«Развитие патриотических чувств и гражданских убеждений у членов детских общественных объединений»
материал на тему

Лопырина Ольга Николаевна

Выступление на районном методическомобъединении старших вожатых (октябрь 2014 г.)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на тему «Развитие патриотических чувств и гражданских  убеждений у членов детских общественных  объединений»

Что означают понятия  «гражданин» и «патриот»? Что в них общего и в чём они различаются?

Обратимся к определениям слов «патриот», «гражданин». В толковом словаре В.И. Даля значение слова «патриот» объясняется так:

«Патриот – любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб.»

В «Словаре иностранных слов» В.В. Одинцова «патриот –  тот, кто любит родину, предан отечеству». Авторы словаря предполагают, что впервые слово «патриот» употреблено Петром I. Однако до самого конца ХVIII века более распространѐнным был его синоним – словосочетание «сын отечества». «Патриот – говорится в другом словаре, - человек, любящий своѐ отечество, преданный своему народу, готовый на жертвы и совершающий подвиги во имя своей Родины».

Более  чѐтко дано моральное содержание этого понятия в философском словаре: «Патриотизм (греч. Patris – отечество) - нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защитить интересы Родины»

Патриотизм – это чувство нравственное. Прививая это чувство молодому поколению, мы даѐм ему возможность прикоснуться к самым памятным страницам истории Отечества, своего края, рода, семьи. Патриотизм - сокровенное чувство, находящееся глубоко в душе человека. О патриотизме судят не по словам, а по делам человека.

Таким образом, настоящим (идеальным) патриотом можно считать человека, постоянно укрепляющего свое физическое и нравственное здоровье, хорошо воспитанного, образованного и просвещенного, имеющего нормальную семью, почитающего своих предков, растящего и воспитывающего в лучших традициях своих потомков, содержащего в надлежащем состоянии свое жилище (квартиру, подъезд, дом, двор) и постоянно улучшающего свой быт, образ жизни и культуру поведения, работающего во благо своего Отечества, участвующего в общественных мероприятиях.

Если патриотизм выражает отношение личности к своей Родине, к ее

историческому прошлому и настоящему, то гражданственность связана с

принадлежностью человека к тому или иному народу, его политической

активностью.

Гражданственность – одно из ведущих идейно-нравственных свойств личности. Гражданин обладает совокупностью прав и обязанностей.

 Патриот чувствует любовь к своей Родине, а гражданин знает свои обязанности перед ней.

Согласно этому гражданственность можно определить как качество нравственно-политическое, важной составляющей частью которого является патриотизм. В такой трактовке гражданственность интегрирует общечеловеческие духовные ценности: высокий строй души и чувств, социальную направленность мыслей.

Гражданин – это цивилизованный, обладающий политическими правами член государства и общества, сознательно сочетающий личные и общественные интересы.

В отечественной педагогической литературе к числу основных нравственных свойств  гражданина относили гражданскую ответственность и гражданский долг.

Гражданская ответственность проявляется в способности гражданина в различных ситуациях самостоятельно принимать правильные с точки зрения общественных правил и норм морали решения и отвечать перед обществом за последствия своих поступков.

Смысл гражданственности – это патриотизм, нравственность, правовая культура.

Историк и писатель Карамзин Н.М. акцентировал внимание на патриотической составляющей гражданственности. Выделив такие

разновидности любви к Отечеству:

- физическую любовь, т.е. привязанность к месту своего рождения, малой родине;

- нравственную, т.е. любовь к согражданам, с которыми человек растѐт, воспитывается, живѐт;

- политическую т.е. любовь ко благу и славе Отечества и желание способствовать им во всех отношениях.

Определѐнность толкования понятий «гражданственность» и «патриотизм» даѐт ориентир, указывающий на то, что, зачем и как воспитывать.

Человека делает хорошим гражданином то, насколько качественно он

выполняет возложенные на него функции, и каков его вклад в благополучие

государства. Следовательно, хороший гражданин – это законопослушный, патриотически-настроенный человек, который прилагает все усилия для того, чтобы выполнять своѐ предназначение в обществе.

В Федеральном государственном образовательном стандарте выделены три группы достижений школьников  при освоении общеобразовательных программ: личностные (ценностные), надпредметные (компетентностные), предметные. При этом среди личностных достижений выделяются социальные, что ещѐ раз подчѐркивает высокую значимость формирования таких ценностей как гражданственность и патриотизм.  

Американский политолог С. Шехтер рассматривает три роли, которые исполняет личность: зритель, потребитель, гражданин.

  • Зритель– это пассивный наблюдатель мира. Он может быть хорошо

информирован, а оттого враждебным, циничным и убеждѐнным, что невозможно влиять на ход событий.

  • Потребитель рассматривает политическое общество как рынок, предназначенный для распространения общественных благ и услуг. Это активный манипулятор, торгующий своим участием в жизни общества в обмен на обещание увеличить его блага.
  • Гражданин рассматривает общество как содружество, в котором он сам проявляется как личность и  активный деятель.

Мы должны осознавать, кого мы готовим: пассивного созерцателя, активного потребителя или деятеля, стремящегося к гармонии чувств и разума, т.е. гражданина-патриота.

Гражданственность и патриотизм  не возникают сами по себе, а специально воспитываются, формируются у детей и подростков, в том числе и в процессе их деятельности в детском общественном объединении.  

        Если вдуматься, вся работа детского общественного объединения направлена на формирование гражданских убеждений и воспитание патриотических чувств.

        «Доброе сердце» - ведущее  направление деятельности «Республики «Росток». Это  общественно-значимая деятельность и главная форма работы здесь – реализация социальных волонтёрских проектов.  

Помогая другим людям, пытаясь вникнуть в их проблемы, ребёнок познаѐт себя. В процессе волонтѐрской деятельности подросток совершенствуется нравственно, учится общению, взаимодействию и сотрудничеству, гуманности. Так как волонтѐрская деятельность носит активный и творческий характер, подросток  получает возможность

проявить себя. Волонтѐрская деятельность помогает сформировать отношение к происходящему вокруг, в том числе в политической жизни, выработать гражданскую позицию.

Яркий пример такого рода проектов – сотрудничество с Таремским детским домом. Сейчас в школе полным ходом идёт реализация проекта «Будь здоров, малыш!». В этот раз мы хотим оказать помощь, направленную на укрепление здоровья детей – подарить детскому дому массажные коврики для ножек, сшитые своими руками. И первая же операция, проведённая в рамках проекта – сбор пуговиц – показала огромный энтузиазм ребят – членов ДОО и младших школьников. Всего было собрано около 40000 пуговиц. А желающих шить оказалось даже больше, чем количество заготовок из ткани. Дети берут работу на дом, приходят шить в пионерскую в переменки и после уроков. Причём мальчишки не уступают девочкам. Девочка из 6-го класса заявила: «У нас будут шить все! это же для ребят из детского дома!».

С Таремским детски домом мы сотрудничаем 3-й год. И это сотрудничество идёт на пользу не только тем детям - сиротам, но и наши вполне благополучны ребятам. Они учатся замечать тех, кому требуется помощи, помогать, делиться, отдавать частичку души.

Волонтерство является наиболее эффективным способом развития гражданственности подростков, поскольку оно происходит по доброй воле, а волонтѐр всегда сам принимает решения, которые влияют и на него, и на общество.

Среди наших реализованных проектов есть  озеленение рекреаций, оформление клумб, посадка деревьев на школьном дворе, ежегодная чистка водоёмов, уборка деткой площадки и городского парка.   Все эти дела позволют ребятам реализовать желание и умение быть значимыми, полезными, интересными  для других, испытывая при этом  удовлетворение от собственных поступков.

Следующее важное направление деятельности ДОО – «Я – гражданин России» направлено на воспитание патриотизма.

Здесь очевидны огромные возможности поисковой краеведческой деятельности, которая позволяет воспитывать патриота и гражданина не на абстрактных идеалах, а на конкретных примерах, приобщать ребят к культурному наследию страны и «малой родины».

За последние 4 года мы собрали богатый материал и оформили его в 3 книги:

- «Мы помним! Мы гордимся!» - сведения о 1500 наших земляков, воевавших на фронтах ВОВ;

- «У войны не женское лицо» - материал о женщинах – труженицах тыла нашего города (эту работу мы выполняли совместно с городским советом ветеранов);

- «Команда молодости нашей» - рассказы о лучших спортсменах Ворсмы.

Цель поисковой краеведческой работы – научить ребят любить, уважать свой народ, землю, край, Родину. Ведь краеведение обращает к прошлому, чтобы дети, зная свои корни, могли создать достойное будущее.

Важная роль в воспитании патриотизма принадлежит системе военно-спортивных игр, которая с годами выработана в нашей школе. В эти игры включены все ребята с 3-го по 10 классы:

«Звёздочка» - для 3 класса, «Равнение на Победу» - 4 классы – игры путешествия носят не только развлекательный, но и познавательный характер, позволяют проявить ловкость и сноровку, пробуждают интерес детей к военно-спортивной направленности.

«Игра в солдатики» - для 5-6-х классов – комплексная игра, которая идёт в течение недели и включает в себя до 6 видов соревнований и конкурсов.

«Зарница» - для 7-10-х классов знакома всем вам по районным соревнованиям. Причём в школе она проходит на высоком уровне и заканчивается торжественным построением на смотр строя и песни. Лучшие юнармейцы соревнуются за право вынести Российский флаг. Для барабанщиков это также большая честь – выступить на школьной «Зарнице»

К 65-летию Победы была разработана и проведена ещё одна игра «Путь к Победе» в которой принимали участие команды из 5-8-хклассов. Эта большая игра - путешествие на местности (территория школы) включающая в себя 8 этапов различной направленности.

Военно-спортивные игры дают детям бурю эмоций, позволяют  реализовать  индивидуальные навыки  и способностей по начальной военной подготовке, привлекают к занятиям спортом, развивают силу, ловкость, смекалку, обобщают знания детей о защитниках Отечества,  учат взаимопомощи, сотрудничеству, укрепляют внутриколлективные связи и в конечном итоге  воспитывают патриотические чувства.

Ещё одной важной формой патриотического воспитания детей и подростков в нашей школе являются музыкальные  фестивали, которые стали у нас традиционными и любимыми. В фестивалях принимают участие почти все ребята со 2-го по 11 класс. Тематика фестивалей меняется: «Космический фестиваль» - был посвящён полёту Юрия Гагарина в космос, «Россия начинается с тебя» песням  о Родине,   «Наша армия самая сильная» - песням о российской Армии, «Олимпийское звонкое эхо» - олимпиаде. В этих песнях отражена история и, исполняя их, ребята ощущают некую причастность к великим делам. На фестивалях всегда царит атмосфера единения, патриотизма и гордости за нашу страну - Россию. На эти  праздники мы всегда приглашаем ветеранов, родителей.

 И, конечно же, большую роль в воспитании патриотизма играет активное участие многих детей  них в городском празднике Победы 9 мая.

С какой гордостью идут барабанщики во главе школьной колонны, стоят в почётном карауле ребята из военно-патриотического клуба «Росток»!

В заключение, определяя основные педагогические условия формирования гражданственности и патриотизма, следует отметить:

- необходимо объединять педагогические усилия  семьи, школы, органов государственно-общественного управления;

- следует продумать, как обеспечить добродетельную мотивацию

подростков, чтобы они проявляли сострадание, а не жестокость, гордость, а не воинствующую непримиримость;

-надо чаще обращаться к образцу, примеру – этим традиционным  для русского менталитета средствам гражданского воспитания;

-гражданственность созидательна, а значит, формировать еѐ надо через деятельность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль педагогического потенциала творчества А.Е.Кулаковского в формировании патриотических чувств и гражданского сознания обучающихся на интегрированный уроках по истории

Проблема переизбытка информации, обилие недостоверной информации с которыми в век информации сталкивается каждый школьник является одной из самых важных. Ведь не правильное использование информа...

Роль уроков литературы в формировании патриотических чувств и гражданского сознания обучающихся

Роль уроков литературы в формировании патриотических чувств и гражданского сознания обучающихсяМ.В. Шамбанович,г. Белово, Кемеровская обл. К сожалению, события последнего времени в политике, экон...

Развитие патриотических чувств у школьников на примере презентации "There is no other country like Russia!"

Поэтом можешь ты не быть, Но гражданином быть обязан. А что такое гражданин? Отечества достойный сын. Н. Некрасов Для развития в детях патриотических чувств, на уроке английского  по теме мо...

"Развитие патриотического чувства у дошкольников средствами музыки"

"Развитие патриотического чувства у дошкольников средствами музыки"...

Изучение и пропаганда государственной и республиканской символики как путь формирования чувства патриотизма и гражданской позиции у членов детской общественной организации

Дорогие читатели! Вы только что взяли в руки пособие, которое поможет вам в работе по формированию чувства патриотизма и гражданской позиции у членов детской общественной организации....

Программа работы по развитию лидерского потенциала членов детских объединений района "Школа лидера"

Программа работы по развитию лидерского потенциала членов детских объединений района "Школа лидера"...

Статья "Воспитание гражданско-патриотических чувств на уроках русского языка, литературы и развития речи"

В статье рассказывается о приемах воспитания гражданско-патриотических чувств на уроках русского языка, литературы и развития речи....