Анализ воспитательной работы в школе-интернат «Развитие творческого потенциала личности школьника через систему воспитательной работы»
методическая разработка по теме

Жалсабон Людмила Владимировна

Воспитание детей – рискованное дело,

  ибо в случае удачи последняя приобретена

 ценою большого труда и заботы,

 в случае же неудачи –

 горе, несравнимо ни с каким другим.

Демокрит

         ГБОУ Новоселенгинская школа – интернат среднего полного (общего) образования долгие годы является образовательным учреждением для детей из малых населенных пунктов Селенгинского района, детей из многодетных, малообеспеченных семей. Являясь классным руководителем 8 класса, учитывая социальный паспорт класса, разработала программу воспитательной работы. Особенностью учащихся средних классов является переход от детства к юности, который характеризуется глубокой перестройкой организма. Очень часто  у нас обучаются дети из неблагополучных семей, где родители не хотят вникать в воспитание своих детей,  именно школа – интернат, может помочь ребенку почувствовать свою защищенность, уверенность в себе, научить его правильно относиться к взрослым, сверстникам и правильно реагировать в нестандартных ситуациях.

Главным направлением воспитательной работы я считаю работу по совершенствованию воспитательного процесса через развитие творческого потенциала учащихся. Школа – интернат это место, ребенка больше всего воспитывают. Учитывая специфику школы – интернат, где учителя и воспитатели практически заменяют детям родителей, любой ребенок имеет право рассчитывать  на школу, как место, где он может пережить радость достижения, муки и счастье творчества, почувствовать свою значимость в жизни, свою нужность для других.  Воспитание – это создание условий, для развития личности. Главная ценность человека заключается не в знании, которое он приобретает, а в той  уникальности, которую он воплощает. Человеческая уникальность тесно связана с проблемой творчества. Творчество предполагает новое видение, новое решение, новый подход. Способствуя проявлению человеком собственной индивидуальности, мы способствуем проявлению его творческого потенциала.

Пояснительная записка

Основной целью данной воспитательной программы является предоставление учащимся психологических средств, обеспечивающих их личностное саморазвитие, понимание самих себя и своего места в мире, других людей, а также закономерностей мира, в котором они живут, понимание перспектив будущего, которые затронут их самих.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon analiz_vospitatelnoy_raboty.doc62 КБ

Предварительный просмотр:

Программа воспитательной работы «Развитие творческого потенциала личности школьника через систему  воспитательной работы»

Воспитание детей – рискованное дело,

  ибо в случае удачи последняя приобретена

 ценою большого труда и заботы,

 в случае же неудачи –

 горе, несравнимо ни с каким другим.

Демокрит

        ГОУ Новоселенгинская школа – интернат среднего полного (общего) образования долгие годы является образовательным учреждением для детей из малых населенных пунктов Селенгинского района, детей из многодетных, малообеспеченных семей. Являясь классным руководителем 8 класса, учитывая социальный паспорт класса, разработала программу воспитательной работы. Особенностью учащихся средних классов является переход от детства к юности, который характеризуется глубокой перестройкой организма. Очень часто  у нас обучаются дети из неблагополучных семей, где родители не хотят вникать в воспитание своих детей,  именно школа – интернат, может помочь ребенку почувствовать свою защищенность, уверенность в себе, научить его правильно относиться к взрослым, сверстникам и правильно реагировать в нестандартных ситуациях.

Главным направлением воспитательной работы я считаю работу по совершенствованию воспитательного процесса через развитие творческого потенциала учащихся. Школа – интернат это место, ребенка больше всего воспитывают. Учитывая специфику школы – интернат, где учителя и воспитатели практически заменяют детям родителей, любой ребенок имеет право рассчитывать  на школу, как место, где он может пережить радость достижения, муки и счастье творчества, почувствовать свою значимость в жизни, свою нужность для других.  Воспитание – это создание условий, для развития личности. Главная ценность человека заключается не в знании, которое он приобретает, а в той  уникальности, которую он воплощает. Человеческая уникальность тесно связана с проблемой творчества. Творчество предполагает новое видение, новое решение, новый подход. Способствуя проявлению человеком собственной индивидуальности, мы способствуем проявлению его творческого потенциала.

Пояснительная записка

Основной целью данной воспитательной программы является предоставление учащимся психологических средств, обеспечивающих их личностное саморазвитие, понимание самих себя и своего места в мире, других людей, а также закономерностей мира, в котором они живут, понимание перспектив будущего, которые затронут их самих.

 Задачи:

  • Помочь почувствовать и раскрыть свою собственную уникальность
  • Акцент на самоорганизации деятельности учащихся класса.
  • Поддержка положительной детской инициативы
  • Исследование и анализ личности и индивидуальных  особенностей
  • Изучение взаимоотношений учащихся в классе

Основные направления работы

  1. Аналитико-диагностическая деятельность (приложение3)
  2. Интеллектуально-познавательная
  3. Профессиональная ориентация
  4. Ценностно-ориентированная деятельность
  5. Дополнительное образование. Свободное общение
  6. Спортивно-оздоровительная работа
  7. Работа с родителями
  8. Индивидуальная работа с учащимися.

Работу воспитания учащихся я планирую по следующим разделам:

  1. Работа с учениками (организация учебной работы)
  2. Развитие самоуправления
  3. Организация досуга
  4. Спортивно-краеведческая и экскурсионная работа (и по другим видам деятельности)
  5. Работа с учителями
  6. Работа с родителями и общественностью
  7. Индивидуальная работа с учащимися «группы риска», с нестандартными детьми.

В проведении воспитательной работы я стараюсь вывести воспитательный процесс за рамки классных часов и специально приготовленных  мероприятий. Моя воспитательная работа сконцентрирована по видам деятельности.

Выходя за рамки классных часов, много внимания уделяю новым формам проведения внеклассных мероприятий, основанных на проектной методике, работаю по школьной методике изучения личности, использую методы диагностики. Работая учителем географии, считаю очень эффективной формой проведения воспитательной работы изучение своего края, проведение экскурсий, походов с целью познания своей республики, страны.  

        В качестве формы планирования воспитательной работы я выбрала план – сетку по месяцам (приложение 1)  по основным направлениям воспитательной работы, что позволяет своевременно корректировать проводимую работу, вписывать возникающие в течение года дела, индивидуальную работу, беседы с родителями, посещение уроков.

Основные формы деятельности: классные часы (приложение 2), экскурсии, конкурсы, походы, поисковая работа, деловые игры, дискуссии.

Моя программа выстраивается ступенчато в зависимости от возрастных особенностей учащихся.

Основная цель программы заключается в предоставлении учащимися психологических средств, обеспечивающих их личностное саморазвитие, понимания самих себя и своего места в мире других людей, а также закономерностей мира, в котором они живут, понимание перспектив будущего, которые они затронут

Цель внеклассной и внеурочной работы по географии я поставила следующую - развитие способностей и удовлетворения всесторонних интересов школьников через следующие задачи:

- использовать разнообразные методы в процессе внеклассной работы

- развивать и направлять  инициативу учащихся

- прививать навыки научно – исследовательской работы.

        Роль моя как учителя всемерно способствовать проявлению инициативы учащихся, направлять ее, повышать у них чувство ответственности. Внеклассная и внеурочная работа по географии проходит в виде организации и проведения предметных недель, турниров в 6 – 9 классе, олимпиад в 10 – 11 классах, консультаций по итоговой аттестации выпускников, проведение школьных конференций, подготовка и участие в районных мероприятиях. Учащиеся старших классов имеют интерес к исследовательской работе, под моим руководством готовят работы реферативного характера, творческие проекты с использованием ИКТ. В своей педагогической копилке имею собственные разработки интересных мероприятий таких как «Путешествие по планете Земля», «Свалка по имени Земля», географические викторины «Что? Где? Когда?», «Город Улан -Удэ», интеллектуальная игра «Счастливый случай», игра «Жемчужина Сибири - Байкал». На этих мероприятиях в непринужденной обстановке учащиеся получают дополнительные знания в ходе подготовительной работы к мероприятию и в ходе самого мероприятия.

        Большое место занимает подготовка географических вечеров. Тематика докладов разнообразна: «Великие географические открытия», «Наш сосед – Китай»; «Удивительная страна – Япония». Цель глубже ознакомить учащихся с жизнью выдающихся путешественников, создать яркие представления о географических объектах и ландшафтах.

         Используя географические сообщения, информации, рефераты, доклады и конференции, приучая к ним учащихся, можно привить им умения отбирать, анализировать и обобщать необходимые данные и сведения.

        При умелом  сочетании учебного процесса и внеклассной работы мною как учителя, организатора - это важнейшее условие повышения образовательно-воспитательного значения географии в школе.

                                                   

                                     

                                     Учитель географии:                    /Жалсабон Л.В./

Приложение 3

В классе обучается 15 человек. Результаты за 1 полугодие 2007/2008 учебный год: успеваемость 100%, качество знаний -25%, средний балл - 3, 3; коэффициент посещаемости уроков - 98%

Анализ успеваемости за последние 4 года

        

В данной диаграмме указаны учащиеся, которые обучаются с 5 класса. Анализируя данный график видно, что учащиеся проявляли интерес к учебе в 5, 6 классах, затем наблюдается незначительный спад. Это объясняется снижением школьной мотивации и познавательной активности учащихся с  переходом со средней ступени на старшую ступень обучения, усложнением программного материала, появлением в учебном плане новых предметов: химия, геометрия, физика, которые требуют дополнительных занятий по данным предметам. Для подростков большое имеет межличностное общение, у большинства учащихся негативное отношение к школе. Главная моя задача в воспитательной работе уделить внимание индивидуальным беседам, как с учащимися, так и с учителями предметниками, организовать совместно с учителями консультации по подготовке к сдаче ЕГЭ, поддерживать в детях состояние успеха, создавать ситуации успеха. Диагностируя данные и опираясь на полученные данные можно корректировать свою работу в дальнейшем.