Программа развития лидерского потенциала в среде старших школьников
рабочая программа (10 класс) по теме

данная программа расчитана на развитие лидерского потенциала старшеклассников, расчитана на два года, включает в себя методические рекомендации, календарно-тематический план

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma "Разбуди в себе лидера".doc145 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальный конкурс «Сердце отдаю детям»

Введение.

 Нет такого человека, который не смог бы

значительно развить свои способности к лидерству,

немного поразмыслив над этим и попрактиковавшись.

Лорд Слим

Современное общество нуждается в компетентных и активных специалистах, способных самостоятельно принимать решения,  готовых брать на себя ответственность за их осуществление, умеющих правильно строить взаимоотношения с другими людьми, работать в команде. Особая роль в решении этих задач отводится системе образования, которая на первый план должна поставить возрастание роли человеческого фактора и раскрытие потенциальных возможностей личности. Необходимым в данном аспекте является развитие лидерского потенциала старшеклассников. В специально-моделируемых ситуациях опыт лидерского поведения можно формировать, развивая тем самым соответствующие лидерские качества, актуальные в современных условиях.

Способность человека быть лидером во многом зависит от развитости его организаторских и коммуникативных качеств.

Обобщенный портрет настоящего лидера таков:

  1. это волевой человек, он способен преодолевать препятствия на пути к цели; настойчив, умеет разумно рисковать;
  2. терпелив, готов долго и хорошо выполнять однообразную, неинтересную работу; инициативен и предпочитает работать без мелочной опеки;
  3. лидер независим; психически устойчив, не дает увлечь себя нереальными предложениями; хорошо приспосабливается к новым условиям и требованиям; самокритичен, трезво оценивает не только свои успехи, но и неудачи; требователен к себе и другим, умеет спросить отчет за порученную работу; критичен, способен видеть в заманчивых предложениях слабые стороны;
  4. он надежен, держит слово, на него можно положиться; вынослив, может работать даже в условиях перегрузок; восприимчив к новому, склонен решать нетрадиционные задачи оригинальными методами; стрессоустойчив, не теряет самообладания и работоспособности в экстремальной ситуации;
  5. оптимистичен, относится к трудностям как к неизбежным и преодолимым помехам; способен самостоятельно и своевременно принимать решения, в критических ситуациях брать ответственность на себя; способен менять стиль поведения в зависимости от условий, может и потребовать, и подбодрить.

Совет Старшеклассников школьного ученического самоуправления РУМиД (МОБУ «Средняя общеобразовательная школа №1») состоит из учащихся 8-11 классов. Они проявляют инициативу, активно участвуют в школьных и районных мероприятиях, учатся самостоятельно принимать решения. Когда приходит время прощаться со школой не раз можно услышать от выпускников, что они многого не успели сделать для себя и школы. Что же им мешало раньше? Выпуская свой 11 класс в 2008 году, я осознала всю важность и необходимость работы по развитию лидерского потенциала. Сделав небольшой перерыв в работе, вернулась к этой идее.  И у меня возникла необходимость создания программы, направленной на развитие лидерского потенциала старшеклассников. Воспитание лидеров – процесс не стихийный, его нужно организовать, и сделать это необходимо в период обучения детей в школе.  Для этого я внедряю в работу практические методы, составляющие основу программы развития лидерского потенциала старшеклассников Пойковской школы №1.

Разрабатывая программу, я  опиралась на Федеральную целевую программу "Дети России", в частности, на подпрограмму "Одаренные дети".

Целевая аудитория: учащиеся 9-11 классов.

Мы  предполагаем: если внедрить программу «Разбуди в себе лидера» и создать педагогические условия, то обеспечим формирование и развитие лидерского, организаторского и интеллектуально-творческого потенциала старшеклассников.

Программа «Разбуди в себе лидера» представляет собой систему взаимосвязанных творческих заданий и деловых игр, в ходе которых старшеклассники будут анализировать и моделировать ситуации, идентифицировать и классифицировать вопросы и проблемы, рассматривать различные варианты, высказывать и защищать различные точки зрения, участвовать в дискуссиях и обсуждениях, делать выводы и принимать решения. Именно в этом состоит новизна программы.

Цели и задачи программы.

1. Образовательная цель: подготовка к успешной и эффективной интеллектуально - творческой деятельности и формирование качеств, умений и навыков, способностей к принятию решений и готовности брать на себя инициативу и ответственность у учащихся.

Задачи:

  1. формирование у детей теоретических и практических знаний, умений, навыков, необходимых для социальной адаптации и успешной деятельности в обществе;
  2. формирование способности к рефлексии, самооценке;
  3. приобретение навыков лидерского поведения через коллективную деятельность;
  4. формирование способностей к принятию решений и готовности брать на себя инициативу и ответственность;
  5. формирование у учащихся умения строить жизненные планы и корректировать ценностные ориентации.

2. Воспитательная цель: воспитание достойного гражданина России, инициативного, самостоятельного, творческого, способного к постоянному жизненному самосовершенствованию.

Задачи:

  1. воспитание основ общей культуры личности,
  2. сплочение детских коллективов, развитие инициативы, детского творчества, создание условий для раскрытия творческих способностей детей, выявление талантов;
  3. воспитание умения действовать в интересах совершенствования своей личности.

3. Развивающая цель: развитие социальных навыков поведения и установок на самостоятельное решение социальных проблемных ситуаций.

Задачи:

  1. развитие творческих и организаторских способностей учащихся.
  2. развитие навыков работы в группе, в команде, в коллективе.
  3. развитие умений ориентироваться в мире взрослых, занимать активную жизненную позицию, преодолевать трудности адаптации в современном обществе.
  4. развитие умений и потребности в познании других людей, гуманистического отношения к ним.

Главная цель программы – создать педагогические условия для приобретения практического опыта взаимодействия и реализации лидерского, организаторского и интеллектуально-творческого потенциала старшеклассников.

Обучение по программе “Разбуди в себе лидера” дает возможность к саморазвитию как непрерывного процесса, в рамках которого человек приобретает способность управлять текущими событиями, формировать хорошие и открытые отношения с другими людьми, последовательно защищать свои взгляды, излагать свою точку зрения и вести дискуссию. В ходе занятий по программе “Разбуди в себе лидера» учащиеся смогут выявить свои сильные и слабые стороны, склонности и возможности, которые помогут им стать грамотными специалистами достойными членами общества, определить природу лидерства, изучить стратегии и методы управления.

Итогом усвоения программы является совместная работа учащихся над собственными проектами; проектами интеллектуально-творческого и социального характера, который заказывает администрация школы, социум.

Глава 1. Научно-методическое обеспечение.

        В качестве теоретического и методического основания для разработки данной программы использовались результаты фундаментальных отечественных исследований, современные тенденции мировой науки, а также позитивный опыт работы со старшеклассниками.

        При разработке программы использовались концептуальные подходы: развитие лидерских качеств у старших школьников Р. Крачфилд, Д.Креч, Г.Хоманс, деятельностная теория учения Р.Бейлс, А.Харе, технология ситуативного лидерства  Н.Жеребовой, современные концепции психологического сопровождения  Битяновой М. Р., мотивационная теория Марковой А. К.,  исследования лидерства как неофициального руководства  Парыгина Б.

Глава 2.  Механизмы реализации программы.

                                                 2.1. Направление деятельности.

Первый год обучения (подготовительный уровень)

"Погружение" в мир в мир общения, общественной жизни.

№ п/п

Тема занятий

Всего

Теория

Практика

1.

Введение в программу.

 1

2.

Современное понимание лидерства. Роль лидера в ученическом самоуправлении.

Портрет лидера.

Творческая работа «Кто такие лидеры?»

 1

1

3.

Общение. Барьеры в общении.

Ролевые игры: «Здравствуй и прощай», «Давайте познакомимся».

Упражнение «Аквариум».

 2

 1

 1

4.

«День самоуправления». Проведение акций: «Облако пожеланий», «Воздушное поздравление», «Мешочек пожеланий».

2

1

1

5.

Речевые средства общения.

Упражнения: «Двенадцать Я», «Согласие».

2

2

6.

 Современный этикет поведения в обществе.

Упражнения: «Письмо», «Телефонный разговор», «Слепой и поводырь».

Игра «Волшебная лавка».

4

2

2

7.

«День первоклассника». Акции: «В мире сказок», «Веселые физминутки», «Давайте поиграем» - проведение подвижных перемен.

2

1

2

8.

Основы ораторского искусства.

Игровой тренинг «Мудрец».

Игра «Сценаристы».

4

1

3

9.

Спор, его цели и стратегии.

Упражнение «Свободный микрофон».

Игра «Место в маршрутке», «Телеграф».

2

1

1

10.

Дебаты «Права ребенка в школе. Миф или реальность».

2

1

1

11.

Механизмы межличностного восприятия.

Роль первого впечатления. «Эффект ореола».

Игра «Портрет».

2

1

1

12.

Здоровый образ жизни. Понятие «здорового образа жизни».

Игра «Трехглавый змей».

Творческая работа «Моя робинзонада».

2

1

1

13.

Дебаты «Курение – вред или польза».

2

1

1

14.

Приемы расположения к себе. Самопрезентация.

Упражнения «Комплимент», «Самопрезентация».

2

1

1

15.

Итоговое занятие. Акция для выпускников - «Прощание с детством».

2

1

1

 

ИТОГО:

32

16

16

Второй год обучения (лидерский уровень)

Реализация проектов, проведение коллективно-творческих дел, тематических акций.

№ п/п

Тема занятий

Всего

Теория

Практика

1.

Лидерство. Лидерские качества, его роль, деятельность.  

Упражнение «Предвыборная программа».

Деловая игра «Выборы».

2

2

2.

Создание и реализация проектов «Выборы РУМиД», «Я-Губернатор РУМиД».

6

2

4

3.

Коллективно-творческое дело  – основное средство сплочения коллектива.

1

1

4.

КТД «Правовая грамматика» - классные часы в начальной школе.

2

1

1

5.

 Коллектив и личность. Этапы формирования коллектива. Распределение ролей в коллективе.

Игры: «Аукцион», «Лестница», «Дорога в горы».

2

2

6.

КТД «Вечер встречи».

2

1

1

7.

Конфликт. Стили разрешения конфликтов.

Упражнение «Разногласие».

Ролевая игра «Остров».

Анализ ситуации.

2

1

1

8.

«Я – человек» - спектакль-диспут.

3

1

2

9.

Самовоспитание и достижение жизненных целей.

Творческая работа «Составление путеводителя жизни».

Тест «Я – концепция», «Самооценка».

Упражнения «Слежка».

2

1

1

10.

КТД «Новогодний калейдоскоп».

4

2

2

11.

 Работаем над проектами.

Проект. Предложение (заявка).

Презентация.

6

2

4

 

ИТОГО:

32

16

16

2.2. Методы и формы работы.

Так,  на мой  взгляд, методы должны:

  1. Быть  практикориентированными – речь идет о совместной деятельности, решении проблем, взаимодействии.
  2. Быть событийными – они должны создавать события – значимые, важные для детей, которые лежат в основе  изменений.
  3. Ставить ребенка в активную позицию и поощрять ее.
  4. Ставить ребенка в ситуации ценностного выбора, рефлексивного анализа, получения обратной связи  и следующего за этим ситуации проектирования дальнейших событий и   реализации задуманных проектов – стимулировать саморазвитие.
  5. Рефлексивными и одновременно личностно значимыми – без  осмысления своих действий, действий других невозможно говорить о каком-либо развитии и изменении. Однако психология человека такова, что нам хочется, чтобы все изменения происходили сами по себе, без затрачивания усилий. Поэтому многие упражнения, связанные с рефлексией и необходимостью изменений хорошо использовать в игровом контексте.
  6. Отвечать потребностям и интересам детей.

В качестве развивающих техник, методик, форм в рамках данного подхода могут быть использованы:

  1. дебаты;
  2. групповая дискуссия (обсуждение вопросов, связанных с основной темой занятия);
  3. техники совместного принятия решения;
  4. мозговой штурм;
  5. самоанализ;
  6. погружения;
  7. ролевые игры (разыгрывание различных ситуаций, предлагаемых как этюды, например, обиженный и обидчик; учитель и ученик).

Формы проведения учебных занятий подбираются с учетом принципов, поставленной цели, задач программы и возраста воспитанников:

  1. деловые и ролевые игры (например, деловые игры "Выборы", ролевая игра "Остров") учат обучающихся анализировать и оценивать человеческие взаимоотношения, способствуют расширению поведенческого диапазона детей, развитию их уверенности в себе, интеллектуальному росту;
  2. между практическими блоками организуются беседа и дискуссия. Выбор вопросов и тем осуществляется в зависимости от их перспективности и от содержания пройденного материала. Беседа может проводиться в начале изучения раздела как введение в вопрос (например, "Правила поведения во время экскурсий") или на заключительных занятиях по разделам программы как обобщение ("Достоинства и недостатки деятельности детской организации"). Наиболее продуктивными являются те занятия, на которых сочетаются беседа/дискуссия (не более 10–15 мин) и практическая деятельность с демонстрацией практических приемов;
  3. защита творческих заданий проводится с целью развития коммуникативных умений и навыков (выступать, мыслить, отвечать быстро и аргументированно). Использоваться творческие задания должны обязательно (пусть и нечасто), т. к. они формируют навыки открытого общения и умения применять полученные знания в новой ситуации;
  4. проектирование и моделирование осуществляются с целью создания условий для выдвижения, развития и реализации воспитанниками творческой идеи – как индивидуальной, так и групповой. В рамках данной программы обучающиеся разработали и реализовали долгосрочный творческий проект "Школьная газета";
  5. конкурс позволяет определить степень усвоения большого содержания сразу нескольких тем или разделов. Данная форма предполагает игровые элементы: деление на команды, наличие жюри, зрителей и т. д. Конкурс внутри творческого объединения направлен на реализацию "Я-образа" через соперничество, самопознание путем сравнения себя и сверстника. Участие в районных, областных и всероссийских конкурсах позволяет реализовать "ситуацию успеха";
  6. коллективно-творческое дело (далее – КТД) – основное средство сплочения коллектива, совместная организаторская и творческая деятельность детей и взрослых. КТД ориентировано на развитие фантазии и творческих способностей детей. В рамках данной программы были организованы и проведены КТД "Новогодний калейдоскоп", "Вечер встречи";
  7. целесообразно также проводить упражнения на взаимодействие в группе, тренинги, встречи со специалистами и интересными людьми.

2.3.Этапы реализации.

Обучение по программе представляет собой систему взаимосвязанных творческих заданий, деловых игр и тренингов, в ходе которых воспитанники будут анализировать и моделировать различные ситуации, высказывать и защищать свою и коллективную точки зрения, участвовать в дискуссиях и обсуждениях. В процессе занятий дети самостоятельно или при помощи педагога могут выявить свои слабые и сильные стороны, склонности и возможности.

  1. Первый год обучения (подготовительный уровень)

     -  "погружение" в мир в мир общения, общественной жизни.

Занятия в группах первого года обучения носят подготовительный характер, дают общие знания о лидерстве, средствах общения, методах ораторского искусства. Осуществляется формирование творческого объединения. По программе воспитанники узнают себя, научатся понимать друг друга,  работать в коллективе. Смогут проводить акции и мероприятия.

  1. Второй год обучения (лидерский уровень)

    - реализация проектов, проведение коллективно-творческих дел, тематических акций.

Второй год обучения дает воспитанникам возможность проявить свои способности, применить приобретенные навыки. Подводятся итоги работы. Каждый воспитанник выбирает приоритетное направление дальнейшей деятельности. Обучающиеся принимают участие в избирательной кампании в органы школьного самоуправления.  Происходит погружение в разнообразную деятельность, направленную на достижение поставленной цели и решение педагогических задач. Осуществляется анализ и самоанализ проделанной работы

Заключение.

Работа по программе «Разбуди в себе лидера» ведется в МОБУ «СОШ№1» пгт. Пойковский уже третий год (2009-2010, 2010-2011, 2011-2012 учебные года). За это время были достигнуты следующие результаты:

  1. Шаталова А., Узбек Т, Фадина Ю., Ибрагимова Е., Мальцева М. - победители поселкового конкурса «День дублера», 2009 г.
  2. Команда школьного ученического самоуправления РУМиД – участники Всероссийского конкурса «Большая ролевая игра: «Конфедерация ЛИГА»,  

г. Кострома, 2009г.

  1. Климишин Н., Мордванюк Д., Крайняк В., Бордачев Е., Муллаянов А. – победители в различных номинациях поселкового конкурса «Парни третьего тысячелетия», 2009 г.
  1. Фадина Ю., Мездрина Е. - победители муниципальной конференции молодых исследователей «Шаг в будущее», 2010 г.
  2. Фадина Ю. - участница окружной конференции молодых исследователей «Шаг в будущее», 2010 г.
  3. Ишханян С. – призер районного конкурса «Лидер ученического самоуправления», 2010 г.
  4. Кокшарова А. – победитель районного конкурса сочинений «Однажды на дороге», 2010 г.
  5. Команда «Знатоки» РУМиД – призеры районной конкурсной игры «Турнир знатоков права», 2010 г.
  6. Бордачев Е. – член Совета молодежи гп. Пойковский, 2010 г.
  7. Шаталова А. – член Российского Союза Молодежи, г.Анапа, 2010 г.
  8. Команда РУМиД призер районного конкурса «Школа молодежного лидерства», 2009 г., 2010 г., 2011 г.
  9. Исакова Е. – член Российского Союза Молодежи, г.Анапа, 2011 г.
  10. Бордачев Е. – член молодежного парламента Нефтеюганского района при Думе 5-го созыва, 2011 г.
  11. Свечинская К.  – член Российского Союза Молодежи, г.Ханты – Мансийск, 2011 г.
  12. Команда школьного ученического самоуправления РУМиД ежегодно является участником и призером районного фестиваля «Новая цивилизация».

Организованная таким образом работа по программе «Разбуди в себе лидера»  имеет ряд положительных моментов:

  1. У лидеров, участников программы, сформированы ключевые навыки и умения:
  1. аналитические (умение мыслить критически, анализировать и оценивать идеи, информацию, суждения, отбирать наиболее продуктивные, делать собственные выводы и заключения);
  2. проектировочные (умение планировать деятельность: собственную, коллективную; осуществлять выбор целей и механизмов их достижения);
  3. коммуникативные (умение работать в команде, организовывать деловое и эмоциональное взаимодействие, решать коммуникативные проблемы);
  4. рефлексивные (умение осуществлять "самонаблюдение", выстраивать процессы самокоррекции, саморазвития);
  5. исследовательские (умение видеть проблему, пути и механизмы ее решения, генерировать идеи и др.).
  1. Содержание деятельности воспитанников предусматривает обязательное участие обучающихся в работе своего класса, школы, районной избирательной комиссией, сотрудничество с отделом молодежи гп. Пойковский, Нефтеюганского района, ХМАО –Югра, Российским Союзом Молодежи.

У старшеклассников, участников данной программы существует перспектива роста:

Лидер в группе – Лидер в классе – Лидер в школе – Самоуправление  в школе–Самоуправление в поселке – Включение в актив обучающейся молодежи ХМАО – Югры – Включение в РСМ.

  1. По итогам деятельности участников программы «Разбуди в себе лидера» получены следующие результаты:
  1. выявлены лидеры среди учащихся 9-11 классов;
  2. успешно прошли обучение по программе 48 учащихся 9-11 классов;
  3. реализованы следующие проекты: «Мы – тьютеры», «Я-лидер», «Выборы РУМиД», «Я – Губернатор РУМиД»; акции: «День самоуправления», «День мальчиков», «День пятиклассника», «День первоклассника»,  «День матери» и др.

В перспективе разработка проекта «Клуб – Лидер», направленного на объединение лидеров ученического самоуправления гп. Пойковский.

Список литературы.

  1. Адаир Д. Психология лидерства. – М.: Изд-во Эксмо, 2005. – 352 с.
  2. Андреев В.И. Деловая риторика. – М.: Народное образование, 1995. – 208 с.
  3. Битянова Н.Р. Психология личностного роста. Практическое руководство по проведению тренинга личностного роста психологов, педагогов, социальных работников. – М.: международная педагогическая академия, 1995. – 64 с.
  4. Дереклеева Н.И. Модульный курс учебной и коммуникативной мотивации учащихся или Учимся жить в современном мире. – М.: ВАКО, 2004. – 122 с.
  5. Кахарова Л. Хорошие организаторы нужны сейчас как никогда // Народное образование.-2002.-№7.-с.161-162.
  6. Кашкаров С.Н. Начнём всё сначала // Классный руководитель.-2003.-№8.-с.103.
  7. Козьмина Е.Г. Роль взрослых в самодеятельных общественных объединениях детей и подростков // Дополнительное образование.-2000.-№11.- с.53-55.
  8. Концепция модернизации российского образования на период до 2001 года: приказ министерства образования Р. Ф.№393 от 11.02.02.
  9. Корягина О.П. Изучение личности учащихся // Классный руководитель 2003.-№6.- с.138.
  10. Лутошкин А.Н. Как вести за собой М., 1986.
  11. Мурашов А. Как выделить лидера в ученическом коллективе // народное образование 2001.-№8.-с.151- 159.
  12. Мурашов А. Надо ли воспитывать лидера? Надо! // Народное образование.- 2001.-№4.-с.121- 124.
  13. Тебе, вожатый! Выпуск №2. – Н. Новгород: Издательство ООО «Педагогические технологии», 2004 г. – 96с.
  14. Тубельский А. Школьное самоуправление и его правовая основа. // Народное образование.-2001.- №2.-с.120- 127.
  15. Филиппова Г. Г. Как обучить искусству общения. // Классный руководитель. - 2001.- №8.
  16. Хочу быть лидером. Выпуск 2.- Новгород, изд-во ООО «Педагогические технологии», 2003.- 96 с.
  17. Шуман С. Вожатый и дети: Научитесь понимать друг друга. // Народное образование 2001.- №3.- с. 115- 116.

Кудряшова Татьяна Витальевна   МОБУ «СОШ № 1» пгт. Пойковский


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование и развитие лидерских качеств у детей старшего дошкольного возраста

Конспекты и тематическое планирование  уроков, с домашними заданиями и контрольными работами. По материалам учебного пособия под редакцией Дубровиной. Можно использовать в качестве элективного ку...

Развитие лидерских качеств у учащихся старшего подросткового возраста в рамках практико – ориентировочного проекта «Школа лидера»

Развивающиеся в современном обществе процессы социально- экономических и культурных преобразований, их динамизм влияют на повышение требований к личности, которая должна быть творческой, саморазвивающ...

Обобщение опыта воспитательной работы по программе «Развитие творческого потенциала личности через самоуправление и сотрудничество».

Школа – это место, где до ребёнка и его проблем хоть кому-то есть дело. Любой ребёнок имеет право рассчитывать на школу как место, где он может пережить радость достижения, муки и счастье творчества, ...

Воспитание учащихся в духе демократии и свободы, создание условий для развития лидерского потенциала подростков через организацию деятельности детской общественной организации

Материал из опыта работы по созданию условий для развития лидерского потенциала подростков, через организацию работы городской школы актива на примере программ дополнительного образования, используемы...

Сценарий тренинга "Развитие лидерского потенциала"

Сценарий тренинга "Развитие лидерского потенциала" . Тренинг полностью составлен педагогами-психологами нашей школы и проведен с завучами школ в рамках международного семинара....

Программа работы по развитию лидерского потенциала членов детских объединений района "Школа лидера"

Программа работы по развитию лидерского потенциала членов детских объединений района "Школа лидера"...

ПРОГРАММА развития лидерских качеств у членов «Совета» молодежного объединения «ПРОФЕССИОНАЛ»

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ  «Нет такого человека, который не смог бызначительно развить свои способности к лидерству,немного поразмыслив над этим и попрактиковавшись».Лорд Слим...