Социальные инициативы в проектной деятельности
статья (8, 9, 10 класс)

Касимова Марина Ильинична

  Каким образом организовать обеспечение грамотности ученика в различных предметных областях (математической, естественнонаучной, гуманитарной, информационной, финансовой, языковой) и при этом соответствовать современному социальному заказу – формирование ключевых компетентностей, таких как например креативность, работа в команде.

В статье предполагается рассмотреть возможности социальной инициативы, в виде группового проекта, реализация которого требует и погружения в теорию вопроса, т.е. дает глубокие предметные знания, а также дает качественный, полезный продукт, способ сделать мир лучше.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sotsialnye_initsiativy_v_proektnoy_deyatelnosti.docx19.07 КБ

Предварительный просмотр:

  Каким образом организовать обеспечение грамотности ученика в различных предметных областях (математической, естественнонаучной, гуманитарной, информационной, финансовой, языковой) и при этом соответствовать современному социальному заказу – формирование ключевых компетентностей, таких как например креативность, работа в команде.

В статье предполагается рассмотреть возможности социальной инициативы, в виде группового проекта, реализация которого требует и погружения в теорию вопроса, т.е. дает глубокие предметные знания, а также дает качественный, полезный продукт, способ сделать мир лучше.

Поколение современных детей одержимо идеей создания бизнеса, своего проекта. Их интересует будущее планеты, волнует экология. Они готовы/согласны/интересно делать контент, который принесет пользу.

Этапы проектирования и реализации социальных инициатив: создание команды, работа нал идеей проекта (важен и нужен для группы обучающихся, удовлетворяет теме, заданной учителем), создание и защита паспорта проекта, распределение ролей, реализация, конечный продукт(отчет).

И хотя готовой технологии у нас нет, мы находимся только в начале пути – создания востребованных и популярных технологий для формирования ключевых компетентностей. У нас есть только опыт и наблюдения. Что работает в современной школе, а что нет. Работа по заранее известному алгоритму - больше не работает, ученики хотят сами ставить вопросы и предлагать способы их решения.

Вот несколько успешно реализованных нашими учениками социальных инициатив:

Предмет история: «р. Оккревиль – как объект культурного наследия.» Защита проекта в КГИОП. Цель: включить объект в перечень охраняемых объектов, привлечь внимание общественности к проблеме экологического состояния реки, благоустройству территории. Межпредметные связи биология: биологический проект по исследованию качества воды в реке. Внеурочная деятельность Клуб «Петербургские волонтеры»: создание волонтерского отряда для благоустройства территории, Клуб журналистики: публикации в школьной газете и обращение к муниципальным депутатам.

Волонтерская инициатива: работа в гостинице для передержки диких животных «Верес»

Международное партнерство: создание проектов по теме сохранения культурного наследия ЮНЕСКО, реализация совместных инициатив по вопросам устойчивого развития ООН.

Предметы естественнонаучного цикла: «Проект раздельного сбора мусора», в ходе которого учащиеся изучают способы переработки мусора и отходов (биология, химия), организуют волонтерские акции по раздельному сбору мусора, по сбору пластика, стекла, макулатуры. Photo-challenge, проведение активных акций по привлечению внимания к проблеме.

«Проект – бережливый гражданин», посвященный теме разумного потребления и бережливого производства.

Темы и вопросы социальных инициатив выбирают сами обучающиеся, исходя их проблематики и современных реалий, с которыми сталкиваются в жизни. Учителей выступает в роли консультанта.

Так информация о пожарах в Австралии вызвала большой отклик среди обучающихся, и активная группа обучающихся поставила перед собой задачу проанализировать проблему лесных пожаров, которая стала глобальным вызовом для развития человечества в 21 веке, и выработать походы к ее решению.

Вопросы, трудности и способы решения. Что помогает школе в реализации подобных проектов. 1) Кто выступает инициатором проектов: инновационно-ориентированный учитель предметник, который инициирует в классе обсуждение проблемы, предлагает обучающимся приять участие в решении. Объединение учителей, распределение обязанностей по предметам.

2.) Курсы внеурочной деятельности, введение обязательного предмета «индивидуальный проект» во ФГОС СОО.

3.) Наличие в школе объединений школьников, таких как Клуб «Петербургские волонтеры», Клуб журналистики, внеурочная деятельность «По Санкт-Петербургу с ЮНЕСКО», программы международного обмена и сотрудничества, ученическое научное сообщество (УНИО), где учащиеся создают и защищают свои научные работы.

4.) Проведение в школе ежегодного Международного Форума социальных инициатив «Just Act». Цель форума: организация дискуссионных площадок для обсуждения международных молодежных инициатив в сфере социальной активности, волонтёрства, творчества, инноватики посредством проектирования  позитивных международных отношений и межнационального интерактивного диалога.

Опыт нашей работы показывает, что именно участие в подобных объединениях вызывает наибольшую вовлеченность обучающихся в процесс, устанавливает сильную связь со школой, местом, где ученик чувствует себя самореализованным, принимая участие в социальных проектах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность на уроках физической культуры, как средство формирования социальной компетентности школьников.

Всем известно высказывание: «Учиться на своих ошибках».Мне бы хотелось, чтобы мои «дети», свои ошибки совершили еще в стенах школы, где их окружают внимательные, мудрые их любящие родители, учителя и ...

"От проектной деятельности к социальному партнерству"

Представлен опыт работы учащихся коррекционной школы VIII вида по освоению проектной деятельности на уроках швейного дела и взаимодействия с социальными партнерами: Домом малютки, туристическим компле...

Статья "Проектная деятельность как средство социального и интеллектуального творческого саморазвития школьников"

Важнейшей задачей творчества  школьников  является стимулирование их к активной работе над собственным развитием и самосовершенствованием. Первостепенной задачей учебной и воспитательно...

Рабочая программа кружка проектной деятельности социальной направленности "Диалог"

Программа рассчитана на обучающихся 7 - 11 классов. Срок реализации 1 год....

Методическая разработка методиста Терешиной Светланы Витальевны по теме: "Социально-педагогическое сопровождение проектной деятельности учащихся в учреждении дополнительного образования детей"

Что такое метод проектов? Понятие проектной деятельности обучающихся УДОРоль педагога в сопровождении проектной деятельности учащихся в УДО...

Социально-психологическое сопровождение проектной деятельности в общеобразовательном учреждении.

Для ученика проект - это максимальное раскрытие своего творческого потенциала. Основной задачей психолого-педагогического сопровождения является создание благоприятного социально-психологических...