Формирование и развитие личности школьника через коррекционную работу в школе-интернате во внеурочное время.
статья на тему

Угдыжекова Рада Сергеевна

Педагогическая статья.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование и развитие личности школьника через коррекционную работу в школе-интернате во внеурочное время.

Наши дети -это дети, которые живут в условиях интерната, в индивидуальном личностном опыте которых имели место кратковременные или же действующие продолжительно неблагоприятные воздействия психологического характера. Это могла быть разлука с близкими, отсутствие необходимых  ребенку любви и заботы старших, педагогическая запущенность и заброшенность, алкоголизм бродяжничество родителей. Дети могли испытать на себе насилие и агрессию, стать жертвами негативных поступков и эмоций. У детей с подобным опытом жизни наблюдаются многочисленные трудности в поведении.

Современное развитие коррекционной педагогики переходит от адаптивной, дисциплинарной и унифицированной модели к личности ориентированной и вариативной . В центре внимания становится не условный «средний» ученик, а конкретная личность ребенка со всем многообразием её свойств, с учётом особенностей его развития познавательной и другой деятельности.

На  коррекционных занятиях предусмотрено оказание направленной помощи детям. Такие занятия носят вневозрастной  характер. Актуальность и важность, таких занятий, имеют свою значимость на всех этапах жизни человека, поскольку речь идет о том, как  быть здоровым, счастливым, успешным, как правильно к себе относиться, как общаться и взаимодействовать с другими людьми.

Главное – вступить в контакт с людьми (со всеми вместе и с каждым в отдельности), помочь разговориться, уметь выслушать и прокомментировать услышанное, учитывать индивидуальные особенности и индивидуальное своеобразие каждого ребенка.

Особое внимание необходимо обращать на основные приемы контактного взаимодействия с учениками. Стараюсь вступать в личностное  общение. Его главная цель – научить учеников говорить о себе, о своём опыте прошлого и настоящего, говорить о чувствах, мыслях и поступках. Стараюсь учить слушать другого,  быть к нему внимательным, учить принимать других людей и проявлять к ним доброжелательность. Обращаю особое внимание на такие условия личностного общения как:

1.Обращение к ученику по имени при каждом эпизоде общения с ним

2.Помощь в развитии умений партнерства для того, чтобы ученика разговорить, стараюсь смотреть в глаза, поддерживаю активность выразительными жестами, мимикой.

3.Эмоциональное  принятие заключается в безусловно положительным отношением к тому, что происходит на занятиях, к каждому ученику без опенки и «ярлыков».

4.Закрепляю опыт позитивного общения.

Для этого выделяю приятные образы, развиваю наблюдательность и помогаю детям в фиксации всех позитивных самоощущений, а также всего того позитивного, что происходит с другими в группе. Применяю прием включения в общение игровых персонажей, например: Добрая Волшебница,  Джин, который исполняет желания  и т.д.любой персонаж, который покажется уместным.

Использую коррекционно-развивающие игры: например «Наблюдения в природе и чудесные находки», наблюдаем за птицами, насекомыми. Увидев животное, называем его, говорим о его размерах, окраске, наблюдаем, как оно передвигается, чем питается. Дети прислушиваются к пению птиц и пробуют определить по звукам место их нахождения

Игры после прогулки.

*Ребята очень любят подражать звукам животных. Развешиваю на доске картинки с изображением знакомых ребятам зверюшек, птиц и спрашиваю, как они «разговаривают».

*Сочиняем сказки о знакомых животных. Один рассказывает, а другие изображают голоса тех животных, о которых идет речь.

Упражнения и игры с водой.

*Рассматриваем предметы в воде.

*Изменяем цвет воды (синькой, марганцем ,когда заполняем сосуды.)

Упражнения с песком.

Коррекционные игры и сказки – это одно из важнейших условий таких занятий: с помощью воображения происходит расширение опыта негативного, травматического. Применяю свободное рисование – это создает условия для контакта, внося в атмосферу занятий эмоциональную раскованность, снятие напряжения и положительные эмоции.

Пластичные движения, подвижные игры, они учат ребенка внутренней пластике и умению чувствовать и осознавать себя, свое тело и свои возможности, а также выражать свои чувства и понимать чувства других людей. Дети, особенно любят ритмические движения под музыку. Дидактические игры, которые создают условия для концентрации внимания, для сосредоточенности и активизирует деятельность школьника на занятиях. Например: «Найди дерево по семенам», «Вершки и корешки», «Живое домино», «Когда это бывает?» и т.д.

Авторство ребенка – этот прием состоит в ознакомлении детей с продуктами деятельности их сверстников, знакомых или незнакомых. Я выбираю наиболее творческие, интересные решения детьми каких-либо проблем жизни в интернате. Дети сочиняют сказки и рассказы, исходя из собственного опыта, рисунки, поделки. Эти задачи я стараюсь решить сразу на трех уровнях работы:

1 уровень информационный: на нем выясняются представления школьников и уточняются общепринятые по теме работы знания. Например: гигиенические «опросы имеют определенную четкость и точность». Зубы (как и все остальное) нуждаются в уходе, сколько раз их нужно чистить и т.д.

2 уровень личностный: на нем я стараюсь выразить положительные эмоциональное отношение к теме занятия. Делаю так, что бы детям захотелось применять к себе полученные знания. Здесь необходимы: одобрение, поддержка и принятие ребенка таким, какой он есть. Например: «словесное, поглаживание».

3 уровень осознания: здесь школьник учится осознавать, что с ним происходит, зачем и почему он поступает так, или иначе, отчего появляются чувства и какие бывают мысли.

На этом уровне развивается способность к саморегуляции, самопознанию и самоконтролю. А также понимание то, что думают, чувствуют и делают другие люди.

Все три уровня присутствуют сразу вместе на каждом занятии и создают для участников пространство возможностей, обогащенную развивающую среду жизни в интернате.

Результаты будут состоять в развитии творческого потенциала личности, создании позитивного настроя, усиления конструктивности поведения, способности выразить словами и осознать основания собственных действий, мыслей, чувств, развитии продуктивности и контактности на взаимоотношениях с людьми, в возможности осуществить саморуководство и саморегуляцию, стать целостной личностью: физически и психически здоровой.