1ВАРИАНТ (в таблице)

Ра     СТ   и

Вы              и

Ра               ение

Ра              ительный

Вы         Щ    енный

Взра              ённый

Под     РОС   ла

Вы                  ла

 За                  ли

Водо             ли

РАСТ

Искл. РОСТОК

           РОСТОВ

           Ростислав

          РОСТОВЩИК

             РАЩ

           РОС

Искл. ОТРАСЛЬ

2 ВАРИАНТ.

В корне РАСТ – РОС  безударная А пишется перед СТ, Щ.

ИСКЛЮЧЕНИЯ: росток, Ростов, Ростислав, ростовщик, отрасль.

                                            5.

Буквы И –  Ы  после Ц.

Таня и Саша отвечали у доски правило «Буквы Ы – И после Ц».

Таня оформила свой ответ в виде таблицы на доске, а Саша написал правило.

Какой ответ, с вашей точки зрения, представляет информацию более наглядно? Какой вариант более удобный для определения  выбора букв Ы , И после Ц?

1ВАРИАНТ.

И пиши   в корнях слов и в словах  на       ЦИЯ

Ы пиши в окончаниях и

суффиксах

Ы пиши в корнях слов-исключениях.

Запомни фразу.

Цифра

Цирк

Лекция

Секция

Куцый

Овцы

Сестрицын

падчерицын

ЦЫГАН подошёл к ЦЫПЛЁНКУ на ЦЫПОЧКАХ и ЦЫКНУЛ: «ЦЫЦ!»

   

2 ВАРИАНТ.

Буква И после Ц пишется в корнях слов и в словах, оканчивающихся на ЦИЯ.

Буква Ы после Ц  пишется:

А) в окончаниях и суффиксах;

Б) В корнях слов-исключений ЦЫПЛЁНОК, ЦЫГАН,  ЦЫКНУТЬ, на ЦЫПОЧКАХ.

ПРИМЕРЫ:

Цифра, акация;

У гостиницы, сестрицын, цыганский.

                                          6.

Буквы О – А в корне ЛАГ – ЛОЖ.

Сравните два варианта таблиц для правила «Буквы О-А в корнях ЛАГ-ЛОЖ».

Какой из вариантов, с вашей точки зрения, представляет информацию более наглядно? Какой вариант более удобный для использования на письме?

1ВАРИАНТ.

В корне ЛАГ перед Г пиши      А

В корне ЛОЖ перед Ж пиши     О

слагаемое

предлагать

сложение

предложение

2 ВАРИАНТ.

ЛАГ, если за корнем стоит суффикс А

ЛОЖ, если за корнем нет суффикса  А

Предполагать

прилагать

Предположение

приложить

                                                              7.

Правописание проверяемых согласных в корне  слова.

Андрей не выучил правило и не смог выполнить задание в карточке: вставить пропущенные глухие и звонкие согласные.

Сравнивая  слова с глухими и звонкими согласными, помогите Андрею сформулировать правило.

Какое рассуждение  необходимо использовать, с вашей точки зрения,  при выборе глухих или звонких согласных  в корне  слова?

1)Близкий – близок                                      

  Ходьба – ходит

  Бумажка – бумажечка

  Мягкий – мягок

  Сапог – сапоги

  Зуб - зубы

2)Чуткий – чуток

   Косьба – косит

  Рубашка – рубашечка

 Плот – плотик (способ переправы)

                                                      8.

Разделительные Ъ и Ь.

Сравните два предложенных  варианта правила на тему  «Разделительный Ъ и Ь».

Какой из них, с вашей точки зрения, представляет информацию более наглядно? Какой вариант более удобный для определения в слове Ъ или Ь?

1ВАРИАНТ.

Ъ

После приставок на согласные

Перед Е, Ё, Ю, Я

Ь

В остальных случаях перед Е, Ё, Ю, Я, И                

Подъезд

Съёмка

Предъюбилейный

объявление

Семья

Соловьи

Налью

Пьеса

птичьи

2ВАРИАНТ.

Разделительный Ъ пишется перед буквами Е, Ё,  Ю, Я только после приставок на согласные.

В остальных случаях перед теми же буквами и перед  И пишется разделительный Ь.

ПРИМЕРЫ:

Объяснение, разолью, воробьи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 5 классе в рамках реализации ФГОС.

Урок русского языка в 5 классе.Знакомство с новой темой....

ПРИЕМЫ РАБОТЫ НАД ОШИБКАМИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС Ванькова Альбина Альбертовна учитель начальных классов, руководитель ШМО

Важное звено в обучении правописанию – самостоятельная работа учащегося над своими ошибками. “ Общий принцип исправления ошибок, – говорит Н.С. Рождественский, – сводится к тому, чтобы не парализовать...

«Приемы игровой технологии как средство развития познавательных универсальных учебных действий на уроках английского языка в начальной школе в рамках внедрения ФГОС»

Применение игр для развития познавательных универсальных учебных действий  младших школьников на уроках английского языка оправдано не только тем, что игру можно применять на различных этапах уро...

Работа учителя по формированию регулятивных учебных действий на уроках русского языка и литературы в соответствии с требованиями ФГОС основной школы

Каким образом нужно выстроить свою деятельность молодым педагогам, чтобы выполнять требования системно-деятельностного подхода, определённые в ФГОС? Становлению человека самостоятельного, способного п...

Формирование учебного действия на уроках русского языка

Проанализированы понятия "учебное действие" и "универсальные учебные действия". Обоснована специфика учебного действия в рамках предмета "русский язык". Рассмотрены приём...

Обобщение опыта работы по теме: "Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка как основное требование ФГОС ООО"

Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка как основное требование ФГОС ОООИз опыта работыучителя русского языка и литературы филиала МБОУ Пеклинской СОШРябчинской СОШАв...