Программа работы по развитию лидерского потенциала членов детских объединений района "Школа лидера"
методическая разработка

Программа работы по развитию лидерского потенциала членов детских объединений района "Школа лидера"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_shkola_lidera.doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:

Программа работы по развитию лидерского потенциала

членов  детских объединений района

«Школа лидера»

Пояснительная записка

Главными и наиболее важными качествами человека в современном динамичном мире становятся мобильность, конкурентоспособность. Особенно сложно самоопределиться подростку, для которого именно это время является определяющим в его становлении и развитии. Очень важно, чтобы подросток научился правильно оценивать окружающий мир и позиционировать себя в нем. Для собственной успешности в социуме необходимы определенные знания и умения, с помощью которых можно определить собственную жизненную позицию и активно реализовывать ее в рамках определенной деятельности. В современном мире нужны люди особой энергетики, со своеобразным набором свойств и качеств. Таких людей принято называть лидерами, способными взять на себя инициативу и ответственность за принимаемые решения. Лидер – это  член группы, за которым она признает право принимать ответственные решения в значимых для нее ситуациях. Как правило, это любознательная, деятельная, реалистичная, честная, целеустремленная, ответственная, смелая, оптимистичная, творческая личность, умело преодолевающая преграды и достигающая успеха.

Формирование лидеров  не может быть стихийным процессом. Этот процесс необходимо организовывать. Лидера необходимо растить с младшего школьного возраста, учитывая его возрастные особенности.  

Поэтому большое значение в раскрытии лидерского потенциала детей приобретает детское общественное объединение.

Включение ребят в общественную работу помогает самореализоваться личности в процессе совместной деятельности детей и взрослых.

Для наиболее успешного развития лидерских качеств детей была разработана программа «Школа лидера».  

Участники программы - члены детских общественных объединений  района от 10 до 15 лет.

Исполнители программы - старшие вожатые района и актив детских объединений.  Для успешной организации работы по реализации данной программы планируется привлечь в качестве консультантов-помощников классных руководителей, учителей-предметников, родителей.

Цель программы: создание условий для реализации лидерского потенциала детей и подростков через активное включение его в общественно полезную деятельность, подготовка ребят к работе в детском объединении.

Задачи:

  1. Создать детям условия для самореализации и воспитания активной жизненной позиции;
  2. Развить у детей организаторские навыки и лидерские качества личности;
  3. Развить творческие и коммуникативные способности;
  4. Развить познавательный интерес и интеллектуальный уровень детей;
  5. Развить навыки самостоятельного проявления инициативы, принятия решения и реализации их в интересах детского объединения;
  6. Обучить приемам и методам организации и планирования деятельности;
  7. Развить инициативность, целеустремленность, ответственность за себя и окружающих.

Методы работы: игра (ролевая, деловая); рефлексия; мозговой штурм; групповая дискуссия, КТД и другие

Основные принципы реализации программы: принцип преемственности, последовательности и систематичности обучения, принцип соответствия обучения возрастным и индивидуальным особенностям обучаемых, принцип сознательности и творческой активности обучаемых, принцип доступности обучения при достаточном уровне его трудности, принцип наглядности, принцип коллективности, принцип деятельностного подхода.

Срок реализации программы - 3 года.

Механизм реализации программы

Программа предполагает прохождение детьми в течение учебного года «кабинетов» Школы лидера. В каждом «кабинете» дети получают  знания и развивают навыки в соответствии с определенной тематикой.

Работают следующие «кабинеты»:

- Кабинет «Искусство общения» (развитие навыков общения);

- Кабинет «Свой голос» (обучения основам журналистики и оформительской деятельности);

- Кабинет «Ораторское искусство» (развитие навыков выступления на публике);

- Кабинет «Кладовая знаний» (изучение истории детского движения);

- Интернет-кабинет (развитие навыков владения компьютерными технологиями);

- Сценическая мастерская (развитие актерских способностей, проведение мастер-классов по танцам, пению и т.д.);

- Кабинет «Познай себя» (проведение диагностических методик и  тренинговых занятий, направленных на познание себя как личности);

- Кабинет «Организаторские способности» (развитие организаторских способностей, обучение навыкам организации каких-либо дел: КТД, акций, проектов и др.).

Союз «Родник» включает в себя детские объединения различные по численному составу от 17 до 250 человек, некоторые из них функционируют на базе  малокомплектных школ. Поэтому каждое детское объединение разрабатывает свой план работы «кабинетов», устанавливает наиболее оптимальные для них методы, формы работы и темы занятий.

Ребятам, успешно прошедшим «Школу лидера», согласно Положению о ступенях роста члена Союза пионерских и детских организаций «Родник», присваивается звание «Мастер».

Предполагаемые результаты:

Результатом проведения данной программы должно стать приобретение знаний в следующих областях: основы журналистики и оформительской деятельности, история детского движения, планирование и организация деятельности детского объединения, особенности организации различных мероприятий.

Кроме того, предполагается приобретение следующих умений и навыков:

- умение подростков организовывать и руководить группой сверстников;

- наличие у подростков чувства социальной ответственности;

- умение принимать решения и нести ответственность;

- умение решать проблемы, разрешать конфликты;

- умение планировать и самостоятельно организовывать работу.

В процессе реализации данной программы подростки смогут развить свои организаторские, коммуникативные, творческие навыки. Ребята станут более самостоятельными и ответственными, будут проявлять инициативу в организации работы детского коллектива.

Материально-техническое обеспечение программы:

Методическо-техническое обеспечение программы  включает в себя:

- помещения для проведения занятий с активом, сборов, массовых мероприятий;

- необходимое оборудование и инвентарь (аудио-видеотехники, мультимедийных систем, канцелярских принадлежностей, атрибутики детского объединения).

- методическую литературу в печатном и электронном вариантах;

- папки методических материалов по различным темам программы Школы лидера;

- набор мультимедийных презентационных разработок и пособий по различным темам программы Школы лидера.


Литература

  1. Анн Л.Ф. Психологический тренинг с подростками. – СПб.: Питер. 2007.
  2. Байбородова Л.В., Рожков М.И. Воспитательный процесс в современной школе: Учебное пособие. Ярославль: ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 1997.
  3. Грецов А.Г.Тренинг общения для подростков. – СПб.: Питер, 2007.
  4. Игротека вожатого. – Н. Новгород: Изд-во ООО «Педагогические технологии», 2008.
  5. Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. — М.: Арена, 1994.
  6. Коровкина Т.Е., Куприянов Б.В. Коллективные формы воспитательной работы с подростками и старшеклассниками: игра-путешествие. // Вестник КГПУ имени Н.А. Некрасова. Научно-методический журнал. 1997. — № 4.
  7. Куприянов Б.В., Подобин А.Е. Ситуационно-ролевая игра в социальном воспитании старшеклассников. — Кострома: КГПУ, 1998.
  8. Научно-методическиий журнал «Классный руководитель». - М., 2000 – 2012.
  9. Социальное проектирование. – Н.Новгород, изд-во ООО «Педагогические технологии», 2004.
  10.  Спутник вожатого. –  г. Н. Новгород: Изд-во ООО «Педагогические технологии», 2011.
  11. Теоретический и научно-методический журнал «Воспитание школьников». – М., 2000 – 2012.
  12. Уманский Л.И. Психология организаторской деятельности школьников. — М.: Просвещение, 1980.
  13. Хочу быть лидером! Серия «Детское общественное движение и ученическое самоуправление». Выпуск 1. – Н.Новогород, ООО «Педагогические технологии», 2000.
  14. Школа интересных каникул/авт.-сост. С.Г. Огнева и др. – Волгоград: Учитель, 2007.

Вожатский отряд Дивеевского района «Родник»


Литература для детей и родителей

  1. Газета для организаторов внеклассной работы «Последний звонок».
  2. Газета для учителей начальной школы «Педсовет».
  3. Игротека вожатого. – Н. Новгород: Изд-во ООО «Педагогические технологии», 2008.
  4. Игротека вожатого. – Н. Новгород: Изд-во ООО «Педагогические технологии», 2008.
  5. Позывные лета: Калейдоскоп летнего отдыха детей. – М.: ЦГЛ, 2003.
  6.  Спутник вожатого. –  г. Н. Новгород: Изд-во ООО «Педагогические технологии», 2011.
  7. Хочу быть лидером! Серия «Детское общественное движение и ученическое самоуправление». Выпуск 1. – Н.Новогород, ООО «Педагогические технологии», 2000.
  8. Школа интересных каникул/авт.-сост. С.Г. Огнева и др. – Волгоград: Учитель, 2007.
  9. Шмаков С.А. Нетрадиционные праздники в школе. – М.: ЦГЛ, 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа развития лидерского потенциала в среде старших школьников

данная программа расчитана на развитие лидерского потенциала старшеклассников, расчитана на два года, включает в себя методические рекомендации, календарно-тематический план...

Развитие лидерских качеств подростка в объединении ООДО. Мастер-класс

Пояснительная записка     Любые процессы, происходящие в обществе, неизбежно отражаются на социализации подрастающего поколения. Это особенно касается подростков, поскольку они находятс...

Воспитание учащихся в духе демократии и свободы, создание условий для развития лидерского потенциала подростков через организацию деятельности детской общественной организации

Материал из опыта работы по созданию условий для развития лидерского потенциала подростков, через организацию работы городской школы актива на примере программ дополнительного образования, используемы...

развитие лидерских качеств в детской организации

Материал для старших вожатых по теме самообразования....

Сценарий тренинга "Развитие лидерского потенциала"

Сценарий тренинга "Развитие лидерского потенциала" . Тренинг полностью составлен педагогами-психологами нашей школы и проведен с завучами школ в рамках международного семинара....

Методическая разработка " Индивидуальная карточка развития «Творческих достижений учащегося» детского объединения «Танцевальная капель» ( в баллах, соответствующих степени выраженности измеряемого качества)"

Карточка творческих достижений разработана на основе мониторинга результатов обучения ребенка по дополнительной образовательной программе «Танцевальная капель».К карточке приложены критери...