Великие адмиралы. Ф,Ф, Ушаков.
классный час (6 класс)

Жуков Павел Анатольевич

«Великие русские адмиралы. Ф. Ф. Ушаков».

 

 

Класс 6-е классы. Дата 13.04.18 г.

Методическая цель: показать эффективность использования групповой работы в военно-патриотическом воспитании при изучении военно-морской истории России.

Форма проведения мероприятия: работа в группах, беседа.

Образовательные технологии: технология групповой деятельности.

Участники: нахимовцы 64 класса, воспитатели учебных курсов, представители учебного и воспитательного отделов.

Форма проведения мероприятия: круглый стол, работа в группах.

Цели: формирование представлений воспитанников о великом русском полководце Ф.Ф. Ушакове, уточнение исторической роли Ф.Ф. Ушакова в становлении русской военно-морской науки и тактики ведения боя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon velikie_admiraly._f._f._ushakov.doc88.5 КБ

Предварительный просмотр:

Федеральное государственное казенное общеобразовательное учреждение

«Нахимовское военно-морское училище Министерства обороны Российской Федерации»

Классный час

Тема: «Великие русские адмиралы. Ф. Ф. Ушаков»

Воспитатель 64 класса: Жуков П.А.

2018 г.

«Великие русские адмиралы. Ф. Ф. Ушаков».

Класс 6-е классы. Дата 13.04.18 г. 

Методическая цель: показать эффективность использования групповой работы в военно-патриотическом воспитании при изучении военно-морской истории России.

Форма проведения мероприятия: работа в группах, беседа.

Образовательные технологии: технология групповой деятельности.

Участники: нахимовцы 64 класса, воспитатели учебных курсов, представители учебного и воспитательного отделов.

Форма проведения мероприятия: круглый стол, работа в группах.

Цели: формирование представлений воспитанников о великом русском полководце Ф.Ф. Ушакове, уточнение исторической роли Ф.Ф. Ушакова в становлении русской военно-морской науки и тактики ведения боя.

Ход классного часа

Этапы занятия

Деятельность педагога

Деятельность воспитанников

Планируемые результаты УУД

Подготовительный этап

Встречает и рассаживает воспитанников.

Проверяет готовность воспитанников к занятию.

Подготовка наглядного материала, презентации по теме занятия.

Объявление темы и цели занятия.

Предлагает воспитанникам предварительно познакомиться с биографией Ф.Ф. Ушакова.

Составляет список вопросов к рабочим группам.

Воспитанники занимают указанные им места.

Предварительно знакомятся в группе с биографией Ф.Ф. Ушакова.

Участники группы готовят выписки, заметки по освоенным документам, обсуждают возможные вопросы на занятии.

Регулятивные

- организация учебного сотрудничества рабочей группе.

Личностные

-осмысление внутренней

позиции воспитанника на уровне положительного отношения

к занятию, проявлять интерес к новому учебному материалу.

Коммуникативные

- общение и взаимодействие с партнерами в групповой работе при подготовке к занятию

Введение в тему занятия

Озвучивает обсуждаемую тему. Объясняет особенности совместной работы на занятии (вводная информация о значении воспитательной деятельности русских полководцев, работа в группах с предложенными вопросами, подведение итогов, обобщение полученной информации).

Воспитанники занимают места в соответствии с рабочими подгруппами, в которых осуществлялась подготовка к занятию.

Обсуждают полученную информацию, формулируют вопросы.

Познавательные

- Осознание новой информации о роли русских полководцев в формировании духа русского воина;

- установление причинно- следственных связей. Коммуникативные

- формулировать собственное мнение по теме занятия;

- обсуждение полученной информации в рабочей группе;

Регулятивные

- Осознанно воспринимают информацию и обсуждают план подготовки в классному часу

Организационный этап

Объясняет правила и последовательность работы в рабочих группах. Уточняет время на работу над полученным вопросом, презентации результатов подготовленного ответа в подгруппе.

(последовательность и продолжительность выступления рабочих групп, максимальное количество вопросов к каждому из выступающих).

Обсуждают полученную информацию, обмениваются мнениями, уточняют план работы в группе.

Выстраивают систему аргументов для успешной презентации результатов совместной работы; продумывают ответы на возможные вопросы.

Регулятивные

- обсуждают последовательность и систему подготовки к классному часу в рабочей группе;

Личностные

- планирование познавательной деятельности участников,

- определение для себя

роли в рабочей группе при подготовке к классному часу

Коммуникативные

-Планирование презентации результатов работы рабочей группы.

Работа рабочих групп по вопросам

1. Будущий адмирал родился 13 (24) февраля 1744 г. (по другим данным в 1745 г.) в селе Бурнаково (ныне Тутаевский район Ярославской области), в небогатой дворянской семье: отцом его был Федор Игнатьевич Ушаков (1710-1781), сержант в отставке.

Влечение к морю зародилось в душе мальчика под влиянием рассказов старика-односельчанина, служившего канониром еще в петровском флоте. Шестнадцатилетнего юношу родные отправили в Петербург и определили на учебу в Морской корпус. Через два года, уже гардемарином, он совершил свое первое учебное плавание на корабле «Святой Евстафий», в 1766 г. - выпустился из корпуса офицером, мичманом, и был зачислен в галерный флот, плававший на Балтике.

2.Крым, победы над турками, зарождение Черноморского флота. В 1783 г. Федор Федорович уже в чине капитана 1-го ранга, активно участвовал в строительстве военно-морской базы в Севастополе, в постройке кораблей в Херсоне. Один из новопостроенных мощных линейных кораблей - 60-пушечный «Святой Павел» поступил под его командование. Когда в 1787 г. Екатерина II посетила Севастополь и ознакомилась с созданным в короткое время флотом, она осталась очень довольна. В числе поощренных ею морских офицеров был и Ушаков, которого она произвела в капитаны бригадирского ранга.

Через полгода началась русско-турецкая война, которая сделала имя Ушакова известным не только в России, но и за ее пределами. Летом 1788 г. эскадра  вышла в море и 3 июля встретилась с турецким флотом у острова Фидониси. Турки вдвое превосходили русских по числу кораблей, имели тройной перевес в орудиях и первыми открыли огонь по русскому авангарду («Святой Павел» и три фрегата). Расстояние не позволяло русским фрегатам вести эффективную стрельбу из 12-фунтовых пушек, и Ушаков, возглавлявший авангард, предпринял смелый маневр. Он приказал фрегатам обойти головные турецкие корабли с наветренной стороны, чтобы поставить их «в два огня», а сам на «Святом Павле» вышел из строя и решительно атаковал флагманский корабль Гассан-паши. В результате боя, продолжавшегося около трех часов, флагманский корабль противника получил серьезные повреждения. Это вынудило Гассан-пашу, а за ним и все корабли его эскадры покинуть район боя. Потемкин высоко оценил боевое искусство Ушакова, последний был награжден орденом святого Георгия 4-й степени, произведен в контр-адмиралы и получил начальство над всем корабельным флотом в Севастополе.

С этого момента началось подлинное боевое становление этого флота, стали закладываться его славные боевые традиции. В мае 1790 г. Федор Федорович ходил с эскадрой под стены Синопа и Анапы, жег и топил неприятельские корабли, разведывал турецкие крепости, огнем своих пушек наводил трепет на их гарнизоны. В июле у Керченского пролива он преградил путь турецкой эскадре, рвавшейся в Азовское море; смело маневрируя и ведя меткий огонь, Ушаков отразил атаку противника, а затем сам пошел вперед, сблизился с турками на дистанцию картечного залпа и ввел в действие всю артиллерию. Турецкие корабли, значительная часть которых получила повреждения, начали отход и смогли уйти от преследования лишь благодаря большой скорости. Федор Федорович был удостоен ордена святого Владимира 2-й степени. 

В августе, следуя с эскадрой из Севастополя к Очакову, Ушаков обнаружил у острова Тендра турецкую эскадру, стоявшую на якоре. Он немедленно атаковал противника, не перестраивая свою эскадру из походного положения. Турецкие корабли стали в беспорядке отходить к устью Дуная. Русский контр-адмирал уничтожил два линейных корабля, несколько малых судов, турки потеряли свыше двух тысяч человек, в том числе более семисот пленными.

С этого времени турки стали откровенно бояться Ушакова, а тот получил от Екатерины II еще одну награду - орден святого Георгия 2-й степени.

31 июля 1791 г. Ушаков одержал над турецким флотом блистательную победу в сражении у мыса Калиакрия. В этом сражении он атаковал противника в походном строю трех колонн. Исход боя решили смелые маневренные действия - проход русской эскадры между берегом и турецкими кораблями для занятия выгодного наветренного положения перед атакой, выход флагманского корабля Ушакова «Рождество Христово» из кильватерного строя в ходе преследования флагмана противника. Понеся тяжелые потери, турецкие корабли прекратили бой и, пользуясь темнотой, ушли к Босфору. Это поражение перечеркнуло последние надежды Оттоманской Порты и ускорило подписание победного для России Ясского мирного договора.

3. Тактика ведения боя. В этой войне Ушаков прибегнул к созданной им новой маневренной тактике, принципиально отличавшейся от принятой в то время линейной. Основными чертами тактики Ушакова были: применение единых походно-боевых порядков, выделение резерва («эскадры кайзер-флага»), решительное сближение с противником на короткую дистанцию без перестроения боевого порядка, сосредоточение основных усилий против флагманских кораблей противника, сочетание прицельного артиллерийского огня и маневра, преследование противника до полного его уничтожения или взятия в плен. Придавая большое значение морской и огневой выучке личного состава, Ушаков был сторонником суворовских принципов воспитания подчиненных. Не потеряв в морских сражениях ни одного судна, Ушаков нанес турецкому флоту невосполнимый урон более чем в 50 судов, отвоевав для России целый Черноморский регион. Турки были напуганы победами Ф. Ушакова до такой степени, что их флот не решался выходить из Босфорского пролива, боясь встретиться с грозным для них адмиралом, получившим прозвище «Ушак-паша».

4. Севастополь, укрепление военно-морской базы.                  Наряду с боевыми подвигами, Ф. Ушаков показал высокие административные способности. В 1783 г. он успешно борется с чумой в Херсоне, причем в принятых им мерах против распространения заразы предусмотрены средства борьбы с чумой, разработанные наукой много десятков лет позднее. Благоустраивает военный порт и город Севастополь. После войны с Турцией немедленно приступает к приведению в порядок кораблей Черноморского флота: их ремонту, постройке новых кораблей, пристаней, казарм для экипажей кораблей, госпиталя. По отзыву историков, административные способности Ф.Ф. Ушакова и умение взяться за всякое дело, способствовали тому, что за 15 лет его пребывания в Севастополе не только новый черноморский порт сделался надежным убежищем для флота, но и сам город достиг внушительных размеров.

13 сентября 1793 г. Ф. Ушаков был произведен в вице-адмиралы (контр-адмиралом он стал еще 25 апреля 1789 г.). 

5. Средиземноморье. Корфу. С ростом завоевательных устремлений Франции и созданием антифранцузской коалиции европейских государств с участием России Федор Федорович оказался в эпицентре событий, происходивших в Средиземноморье. В 1798 г. Павел I вступил в союз с недавним противником - Турцией, и Черноморскому флоту было поручено действовать вместе с турками в Средиземном море против французов. При этом полный адмирал Кадыр-бей получил от своего султана приказ не только быть в подчинении у русского вице-адмирала, но и учиться у него. Приняв в Константинополе под свое командование присоединившуюся к Черноморскому флоту турецкую эскадру, Ушаков направился в Архипелаг. Силою оружия он освободил из-под власти французов острова Цериго, Занте, Кефалонию, Святой Мавры и в октябре осадил важнейшую стратегическую базу Франции в Ионическом море - остров Корфу.

Атаковать Корфу с моря и взять крепость штурмом было чрезвычайно трудно, так как противник располагал большими силами и мощными укреплениями, а у Ушакова недоставало сухопутных войск, не было осадной артиллерии. Но четыре месяца блокадных действий у Корфу убедили русского флотоводца в необходимости штурма, и он организовал его блестяще. Овладение сильной крепостью и островом в короткие сроки (18-20 февраля 1799 г.) стало образцом смелых, хорошо спланированных и согласованных действий кораблей и десантов союзников при решающей роли русской эскадры и ее экспедиционного отряда, проявивших себя исключительно доблестно.

За взятие крепости и острова Корфу Федор Федорович был произведен в адмиралы, кроме того, получил награды от турецкого султана и неаполитанского короля.

6. Возвращение в Севастополь. С выходом в апреле 1799 г. армии Суворова в Северную Италию Ушаков перенес свои операции к берегам Южной Италии, где его экспедиционные силы заняли ряд городов, включая Неаполь, и дезорганизовали коммуникации противника. Но вскоре отношения России с союзниками ухудшились, и Федор Федорович получил от Павла I приказ о возвращении эскадры на родину (одновременно в Россию был отозван Суворов). В октябре 1800 г. флотоводец привел корабли в Севастополь. В результате действий Ушакова в Средиземноморье Франция лишилась господства в Адриатике, утратила Ионические острова, а приобретение Россией военно-морской базы Корфу помогло союзникам в последующих войнах с Францией в 1805 - 1807 гг.

Являясь во время пребывания в Средиземном море представителем России, Ушаков обнаружил много политического такта, природного ума, дипломатического искусства, и, благодаря своим способностям, находил выходы из самых затруднительных положений вдали от родины среди чужих народов. В Ушакове отразился дух тех исторических самородков, какими было ознаменовано царствование Екатерины II, и которыми создана слава ее века, выдвинувшая Россию на передний план в ряду европейских держав. Подобно многим другим выдающимся деятелям царствования Екатерины II, Ушаков умел успешно приложить свои дарования ко всему, чего бы ни требовала от него польза Отечества. Для служения Родине он отдал все свои силы, всю свою личную жизнь, а свое достояние передал в дар отечеству.

7. Балтийский флот. Отставка. Заслуги Ф.Ф. Ушакова не были оценены Александром I, который назначил его в мае 1802 г. на второстепенную должность главного командира Балтийского гребного флота и начальником флотских команд в Петербурге (осенью 1804 г.), а в 1807 г. уволил в отставку. В 1809 г. Ушаков приобрел в Темниковском уезде Тамбовской губернии деревню Алексеевка, куда и переехал в конце 1810 г. - начале 1811 г. Во время Отечественной войны 1812 г. Ушаков был избран начальником ополчения Тамбовской губернии, но из-за болезни отказался от должности. Умер он в 21 сентября (2 октября) 1817 г. в своем имении и похоронен в Синаксарском монастыре близ города Темников. На могиле адмирала Ф.Ф. Ушакова возвышается черный мраморный постамент, заканчивающийся бюстом адмирала. На этом постаменте закреплена табличка, на которой выгравирована надпись: «Здесь покоится прах Его Превосходительства Боярина флота адмирала и разных российских и иностранных орденов кавалера Федора Федоровича Ушакова, скончавшегося 1817 г. сентября на 74 году от рождения».                                                         8. Орден Ушакова. Орден Ушакова был учреждён в СССР в 1944 году. После распада СССР орден был сохранён в системе государственных наград Российской Федерации Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 20 марта 1992 года № 2557-I, однако как государственная награда Российской Федерации не имел статута и официального описания до 2010 года.                                             Указом Президента Российской Федерации от 7 сентября 2010 года № 1099 «О мерах по совершенствованию государственной наградной системы Российской Федерации» утверждён статут и описание ордена. В январе 2013 и апреле 2015 года в статут ордена были внесены изменения, согласно которым допущено награждение орденом, помимо военнослужащих, также объединений, воинских частей и кораблей Вооружённых Сил Российской Федерации, других войск и органов. Первое награждение состоялось 23 февраля 2018 года — Президент России Владимир Путин вручил награду ТАВКР «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов». 24 декабря 2019 года награда вручена Северному флоту — за выдающиеся заслуги в укреплении обороноспособности страны, высокие показатели в боевой подготовке, мужество и самоотверженность, проявленные личным составом при выполнении учебных, боевых и специальных задач.

Распределяют роли между членами рабочей группы в подготовке ответов на вопросы ведущего. Выступают в соответствии с определенной последовательностью.

В презентации своих ответов на вопросы ведущего не только дают полный ответ, но и приводят примеры, иллюстрации, доказательства правильности ответа.

Презентуют результаты работы группы над вопросами ведущего.

Задают вопросы другим рабочим группам по результатам их ответов, дополняют их ответы, уточняют, иллюстрируют своими примерами.

Познавательные

-строить логическое рассуждение, включающее установление причинно- следственных связей.

 

Регулятивные

- осознанно обобщать полученную в ходе работы информацию, систематизировать ее

Презентация ответов на вопросы, обсуждение, обобщение знаний о славном боевом пути адмирала Ф.Ф. Ушакова.

Рабочие группам предлагается обобщить полученную информацию и выделить основные этапы боевого пути адмирала Ф.Ф. Ушакова.

Что прогрессивного было в тактике ведения боя Ушакова для того времени? Что актуально для современного времени?

Участникам рабочих групп дается время осмысления вопросов и подготовки ответов в группе.

По очереди предоставляет группам слово. Следит за порядком и дисциплиной (важно, чтобы участники относились друг к другу уважительно, слушали ответы, не перебивали).

Обсуждают полученную информацию по вопросу и выделяют, которые являются актуальными сегодня.

Презентуют ответ рабочей группы на данный вопрос.

-другие группы задают вопросы выступающим (количество лимитировано).

- выступающие аргументировано и спокойно отстаивают свою точку зрения, стараются убедить аудиторию в своей правоте, используя подготовленную информацию.

 - слушают аргументы другой команды.

 -воспитанники в группах по очереди задают вопросы

команде противника.

Личностные

-формирование коммуникативной компетенции, умения работать в сотрудничестве со сверстниками;

-умение работать в рабочей группе;

- развитие уверенности в себе.

Коммуникативные

-продуктивное взаимодействие и сотрудничество со всеми участниками

- умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия;

- уважение к личности и ее достоинству,

-адекватно использовать речевые средства, строить монологические высказывания,

-умение использовать речевые средства как средства саморегуляции.

                                            Регулятивные

- осознанно обобщать информацию в соответствии с выделенными вопросами.

Подведение итогов и общий вывод.

Рефлексия

Организует совместный анализ результатов работы групп.

Настраивает воспитанников на дальнейшее осмысление значимости роли адмирала Ф.Ф. Ушакова в становлении Русского военно-морского флота.

- Какие личностные особенности полководца Ф.Ф. Ушакова повлияли на формирование его взглядов на тактику ведения боя?

- Какое значение имели победы Ф.Ф. Ушакова над турками?

- Что даёт  современному нахимовцу знание жизненного пути   Ф.Ф. Ушакова и его славных побед?

Идет общее обобщение полученной информации, ее осознание и формирование установки на изучение положительного исторического опыта воспитания русского воина.

Обобщает высказывания воспитанников, просит поделиться своими эмоциями и впечатлениями всех участников рабочих групп.

- Что удалось в работе группы? Что было самым сложным в совместной работе? Что получилось лучше всего?

Делятся впечатлениями

Познавательные

- делать выводы на основе полученного нового опыта,

- оценивать эффективность проведенной совместной работы в группе.

Личностные

- осознание причин успешности-не успешности групповой работы;

- способность принимать  осознанное решение о  .

                   Воспитатель 64 класса:                                                                         Жуков П.А.

                    «13» апреля 2018г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к Дню защитника Отечества "Генералиссимусы, фельдмаршалы и адмиралы России, маршалы Советского Союза"

Презентация "Генералиссимусы, фельдмаршалы, адмиралы России, маршалы Советского Союза"  подготовлена как материал для уроков ОБЖ и внеклассных мероприятий , посвященных Дню защитника Отечества....

Адмиралы и офицеры флота 1812года

Цель: изучить роль адмиралов  и офицеров флота в Отечественной войне 1812года....

Ф.Ф.Ушаков презентация

Ф.Ф.Ушаков презентация...

Реферат на тему: “Великий русский флотоводец Федор Федорович Ушаков”

Реферат о великом русском полководце Ф.Ф.Ушакове был создан группой учащихся в рамках районного проекта "На  морских румбах".Может быть использован на классных часах....

Викторина «Непобедимый. Праведный. Святой» Адмиралу Флота Российского Ф. Ф.Ушакову посвящается…

Викторина «Непобедимый. Праведный. Святой»Адмиралу Флота Российского Ф. Ф.Ушакову посвящается&helli...

Урок мужества «Ф.Ф.Ушаков – великий флотоводец России.!?»

Целью проведения урока мужества является историческое, культурно-нравственное и военно-патриотическое воспитание обучающихся, формирование их личностных качеств и свойств как патриотов своей...