Обобщение опыта воспитательной работы по программе «Развитие творческого потенциала личности через самоуправление и сотрудничество».
материал на тему

Цветенберг Светлана Семёновна

Школа – это место, где до ребёнка и его проблем хоть кому-то есть дело. Любой ребёнок имеет право рассчитывать на школу как место, где он может пережить радость достижения, муки и счастье творчества, почувствовать свою значимость в жизни, свою нужность для других. Школа – это место, где ребёнка больше всего воспитывают.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obobshchenie_opyta_vospitatelnoy_rabotydoc.doc965 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщение опыта воспитательной работы по программе

«Развитие творческого потенциала личности через самоуправление и сотрудничество»

 классного руководителя

 МОУ «Верх-Бехтемирская средняя общеобразовательная школа»

Цветенберг Светланы Семеновны

           

Каждый ребёнок по-своему талантлив, но ему нужно

 помочь найти себя, раскрыть свои способности,

самореализоваться. И я стараюсь, разглядеть, не пропустить

 в ребёнке всё лучшее, что в нём есть, и дать импульс к

самосовершенствованию через развитие творчества.

При этом особое внимание обращаю на то, чтобы

это творчество было искренним, идущим из глубины души.

В 2003г. пришли ко мне пятиклашки – боевые,

задорные, и я поняла, что мне скучать с ними не придётся. Изучив множество методической литературы, программ воспитательной работы, я на основе программы московской учительницы Тишиной разработала свою программу воспитательной работы «Развитие творческого потенциала личности школьника через самоуправление и сотрудничество» основной целью которой является создание условий для развития личности учащегося в коллективе.                        

Задачи, которые я поставила перед собой:

1. Способствовать саморазвитию личности.

2. Помогать в формировании своего места в мире и  среди людей.

 Программа представляет собой блок материалов по воспитательной системе с классом, в которых изложены основные направления и содержание деятельности. 5 кл. – «Растём как коллектив», 6 кл. – «Я в общении с другими», 7-8 кл. – «Учимся управлять», 9 кл. – «Учимся самоорганизации и самоконтролю», 10-11 кл. – «Лидеры».

Главное в воспитательной системе класса – создание соответствующего морально-психологического климата, творческой атмосферы, доброжелательного стиля отношений – всего того, что способствует развитию личности каждого ученика, коллектива в целом; помогает в формировании жизненной позиции, общего отношения к жизни.

Какой же должен быть конечный результат? Постепенный и планомерный переход от одного блока к другому, включающий преемственность и взаимосвязь, предполагает формирование ребёнка как самостоятельной, развитой личности. Такой ребёнок способен успешно адаптироваться в динамичном, быстро меняющемся мире. Хочется надеяться, что такая личность будет обладать чертами лидера, уметь выражать себя, будет способна принимать ответственность за свои поступки, научится организовывать себя и принимать решения.

Доброта, милосердие, честность, порядочность, доброжелательное отношение к окружающим, любовь к Родине – вот те качества личности, которые я стараюсь воспитать в своих учениках. Я стремлюсь, чтобы каждый ребёнок нашел себе дело по душе, ощутил радость успеха, уверенности в себе, потому что без всего этого невозможно сформировать достоинство и нравственную устойчивость человека.

Моя работа с классным коллективом строится на следующих принципах:

Принцип открытости. Мы планируем жизнь в классе вместе: ученики, родители и я. На родительском собрании вместе с учениками, которое по традиции мы называем «Наши успехи и неудачи» мы анализируем работу за прошлый учебный год, говорим, что у нас получилось, что нет, и на что нам следует обратить внимание. Планируем работу на следующий учебный год. Если кого из родителей нет на собрании, я передаю для них анкету «Воспитательная работа глазами родителей», где они записывают все свои предложения.

Принцип обратной связи. Проведя любое мероприятие, мы собираемся вместе и делимся впечатлениями, что было хорошо, а на что следует обратить внимание, кто был активен, кто как себя проявил.

Принцип сотворчества. Ребята сами себе определяют партнёров для участия в мероприятии.

Принцип успешности. И взрослому, и ребёнку нужно чувствовать собственную значимость и успешность. Степень успешности определяет самочувствие человека, желание участвовать в работе, стимулирует творчество и сотрудничество. Поэтому мы ведём лист учёта каждого ученика  во внеклассной работе, в жизни школы, объявляем благодарность самым активным. Ученик видит, что его вклад в общее дело оценён, и в последующих делах он принимает участие с большим желанием.

Принцип свободы выбора.  Предлагая ребятам участие в каком-либо деле, я всегда предоставляю возможность выбора задания с учётом возможностей ученика, его интересов, личных качеств. И желание участвовать в том или ином деле у ребят не пропадает, а наоборот – растёт, особенно в организации общественно полезных дел для школы и села.

Принцип привлекательности будущего дела. Всегда пытаюсь заинтересовать ребят, показав им, привлекательность дела, которое у них получится в конечном результате.

Свои задачи реализую в соответствии с комплексно-целевой  программой воспитания школы «Россиянин», основными направлениями которой являются «Россиянин», «Семьянин», «Забота», «Традиция», «Здоровье». Эти же направления являются основными и в моей воспитательной работе с классным коллективом, которые  осуществляются через разные  виды и формы деятельности, которые вы видите на слайде.

 Осуществляя проект «Россиянин», в прошлом учебном году продолжила работу по формированию основ культуры общения и построения межличностных отношений. Всё это решалось на серии классных часов «Загадки моего Я», героями которых были учащиеся. С интересом ребята принимали участие в практикумах по культуре взаимоотношений. В дальнейшем наблюдала, что ребята  с большим пониманием стали относиться друг к другу.

Интеллектуальному самовыражению учащихся способствуют  предметные декады, интеллектуальные бои, путешествия по лабиринтам знаний, КВНы, участие в краевом эколого-биологическом конкурсе, в районных олимпиадах. Результаты хорошие. В районных олимпиадах учащиеся класса занимают  призовые места. Наши победители и призеры по предметам: Лебедь А.- биология, Цветенберг А. – немецкий язык, русский язык, география, Макраслоева Е. – литература.

Считаю, что важную роль в саморазвитии и социализации детей играет ученическое самоуправление, смысл которого заключается не в управлении одних детей другими, а в обучении всех детей основам демократических отношений в обществе, в обучении их управлять собой, своей жизнью в коллективе. Участие в самоуправлении помогает учащимся сформировать у себя навыки демократизма, умение самостоятельно действовать, нестандартно мыслить, принимать решения и осуществлять их. Эти умения и навыки послужат учащимся богатым опытом при получении выбранной ими профессии. В данной программе органы ученического самоуправления являются её органической частью. Важным средством проявления и развития самоуправления являются конкретные дела.  Ребята самостоятельно организуют  подвижные игры

на переменах с младшими школьниками, дежурство в

классе и в школе, генеральные уборки, проводят разведку

общественно полезных дел, трудовые десанты на территории

 села, входят в состав совета старшеклассников, организуют            

 всю жизнедеятельность класса и школы.

Реализация проекта «Традиция» осуществляется через систему классных часов «Традиции», где учащиеся знакомятся с государственными традициями, русскими народными праздниками, принимают активное участие в традиционных сельских праздниках «Масленица», «Петров день».

В классе тоже  сложились интересные традиции – это классные вечера «А в нашем классе день Рожденье» и вечера, посвящённые окончанию четверти.  

 В целях создания необходимых условий                  

для проявления творческой индивидуальности

 каждого ученика организуем в сотрудничестве

с детьми и родителями семейные праздники,

посвящённые Дню Защитника Отечества и

 Международному Женскому дню.

Стало также доброй традицией поздравлять мам

 и пап с этими праздниками. Ребята ходят по квартирам,

вручают поздравительные открытки      и приглашают на праздник.

Мы активные участники школьных традиционных праздников –

Новый год, вечер встречи выпускников, день Учителя.  

             

Невозможно представить современного человека без таких качеств личности, как милосердие, сострадание, благородство, забота. Поэтому ученическое самоуправление организует операцию «Милосердие» -  помощь ветеранам ВОВ, трудовые десанты на территории школы и села.

                                                                           

 Реализуя проект «Здоровье», пропагандируем в классе здоровый образ жизни. Ребята помогали мне в подборе материала к тематическому классному часу «Вредные привычки». Мои дети очень любят спортивные мероприятия, поэтому с большим энтузиазмом участвуют в школьном турслёте, спортивном ориентировании на местности, в кроссе, дружеских встречах по волейболу и баскетболу. И 1 или 2 места только наши.      

               

Также многие учащиеся класса принимают участие в районных спортивных мероприятиях, организуют  походы выходного дня и поездки по Горному Алтаю.

                                                 

Важное место в воспитании учащихся отвожу работе с родителями. Уверена, что эффективный педагогический результат для всех типов семей даёт приём включения родителей в воспитательную работу с классом. Деятельное участие родителей в педагогическом процессе способствует приобретению ими навыков сотрудничества с детьми и, в частности, со своим ребёнком.  Как приятно наблюдать на традиционных семейных праздниках доброжелательное отношение детей между собой и со взрослыми, волнение сыновей, а сможет ли папа отжаться от пола, и с какой гордостью смотрят на своих сыновей их отцы, когда те справляются со сложными заданиями конкурса.

 

     Считаю, что в работе с родителями важную роль играют родительские собрания, поэтому особенно тщательно продумываю тематику собраний, чтобы темы собраний были интересны и актуальны для них. На собрании обязательно подчёркиваю достижения детей в учёбе, спорте, во взаимоотношениях с младшими, одноклассниками.

А о неудачах мы говорим только один на один.

                                       

Большую роль в воспитательной работе с классным коллективом отвожу диагностике.

Уделяю внимание подбору диагностических методик, которые помогают в становлении и развитии детского коллектива, в изучении личности учащегося и его семьи. Отбирая диагностические методики, учитываю:

  • особенности возраста учащихся класса;
  • степень сформированности детского коллектива;
  • степень доверия друг другу детей и взрослых.

Диагностические методики позволяют решать  педагогические задачи:

  • изучение личностных качеств учащихся класса;
  • изучение общих и специальных способностей класса;
  • изучение уровня взаимоотношений учащихся в коллективе;
  • учёт индивидуальных особенностей учащихся при планировании и организации классных дел;
  • отбор методов для стимулирования и коррекции норм отношений и поведения учащихся.

      При изучении взаимоотношений учащихся в коллективе и определении приоритетов отдельных учащихся выявлено, что в классном коллективе нет отвергнутых, видна   группа лидеров.

     Для выявления степени удовлетворённости учащихся разными сторонами жизни коллектива использую методику  «Наши отношения», которая показывает  положительную динамику удовлетворённости учащихся различными сторонами жизни коллектива.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

 С целью определения ступени развития классного коллектива разработала классный час с использованием ИКТ «Наш классный коллектив». Учащиеся оценили свои взаимоотношения и определили, что наш классный коллектив находится на ступени «Алый парус». Очень оживлённо прошло обсуждение того, что же нужно сделать, чтобы дойти до последней ступени развития – «Горящий факел». Решили, что нужно чаще собираться вместе и во всём помогать друг другу не только тогда, когда об этом попросят, а  самому проявлять активную жизненную позицию.  

В работе с проблемными детьми придерживаюсь приёмов, которые способствуют развитию положительных качеств личности и подавление отрицательных.

  Созидающие приёмы

  • Организация успехов в учении (постоянно оказываю помощь ученику, организую дополнительные занятия, если это необходимо, и это до тех пор, пока он не будет испытывать трудностей).
  • Вовлечение в интересную деятельность (кружки, секции, внеклассные мероприятия, спортивные мероприятия).
  • Моральная поддержка и укрепление веры в свои силы (стараюсь поднять авторитет школьника среди сверстников, укрепить веру в себя. И всё это благодаря выполнению поручений, которые соответствуют его интересам и способностям.
  • Убеждение (заключается в разъяснении и доказательствах правильности и необходимости определённой линии поведения.)
  • Доверие (заключается в том, чтобы поручать ученику ответственные задания.
  • Ожидание лучших результатов  
  • Отведение от ученика заслуженного обвинения со стороны коллектива, что вызывает у него чувство признательности.

Что же дала мне эта программа?  

В результате совместной деятельности учителей, родителей прослеживается положительная динамика развития коллектива. Уровень воспитанности ребят – хороший.

У ребят сформирован познавательный интерес к учебной деятельности. Свидетельством тому является ответственное отношение к учению, высокий уровень мотивации учебной деятельности. В классе нет неуспевающих, одна отличница, 7 человек на «4», и «5», уровень работоспособности, активности учащихся высокий.

Также следует отметить:

  • активную деятельность органов самоуправления;
  • многообразие форм работы;
  • активное участие во внеклассных и внешкольных мероприятиях и хорошая результативность;
  • доброжелательное отношение друг к другу
  • совместная работа детей и родителей
  • все учащиеся посещают кружки и спортивные секции.

С ребятами очень интересно работать не только мне, но и всему педагогическому коллективу.

Программа воспитательной работы

«Развитие творческого потенциала через сотрудничество и самоуправление»

классного руководителя 10 класса Цветенберг Светланы Семёновны

МОУ «Верх-Бехтемирская средняя  общеобразовательная школа»

Пояснительная записка

Школа – это место, где до ребёнка и его проблем хоть кому-то есть дело. Любой ребёнок имеет право рассчитывать на школу как место, где он может пережить радость достижения, муки и счастье творчества, почувствовать свою значимость в жизни, свою нужность для других. Школа – это место, где ребёнка больше всего воспитывают.

Главная ценность человека заключается не в знании, которое он приобретает, а в той уникальности, которую он воплощает. Человеческая уникальность тесно связана с проблемой творчества. Творчество предполагает новое видение, новое решение, новый подход. Способствуя проявлению человеком собственной уникальности, мы способствуем проявлению его творческого потенциала.

Главное в воспитательной системе класса – создание соответствующего морально-психологического климата, творческой атмосферы, доброжелательного стиля отношений – всего того, что способствует развитию личности каждого ученика, коллектива в целом; помогает в формировании жизненной позиции, общего отношения к жизни.

                 

        

                                       

        

        

                

                                                                                                                                                     

                                                                                                                                   

        

                       

Показатели развития

      Ярко проявляются

  Проявляются

    Слабо проявляются

Очень слабо проявляются

Движение к цели, перспективе в социально значимой деятельности

        +

Общественные связи

           +

Самоуправление

        +

Общественное мнение

        +

           

Дисциплина

           +

Взаимная требовательность

        +

Сотрудничество и согласованность в работе

       

           +

Стремление к общению в свободное время

        +

Дружба и взаимопомощь

        +

Творческое самовыражение личности

        +

Принципы внеклассной деятельности

Внеклассная деятельность строится на следующих принципах:

  • принцип открытости;
  • принцип обратной связи;
  • принцип сотворчества;
  • принцип успешности;
  • принцип деятельности;
  • принцип свободы выбора.
  • принцип привлекательности будущего дела.

Считаю, что важную роль в саморазвитии и социализации детей играет ученическое самоуправление, смысл которого заключается в обучении всех детей основам демократических отношений в обществе, в обучении их управлять собой, своей жизнью в коллективе. В основу модели самоуправления положена идея создания коллектива с благоприятной нравственной средой, способствующей развитию познавательных интересов учащихся и проявлению индивидуальности каждого ребенка. Самоуправление играет роль системообразующего фактора в жизнедеятельности классного сообщества. Основа его организации – разработанная система поручений, благодаря которой каждый ученик в соответствии со своими желаниями и индивидуальными возможностями может избрать и выполнить какую-либо деятельность, полезную для него, класса, школы, села. В нашем классе нет ни одного ученика, который не имеет поручения. Постоянные групповые поручения помогли ребятам сдружиться, научили сотрудничеству.

Высший орган коллектива «ЛЮКС» - классное собрание, которое проводится один раз в четверти и подводит итоги, планирует жизнедеятельность, решает проблемы.

Структура ученического самоуправления

                                                      Примеры:

Диагностика:

  • «Фотография»
  • «Самореклама»
  • «Изучение мнения семьи о школе»

 Классные часы:

  • «Твои права и обязанности»
  • «Что значит быть хорошим товарищем»
  • « Поговорим о заботливости»
  • Цикл бесед по культуре поведения

Часы творчества:

  • «Составляем наш автопортрет»
  • «Древо моей жизни»

 Семейные праздники:

  • «А в нашем классе день Рожденье»
  • «Папы и сыночки»


                                             

                                                 Примеры:

Диагностика:

  • «Оценка собственного поведения в конфликтной ситуации»
  • «Социометрическое исследование коллектива»
  • «Наши отношения»
  • «Состояние взаимопомощи»
  • «Проектное исследование мнения родителей»

Классные собрания:

  • «Мои успехи и неудачи»
  • «Поговорим откровенно»

Классные часы:

  • «Учимся взаимодействовать»
  • «Учимся уважать друг друга»
  •  Цикл бесед по культуре общения

Спортивно-развлекательная эстафета:

  • «Папа, мама, я – спортивная семья»

Сельские праздники:

  • «Масленица»
  • «Проводы зимы»

                                                                         

                                                 

                                                             Примеры:

Диагностика:

  • «Пьедестал»
  • «Проектная методика» (изучение классного коллектива)
  • «Оценка собственного поведения в конфликтной ситуации»
  • «Уровень конфликтности личности»

Классные часы:

  • «Как бороться с конфликтами»
  • «Подросток в мире вредных привычек»
  • «Наш классный коллектив»
  • «Учимся управлять»

Ролевые игры:

  • «Принятие решений»

Родительские собрания:

  • «Друзья Вашего ребёнка»
  • «Почему возникают конфликты»

                       

 

                                                        Примеры:

Классные часы: 

  • «Расскажи мне обо мне»
  • «Без сострадания, милосердия невозможно жить в мире»
  • «Моя семья в фотографиях и воспоминаниях»

Ролевая игра:

  • «Конфликт с подростком и способы его преодоления»

Практикум:

  • «Умение жить среди людей»

Дискуссии:

  • «Для чего нужно знать традиции своего народа»
  • «Сколько можно улыбаться?»

Мероприятия  направлены на развитие самоорганизации, изучение социальных контактов, разрешение конфликтов, умение планировать групповую деятельность.

                                                   Результаты

Такая работа даёт постепенный и планомерный переход от одного блока к другому, включающий преемственность и взаимосвязь, предполагает формирование ребёнка как самостоятельной, развитой личности. Такой ребёнок способен успешно адаптироваться в динамичном, быстро меняющемся мире. Эта  личность будет обладать чертами лидера, уметь выражать себя, будет способна принимать ответственность за свои поступки, научится организовывать себя и других и принимать решения. 

Анализ воспитательной работы за прошедший год

классного руководителя Цветенберг Светланы Семёновны

МОУ «Верх-Бехтемирская средняя  общеобразовательная школа»

«Ребёнок вырастает человеком там,

где царит надежда на лучшее

а не страх перед худшим».

                                                                                                          С. Соловейчик

Основной целью работы в прошедшем учебном году было развитие организаторских качеств и формирование творческой личности, обладающей и проявляющей интеллектуальную, этическую культуру человека.

Исходя из основной цели, были поставлены следующие задачи: 

  • создать необходимые условия для проявления творческой индивидуальности каждого ученика;
  • способствовать формированию основ культуры общения и построения межличностных отношений;
  • продолжить развивать организаторские навыки, умения принимать коллективные решения;
  • создать условия для оценки взаимоотношений в коллективе;
  • продолжить работу по воспитанию культуры поведения на основе

управления собой (объективная самооценка, дисциплина, умение подчиняться и руководить).

Все эти задачи я реализую в соответствии с комплексно-целевой  программой воспитания «Россиянин», основными направлениями которой являются «Россиянин», «Семьянин», «Забота», «Традиции», «Здоровье».

Средний школьный возраст – самый благоприятный для творческого развития. Ребятам интересны внеклассные мероприятия, в ходе которых можно высказать своё мнение и суждение, самому решать проблему, участвовать в дискуссии, отстаивать и доказывать свою правоту. Очень активно обсуждали ребята проблему и отстаивали свою точку зрения на классных часах: «Вредные привычки», «О дружбе и друзьях». Наблюдала, что «искусство спора» учащимися освоено ещё не до конца, многие ребята  отстаивают своё мнение без аргументации.

 Формирование основ культуры общения и построения межличностных отношений решалось на серии классных часов «Загадки моего Я», героями которых были учащиеся. С интересом ребята принимали участие в практикумах по культуре взаимоотношений, в ролевой игре «Принятие решений». В дальнейшем наблюдала, что ребята  стали лучше понимать друг друга.

После проведения теста «Оценка собственного поведения в конфликтной ситуации» и выявления уровня конфликтности был организован классный час «Как бороться с конфликтами», на котором вместе с ребятами были сформулированы правила разрешения конфликта. А затем учащиеся анализировали конфликтные ситуации, взятые мною из художественных произведений и из собственных наблюдений за детьми. При этом использовала приём «отсроченного действия» (изменяла имена, вводила вымышленные детали). Конечно, были и разногласия в разрешении конфликтных ситуаций, но было видно, что ребятам это интересно.

Удачно прошёл  классный час «Наш классный коллектив», на котором учащиеся оценили свои взаимоотношения  и определили, что наш коллектив находится на ступени «Алый парус». Очень оживлённо прошло обсуждение того, что же нужно сделать, чтобы дойти до последней ступени развития – «Горящий факел». Решили, что нужно чаще собираться вместе и во всём помогать друг другу.

В целях создания необходимых условий для проявления творческой индивидуальности каждого ученика были организованы и проведены с помощью детей и родителей семейные праздники, посвящённые дню Защитника Отечества («Солдатушки»), Международному Женскому дню («Мамы и дочки»). Такие праздники – традиция в нашем классе. Они показывают, что каждый ребёнок творческая личность, главное найти в нём хорошее и поддержать это. На празднике выяснилось, что кроме Макраслоевой Жени, Макраслоевой Светы, Полосухиной Марины, Цветенберг Анжелы хорошо пишет стихи и  Груздев Саша.  Ему было предложено напечатать свои стихи в школьном альманахе «Классный вестник».

С удовольствием наблюдала доброжелательное отношение детей между собой и с взрослыми. С какой гордостью смотрели на своих сыновей их отцы, когда те справлялись со сложными заданиями конкурса. А ребята с большим волнением наблюдали за отцами, которые не забыли армейские годы и с лёгкостью могли пришить не только пуговицу, но и отжаться от пола. Считаю, что такие праздники заставляют родителей по-новому взглянуть на своих детей, на их отношения к одноклассникам. А у детей такие мероприятия  раскрывают не только творческие способности, но и их индивидуальность, фантазию и изобретательность.

В целях усвоения учащимися одного из основных нравственных принципов – милосердия, которым должны руководствоваться все люди, формирования потребности проявления заботы к окружающим людям провели тематический классный час «Без сострадания и милосердия невозможно жить в мире». Дети не были равнодушными, было видно, что их это волнует, у некоторых и слёзы подступали к глазам, и голос дрожал, и они с трудом, порой, высказывали свою точку зрения. А это значит, что тема вызвала большой интерес.

В целях развития организаторских навыков, умений ребята самостоятельно организовывали и проводили подвижные игры на переменах с подшефным 3 классом, игру «Цветик-семицветик», викторины.  

Актив класса организует участие в общешкольных спортивных мероприятиях: кросс «Золотая осень», спортивное ориентирование, волейбольные и баскетбольные турниры, турслёт и ежемесячные дни Здоровья. Учащиеся класса очень любят спортивные мероприятия и с удовольствием участвуют и занимают только призовые места.

Развитие познавательной активности осуществлялось следующим образом: участие ребят в предметных неделях, олимпиадах. На классных часах проводили интеллектуальные бои, путешествия по лабиринтам знаний. В классе нет неуспевающих, двое отличников (Макраслоева Женя и Цветенберг Анжела), 6 человек закончили минувший год на «4» и «5»(Макраслоева Света, Лебедь Саша, Полосухина Люда, Полосухина Марина, Стребкова Валя, Фролова Наташа).

Чтобы воспитать человека во всех отношениях, необходимо и знать его во всех отношениях. Поэтому я уделяю большое внимание подбору диагностических методик, которые помогают в становлении и развитии детского коллектива. Результаты диагностического исследования личности учащегося никогда не обсуждаются при всём классе, а только в индивидуальной беседе. В разговоре один на один реакция учащихся всегда была положительной.  Также по результатам диагностического исследования вносились коррективы в планирование воспитательной работы в классе.

Учащиеся класса принимают активное участие в районных мероприятиях: кросс «Золотая осень» (Орехов С., Тарасенко С.), первенство по волейболу и баскетболу (Орехов С., Тарасенко С., Цветенберг А, Груздев С., Макраслоева С.), турслёт (Орехов С., Тарасенко С., Цветенберг А, Макраслоева С.), Пушкинские чтения (Цветенберг А, Макраслоева С. Макраслоева Ж, Полосухина М., Стребкова В.), районная экологическая тропа (Лебедь С., Полосухина М., Стребкова В.), в районном смотре художественном смотре приняло участие 10 человек. Их выступление было отмечено жюри грамотой за высокое исполнительское мастерство.

В работе с проблемными детьми в основном велась индивидуальная работа,  постоянно проводился патронаж семей учащихся и беседа с родителями. Путём систематических наблюдений, изучения их деятельности установлен характер педагогической запущенности. Также вела постоянный контроль и учёт за посещаемостью, учёбой и поведением в общественных местах. Старалась привлечь к внеклассным мероприятиям. Дьяченко Саша и Полосухина Анжела принимали участие в спортивных мероприятиях, в классных вечерах.

Исходя из целей и задач прошедшего года, следует отметить:

1. Удачи в работе:

  • активная деятельность органов самоуправления;
  • многообразие форм работы;
  • активное участие во внеклассных и внешкольных мероприятиях и хорошая результативность;
  • развитие познавательных интересов учащихся;
  • совместная работа детей и родителей.

Однако некоторые моменты остались отработаны не до конца, а часть негативных сторон в воспитательной работе проявилась в ходе изучения классного коллектива, а также в связи с возрастными особенностями детей. Таким образом, следует обратить внимание на проблемы:

     2. Проблемы: 

  • у некоторых учащихся класса не развито чувство уважения к другим;
  • у части детей не выработан навык культуры поведения вне школы.

   

Психолого-педагогическая характеристика

10 класса

«Будем потихоньку, не ожидая быстрых

  результатов, учить маленького человека

чувствовать человека».

С. Соловейчик

В 10 классе 10 учеников: 3 мальчика и 7 девочек. 6 ребят после окончания 9 классов поступили в Сузы. Состав класса по возрасту 1992, 1993 года рождения.  Двое детей воспитываются в многодетной семье. Неблагополучных семей – одна. В течение пяти лет работы с классом налажен постоянный контакт с родителями. Родители учащихся в основном имеют среднее и средне-специальное образование. Один – высшее образование. Они оказывают большую помощь в воспитательной работе, принимают активное участие в подготовке и проведении классных дел, оказывают спонсорскую помощь в ремонте кабинета. В тесной связи с классным руководителем находится родительский комитет.

В результате совместной деятельности прослеживается положительная динамика развития коллектива. У ребят сформирован познавательный интерес к учебной деятельности. Свидетельством тому является ответственное отношение к учению, высокий уровень мотивации учебной деятельности. В классе нет неуспевающих, двое отличников (Макраслоева Женя и Цветенберг Анжела), 6 человек закончили минувший год на «4» и «5»(Макраслоева Света, Лебедь Саша, Полосухина Люда, Полосухина Марина, Стребкова Валя, Фролова Наташа). Уровень работоспособности, активности учащихся высокий. К выполнению домашнего задания большинство ребят относится добросовестно.

Особого внимания заслуживают слабоуспевающие учащиеся. Им необходима постоянная помощь в организации дополнительных занятий по некоторым предметам. Организованы дополнительные занятия по алгебре и геометрии. Контроль над учёбной деятельностью и поведением требуют учащиеся из неблагополучных семей. С ними проводится  определённая индивидуальная работа: проверка режима дня, изучение бытовых условий семей, вовлечение во внеклассный дела и спортивные мероприятия.

У большинства ребят привито бережное отношение к труду. Учащиеся понимают ценность труда, сами организуют трудовые десанты, в основном добросовестно относятся  к самообслуживанию, бережливы в сохранности школьной мебели.

Ребята любят рассуждать, высказывать своё мнение, отстаивать свою точку зрения. Но так как «искусство спора» ими освоено ещё не до конца, то иногда отстаивается какое-то мнение без аргументации. Но всё же «рост» ребят в плане общения за год виден очень хорошо. Если раньше выносить на обсуждение какой-либо вопрос приходилось очень осторожно, так как ребята не слышали никого, кроме себя и не считались с мнением другого, а любой разговор переходил в шум, то сейчас они уже могут выслушать товарища и доказать свою точку зрения без крика. По результатам диагностики «Оценка собственного поведения в конфликтной ситуации» в коллективе преобладает «демократический» тип разрешения конфликтов и споров. У большинства детей средний уровень конфликтности.

Учащиеся проявляют активность и творчество в организации и  проведении классных и школьных дел. С удовольствием организуют коллективные творческие дела с подшефным классом, семейные праздники, ставшие традицией класса.  Очень любят спортивные мероприятия.

После каждого мероприятия беседую с учащимися и изучаю их мнение, настроение, степень их участия в проведённом деле.

 Коллектив 10 класса уже можно назвать единым целым. Яркого лидера нет. Но есть группа ребят, к мнению которых прислушиваются, и которые являются организаторами всех классных дел и задают творческий тон всему классу. Это Макраслоева Света, Макраслоева Женя, Цветенберг Анжела. Большинство ребят проявляют активность во всех классных и школьных делах, добросовестно относятся к порученному делу. Очень переживают неудачу. Строго спрашивают со своих одноклассников ответа за невыполненное дело. Все учащиеся имеют поручения, которые получили по желанию. Отвергнутых ребят в коллективе нет.

Дети в основном доброжелательны друг к другу, хорошо относятся к новым ученикам. Они отзывчивы, работоспособны, с ними интересно работать как мне, так и педагогическому коллективу школы. В повседневном настроении ребят преобладает приподнятый, бодрый тон.

Критические замечания со стороны старших и сверстников класс принимает не всегда доброжелательно, но стремится их осмыслить и исправить недостатки.

Почти все учащиеся посещают кружки и спортивные секции.

По результатам диагностики у большинства учащихся уровень воспитанности хороший и высокий.

Наряду с положительными чертами коллектива существует и проблемы, над которыми необходимо работать.

Не все ребята научены полностью преодолевать трудности в учёбе, правильно и рационально расходовать учебное время. Во время проведения классных дел бросается в глаза незнание норм поведения, невысокий уровень культуры отдельных учащихся.

Исходя из вышеизложенного, я определила следующие воспитательные задачи на 2008/09 учебный год: 

       1. Продолжить работу по сплочению и развитию коллектива: воспитанию чувства товарищества, культуры поведения.

2. Способствовать воспитанию ответственного отношения к учёбе.

3. Создать условия для повышению уровня ответственности, самоорганизации и самоконтроля.

4. Создавать ситуации, позволяющие развивать способность находить выход, принимать решения, давать оценку положительным и отрицательным поступкам.

5. Формировать умение контролировать себя в любой ситуации.

        

     

Развитие органов самоуправления, организация

                     коллективной деятельности

«У воспитателя в школе есть мощное

орудие – коллектив детей, ребёнка

воспитывает дух коллектива».

С. Соловейчик

   Мероприятия

Форма проведения

   Сроки

Ответственный

   Результат

1. Индивидуальные беседы с учащимися по поводу проступков, неуспеваемости, пропусков.

индивидуальная беседа

в течение года

классный руководитель

2. Контроль за учёбой и поведением Полосухиной А.

наблюдение

в течение года

классный руководитель

3. Работа с учителями-предметниками (впечатление о классе, учёба, поведение)

индивидуальная беседа

в течение года

классный руководитель

4. Помочь в оказании помощи слабым учащимся

сентябрь

классный руководитель

5. «Наши успехи и неудачи в прошлом учебном году».

Помощь в организации органов самоуправления

классный час

анкетирование (Какие дела прошедшего года понравились и почему? Какие дела сплотят и сдружат наш коллектив?)

1-я неделя сентября

классный руководитель, Полосухина Л.

Макраслоева С.

6. Изучение общественно полезных дел в школе и в селе

разведка

2-я неделя сентября

классный руководитель, Лебедь С.

7. Помощь в оформлении классного уголка

и альбома «Хроника интересных дел»

2-я неделя сентября

классный руководитель, Полосухина М.

8. «Мир моих увлечений».

круглый стол

3-я неделя сентября

классный руководитель, Цветенберг А.

Макраслоева С.

9. «Лучшие предложения в план»

родительское собрание с учащимися,

мозговая атака

сентябрь

классный руководитель

10. Изучение классного коллектива

диагностическая проективная методика (определение своего отношения к одноклассникам)

октябрь

классный руководитель

11. «Положительные и отрицательные качества классного коллектива»

мониторинг жизнеспособности классного коллектива

ноябрь

классный руководитель, Макраслоева С.

12. Помощь в подготовке новогоднего праздника младшим школьникам и детям детского сада

праздник

декабрь

Фролова Н.

13. Строительство ледяной горки для младших школьников

  КТД «Снежная сказка»

декабрь

Березенцев П., Лебедь Саша

14.Изготовление подарков для ветеранов Вов.

 КТД «Сюрприз»

февраль

Лебедь С.

15. «Организованный ли я человек?»

практикум

март

классный руководитель

Конечный результат:  учащийся должен испытывать чувство ответственности за порученное дело, должен научиться жить в коллективе, стать активнее, проявлять инициативу; учащиеся должны стать сплочённее, дружнее.

                                                   

                                                     

Интеллект

«Отсутствие любознательности кажется

нам дурным моральным качеством.

Но скорее всего, мы не нашли, не нащупали

поле интереса, того поля, которое само по себе

рождает тысячи вопросов, их и сеять не нужно».

С. Соловейчик

   Мероприятия

Форма проведения

   Сроки

Ответственный

      Результат

1. Организовать участие школьников в предметных неделях и районных предметных олимпиадах

2. Организовать участие в конкурсе «Русский медвежонок» и «Кенгуру»

конкурсы

викторины

олимпиады

конкурс

в течение года

в течение года

классный руководитель

кл. рук., уч-пред.

3. Изучение учебной мотивации и отношения учащихся к учебным предметам

анкетирование

сентябрь

классный руководитель

4. «Как я готовлюсь к занятиям по разным предметам»

круглый стол

ноябрь

классный руководитель

5. Выявление уровня тревожности

анкетирование

декабрь

классный руководитель

6. Поощрение учащихся, добившихся хороших результатов в учёбе

благодарственные письма

раз в четверть

классный руководитель, Макраслоева С.

7. «Интеллектуальная мозаика»

викторина

февраль

классный руководитель, Полосухина Л.

8. Тематический классный час

«Как нужно развивать свою память»

беседа

тренинг

март

классный руководитель

Конечный результат:  учащийся должен развить в себе способности действовать целесообразно, мыслить рационально и эффективно использовать интеллектуальные умения в окружающей среде.

                                                        Здоровье

   Мероприятия

Форма проведения

   Сроки

Ответственный

      Результат

1.Классный час «Режим – это разумное распределение времени»

беседа

октябрь

классный руководитель

2. Помочь спортивному сектору в организации учащихся на все школьные спортивные мероприятия:

- кросс «Золотая

осень»

- спартакиада

- спортивное ориентирование

- соревнования по волейболу и баскетболу

- «Все на лыжню»

- «Папа, мама, я – спортивная семья»

- турслёт

сентябрь

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

февраль

май

Тарасенко Стас

3. Определение степени переутомления и перегрузки учащихся и влияние этих факторов на учебную деятельность

анкетирование

декабрь

классный руководитель

4. Индивидуальная работа с учащимися и педагогами по результатам диагностики

индивидуаль-ная беседа

декабрь

классный руководитель

5. Классный час «Сколько можно улыбаться?»

дискуссия

апрель

классный руководитель, Полосухина А.

8. Классный час «Как ты борешься с вредными привычками?»

круглый стол

май

классный руководитель, Лебедь С.

9. Походы выходного дня

октябрь

январь

май

классный руководитель, Тарасенко С.

Конечный результат:  укрепление физического и психического здоровья детей для будущего самоутверждения.

                                                       

                                                         

                                                         

Традиция

   Мероприятия

Форма проведения

   Сроки

Ответственный

      Результат

1. «Знаете ли вы свой край?»

викторина

сентябрь

классный руководитель

2. Тематический классный час «Русские народные традиции»

круглый стол

декабрь

классный руководитель, Цветенберг А.

3. «Что мы знаем о государственных традициях»

беседа

январь

классный руководитель

4. Традиции класса

Семейный праздник, посвящённый дню Защитника Отечества

праздник

февраль

Макраслоева Ж, Фролова Н.

род. комитет

5. Традиции класса

Семейный праздник, посвящённый Международному Женскому дню

праздник

март

классный руководитель

род. комитет

6. «Ваши семейные традиции»

сочинение

март

классный руководитель

7. «Для чего нужно знать традиции своего народа»

дискуссия

апрель

классный руководитель, Макраслоева С.

Конечный результат:   учащиеся должны знать и уважать такие  традиции своего народа, как любовь к родной земле, к своему дому, любовь к ближнему и уважение к старшим.

                                                     

                                                             

Россиянин

   Мероприятия

Форма проведения

   Сроки

Ответственный

      Результат

1. Тематический классный час: «Каким должен быть молодой специалист?»                                                                                                                                                

дискуссия

октябрь

классный руководитель, Полосухина М.

 2. Игра для старшеклассников «Лидер»

3. Посещение театра

4. Поездка на день открытых дверей в БТИ (профориентация)

игра

поездка

ноябрь

Январь

январь

классный руководитель, Макраслоева С., Цветенберг А.

классный руководитель

классный руководитель

5. «Школьные знания в моей жизни»

 встреча с выпусками

февраль

классный руководитель

6. Тематический классный час  «Простые истории человеческой дружбы»

круглый стол

март

классный руководитель, Макраслоева Ж.

7. Тематический классный час  «А пули ещё прилетают оттуда»

беседа с ветераном Вов

Баскаковым В.С.

 май

классный руководитель, Полосухина М.

8. Экскурсия по Алтаю

июнь

классный руководитель

Конечный результат:  учащиеся должны понимать ценность своего существования и других людей

                                                   

                                                           

Общение

   Мероприятия

Форма проведения

   Сроки

Ответственный

      Результат

1. Изучение взаимоотношений в коллективе и определение приоритетов отдельных учащихся в классе

диагностика «социометрия»

сентябрь

классный руководитель

2. «Самоорганизация и самоконтроль»

беседа

октябрь

классный руководитель, Полосухина Л.

3. «Умение жить среди людей»

практикум

ноябрь

классный руководитель, актив класса

4. «Расскажи мне обо мне»

игра «Волшебный стул»

декабрь

классный руководитель, Цветенберг А.

5. Тематический классный час «Культура взаимоотношений юношей и девушек»

беседа

февраль

классный руководитель, Полосухина А.

6. «Как повысить культуру речи»

дискуссия

март

классный руководитель, Фролова Н.

7. «Репка, или какие качества я в себе воспитал за год»

беседа

анкетирование

май

классный руководитель, Макраслоева С.

Конечный результат:  учащиеся должны совершенствовать навыки культурного общения в системе «учитель – ученик», «ученик – ученик», «взрослый – ребёнок».  

                                                           

Забота

«Вот это важней всего, чтобы нашим

детям было ужасно доставлять

 горесть другому».

С. Соловейчик

   Мероприятия

Форма проведения

   Сроки

Ответственный

      Результат

1. День добрых дел

помощь

4-я неделя месяца

Полосухина М.

2. Операция «Милосердие».

Помощь ветерану Вов Баскакову В.С.

 

помощь

по мере необходимости

Полосухина М.

3. Поздравление ветерана Вов Баскакова В.С. с праздниками

поздравление

постоянно

Лебедь С., Полосухина М.

4. «Люди, которых я не имею право забывать»

беседа

февраль

классный руководитель, актив класса

5. Трудовой десант на территории села

трудовой десант

апрель

классный руководитель, Лебедь С.

Конечный результат:  учащиеся должны проявлять заботу к окружающим людям, помнить об их интересах, нуждах, потребностях.

                                                             Досуг

   Мероприятия

Форма проведения

   Сроки

Ответственный

      Результат

1.Изучение индивидуальных интересов и потребностей учащихся во внеурочной деятельности

анкетирование

сентябрь

классный руководитель

2. Просвещение и консультация учащихся в выборе кружков и секций.

беседа

сентябрь

классный руководитель

3. Демонстрация достижений, результатов в досуговой деятельности родителям, педагогам.

Благодарственные письма, лист учёта участия в мероприятиях

благодарственные письма, лист учёта участия в мероприятиях

постоянно

классный руководитель, Цветенберг А.

4. Вечеринки, посвящённые окончанию четверти

вечер отдыха

1 раз в четверть

Макраслоева Ж, Фролова Н.

5. «Способность адекватно оценивать свои результаты и быть справедливым к чужим достижениям»

практикум

1 раз в полугодие

классный руководитель

6. Участие в Новогоднем представлении

праздник

декабрь

классный руководитель, Макраслоева С.,

Цветенберг А.

7. Помочь в организации и проведении классных вечеров «А в нашем классе день Рожденье»

вечер отдыха

1 раз в четверть

Фролова Н, Макраслоева Ж.

8. Принять участие в смотре художественной самодеятельности

март

классный руковод.

9. «Смешинка»

конкурс на лучшую шутку

апрель

Макраслоева С.

10. Организовать участие в сельских праздниках

в течение года

классный руководитель

11. Помочь в организации участия во всех школьных мероприятиях

в течение года

классный руководитель

Конечный результат:  учащиеся должны развивать инициативу и самостоятельность, ответственность, искренность и открытость в реальных жизненных ситуациях.

Семьянин

«Дети становятся лучше или хуже

не сами по себе, а в зависимости от того,

что с ними происходит. Лучше становимся мы,

лучше становятся дети».

                                                                 С. Соловейчик

   Мероприятия

Форма проведения

   Сроки

Ответственный

      Результат

1. Принять участие в празднике «День матери»

праздник

ноябрь

классный руководитель

2. «Мама, папа, я – спортивная семья»

конкурс

январь

классный руководитель

3. Тематический классный час «Моя семья в воспоминаниях и фотографиях»

круглый стол

апрель

классный руководитель, Полосухина М.

4. Изучение удовлетворённости родителей работой образовательного учреждения

анкетирование

май

классный руководитель

5. Поощрение самых активных родителей

май

классный руководитель

6. Родительские собрания:

  • Проблемы современного ребенка.
  • Психолого-педагогическая характеристика современного подростка.
  • Родительская любовь.
  • Все работы хороши, выбирай на вкус.

дискуссия

семинар-практикум

семинар

семинар родителей и детей

октябрь

декабрь

февраль

май

классный руководитель

Конечный результат: максимальное  сближение интересов родителей и педагогов по формированию развитой личности.

                                Работа с проблемными детьми

   Мероприятия

Приёмы

   Сроки

Ответственный

      Результат

1. Вовлечение учащихся в интересную деятельность: кружки, секции, внеклассные мероприятия, предметные недели, спортивные мероприятия

беседа

убеждение

постоян-но

классный руководитель

2. Моральная поддержка и укрепление веры в свои силы

одобрение, благодарность за выполнение какой-либо работы, поощрение среди сверстников

постоян-но

классный руководитель

3. Использование приёмов убеждения, доверия.

постоян-но

классный руководитель

4. Поручение учащимся ответственных заданий.

по мере необходимости

классный руководитель

5. Создание условий для проявления в ученике таких чувств, как сопереживание, сострадание, милосердие.

постоян-но

классный руководитель

6. Нацеливание на достижение лучших результатов.

постоян-но

классный руководитель

7. Отведение от ученика заслуженного обвинения со стороны коллектива.

приём обходного движения

постоян-но

классный руководитель

8. Отказ от фиксирования отдельных проступков.

по мере необходимости

классный руководитель

9. Учёт личных психологических особенностей ребёнка

постоян-но

классный руководитель

              Приёмы работы с неблагополучными семьями

  1. Проявление тактичности, доброжелательности и терпения.
  2. Всестороннее изучение положительных и отрицательных особенностей внутрисемейных отношений: посещение квартир, беседы с родителями и детьми, сочинения «Моя семья» и др.
  3. Привлечение родителей к воспитательной работе с детьми в школе.
  4. Повышение педагогической культуры родителей.  

Роль диагностики в работе по созданию коллектива

Чтобы воспитать человека во всех отношениях, необходимо знать его во всех отношениях. В своей работе большое значение уделяю подбору диагностических методик, которые помогают в становлении и развитии детского коллектива, в изучении личности учащегося и его семьи. Отбирая диагностические методики, учитываю следующее:

  • особенности возраста учащихся класса;
  • степень сформированности детского коллектива;
  • степень доверия друг другу детей и взрослых.

Работая с диагностическими методиками, придерживаюсь следующих правил:

1. Содержание диагностической методики должно предполагать ожидаемый результат.

2. Диагностика должна носить содержательный характер и создавать широкое поле исследовательской деятельности.

3. Результаты диагностического исследования не должны обсуждаться людьми, не имеющими отношения к делам класса.

4. Любые результаты должны служить не вред, а во благо учащихся класса.

5. По результатам диагностического исследования вносятся коррективы в планирование воспитательной работы в классе.

6. Необходимость педагогической диагностики разъясняется учащимся.

Для изучения детского коллектива использую следующие диагностические методики:

Наблюдение. Наблюдение даёт возможность изучить участие каждого учащегося в деятельности без вмешательства в естественный процесс данной деятельности. Наблюдение использую тогда, когда существует конфликтная ситуация или сформировать мнение о поведении ученика и совершаемых им поступках.

Анкеты. Анкеты дают возможность выявить степень влияния коллектива на личность и личности на коллектив, позиции детей в коллективе  и степень их значимости.

Сочинения. Сочинения помогают изучить степень развитости кругозора учащихся, уровень интеллектуального развития учащихся, личностных качеств, отношение к миру.

Проективные тесты. Проективные тесты позволяют изучить отношение учащихся к миру, самому себе, значимой деятельности, будущей профессиональной деятельности и своей социальной роли.

Графические и рисуночные темы. Позволяют изучить отношение к коллективу, к педагогам и родителям.

Диагностические методики позволяют решать следующие педагогические задачи:

  • изучение личностных качеств учащихся класса;
  • изучение общих и специальных способностей класса;
  • изучение уровня взаимоотношений учащихся в коллективе;
  • учёт индивидуальных особенностей учащихся при планировании и организации классных дел;
  • отбор методов для стимулирования и коррекции норм отношений и поведения учащихся.

                            Уровень воспитанности учащихся 9 класса

Я оцениваю себя вместе с родителями

Меня оценивает учитель

Итоговые оценки

1. Эрудиция (начитанность и глубокие познания в какой-либо области науки)

2. Отношение к труду

3. Я и природа

4. Я и общество

5. Эстетический вкус (отношение к прекрасному)

6. Я (отношение к себе)

 

  Оценивание проводится по 5-бальной системе:      По каждому критерию выводится

 5 – это есть всегда                                                  одна среднеарифметическая оценка.

 4 – часто                                                                  В результате каждый ученик                  

 3 – редко                                                                 получает 5 оценок. Выводится средний

 2 – никогда                                                             балл.

 1 – у меня другая позиция                                                      Средний балл:

                                                                                         5 – 4,5 – высокий уровень

                                                                           4,4 – 4 – хороший уровень

                                                                                       3,9 – 2,9 – средний уровень

                                                                                      2,8 – 2 – низкий уровень

                                  Степень обученности учащихся 9 класса

           

СОУ= (1х+0,64у+0,36z): n 100

Х – учащиеся на «5»

У – на «4 и 5»

Z – на «3»

n – количество учащихся

Диагностическая методика «Пьедестал» 7 класс

Цель: изучение взаимоотношений учащихся в коллективе, их привязанность друг к другу, определить нравственную сторону взаимоотношений учащихся.

Ребята, постройте пьедестал для награждения, на который вы имеете право поставить своих одноклассников. Вы должны определить, за что вы ставите своих одноклассников на ступеньки пьедестала. Всех ступенек – 5. У вас есть возможность среди этих пяти ступенек одну определить для себя, если вы сочтёте нужным это сделать.

                                                                                                                                                                         

                                                                                                             

                                                                                                 

                         На ступени пьедестала занесены учащиеся,

                              получившие наибольшее количество выборов.

                              Максимальное количество выборов – 9,

                              минимальное – 1.

Ребята ставили на 1 место за хорошую учёбу, за весёлый характер, за доброту к нам, за то, что хороший товарищ, за то, что всегда хочет помочь.

2 место – за энергичность, за то, что хороший спортсмен, за понимание, за отзывчивость.

3 место – за то, что смешной, за умение выразительно читать стихи, за умение поддержать в трудную минуту.

4 место – за застенчивость, за находчивость, «дерётся, но в трудную минуту может помочь».

5 место – за боевой характер, за сообразительность, за то, что никогда не унывает.

Один учащийся поставил себя на четвёртую ступень – «я думаю, что мне тоже надо встать на пьедестал».

Вывод: отвергнутых ребят в классном коллективе нет, взаимоотношения доброжелательные, ребята ценят друг в друге разные качества.

                                               

Диагностика в 8 классе

«Ваш классный коллектив»

Цель: определение ступени развития коллектива

Оценить по пятибалльной системе качества вашего коллектива.

                      Качества

                Баллы

  Дружелюбие

4,1

  Согласие

4,3

  Удовлетворённость

4,3

  Увлечённость

4,5

  Результативность дел

4,8

  Теплота взаимоотношений

4,2

  Сотрудничество

4,5

  Взаимная поддержка

4,2

  Преданность, ответственность

4

  Занимательность

4,5

Подсчитайте общий средний балл по всему классу, определите ступеньку, на которой сегодня находится ваш класс как коллектив.

                                             Результаты диагностики

                                        «Ваш классный коллектив»  

Общий средний балл по всему классу – 43.

Это ступень «Алый парус» (35-45 баллов).

Методика «Наши отношения»

(для изучения дружбы, сплочённости или, наоборот, конфликтности)

Цель: выявить степень удовлетворённости учащихся разными сторонами жизни коллектива

1. Наш класс очень дружный и сплочённый.

2. Наш класс дружный.

3. В нашем классе нет ссор и конфликтным наш класс назвать нельзя.

4. В нашем классе иногда бывают ссоры, но конфликтным наш класс

назвать нельзя.

5. Наш класс недружный. Часто возникают ссоры.

6. Наш класс недружный. Трудно учиться в таком классе.

Ребята, ознакомьтесь с шестью утверждениями. Запишите номер того утверждения, которое больше совпадает с вашим мнением.

Те суждения, которые отмечены большинством учащихся, свидетельствуют о сплочённости или, наоборот, конфликтности в коллективе.

Результаты

класс

7 (15 чел.)

8 (16чел.)

9 (16 чел.)

вопрос

1

2

3

4

5

6

1

2

3

4

5

6

1

2

3

4

5

6

3

11

1

2

4

10

4

7

5

Вывод:

Видна положительная динамика удовлетворённости учащихся различными сторонами коллектива.

Методика

«Состояние взаимопомощи»

Цель: выявить состояние взаимоотношений и атмосферу в коллективе; изучить мнение ученика о состоянии взаимопомощи в коллективе.

Ребята, ознакомьтесь с шестью утверждениями. Запишите номер того утверждения, которое больше совпадает с вашим мнением.

1. В нашем классе принято помогать без напоминаний.

2. В нашем классе помощь оказывается только своим друзьям.

3. В нашем классе помогают только тогда, когда об этом просит сам ученик.

4. В нашем классе помощь оказывается только тогда, когда требует учитель.

5. В нашем классе не принято помогать друг другу.

6. В нашем классе отказываются помогать друг другу.

Те суждения, которые отмечены большинством учащихся, свидетельствуют о состоянии взаимоотношений и атмосфере в коллективе. В то же время мнение конкретного ученика показывает, как он себя ощущает в системе этих отношений.

Результаты

класс

7 (15 чел.)

8 (16чел.)

9 (16 чел.)

вопрос

1

2

3

4

5

6

1

2

3

4

5

6

1

2

3

4

5

6

5

4

6

1

8

7

2

10

4

Вывод:

Видна положительная динамика развития школьного коллектива.

Результаты теста

«Оценка собственного поведения в конфликтной ситуации»

А

Б

В

Г

Д

АБ

БВ

ГД

1

7

1

1

-

1

1

1

«Уровень конфликтности личности»

ниже среднего

ближе к среднему

средний

Ближе к высокому

1

1

8

4

Коррективы в планирование

Обсудив результаты теста, предлагаю ребятам научиться разрешать конфликты.

1. Классный час: «Как бороться с конфликтами»

  • формулирование правил разрешения конфликта;
  • анализ конкретных конфликтных ситуаций (групповая работа).

 

Диагностика «Социометрия»

8 класс

Цель: изучение взаимоотношений учащихся в коллективе и определение приоритетов отдельных учащихся в классе.

Задание 1. У тебя есть деньги, сумма которых позволяет тебе купить подарки только трём одноклассникам. Запиши, кому ты хотел бы сделать подарок. _________________________________________________________

Задание 2. Прошло 10 лет после школы. У тебя появилась возможность определить лишь трёх человек из класса, с кем ты хотел бы встретиться. Кого ты предпочтёшь? __________________________________________________

Задание 3. Ты победил на выборах и у тебя есть возможность сформировать свою команду из бывших одноклассников. Их должно быть не более трёх. Кого ты предпочтёшь? ____________________________________

Вывод:

Социометрия показала, что в классном коллективе нет отвергнутых. Каждый из ребят был выбран на какой-либо вопрос. Видна и группа лидеров.

Первый вопрос учитывает взаимоотношения по симпатиям. При ответах на второй и третий вопросы видно, что учащиеся уже учитывают качества личности: интеллект, эрудицию, умение отстоять свою точку зрения и т.д.

Диагностика

«Коммуникативная культура педагогов глазами учеников»

Цель: увидеть урок глазами ребёнка, узнать, как он оценивает своих учителей, определить объективность этой оценки и направления коррекционной работы с классом и отдельными учениками.

Признаки коммуникативной культуры

алгебра

русский язык

немецкий язык

литература

история

география

физика

химия

биология

ИВТ

технология

физкультура

Интересно излагает материал

Доступно излагает материал

Умеет поддерживать интерес класса к предмету

Использует индивидуальные возможности учащихся, организует диалог

Создаёт ситуацию для самостоятельной работы

Предлагает творческие задания

Проявляет уважение, такт, доброжелательность к ученикам

Проявляет уважение к своим коллегам

Справедливо оценивает возможности каждого ученика

Создаёт ситуацию успеха каждому ученику (не разделяет детей по учебным успехам

Сумма баллов

Вывод: в основном учащиеся высоко оценили коммуникативную культуру педагогов.

Коррекционная работа с классом

1. Совместная беседа завуча, классного руководителя и учителей-предметников, получивших низкий балл оценки коммуникативной культуры.

2. Посещение уроков.

3. Индивидуальная беседа с учащимися о причинах неудовлетворённости.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческого потенциала личности через систему воспитательной работы в классе

Воспитательная работа с обучающимися сегодня – сложнейшая из нынешних задач. Педагог сегодня – это спектр функций, главная из которых воспитание человека в самом широком смысле слова.Представляю анали...

«Развитие творческого потенциала личности школьника через систему воспитательной работы класса»

В данной работе представлены модель воспитательной системы класса и подробная разработка сценария коллективного творческого воспитательного мероприятия «Мисс Осень», ориентированного на развитие...

«Развитие творческого потенциала личности ребенка, формирование познавательной компетентности на уроках изобразительного искусства. Работа с одаренными детьми».

Одной из главных задач образовательной политики на сегодняшний день является создание условий для достижения нового качества образования в соответствии с актуальными и перспективными потребностями сов...

Анализ воспитательной работы в школе-интернат «Развитие творческого потенциала личности школьника через систему воспитательной работы»

Воспитание детей – рискованное дело,   ибо в случае удачи последняя приобретена ценою большого труда и заботы, в случае же неудачи – горе, несравнимо ни с каким другим.Демокрит...

Обобщение опыта работы по теме: «Развитие творческих способностей детей через художественно-творческую деятельность на уроках музыки

Делюсь опытом своей работы, каких результатов я достигла применяя в совей работе данную технологию...

Применение современных ИКТ технологий на уроках математики и информатики и внеурочной деятельности через игру в КВН, как возможность развития творческого потенциала личности обучающегося и повышения функциональной грамотности

Цель: Сформировать умение работать с информацией и критически омысливать ее            Создать условия тдля обучения и развития детей через игру в КВН    ...