Влияние комфортной среды на развитие социальной инициативы в детском общественном объединении
статья

Алексеева Ольга Николаевна

В статье представлены  проекты детской социальной инициативы, которые формируют и укрепляют  комфортную среду  в объединении. Указаны принципы для формирования крепкого объединения  и его перехода от команды к коллективу по средством создания комфортной среды. влияющей на развитие детской социальной инициативы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Влияние комфортной среды  на развитие социальной инициативы в детском общественном объединении

Алексеева Ольга Николаевна,

методист, педагог-организатор,

куратор ДЮОД «Круглый Стол ДМОО Центрального района»

ГБУДО ДДТ «Фонтанка-32»
январь 2024

Детская социальная инициатива не рождается на пустом месте.

Нельзя прийти к ребятам объединения или актива и сказать: «Придумайте срочно социальный проект!».

Зарождение детской социальной инициативы – это планомерная, системная работа  с детским объединением, где не малую роль играет мотивация.  Это доказал еще Игорь Петрович Иванов и его «Педагогика общей заботы»

        Все начинается  с группы детей, из которой педагог планомерно формирует коллектив.  В детском общественном объединении коллектив – это такая группа детей, которую объединяют общие, имеющие  общественно ценный смысл цели и совместная деятельность, организуемая для их достижения.

Его характеризуют следующие  признаки:

1. Общественно-значимая цель

2. Деятельность с общественно важным  значением.

3.  Отношения к коллективе

4. Самоуправление

5 коллективная  организация дела (сами придумывают, сами организуют, сами проводят).

        Все эти признаки коллектива есть в нашем районном объединении детско-юношеского общественного движения  «Круглый Стол  детских и молодежных объединений Центрального района».

Мы – большая команда. Районное объединение состоит из четырех проектных групп.

А то, что мы – команда, подтверждает наш девиз «Надежность в надежности плеча рядом».

        Все наши проектные группы следуют  следующим принципам:

1.Интерес: развивает  инициативу и самостоятельность

2.Новизна: предлагаются на выбор разные виды  деятельности и степень участия в них.

3.Связь с жизнью: подростку важно понимание  значимости предполагаемого дела и его места  в нем.

4. Успех:  в любом деле для подростка создается «ситуация успеха».

5. Комфорт:  доброжелательная атмосфера и создание условий для общения.  Он играет в объединении немаловажную роль.

        Можно рекомендовать всем педагогам, при создании объединения или актива школы начинать именно с создания  комфортной среды в объединении. Это пятьдесят процентов успеха для  сплочения коллектива и развития крепкого, сильного объединения.

        Сколько бы дел и событий ни проходило через объединение, на первом месте  у ребят остается  общение, комфортная среда, которая мотивирует  их к социально-значимой деятельности.

        В составляющую комфортной среды  входят: традиции, ритуалы, игры, наставничество.

Самое главное, что комфортная среда  побуждает ребят к привнесению чего-то своего, нового для объединения, чтобы приход  на встречу был как  праздник с ощущением и ожиданием нового, полезного  для каждого. Например, привнесение новых традиций, ритуалов, подготовки сюрпризиков для каждой встречи.

        Атмосфера комфортной среды районного объединения  многими его участниками транслируются в своих объединениях школ.

         Для меня, как  руководителя одной из проектных групп нашего районного объединения, одной из первых ярких инициатив  ребят по улучшению комфортной среды  стало изменение  структуры взаимоотношений внутри проектной группы и укрепление  самоуправления  для коллективной организации дела.        

 Моя проектная группа, в составе которой ежегодно от 20 и более человек, в начале учебного года формирует  четыре команды (микро-группы). Мы их называем «семьями».

В  состав такой «семьи» входят  ребята, которые только что пришли в объединение и  также  ребята, которые в объединении уже не первый год - это наставники  «семьи».

Наставники – это  носители традиций, ритуалов, правил. Они уже владеют навыками самоуправления, обладают  в той или иной степени знаниями  и умениями по организации районных и школьных событий и дел. Новые ребята  всегда могут к ним обратиться, с любой просьбой, за любым советом и помощью. Наставник – это не командир, а помощник.

Во главе «семьи» стоит «опекун».

Опекун – это выборная должность на две недели.  Опекуном может стать  по решению «семьи» любой ее участник, безотносительно к опыту, приобретенному  в объединении.

Опекун координирует  жизнь внутри семьи, организует подготовку участия  «семьи» в различных проектах, организует подготовку и проведение  чередующегося творческого поручения (ЧТП), которое для семьи определяется на каждую недельную встречу.

Также  выбирается на две недели «ответственный лидер». Он координирует деятельность  всей проектной группы и помогает в координации всем «опекунам» в течение всего выборного срока. Знает все обо всех, как говорят о нем ребята.  Также ответственный лидер ведет  «Дневник лидера»,

О «Дневнике лидера» ребята говорят так: «Не записанная мысль – это потерянная мысль». Поэтому,  в нем фиксируется все. Все происходящее в  объединении от подготовки и реализации больших событий и дел с «зонами ответственности» каждого до дней рождений и контактов каждого участника проектной группы.

Преимущества «Дневника лидера»:

- лидер знает все, что происходило и происходит в объединении

- есть преемственность лидеров

- дневник является одним из элементов  даже реверсивного наставничества

При организации  и проведении больших районных дел, иногда ответственный лидер, благодаря  «Дневнику»,  владеет информацией  больше, чем педагог.

Если лидер – это выборная должность, то и «Дневник» переходя от одного ответственного лидера к другому, косвенно способствует  росту объединения и сплочению коллектива.

В  представленной системе важную роль играют ЧТП.

Их четыре, по количеству  «семей».  

ЧТП «Педагоги»  - готовят и поводят на встрече  занятие в рамках «Школы организаторов».

ЧТП «Мастера» - готовят и проводят на встречах мастер-класс.

ЧТП «Сюрпризники» - готовят  для встречи сюрприз, повышающий настроение.

ЧТП «Медийщики»  - фиксируют  ход встречи, готовят и выкладывают посты по ее итогам, готовят релизы  ближайших или прошедших событий.

В систему чередующихся творческих поручений хорошо  встраивается участие  объединения во всех Днях единых действий, которые проходят через Всероссийский проект «Навигаторы детства».

Ребята  объединения дорожат своими достижениями, которые были внесены ими  в создание комфортной среды внутри  проектной группы. Им стало мало встреч один раз в неделю.

Так родился социальный творческий проект «Добро пожаловать или вход в КС разрешен.

Он был защищен   на региональном фестивале-конкурсе лидеров ДОО «Как вести за собой», а также  был представлены на одной из  районных площадок Петербургского международного образовательного форума.

Приводим  текст защиты проекта  на  региональном фестивале-конкурсе нашего конкурсанта – лидера  Брусникиной Валерии:

Команда  - это тоже социум.  Согласитесь, что  крайне важно любой  команде ребят-организаторов, активистов и, тем более лидеров,  всегда быть в  тесном взаимодействии.  

Такое  тесное взаимодействие и общение  дает возможность  крепче сплотиться,  узнать характеры, возможности и  способности друг друга намного лучше. А  от этого возрастает возможность  более качественного проведения различных событий и дел как внутри своей школы, так и районного масштаба.

Всему этому  помогает наш проект.  Данный проект создан для проведения досуговых  встреч  в  свободном формате на  протяжении учебного года, направленных на реализацию навыков,  полученных ребятами на встречах в районном детском объединении и реализацию  творческих идей.

Он оказался не краткосрочным, как мы думали, а  востребован до сих пор!

Когда проект только зарождался,  мы выявили ряд активностей , которые нам бы хотелось реализовать, и составили план:  когда, что,  и  с какой частотой  будет проходить тот или иной вид активности. Сначала их было не очень много, но за время своего существования  их спектр расширился.

Нами уже были реализованы такие активности проекта  как: Суббота для родителей «Мама, я здесь!», Поэтические  субботы, «Большой  пионерский день», Настольные игры, Ролевые игры, Разговоры по душам, Вечера песни, День больших игр на командообразование  и взаимодействие. Предполагаются  тематические прогулки – экскурсии.

Можно долго и интересно рассказывать о любой нашей активности, ведь каждая из их неповторима. Но, я остановлюсь только  на некоторых.

Начинались творческие субботы с вечеров песни под гитару.  Есть  даже отдельная история про то, как все начиналось. Теперь, мы с гордостью можем сказать, что мы-поющее объединение. Умение играть на гитаре или укулеле,  большое количество песен помогает нам при проведении наших больших событий. Без гитары теперь не проходит ни один слет, ни один наш фестиваль-конкурс «Идущий осилит любую дорогу…». А еще  песенные  субботы  вдохновляют на творчество.   Только за этот год у  у нас появилось  целых две песни про  наше объединение!.

Большой популярностью пользуются  ролевые игры.  Ребята сами  придумывают сюжеты и героев (чаще на основе  литературных произведений, конечно). В ролевых играх большой  простор для творчества. Придумать  интересный сюжет,   придумать  роли и задачи для каждого героя. Продумать правила  взаимодействия персонажей между собой,  заготовить необходимый  реквизит, создающий атмосферность.  Но, главное, что все ролевые игры  становятся  достоянием  «копилки организатора» каждого, кто принял в ней участие.  Впоследствии,  каждый может  повторить, организовать и провести эту игру хоть в школе, хоть в лагере…

Пожалуй, суббота для родителей  была самой молодой из всех перечисленных творческих суббот. Мы все хотели привести наших родителей и родственников к нам, в  наш КС-Центр, потому что легче показать, чем дома долго объяснять и рассказывать о нашей деятельности. На нее пришли не только мамы, но и папы и бабушки с дедушками.  В конце встречи  наши родители были  единодушны во мнении, что то, чем мы занимаемся, что делаем, чему учимся – это здорово и, как  сказала одна из мам: «Я очень рада  и спокойна за своего ребенка, что он именно здесь, в кругу друзей и единомышленников!». Думаем, что в этом году, мы опять проведем такую субботу для родителей.

Помимо всего выше перечисленного,  мы продолжаем придумывать что-то новое. А свою работу мы организуем следующим образом:

Слайд 3

На встрече объединения формируем перечень тех активностей, которые нам бы хотелось провести, и составляем примерные сроки проведения встреч.

Дальше формируется организационная группа , которая  занимается разработкой и организацией творческой субботы, посвященной  определённой теме.

В тоже время оформляется пост с анонсированием встречи, для того чтобы ребятам из организационной группы было ясно на какое количество человек готовить встречу.

А когда все готово - проводим. Итоги проведения творческих суббот оформляются постом в нашей группе и  пополняется тематический альбом.

В творческих субботах принимают участие все желающие  ребята всех наших проектных групп объединения  «Круглого Стола».

Раз проект продолжается, мы можем говорить только про промежуточные его результаты. Например,  из наших песен  увидел свет наш мини-сборник песен объединения. Его мы  можем дарить нашим гостям,  вручать новым участникам объединения.  И даже проводить мастер-класс  по его складыванию из листа формата А4!

У нас  несколько ребят, в том числе и я,  научились играть на  укулеле и гитаре.   Не только по самоучителю, но и благодаря  нашим ребятам, которые помогали  осваивать инструмент.  

А  разработка  ролевой  игры «Большой пионерский день» была даже опубликована в нашем районном информационно-методическом сборнике Круглого Стола № 15, чтобы ее могли проводить  все школы района.  Эта ролевая игра родилась после череды событий, связанных с  празднованием 100-летия  пионерской организации.

А еще, благодаря этой игре,  нами был создан  видеоклип к Дню единых действий Дня защиты детей «Прекрасное далеко». Этот ролик  получил  заслуженную награду на Всероссийском уровне и  сейчас использовался,  как я знаю, на разных районных совещаниях для педагогов.

Мы не останавливаемся на достигнутом. Проект продолжается. Дальше – больше. И, благодаря данному проекту мы  приобретаем бесценный опыт  общения, приобретаем новые знания. Оттачиваем наши умения и расширяем наш кругозор.

Следующий социальный проект, о котором хотелось бы сказать, совсем новой, получил реализацию  в этом учебном году.

Он тоже  прошел защиту на региональном фестивале-конкурсе лидеров ДОО «Как вести за собой». Был  презентован на городской научно-практической  конференции «Детские объединения – пространство лучших воспитательных практик» в январе 2024 года. Опубликован в районном  информационно-методическом сборнике  для советников по воспитанию, старших вожатых, педагогов-организаторов, руководителей детских объединений и органов  ученического самоуправления «Круглый Стол ДМОО  Центрального района» (выпуск № 16, 2023 год).

Это проект для сплочения  команды единомышленников «Вместе мы пройдем в новый день…» или «Семейное бинго».

Предполагаемый результат  его реализации:

  -  Сплочение проектной группы в  единую команду, способную  ставить перед собой цель,  и где каждый может  внести свой посильный вклад для ее достижения ( ЧТП,  на встречах, организация и проведение событий районного уровня);

- Сохранение состава команды  проектной группы «ДА»  и привлечение новых ребят к в команду в течение года;

- Активное участие в событиях и проектах «Движения первых»;
- Пополнение контента  в группе ВК «Круглого Стола», который знакомит и взрослых и школьников с деятельностью и активностями  проектной группы;

- Апробирование новых форм «летописи» районного объединения.

В «Бинго» предусмотрены разные виды активностей.

- Прогулки «семьи»:   с проведением игр на командообразование, прогулки  в формате встреч для обсуждения реализации форматов предстоящих дней единых действий, прогулка-квест, где за основу взята бот игра «ВМетро», разработанная  проектной группой «Республика ШУС»  районного объединения.

- Флешмобы: составь эмблему КС, «Отгадай слово»

-Создание коллективного видео: «Передай  телефон человеку, который…», где  каждый участник снимает себя фронтально на камеру и говорит слова: «Передаю телефон человеку, который…(например, позвал меня гулять, … помог мне…) и видео «Что видят игрушки» - видео о себе, где любимая игрушка рассказывает о качествах своего хозяина.

- Создание  дневника –альбома «семьи». Цель дневника-альбома  - это показать, чем занимается  и в чем принимает участие «семья», показать ее деятельность и развитие.

        Благодаря  таким проектам детской социальной инициативы  формируется сплоченный коллектив,  признаками которого являются:   самоорганизация, умение транслировать полученный опыт, рост детской социальной  инициативы, дружба.

        И комфортная среда является важным фактором для создания условий для развития детской социальной инициативы не только внутри  своего объединения. но и для устранения проблем в  окружающем социуме.

         


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детские общественные объединения как фактор развития социальной активности школьников

Данная статья раскрывает понятие детского общественного объединения, рассказывает о важности включения щкольников в социально значимую деятельность....

Детские общественные объединения как фактор развития социальной активности школьников

Школа  не может не учитывать влияние на воспитание детей различных социальных институтов. Среди них особое место занимают различные детские общественные объединения....

«Развитие патриотических чувств и гражданских убеждений у членов детских общественных объединений»

Выступление на районном методическомобъединении старших вожатых (октябрь 2014 г.)...

Сбор - старт детского общественного объединения "Бриз" и молодежного объединения "Волна" "Азбука лидера"

Как год начнешь, так его и проведешь! Поэтому участники детского объединения "Бриз" и молодежного объединения "Волна" СТАРТУЮТ" на все 100%!!!...

Выступление на региональном семинаре по теме Современные формы организации работы детских общественных объединений в рамках реализации программы воспитания. Особенности взаимодействия ДОО с социальными партнерами.

Выступление проходило на региональном семинаре в рамках стажировочной площадки по направлению "Реализация программы воспитательной работы на основе федеральных требований".Цель семинара:...