«Развитие навыка чтения и творческого потенциала личности школьника с ОВЗ в процессе работы над выразительными средствами языка»
презентация урока для интерактивной доски (5 класс)

Щеголева Елена Владимировна

«Развитие навыка чтения и творческого потенциала личности школьника с ОВЗ в процессе работы над выразительными средствами языка» 

 

 Учить детей языку – это значит учить их жизни.

Александр Афанасьевич Потебня  

 

 Одним из важнейших показателей уровня культуры человека, его мышления, интеллекта является речь. Любое речевое высказывание складывается из слов и их сочетаний, выстроенных в соответствии с замыслом в определенной последовательности. Какое слово подобрать, какое выражение оптимально в определённом контексте, – все это решает автор речи. Ориентируется он, прежде всего, на свой словарный запас. Чем богаче словарь человека, тем шире у него возможность выбора более точного, более оригинального и выразительного оформления мысли. Культура речи – это, прежде всего, свобода выбора речевых средств. Следовательно, чем больше этот запас, тем успешнее и выбор способов выражения смысла.

В школьные годы наступает критический период детской креативности. Следовательно, в этот период как никогда нужна помощь педагога, чтобы преодолеть этот кризис, обрести (а не потерять) возможность для самореализации, для выражения своего «я». Решению этой задачи способствует интенсивное развитие общих (интеллектуальных) и специальных (лингвистических) способностей учащихся.

Развитие творческих лингвистических способностей является стратегическим принципом развивающего обучения чтению и языку. Этот принцип определяет повседневную методическую практику обучения:  структуру уроков, систему развивающих задач и упражнений, выбор методов, приемов и методических, технических средств. Чтению (и творчеству), как и любому виду человеческой деятельности, присущи эмоциональные, интеллектуальные и волевые процессы, а также специфические черты, как воображение, интуиция, образность мышления.  

Образное восприятие очень важно для мышления. Именно оно помогает при чтении и понимании поэзии, прозаических литературных произведений, описании исторических событий и т.д.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_shchegolevoy_e.v.pptx1.77 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развитие навыка чтения и творческого потенциала личности школьников с ОВЗ в процессе работы над выразительными средствами языка на уроках русского языка и развития речи (на примере «перифразы») Учитель- логопед ГБОУ школы –интернат№2 Щеголева Е.В.

Слайд 2

«Книги рождают мечту, вызывают ее к жизни, заставляют размышлять, воспитывают самостоятельность суждений». (академик Станисла́в Гу́ставович Струми́лин ) . Книга - необходимый предмет любой культурной среды, в которой растет ребенок.

Слайд 3

Перифраза – описательное выражение, иносказание, стилистический прием, заключающийся в непрямом , описательном обозначении предметов и явлений действительности(преимущественно эмоционально – оценочного характера)

Слайд 4

Например: говоря «Певец весенних дней пернатый», Г. Державин имел в виду соловья

Слайд 5

Или перифразы «Рыжая плутовка», «Хитрая плутовка», «Рыжее дикое животное» лиса

Слайд 6

Упражнения, направленные на совершенствование навыка чтения, речи учащихся на основе изучения образных средств языка, перифразы:

Слайд 7

Задание1 по теме: «Безударные гласные в корне слова». Замените словосочетания одним словом. Рыжая плутовка Голубая дорога Белые мухи Люди в белых халатах Зеленый друг лиса река снежинки врачи дерево

Слайд 8

Задание 2 используем при изучении словарных слов. Назовите словосочетания одним словом. Белые коробочки Красный петух Румяное яблоко Серая разбойница Синяя птица Златоглавая столица хлопок - пожар - снегирь - ворона - мечта - Москва

Слайд 9

Задание 3 по теме: «Одушевленные и неодушевленные предметы» . Замените одним словом и запишите в два столбика одушевленные и неодушевленные предметы. Голубой экран Зеленая кладовая Серый мурлыка Серый трусишка Воздушный шум - телевизор лес кот заяц ветер

Слайд 10

Задание 4. Игра «Как много слов ты знаешь?» Объясните значения слов, перифразируя их словосочетанием. Составь предложения с данными словами. Нож Режущий инструмент, имеет острое лезвие(клинок) и рукоять. Ножом режут разные продукты.

Слайд 11

Мяч Предмет круглой (сферической)формы, используемый для игры в футбол. В спортивном магазине продается футбольный мяч.

Слайд 12

Задание 5. Игра «Добавь слова» Учитель произносит предложение : «Мама шила платье». Как вы думаете , что можно сказать о платье, какое оно? Шелковое, летнее, яркое, нарядное, праздничное, легкое, цветное….. Если мы добавим эти слова, как измениться фраза?

Слайд 13

Задание 6. «Составь фразу» Придумайте предложение о забавном щенке. Перефразируй данное словосочетание. Забавный щенок лаял на прохожих. Веселый четвероногий лаял на прохожих.

Слайд 14

Задание 7. «Где начало рассказа?» Вам требуется установить последовательность событий по серии картинок. Найдите где начало, а где конец истории и расскажите, о чем она.

Слайд 15

Использование перифразы на уроках русского языка и развития речи в качестве дидактической единицы позволяет повысить уровень речевого развития учащихся, развить их языковую способность, навык чтения и активизировать творческий потенциал личности.

Слайд 16

Используйте, перифразы! Они делают нашу речь яркой, образной, эмоциональной и правильной Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: "Самооценка творческого потенциала личности школьника"

Проблема творческой личности является одной из основных проблем для психологии личности и ее развития. Однако творчество чаще всего отождествляется с интеллектуальными достижениями. Наиболее явно это ...

Конспект урока русского языка в 9 классе "Работа над выразительными средствами языка при подготовке к ГИА"

Данный урок был подготовлен и проведен для учителей Тайшетского района. Актуальность темы очевидна: ограниченное количество часов на изучение данной темы в курсе русского языка и литературы. Задание п...

«Развитие творческого потенциала личности школьника через систему воспитательной работы класса»

В данной работе представлены модель воспитательной системы класса и подробная разработка сценария коллективного творческого воспитательного мероприятия «Мисс Осень», ориентированного на развитие...

Система работы над выразительными средствами языка в 9-11 классах как средство подготовки к государственной итоговой аттестации по русскому языку за курс основной и средней (полной) школы

Защита опыта по теме «Система работы над выразительными средствами языка в 9-11 классах как средство подготовки к государственной итоговой аттестации по русскому языку за курс основной и средней (полн...

Анализ воспитательной работы в школе-интернат «Развитие творческого потенциала личности школьника через систему воспитательной работы»

Воспитание детей – рискованное дело,   ибо в случае удачи последняя приобретена ценою большого труда и заботы, в случае же неудачи – горе, несравнимо ни с каким другим.Демокрит...

Внеурочная деятельность как инструмент для формирования творческого потенциала личности школьника

Выступление на районном методическом объединении учителей на тему: Внеурочная деятельность как инструмент для формирования творческого потенциала личности школьника + краткий обзор программ внеурочной...

Доклад на тему: «Развитие духовно-нравственного и творческого потенциала личности на уроках музыки».

В современной школе духовно-нравственное воспитание должно стать приоритетным направлением становления личности....