Педагогический проект. Система работы по развитию нравственно – патриотических чувств средствами музыкальной культуры у детей старшего дошкольного возраста
проект
Педагогический проект
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
\
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ:
СИСТЕМА РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ НРАВСТВЕННО – ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
«Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землёй заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь на протяжении нескольких десятилетий, так и учитель должен заботиться о воспитании у своих детей чувства безграничной любви к Родине…»
В. А. Сухомлинский
«Кто сказал, что надо бросить
Песни на войне?
После боя сердце просит
Музыки вдвойне!..»
В. Лебедев-Кумач
Обоснование необходимости проекта
Исторически сложилось так, что в нашей стране любовь к родине, патриотизм долгое время были чертой национального характера. Но в последнее время всё более заметней стала утрата нашим обществом традиционного патриотического сознания.
Лауреат 1 Всероссийского конкурса «Растим патриотов России» известный педагог В.Н. Вишневская отмечает: «Весьма важно, чтобы патриотические чувства, душевные отклики на жизнь углублялись, обогащались поэзией, музыкой, живописью, обогащая ум и сердце, сохраняясь надолго, возможно, на всю жизнь».[1]
Массовая культура не ориентирует ни детей, ни взрослых в нравственных проблемах. В результате этого усиливается пробел даже в представлениях детей о традиционных ценностях отечественной культуры, не говоря уже о следовании им.
С 1 января 2014 года вступил в силу ФГОС дошкольного образования, утверждённый Приказом Минобрнауки от17.10.2013г. № 1155. [2]Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС – одна из самых важных задач, стоящих перед педагогами. Патриотическое воспитание по ФГОС строится в соответствии с федеральной нормативно – правовой базой.
Основу нормативно-правовой базы составляет Конституция РФ, регламентирующая государственные символы: гимн, флаг, герб. Приоритетная необходимость воспитания в наших детях патриотизма определяется программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», которая ориентирована на период до 2020 года. Воспитательный идеал и базовые ценности на национальном уровне регламентируются «Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». [3] Законы РФ направлены на решение вопросов патриотической направленности, а именно: определены дни воинской славы, увековечена память воинов. Определены направления и приоритеты деятельности в государственных документах – это воспитание патриотизма у дошкольников по ФГОС, то есть социализацию, формирование нравственно-патриотического сознания, инициативы и творчества детей дошкольного возраста.
В связи с вышеперечисленным очевидна неотложность решения острейших проблем воспитания патриотизма в работе с детьми дошкольного возраста. Его трудно определить несколькими словами. Это любовь к родным и близким людям, к малой Родине, гордость за свой народ. И всё это воспето в русских народных песнях и в музыке русских и советских композиторов, особое место занимает музыка, а особенно песни военных лет. Воспитание патриотизма на музыкальных занятиях имеет огромное значение, так как речь идет о судьбе настоящего и будущих поколений.
В настоящее время вышло достаточно много методической литературы по данному вопросу. Зачастую в ней освещаются лишь отдельные стороны нравственно – патриотического воспитания детей и нет стройной системы.
Цель проекта: Создание системы работы по развитию нравственно – патриотических чувств средствами музыкальной культуры у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи проекта:
1. Изучить литературу по развитию и воспитанию патриотизма у детей старшего дошкольного возраста;
2.Подобрать и разработать диагностический инструментарий для оценки эффективности работы по выбранной теме у детей старшего дошкольного возраста.
3.Провести анкетирование родителей детей с целью выявления уровня заинтересованности темой.
4.Разработать рабочий план образовательной деятельности по реализации проекта.
5. Разработать конспекты образовательной деятельности, досуги.
6.Довести до родителей информацию о необходимости и важности патриотического воспитания.
7. Разработать рекомендации для педагогов по теме проекта.
8.Формировать и обобщать знания детей об историческом наследии нашей страны;
9.Развивать нравственные ценности, расширять словарный запас детей;
10.Познакомить детей с патриотическими музыкальными произведениями, созданными в годы войны, и после её окончания;
11.Развивать музыкальные способности детей. Закреплять практические навыки выразительного исполнения песен, танцев, театральных постановок.
12.Формировать гражданскую позицию, чувство любви к Родине через музыкальные произведения;
13.Воспитывать патриотизм у детей старшего дошкольного возраста средствами музыкальной и художественной культуры; уважение к старшему поколению, ветеранам ВОВ.
Участники проекта:
1. Дети подготовительной к школе группы.
2. Педагоги ДОУ.
3. Родители детей подготовительной группы.
Сроки реализации проекта: Долгосрочный (август - май ).
Используемые технологии:
- Здоровьесберегающие технологии;
- Игровые технологии;
- Технологии обеспечения социально–психологического благополучия ребёнка;
- Технологии проектной деятельности;
- Информационно-коммуникационные технологии.
Использование вышеперечисленных педагогических технологий в системной, целенаправленной работе позволяют осуществлять текущую коррекцию результатов.
Описание проекта: стратегия и механизмы достижения поставленных целей
- Изучить литературу по развитию и воспитанию патриотизма у детей старшего дошкольного возраста:
- Подбор, изучение, анализ литературы с целью выявления материала по теме проекта.
- Посещение городских методических объединений, курсов и семинаров с целью ознакомления с современными требованиями обучения и воспитания.
- Посещение педагогов в ОУ.
- Изучение и анализ интернет ресурсов по теме проекта.
- Подобрать и разработать диагностический инструментарий для оценки эффективности работы по выбранной теме у детей старшего дошкольного возраста:
- Разработать диагностический инструментарий для оценки эффективности работы по выбранной теме у детей старшего дошкольного возраста;
- Обработать результаты диагностики и сделать выводы по организации системы работы по развитию нравственно – патриотических чувств средствами музыкальной культуры у детей старшего дошкольного возраста.
- Провести анкетирование родителей детей с целью выявления уровня заинтересованности темой:
- Разработать анкеты;
- Проанализировать ответы родителей
- Разработать рабочий план образовательной деятельности по реализации проекта:
- Разработать рабочий план образовательной деятельности по реализации проекта в условиях МБДОУ.
- Разработать конспекты образовательной деятельности, досуги:
- Разработать конспекты образовательной деятельности и досуги в соответствии с годовым планом МБДОУ и в соответствии с городским планом УМЦ.
6.Довести до родителей информацию о необходимости и важности патриотического воспитания:
- Проведение беседы с родителями на родительском собрании в начале учебного года с целью выявления насколько внимательно родители относятся к патриотическому воспитанию детей, в том числе и средствами музыкальной культуры в условиях семьи.
- Проведение консультаций по теме проекта.
7. Разработать рекомендации для педагогов по теме проекта:
- Обозначить формы взаимодействия с педагогами ДОУ.
- Подготовить консультации по теме проекта.
8.Формировать и обобщать знания детей об историческом наследии нашей страны:
- Составить беседы об историческом наследии нашей страны.
- Составить конспекты непосредственно образовательной деятельности по развитию познавательного интереса детей в контексте развития патриотизма средствами музыкальной культуры.
9.Развивать нравственные ценности, расширять словарный запас детей:
- Формировать у детей устойчивый интерес к прошлому и настоящему нашей Родины.
- Развивать связную речь детей по выбранной теме.
10.Познакомить детей с патриотическими музыкальными произведениями, созданными в годы войны, и после её окончания:
- Познакомить детей с музыкальными произведениями русских и советских композиторов.
- Сформировать устойчивый интерес к музыкальным произведениям, созданным в годы войны, и после её окончания в контексте патриотического направления.
11.Развивать музыкальные способности детей. Закреплять практические навыки выразительного исполнения песен, танцев, театральных постановок:
- Развивать музыкальный слух (в единстве звуковысотных, ладовых, гармонических, тембровых, динамических компонентов), чувство ритма, музыкальную память, воображение и музыкальную чуткость.
- Развивать музыкальные способности детей через развитие восприятия музыки, разучивание песен военных лет, хореографических композиций, танцев, сценок.
12.Формировать гражданскую позицию, чувство любви к Родине через музыкальные произведения:
- Воспитывать нравственные качества личности через музыкальную (эмоциональную) чуткость к музыкальным патриотическим произведениям, через беседы в процессе образовательной деятельности.
13.Воспитывать патриотизм у детей старшего дошкольного возраста средствами музыкальной и художественной культуры; уважение к старшему поколению, ветеранам ВОВ:
- Активизировать работу педагогов МБДОУ по патриотическому воспитанию.
- Формировать осознанное отношение к историческому наследию страны средствами музыкальной и художественной культуры.
- Воспитывать уважение к пожилым людям, в т. ч. ветеранам ВОВ.
14. Принимать с детьми участие в городских мероприятиях по патриотическому воспитанию.
Ресурсы для реализации проекта:
Кадровые – педагоги МБДОУ.
Материально – технические – компьютер, интерактивная доска, музыкальный центр, музыкальный зал МБДОУ, музыкальный школа №1 г. Обнинска.
Информационные – видео- и аудиозаписи, интернет – ресурсы.
Реализация проекта по образовательным областям развития
1.Социально – коммуникативное развитие. Проведение бесед с использованием тематических картин, иллюстраций, презентаций, видеофильмов. Развитие взаимодействия ребёнка со сверстниками и взрослыми. Развитие у ребёнка социального интеллекта и эмоциональной отзывчивости, сопереживания. Формирование уважительного отношения к защитникам Отечества, к ветеранам ВОВ. Формирование представлений об опасности войны для людей.
2.Речевое развитие. Разучивание стихотворений, текстов ролей, пословиц, поговорок по теме. Активизация, обогащение новыми словами словаря детей. Рассказы о детях героях, о героях ВОВ. Чтение художественной литературы (рассказы, стихи, беседы).
3.Художественно – эстетическое развитие. Восприятие классической музыки и художественной литературы. Восприятие и разучивание песен военных лет, хореографических композиций, танцев, сценок. Просмотр и рисование картин по патриотической тематике. Изготовление праздничных открыток родителям (папам), поделок, рисунков ветеранам ВОВ. Участие в патриотических досуговых мероприятиях.
4.Физическое развитие. Организация подвижных игр. Музыкально – ритмические упражнения с атрибутами (флажками, султанчиками, лентами). Приобретение опыта в двигательной деятельности детей. Развитие: координации, гибкости, равновесия, Развитие у детей мелкой моторики рук, умение выполнять упражнения с предметами в руках, свободно ориентируясь в зале. Релаксация под спокойную музыку. Самомассаж. Фонопедические упражнения. Дыхательная гимнастика.
5.Познавательное развитие. Формирование у детей представлений о малой Родине, флаге, гимне, гербе России. Представление о ценностях нашего народа, о праздниках, традициях. Расширение и активация словаря детей. Формирование представлений о музыке (ладе, темпе, звучании, ритме и т. д.) Информация о музыке патриотической направленности. Просмотр видеоматериалов. Развитие интереса детей к истории страны, музыкальной и художественной культуры в контексте патриотической тематики.
Рабочий план реализации проекта
Предполагаемая дата проведения мероприятия | Место проведения мероприятия | Наименование мероприятия | Ответственный за выполнение |
Август | Методический кабинет, книжные магазины, интернет | Подбор, изучение, анализ литературы с целью выявления материала по теме проекта. | Музыкальный руководитель: Попова Э.В. |
Кабинет музыкального руководителя | Разработка рабочего плана по реализации проекта «Система работы по развитию нравственно – патриотических чувств средствами музыкальной культуры у детей старшего дошкольного возраста». Подбор методик, диагностического инструментария и разработка критериев оценки для диагностики детей старшего дошкольного возраста по проекту. Составление анкеты для родителей. | Музыкальный руководитель: Попова Э.В. | |
Кабинет музыкального руководителя | Подбор музыкальных произведений, художественной литературы; презентаций; подбор дидактического и методического оснащения для реализации проекта. | Музыкальный руководитель: Попова Э.В. | |
В течении учебного года | г. Обнинск | Посещение курсов и семинаров с целью ознакомления с современными требованиями обучения и воспитания по ФГОС ДО. | Музыкальный руководитель: Попова Э.В. |
В течении учебного года | Кабинет музыкального руководителя | Изучение и анализ интернет ресурсов по теме проекта. | Музыкальный руководитель: Попова Э.В. |
Сентябрь | Подготовительная группа | Беседа с родителями с целью выявления насколько внимательно родители относятся к развитию нравственно – патриотических качеств личности детей в условиях семьи. Хотят ли они с детьми и воспитателем участвовать в проектной деятельности «Система работы по развитию нравственно – патриотических чувств средствами музыкальной культуры у детей старшего дошкольного возраста». Консультация для родителей: «Нравственное воспитание». | Музыкальный руководитель: Попова Э.В. |
Сентябрь | Родительское собрание | Введение в проектную деятельность «Система работы по развитию нравственно – патриотических чувств средствами музыкальной культуры у детей старшего дошкольного возраста». Познакомить родителей с идеей проекта. Привлечь к участию в проектной деятельности, провести анкетирование родителей. | Музыкальный руководитель: Попова Э.В. |
Сентябрь | Подготовительная группа | Проведение мониторинга умений детей. Обобщение и анализ информации, выявление ориентиров для работы. | Музыкальный руководитель: Попова Э.В. |
Сентябрь (16 – 30) | Подготовительная группа | Знакомство детей с целями и задачами проекта. Способствовать желанию детей узнать о историческом и культурном наследии Родины. Беседа «Наше Отечество». | Музыкальный руководитель: Попова Э.В. Воспитатели подготовительной группы. |
Сентябрь | Музыкальный зал | Знакомство воспитателей с проектом. Консультация для воспитателей «Влияние музыки в воспитании детей с трудностями в нравственно-духовном и эмоциональном развитии». | Музыкальный руководитель: Попова Э.В. |
Сентябрь | Подготовительная группа | Восприятие музыки: Г. Свиридов «Военный марш», С. Прокофьев «Марш», Н. Римский – Корсаков Марш из оперы «Сказка о царе Салтане», «Времена года. Охота » П. И. Чайковский, «Моя Россия», муз. Г. Струве, «Земля – наш общий дом» Н. Караваевой, «Родная песенка», муз. Г. Чичкова. Разучивание песен: «Моя Россия», муз. Г. Струве, «Земля – наш общий дом» Н. Караваевой. Музыкально – ритмические движения: «Упражнение с цветами», «Россия – Родина моя» муз. В. Мурадели; подвижная игра «Лётчики, на аэродром».
| Музыкальный руководитель: Попова Э.В. |
Октябрь | Подготовительная группа | Продолжить цикл бесед о ВОВ. Беседа 2 «Нападение Германии. Начало войны». Просмотр видеохроники ВОВ. | Музыкальный руководитель: Попова Э.В. Воспитатели подготовительной группы. |
Октябрь | Подготовительная группа | Восприятие музыки: «Времена года. Осенняя песнь» П. И. Чайковский, А. Лядов «Хороводная», И. Стравинский «Русская песня», русские народные песни «Вдоль по Питерской», «Метелица», «Дубинушка». Разучивание песен: «Моя Россия», муз. Г. Струве, «Земля – наш общий дом» Н. Караваевой, «Родная песенка», муз. Г. Чичкова. Музыкально – ритмические движения: «Упражнение с цветами», «Упражнение с флажками», танец «Россия – Родина моя» муз. В. Мурадели, хоровод «Во поле берёза стояла», кадриль «Мани-Вани»; подвижная игра «Лётчики, на аэродром», рус. нар. игра «Плетень», «Ручеёк».
| Музыкальный руководитель: Попова Э.В. |
Ноябрь | Информация на стенде в раздевальной комнате, групповое помещение | Проведение консультации для родителей «Нравственно – патриотическое воспитание. В помощь родителям». Вовлечение всех членов семей в реализацию проекта через проведение бесед, консультаций. | Музыкальный руководитель: Попова Э.В. |
Ноябрь | Музыкальный зал | Проведение консультации для воспитателей «Патриотическое воспитание средствами музыкальной и художественной культуры». | Музыкальный руководитель: Попова Э.В. |
Ноябрь | Музыкальный зал | Проведение НОД «Моя любимая Россия» (с привлечением родителей) | Музыкальный руководитель: Попова Э.В. Воспитатели подготовительной группы. |
Ноябрь | Подготовительная группа | Продолжить цикл бесед о ВОВ. Беседа 3. Блокада Ленинграда. | Музыкальный руководитель: Попова Э.В. Воспитатели подготовительной группы. |
Ноябрь | Подготовительная группа | Восприятие музыки: «Времена года.На тройке» П. И. Чайковский, «Полька» П. И. Чайковский, «Вальс – фантазия» М. Глинка, С. Михалков, А. Александров «Государственный гимн», «Моя Армия» сл. И. Резник, муз. Э. Ханок, «Стану я военным» муз Ю.Нефтерова. Разучивание песен: «Моя Армия» сл. И. Резник, муз. Э. Ханок, «Стану я военным» муз Ю. Нефтерова. Музыкально – ритмические движения: «Упражнение с флажками», «Упражнение с лентами», танец «Россия – Родина моя» муз. В. Мурадели, подвижная игра «Мы - военные», «Минное поле», рус. нар. игра «Плетень», «Ручеёк».
| Музыкальный руководитель: Попова Э.В. |
Декабрь | Подготовительная группа | Продолжить цикл бесед о ВОВ. Беседа 4. Дорога жизни. Прорыв блокады. | Музыкальный руководитель: Попова Э.В. Воспитатели подготовительной группы. |
Декабрь | Музыкальный зал | Просмотр видео песни «Белые панамки» сл. и муз. В. Егорова. | Музыкальный руководитель: Попова Э.В. |
Декабрь | Музыкальный зал | Восприятие музыки: «Времена года. Святки» П. И. Чайковский, С. Прокофьев «Утро», П. И. Чайковский «Зимнее утро», Н.А. Римский – Корсаков «Ночь» («Рождественская сюита»), «Белые панамки» муз. и сл. В. Егорова. Разучивание песен: «Моя Армия» сл. И. Резник, муз. Э. Ханок, «Стану военным» муз . Ю. Нефтерова, Музыкально – ритмические движения: «Упражнение с флажками», «Упражнение с лентами», танец «Россия – Родина моя» муз. В. Мурадели, подвижная игра «Меткий стрелок», «Лётчики на аэродром», «Зимушка – зима». | Музыкальный руководитель: Попова Э.В. |
Январь | Музыкальный зал | Продолжить цикл бесед о ВОВ. Беседа 5. Письма с фронта. Беседа. Ленинградская симфония. | Музыкальный руководитель: Попова Э.В. Воспитатели подготовительной группы. |
Январь | Музыкальный зал | Просмотр видеоматериалов по «Ленинградской симфонии» Д. Шостаковича. Просмотр видеоприложения к песне В.Егорова «Белые панамки». | Музыкальный руководитель: Попова Э.В. |
Январь | Подготовительная группа | Восприятие музыки: «Времена года. У камелька» П. И. Чайковский, Г. Свиридов «Тройка», С. Прокофьев тема Феи Зимы из балета «Золушка», Д. Шостакович «Ленинградская симфония №7» тема нашествия. Разучивание песен: «Белые панамки» сл. и муз. В. Егорова, «Моя Армия» сл. И. Резник, муз. Э. Ханок, «Стану военным» муз .Ю. Нефтерова, Музыкально – ритмические движения: «Защитники Отечества» муз. И. и Н. Нужины (упражнение с флажками и султанчиками), танец «Яблочко», танец «Граница», подвижная игра «Доставь донесение», «Зимушка – зима». | Музыкальный руководитель: Попова Э.В. |
Январь - февраль | Групповое помещение, музыкальный зал. | Встречи с действующими военнослужащими. | Старший воспитатель. Музыкальный руководитель: Попова Э.В. Воспитатели подготовительных групп. |
Февраль | Информация на стенде в раздевальной комнате, групповое помещение. | Консультация для родителей «Музыка в патриотическом воспитании дошкольников». | Музыкальный руководитель: Попова Э.В. |
Февраль | Музыкальный зал | Семинар по патриотическому воспитанию. Консультация для воспитателей «Музыка как одно из средств нравственно - патриотического воспитания дошкольников». | Музыкальный руководитель: Попова Э.В. |
Февраль | Музыкальный зал | Продолжить цикл бесед о ВОВ. Беседа 6. Оборона Москвы. | Музыкальный руководитель: Попова Э.В. |
Февраль | Музыкальный зал | Просмотр презентации «Александр Васильевич Суворов». Беседа. Просмотр презентации «Великие воины». Обсуждение.
Просмотр видеоматериалов «Северный флот». | Музыкальный руководитель: Попова Э.В. Воспитатели подготовительной группы. |
Февраль | Музыкальный зал | Восприятие музыки: «Времена года. Масленница» П. И. Чайковский, «Учил Суворов» муз. А. Новикова, ария Сусанина из оперы «Иван Сусанин» муз. М. Глинка, И. Стравинский «Масленица», «Русская» (из балета «Петрушка»). Разучивание песен: «Белые панамки» сл. и муз. В. Егорова, «Моя Армия» сл. И. Резник, муз. Э. Ханок, «Стану военным» муз. Ю. Нефтерова, Музыкально – ритмические движения: «Защитники Отечества» муз. И. и Н. Нужины (упражнение с флажками и султанчиками), танец «Яблочко», танец «Граница», подвижная игра «Танки», «Доставь донесение». | Музыкальный руководитель: Попова Э.В. |
Февраль | Музыкальный зал | Музыкально - спортивный досуг «День защитника Отечества» (с привлечением родителей) | Музыкальный руководитель: Попова Э.В. Инструктор по физической культуре Пойлова Н.В. |
Февраль | ДМШ № 1 г.Обнинск | Выступление детей. Песня «Белые панамки», муз. и сл. В. Егорова. | Музыкальный руководитель: Попова Э.В. |
Март | Музыкальный зал | Продолжить цикл бесед о ВОВ. Беседа 7. Сталинградская битва. Беседа 8. Солдаты идут в бой. | Музыкальный руководитель: Попова Э.В. Воспитатели подготовительной группы. |
Март | Музыкальный зал | Просмотр видеоматериалов «Хроника ВОВ». | Музыкальный руководитель: Попова Э.В. Воспитатели подготовительной группы. |
Март | Подготовительная группа | Восприятие музыки: «Времена года. Жаворонок» П. И. Чайковский, Н.А. Римский – Корсаков «Белка», «Тридцать три богатыря», «Царевна – Лебедь», «Журавли» М. Бернес, В. Лебедев – Кумач, А. Александров «Священная война», «В землянке», муз. К. Листова, «Катюша», муз. М. Блантера, «Прадедушка», муз. А. Ермолова. Разучивание песен:«Катюша», муз. М. Блантера, «Прадедушка», муз. А. Ермолова. Музыкально – ритмические движения: «Защитники Отечества» муз. И. и Н. Нужины (упражнение с флажками и султанчиками), упражнение «Вальс», упражнение «Перестроение», подвижная игра «Доставь донесение». | Музыкальный руководитель: Попова Э.В. |
Апрель | Музыкальный зал | Проведение консультации для воспитателей «Воспитываем патриота». | Музыкальный руководитель: Попова Э.В. |
Апрель | Информация на стенде в раздевальной комнате, групповое помещение. | Проведение консультации для родителей «Маленький патриот». | Музыкальный руководитель: Попова Э.В. |
Апрель | Музыкальный зал | Продолжить цикл бесед о ВОВ. Беседа 9. Салют Победы. Беседа «Песни войны». | Музыкальный руководитель: Попова Э.В. Воспитатели подготовительной группы. |
Апрель | Музыкальный зал | Знакомство детей со сценарием литературно – музыкальной композиции «А зори здесь тихие», инсценировками «Солдаты на привале» и «Белые панамки». | Музыкальный руководитель: Попова Э.В. Воспитатели подготовительной группы. |
Апрель | Музыкальный зал | Открытое НОД «Песни, опалённые войной» для детей подготовительной группы. | Музыкальный руководитель: Попова Э.В. |
Апрель | Музыкальный зал | Восприятие музыки: «Времена года. Подснежник» П. И. Чайковский, М. Мусоргский «Рассвет на Москве-реке», Праздничны Пасхальные звоны колоколов Троице – Сергиевой Лавры, «Три танкиста», муз. Д. Покрасс, «Мама, жди» сл. и муз. Е.Плотниковой, «Офицеры» муз.Р.Хозак, сл. Д.Аграновича, сл. С, Крылова муз. С. Никитина «Песня о маленьком трубаче», «Синий платочек» сл. Я. Галицкого и М. Максимова,муз. Ежи Петерсбурского Разучивание песен: «Катюша», муз. М. Блантера, «Прадедушка», муз. А. Ермолова, «Три танкиста», муз. Д. Покрасс, «Мама, жди» сл. и муз. Е.Плотниковой, «Офицеры» муз.Р.Хозак, сл. Д.Аграновича. Музыкально – ритмические движения: «упражнение «Вальс», танец «Синий платочек», упражнение «Перестроение», танец «Смуглянка» муз. В. Новикова, подвижная игра «Доставь донесение». Рассматривание репродукций : С. В. Герасимов «Мать партизана»; А. П. Ткачёв «Между боями»; Б. С. Угаров «Возвращение»; А. И. Лактионов «Письмо с фронта». | Музыкальный руководитель: Попова Э.В. |
Май | Музыкальный зал | Просмотр презентации «Г.К. Жуков». Обсуждение. Просмотр презентаций ко Дню Великой Победы. Обсуждение. | Музыкальный руководитель: Попова Э.В. Воспитатели подготовительной группы. |
Май | Музыкальный зал | Проведение досуга «Великой Победе посвящается» (с привлечением родителей) | Музыкальный руководитель: Попова Э.В. Инструктор по физической культуре. Воспитатели подготовительной группы. |
Май | Музыкальный зал | Проведение досуга «Литературно – музыкальная композиция «А зори здесь тихие» (с привлечением родителей). | Музыкальный руководитель: Попова Э.В. Воспитатели подготовительной группы. |
Май | Музыкальный зал | Восприятие музыки: «Времена года. Белые ночи» П. И. Чайковский; Е.Евтушенко, Э. Колмановский «Хотят ли русские войны»; В. Харитонов, Д. Тухманов «ДеньПобеды»; С. Михалков, А.Александров «Государственный гимн»; «Последний бой» муз. А. Новикова. Разучивание песен: «Морской капитан», муз. М. Протасова «Катюша», муз. М. Блантера, «Прадедушка», муз. А. Ермолова, «Три танкиста», муз. Д. Покрасс, «Мама, жди» сл. и муз. Е.Плотниковой, «Офицеры» муз. Р.Хозак, сл. Д.Аграновича. Музыкально – ритмические движения: «упражнение «Вальс», танец «Синий платочек», упражнение «Перестроение», танец «Смуглянка» муз. В. Новикова, подвижная игра «Доставь донесение», «Лётчики на аэродром», «Танкисты». | Музыкальный руководитель: Попова Э.В. |
Май | Мемориал «Вечный огонь» | Экскурсия и возложение цветов к мемориалу «Вечный огонь». Встречи с ветеранами ВОВ. | Старший воспитатель. Музыкальный руководитель Попова Э.В. Воспитатели подготовительной группы. |
Май | Музыкальный зал | Выступление на итоговом педсовете | Музыкальный руководитель: Попова Э.В. |
Май | Музыкальный зал | Выступление на итоговом родительском собрании. Мониторинг проекта. Беседа с родителями. | Музыкальный руководитель: Попова Э.В |
Июнь | Методический кабинет | Обобщение педагогического опыта по теме проекта | Музыкальный руководитель: Попова Э.В. |
Июнь | Методический кабинет | Разработка методических рекомендаций для педагогов ОУ по теме проекта. | Музыкальный руководитель: Попова Э.В. |
Прогнозируемые краткосрочные и долгосрочные результаты реализации проекта
Краткосрочные результаты:
- Расширены представления детей об историческом наследии родины, в частности о Великой Отечественной Войне; о символике России;
- Сформировался устойчивый интерес к музыке военного времени, песням военных лет;
- Следует отметить высокое продуктивное взаимодействие педагогов МБДОУ в рамках проекта;
- Родители стали активнее участвовать в совместной образовательной деятельности детского сада.
Долгосрочные результаты:
- Созданы условия для развития нравственно – патриотических чувств средствами музыкальной и художественной культуры у дошкольников старшего возраста;
- У детей сформировалась культура общения через музыкальное, поэтическое, театральное искусство;
- Повысилась мотивация к дальнейшему нравственно – патриотическому воспитанию у родителей детей.
-
Оценка эффективности реализации проекта
Критерии | Показатели | Методы оценки | Диагностический инструментарий |
Историческое наследие. | Расширены представления детей об историческом и культурном наследии родины, в частности о Великой Отечественной Войне; о символике России; о патриотической музыке. | Беседа. наблюдение, опрос | Лист наблюдения. |
Развитие музыкально - творческих способностей. | Продолжают развиваться музыкальные способности детей. Возник устойчивый интерес к военно – патриотической музыке, появилось желание исполнять патриотические песни в свободной игровой деятельности. | Наблюдение | Лист наблюдения. |
Развитие нравственных качеств личности. | Сформирована культура общения через музыкальное и театральное виды искусства. Заметно повысились такие нравственные качества личности, как уважение к старшему поколению, осознанию ценности труда. | Наблюдение | Лист наблюдения. |
Оценка рисков и меры, запланированные для минимизации влияния таких факторов риска
Риски | Предупреждение рисков |
Заболеваемость детей в период карантина. | Перенесение сроков мероприятия. |
Большой объем изготавливаемых пособий, игр, презентаций. | Привлечь родителей к изготовлению пособий. |
Могут быть упущены отдельные направления проекта из-за большого объёма материала. | Соблюдение разработанного плана. |
Дальнейшее развитие проекта
- Продолжить работу по развитию нравственно – патриотических чувств у старших дошкольников средствами музыкальной культуры.
- Системно использовать в работе материал по направлениям развития патриотизма.
- Разработать систему формирования и развития нравственно – патриотических чувств средствами музыкальной культуры у детей младшего дошкольного возраста, разработать четырёхгодичный проект, на всё время пребывания ребёнка в детском саду.
Создание системы работы по развитию нравственно – патриотических чувств у старших дошкольников средствами музыкальной культуры позволило решить задачи, поставленные в проекте. Системный подход в педагогике является одним из способов построения педагогической деятельности как целостного процесса, обеспечивающего эффективное взаимодействие всех его составляющих. Только систематическое и целенаправленное взаимодействие педагогов, детей и родителей даёт положительный результат.
Я изучила педагогическую методическую литературу по развитию нравственно – патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста. Подобрала систему критериев и показателей оценки эффективности по развитию у детей патриотических чувств средствами культуры. Разработала и апробировала рабочий план по реализации проекта. Мной был разработан и реализован педагогический проект «Система работы по развитию нравственно – патриотических чувств у старших дошкольников средствами музыкальной культуры», в котором приняли участие дети, педагоги и родители. В рамках проектной деятельности была проведена большая работа по вовлечению всех участников образовательных отношений в реализацию проекта. А также были разработаны и использованы в работе презентации, разработанные в программе «Microsoft PowerPoint»; широко использовались видеоматериалы.
Разработаны консультации для педагогов и специалистов МБДОУ по теме проекта.
Критериями оценки эффективности данного педагогического проекта служат следующие показатели:
- Мониторинг дошкольников по проекту.
- Анкетирование родителей.
Проведенное первичное и повторное диагностирование детей, выявило положительную динамику уровня развития детей. Участие в проектной деятельности стало для детей способом удовлетворения познавательной активности, средством выражения и развития творческих способностей. Дети получили не только новые знания, но и приобрели навыки музыкально – игрового творчества, развили музыкально – творческие способности. Все дети знают, в какой стране живут, свой город и адрес; символику России, её гимн; знают героев ВОВ, стихотворения и рассказы о ВОВ, музыку патриотической направленности, в том числе песни военных лет, музыку военного времени.
Тесное взаимодействие музыкального руководителя – воспитателей – родителей привело к формированию нравственных ценностей детей. Дети стали лучше отличать добро от зла, понимать ценность сострадания, милосердия, ценить правду и честность, уважительнее относиться к старшему поколению.
Совместная проектная деятельность помогла родителям освоить некоторые педагогические приёмы, необходимые в семейном воспитании, объективно оценивать возможности своих детей и сотрудничать с ними, как с равноправными партнёрами. При повторном анкетировании все родители, участвующие в начальном анкетировании, указали, что довольны результатами реализации проекта, получили обширные знания по развитию нравственно – патриотических чувств средствами культуры у детей.
Обобщив результаты диагностического обследования, можно сделать вывод, что реализация и построение целенаправленной, систематической образовательной работы с детьми является важным аспектом совершенствования развития детей.
Необходимо обогащать знания детей о культуре родной страны, о старшем поколении и формировать патриотические чувства. Чувство гордости, любви, уважения к защитникам Родины, чувство сопереживания, сострадания к тем, кто не вернулся с войны, чувство благодарности к поколению, чьи годы пришлись на военное лихолетье, чувство гордости за народ, стойко переносивший невзгоды войны, за сплочённость, мужество и отвагу – тем более сильное духом поколение мы получим в недалёком будущем. Встреча с ветеранами надолго осталась в памяти ребят и явилась важнейшим фактором в формировании их морального облика и духовного воспитания. И главный результат, на который очень хотелось бы обратить внимание, заключается в усвоении ребёнком вечных ценностей: милосердия, любви к родным и близким, в стремлении его к добру и неприятию зла.
Используемая литература
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – М.: ТЦ Сфера, 2016.
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России/ Сост. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В.А.- М.: Просвещение, 2014
- Алексеев С.П. Ради жизни на земле. – М: Педагогика, 1990.
- Алёшина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. Конспекты занятий. Изд. 4-е доп. – М.: УЦ «Перспектива», 2008г.
- Антонов Ю.Е. Великой Победе посвящается: Праздники в детском саду. - М.:ТЦ Сфера, 2015.
- Арсеневская О. Н. Система музыкально – оздоровительной работы в детском саду. – Волгоград: Учитель, 2011.
- Белоусова Л. Е. Навстречу Дню Победы. - С-Пб: Детство – Пресс, 2010
- Вареник Е. Н., Корлыханова ,З. А., Китова Е. В. Физическое и речевое развитие дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2009
- Ветохина А. Я., Дмитренко З. С., Жигналь Е. Н. Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. - С-Пб: Детство – Пресс, 2011
- Жариков А.Д. Растите детей патриотами. – Москва, 1980
- Картушина М. Ю. Праздник защитника Отечества. Сценарии праздников. М.: ТЦ Сфера, 2013
- Картушина М. Ю. День Победы. Сценарии праздников. – М.: ТЦ Сфера, 2005
- Картушина М. Ю. Оздоровительные занятия с детьми 6-7 лет – М.: ТЦ Сфера, 2008.
- Кондрыкина Л. А. С чего начинается родина? – М.: ТЦ Сфера, 2005
- Кондрыкина Л. А. Дошкольникам о защитниках Отечества – М.: ТЦ Сфера, 2011
- В.Лебедев-Кумач. Стихотворения и песни.Библиотека поэта. Малая серия. 2-е изд.-Ленинград: Советский писатель, 1950.
- Михеева Е.В. Современные технологии обучения дошкольников. – Волгоград: Учитель, 2012
- Новицкая М. Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. – Москва: Линкасс - Пресс, 2003
- Радынова О.П. Музыкальные шедевры. 1 – 5 книга. - М.: ТЦ Сфера,2016
- Радынова О.П. Слушаем музыку. Рекомендации - М.: ТЦ Сфера,2017
- Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. –– Киев: Радянська школа, 1974 г
- Суворова Т. И. Танцевальная ритмика для детей в. 1-6. - С – Пб: Музыкальная палитра, 2004 – 2011.
- Журналы «Музыкальный руководитель», «Старший воспитатель».
Интернет-ресурсы
- http://www.festival.1september.ru(педагогический опыт по различным направлениям деятельности).
- http://www.childpsy.ru(детская психология для специалистов).
- http://www.ivalex.vistcom.ru(форум сайта «Всё для детского сада»).
- http://www.maam.ru/ (международный образовательный портал)
- http://nsportal.ru/(социальная сеть работников образования)
- https://forum.in-ku.com/ ( социальная сеть работников образования)
- http://www.edu.ru/ (Федеральный портал "Российское образование»)
- https://www.emelyanov-fmrg.ru (фонопедический метод развития голоса)
- http://do.isiorao.ru/ (Дошкольное образование "Институт стратегических исследований в образовании Российской академии образования")
- http://school-collection.edu.ru/ (Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов)
- http://www.it-n.ru/ (сеть творческих учителей/дошкольное образование)
- http://dohcolonoc.ru/ (сайт для воспитателей детских садов Дошколёнок.ру»)
- http://www.ict.edu.ru/ (Информационно-коммуникационные технологии в образовании)
- http://kdo.sipkro.ru/ (СИПКРО Сайт кафедры дошкольного образования)
- http://pedsovet.su/ (Сообщество учителей, педагогов и воспитателей)
[1] Великой Победе посвящается: Праздники в детском саду/Сост. Ю. Е. Антонов. – М.: ТЦ Сфера,2015.
[2] Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – М.: ТЦ Сфера, 2016.
[3] Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России/ Сост. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В.А.- М.: Просвещение, 2014.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речедвигательная гимнастика, как средство коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста.
В данной статье представлен опыт работы по использованию речедвигательной гимнастики в работе учителя-логопеда в дошкольном образовательном учреждении....

Развивающие игры – как средство формирования познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.
Развивающие игры - как средство формирования познавательной активности детей старшего дошкольного возраста....

Военно- патриотическая игра «Зарница» на воздухе для детей старшего дошкольного возраста
военно спортивная игра по станциям...
"Развитие музыкально-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами музыкального фольклора"
Актуальность опыта обусловлена концепцией модернизации российского образования, которая раскрывает необходимость формирования самостоятельной творческой личности ребёнка. А...

Проект «Мультстудия» как инновационный метод развития познавательного интереса и социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
Современные дети живут в век информационных технологий и находятся в разнообразной медиасреде. Они хорошо ладят со всевозможными гаджетами, легко разбираются, как пользоваться компьютером...

Развитие чувства ритма на музыкальных занятиях у детей старшего дошкольного возраста посредством видеосказок.
Ритм, основа музыкального произведения. Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста имеет немаловажное значение в общем музыкальном развитии. Ритмические игры являются...

Формирование патриотических чувств к малой родине у детей старшего дошкольного возраста. Проект «Мой родной город Каменск-Уральский».
Дошкольный возраст – это пора интенсивного становления личности ребенка. В этот период развития личности происходит накопление социального опыта, усвоение норм и правил поведения в обществе, вза...
