Компетентностный подход в изучении русского языка в основной школе
статья по русскому языку ( класс) на тему

Наниз Зуриет Заурбиевна

Воспитание комтентного человека - главная конечная цель образовательного процесса в школе

Скачать:


Предварительный просмотр:

З.З.Наниз,

к.пед.н., учитель русского языка

                                                              и литературы МБОУ «СОШ №1

                                                           им.Ю.К.Намитокова»

                         а.Понежукая

Компетентностный подход в изучении русского                                           языка в основной школе

     Воспитание компетентного человека - главная конечная цель образовательного процесса в средней школе. Общество хочет видеть в выпускнике личность компетентную, со сформированными коммуникативными навыками, умеющую работать в команде, брать на себя ответственность за решение проблем, готовую к постоянному самообразованию. От современного человека требуют развитого креативного мышления, устойчивого навыка самоанализа, рефлексии, критической самооценки. Неслучайно государственный образовательный стандарт ориентирует учителя на формирование личности, способной к самореализации и самоопределению на основе полученных знаний и навыков, готовой брать на себя ответственность за свои решения и поступки во всех сферах повседневной деятельности.

Введение понятий компетенции и ее типов в методику преподавания русского языка соотносится с мировой теорией и практикой определения целей и уровней владения языками. Основная теоретическая предпосылка введения этих понятий – это разграничение языка и речи. Воспитание языковой личности как субъекта национальной культуры находится в центре внимания современной системы образования и воспитания. И «русский язык» как учебный предмет, понимаемый как предмет духовный, мировоззренческий, призван формировать систему взглядов на природу и общество, воспитывать гражданина и патриота.

Основой формирования компетенций является опыт учащихся (компетенция = знание + опыт).

       Школьный курс русского языка в соответствии с действующим стандартом образования обеспечивает необходимое для активной деятельности владение русским языком общение на нем во всех сферах: бытовой, социокультурной, официально-деловой, а также формирование языковой способности и приобщение к культуре народа изучаемого языка. Русский язык – государственный язык РФ и РТ, средство межнационального общения, консолидации и единения народов РФ. Также русский язык – средство общения, орудие познания и отражения действительности, важнейшее средство воспитания.

         В Стандартах основной школы по русскому языку в настоящее время вводятся понятия «коммуникативные компетенции», «языковые компетенции», «лингвистические компетенции» и «культуроведческие компетенции».

        В литературе предлагается следующая характеристика содержания компетенций каждого типа:

Языковые компетенции:

 способность употреблять слова, их формы, синтаксические структуры в соответствии с литературными нормами;

 владение богатством языка как условие успешной речевой деятельности;

 новые пласты лексики;

 фразеологический запас;

 грамматический строй речи;

 морфологические нормы;

 нормы согласования, управления;

 построение предложений разных видов.

Лингвистические компетенции:

 результат осмыслении речевого опыта учащимися;

 устройство языка и его изменения;

 элементы истории пауки о русском языке и его выдающихся представителях;

 опознавание звуков, букв, морфем, частей речи;

 умение делить языковые явления на группы;

 умение производить фонетический, морфемный, словообразовательный, морфологический, синтаксический, стилистический разбор.

Коммуникативные компетенции:

 способность понимания чужих и порождение собственных программ речевого поведения, адекватно целям, сферам, ситуациям общения;

 знание основных понятии лингвистической речи - стили, типы речи, строение описания, повествования, рассуждения, способы связи предложений в тексте;

 умение выбрать нужную языковою форму, способ выражения в зависимости от условии коммуникативной ситуации.

Культуроведческие компетенции:

 обеспечение формирования языковой картины мира, овладение национальными единицами языка, речевым этикетом;

 постижение национальной культуры своего народа;

 познание самобытности;

 сознание значимости родного языка;

 развитие духовно-нравственною мира школьника, его национального самосознания

         Проблема эффективной речи особенно важна сегодня, когда растет значение правильного, убедительного слова. Современная школа должна подготовить человека думающего и чувствующего, который не только имеет знания, но и умеет использовать эти знания в жизни, который умеет общаться и обладает внутренней культурой. Цель заключается в том, чтобы ученик умел действовать и решать проблемы в любых ситуациях. Овладение коммуникативной компетентностью – необходимое условие формирования социально активной личности. Научиться ясно, и грамматически правильно говорить, обладать хорошо поставленным голосом, излагать собственные мысли в свободной интерпретации, уметь выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами, соблюдать речевую культуру и развивать умение общаться – необходимо каждому.

          Коммуникативная компетенция включает овладение всеми видами речевой деятельности, основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения. В процессе речевой коммуникации люди пользуются средствами языка – его словарем и грамматикой – для построения высказываний, которые были бы понятны адресату.

Языковая компетенция – понятие, введенное в рамках лингвистики, для описания владения языковыми средствами носителем языка.

Впервые термин “языковая компетенция” был введен американским лингвистом Н. Хомским примерно в середине XX в. Согласно Н. Хомскому, языковая компетенция понимается «как способность понимать и продуцировать неограниченное число правильных знаков и правил их соединения. Это подразумевает способность, необходимую для выполнения определенной, преимущественно языковой деятельности в родном языке».

Лингвистическая компетенция представляет собой результат осмысления речевого опыта учащимися. Она включает в себя знание основ науки о русском языке, предполагает усвоение комплекса лингвистических понятий. Специфика преподавания русского языка в школе открывает возможность для широкого понимания термина. Лингвистическая компетенция предполагает также формирование представлений о том, как русский язык устроен, что и как в нем изменяется, какие аспекты являются наиболее «острыми», усвоение тех сведений о роли языка в жизни общества и человека, на которых воспитывается постоянный устойчивый интерес к предмету, чувства уважения и любви к родному языку. Наконец, лингвистическая компетенция включает в себя и элементы истории науки о русском языке, о ее выдающихся представителях.

Лингвистическая компетенция обеспечивает познавательную культуру личности школьника, развитие логического мышления, памяти, воображения учащихся, овладение навыками самоанализа, самооценки, а также формирование лингвистической рефлексии как процесса осознания школьником своей речевой деятельности. Следует заметить, что разграничение языковой и лингвистической компетенций носит в известной степени условный характер. Выделение в качестве самостоятельной лингвистической компетенции важно для осознания познавательной (когнитивной) функции предмета русский язык.

Культуроведческая компетенция

          Культура не может существовать вне своего носителя – человека. Он усваивает ее через язык, воспитание, живое общение. При этом современный человек начинает понимать, что культурная самобытность его народа неотделима от культурной самобытности других народов.

          Актуальной является проблема формирования человека, обладающего поликультурностью, полилингвистичностью. Правомерно связывать решение этих задач с формированием культурологического отношения учащихся к слову как важнейшему историко-культурному источнику познания своего народа, средству интеграции в национальной мировой культуры, инструменту социокультурной адаптации личности.

         Впервые новые образовательные стандарты утвердили в качестве одной из целей изучения русского языка формирование культуроведческой компетенции, которая предполагает понимание следующих основополагающих моментов:

1) язык является частью и основой национальной культуры, важнейшим средством приобщения к её разнообразным богатствам;

2) изучать язык – значит изучать национальную культуру;

3) речь человека, отношение его к языку – это отражение духовно-нравственной культуры личности;

4) владение языком как средством общения предполагает владение культурой речи, культурой речевого общения;

5) речевое поведение каждого человека вносит лепту в создание речевой среды, которая должна восприниматься как часть культурного пространства, как основа сохранения культуры;

6) в условиях нашего многонационального государства изучение русского языка – это также познание культуры русского народа, осознание многообразия духовного и материального мира, признание и понимание ценностей культур других народов, умение жить и общаться в многонациональной стране.

          Таким образом, культуроведческая компетенция в преподавании русского языка становится одним из важнейших средств духовно-нравственного развития школьника, формирования его национального самосознания и становления системы общечеловеческих ценностей.

           Исходя из вышесказанного можно сделать вывод, что главная цель компетентностного подхода в преподавании русского языка заключается в формировании всесторонне развитой личности школьника, его теоретического мышления, языковой интуиции и способностей, овладение культурой речевого общения и поведения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Системно-деятельностный подход к изучению русского языка в современной школе

В настоящее время происходят существенные изменения как в содержании образования, формах, методах обучения, так и в условиях, в которых приобретают знания учащиеся.  Предлагаемый подход к...

Доклад "Дифференцированный подход на уроках русского языка в основной школе"

Обобщение педагогического опыта по применямой технологии дифференцированного подхода...

Компетентностный подход в изучении русского языка в 5-7 класса в условиях ФГОС

Воспитание компетентного человека - главная конечная цель образовательного процесса в средней школе. Общество хочет видеть в выпускнике личность компетентную, со сформированными коммуникативным...

Компетентностный подход в преподавании русского языка как необходимое условие успешного обучения в профильной школе

Конспект статьи "Компетентностный подход в преподавании русского языкакак необходимое условие успешного обучения в профильной школе "...

Индивидуальный и дифференцированный подход в изучении русского языка к длительно болеющим детям в школе санатоия.

В статье излагается основы индивидуальной и дифференцированной работы с детьми, находящихся в учреждениях здравоохранения, с отрывом от основного места обучения. Материал основан на авторской ме...