Публикация в сборнике "Создание специальных условий образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в образовательном пространстве: результаты, опыт, перспективы"
статья

Власова Ольга Васильевна

Предварительный просмотр:



Предварительный просмотр:

Кукольный театр в школе VIII вида

Власова Ольга Васильевна, воспитатель высшей категории СКОШИ №2 VIII вида

г. Улан-Удэ

Кукольный театр - одно из самых любимых зрелищ детей. Он привлекает их своей яркостью, красочностью, динамикой. Необычайность зрелища захватывает детей, переносит их в совершенно особый, увлекательный мир, где все необыкновенно, все возможно. Кукольный театр доставляет детям удовольствие и приносит много радости. Но кроме развлечений кукольный театр оказывает большую помощь в умственном, нравственном и эстетическом воспитании. Театр способен не только развлечь зрителя, но и воспитывать в нем определенные нравственные черты. Увиденное в театре расширяет кругозор детей, создает дружественную атмосферу, располагающую к общению, желанию поделиться с друзьями своими впечатлениями. Это способствует развитию речи детей, ведению диалога, умению сформулировать мысль для передачи эмоций, впечатлений, так как речь детей с отклонениями в развитии скудна и невыразительна.

Детям с нарушением интеллекта свойственно неустойчивость внимания, плохая слуховая и зрительная память, слабость мотивации и контроля, трудности при ориентировке в пространстве, плохая координация движений, недостаточное развитие познавательной деятельности, незрелость развития эмоциональной сферы. Дети, склонные к тормозным процессам, проявляют в игре робость, скованность, быструю утомляемость; детям с повышенной возбудимостью не хватает внимания, сосредоточенности. С помощью кукольного театра можно решать все эти проблемы, для этого необходимо вести коррекционную работу во всех этих направлениях, так как театральные игры включают в себя многоплановость. Занятия в кукольном театре развивают фантазию, память, мышление, внимание, речь, способствуют развитию моторики рук, пальцев, двигательной активности, благоприятно влияют на эмоциональную сферу, помогая заряжаться положительными эмоциями, которые необходимы для нормального психического развития. Игра дает огромный эмоциональный заряд, расширяет представления об окружающем мире. Вследствие использования в театральных играх, как вербальных средств выразительности, так и невербальных при создании художественного образа развивается речь, мелкая и общая моторика ребенка. В систему занятий с детьми необходимо включить упражнения, которые повышают умственную активность, совершенствуют речевые, моторные навыки, способствуют развитию психических процессов, повышают эмоциональную активность, так как эмоции у детей с нарушением интеллекта примитивны, развиты слабо, недостаточно дифференцированы, маловыразительны, однообразны. По внешним эмоциональным проявлениям дети не всегда могут угадывать смысл поведенческих реакций окружающих и правильно реагировать на них. Возможны немотивированные колебания настроения у детей – плаксивость, капризность, смех без причины. Наблюдаются: возбудимость, агрессивность, нарушения самооценки.

Один из путей целенаправленного эмоционального развития ребенка лежит через искусство: музыку, изобразительное искусство, художественную литературу. Огромна воспитательная роль театра кукол, воздействующего на эмоциональную сферу ребенка в целом. Для этого театральное искусство имеет комплекс художественных средств. При показе спектакля используется и художественное слово, и наглядный образ кукла, и живописное оформление, и музыка.

Театр кукол является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Это – конкретный, зримый результат. Занятия в кукольном театре развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемым событиям; ребенок создает художественный образ героя сам, для этого ему необходимо учитывать характер и эмоции, присущие определенному герою. Таким образом, осуществляется эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя.

Театрализованная деятельность – это игра, а игра самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятие эмоциональной и физической скованности. В кукольном театре ребятам предоставляется возможность раскрыться, выявить лучшие свои качества, занятия дают возможность выразить себя на сцене в качестве артистов. Атрибуты кукольного театра являются идеальным инструментом психологической коррекции. Спрятавшись за ширму, говоря от лица куклы, ребенок получает возможность раскрепоститься, избавиться от комплексов. Выступления способствуют повышению самооценки, избавлению от комплексов, помогают больным детям самоутвердиться, стать более коммуникабельными, открытыми в общении.

Работа над спектаклем объединяет детский коллектив, сплачивает детей. Ребята находят много друзей, им интересно общение. Дети учатся управлять своим эмоциональным состоянием, у них формируется адекватное поведение. Различные ситуации во время репетиции и выступлений учат детей взаимопомощи, уважению, терпению. Ребята вместе радуются маленьким победам, рассуждают над причинами неудач. Всё это даёт возможность развить эмоционально-волевую сферу ребёнка. Во время игры дети испытывают радостное волнение, а после выступления –  глубокое удовлетворение, наслаждение, приятное чувство собственной значимости и раскрепощения. В результате занятий дети становятся уверенными в себе.

Во время выступления идёт двойное воздействие: зрители-артисты. Даже, если ребенок является только зрителем, сказка, спектакль очень положительно влияет на его восприятие. Красочные костюмы, красивые кукольные персонажи вызывают положительные эмоции: радость, смех. Сказка повышает речевую активность детей, даже безречевые дети пытаются звукоподражать персонажам сказок на элементарном уровне. Интересное сказочное представление оказывает большое влияние на поведение ребенка, успокаивает его, настраивает на хороший лад. Умело подобранные пьесы способны оказать лечебное воздействие на психику ребенка. Дети погружаются в мир слова, музыки, рождается сотворчество. Идёт эмоциональное обогащение двух сторон. Общение с залом помогает раскрепощению и артистов, и зрителей. Зрители, вовлечённые в спектакль, чувствуют себя участниками сюжета. И все получают удовольствие от такого общения.

Кукольный театр способствует и совершенствованию речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая сторона речи. Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, он начинает активно пользоваться словарем, который, в свою очередь, тоже пополняется. В сказках, которые используются для постановки, много диалектных, устаревших слов. Дети знакомятся с ними, используют их, учатся правильно их произносить, ставить ударение и т.д. Это развивает активный словарь детей. Так же детям приходится учить роли наизусть, что развивает память. Заучивание роли тренирует произвольную память. Совершенствование произвольной памяти у детей тесно связано с постановкой перед ними специальных задач на запоминание, сохранение и воспроизведение материала. Вопросы, советы, напоминания приучают ребенка следить за своим игровым поведением, действовать согласованно с партнерами, ярче изображать роль, используя движения рук, доступной к облегченному усвоению и воспроизведению умственно отсталым ребенком.

Для детей с нарушениями речи лучше брать пьесы, основанные на стихотворных текстах сказок. Сказка сама по себе уже обогащает чувства и мысль ребенка, будит его воображение. Сказка вызывает у детей любовь и стойкий интерес своей динамичностью, яркостью образов, необычностью, неограниченными возможностями для фантазирования. А если использовать стихотворный текст, то детям он более доступен в понимании, он легче для заучивания, так как в нем больше ритма, он мелодичный, поэтому детям легко его слушать, их интерес сохраняется в процессе всей работы по инсценировки сказки. Текст этот не ведет к физической перегрузке мыслительного процесса. Детям, проговаривая такой текст, легче найти способы невербальной выразительности в создании характера героя одновременно с вербальными средствами выразительности. Ребенок с интересом перевоплощается, меньше уставая, а мы знаем, что у детей с нарушениями в развитии концентрация внимания и память снижены, работоспособность – низкая, а утомляемость высокая.

Когда спектакль собран воедино, отрепетированы основные картины, дети хорошо знают сюжет, в спектакль мы обязательно включаем музыку. Обычно перед началом спектакля, между картинами, в финале. Это создает нужное настроение, придает спектаклю динамичность, помогает сопереживать героям, вводит в сюжет сказки. Музыкальные звуки пронизывают всю ткань спектакля, дополняя характеристики героев и раскрашивая действие весьма необычным способом. Главное – услышать звуки окружающего мира, найти их в себе и "включить" фантазию. Иногда кукла должна исполнить танец под музыку, плясовые движения куклы должны быть освоены исполнителем этой роли. Иногда кукла поет, подбирается соответственная фонограмма, кукла исполняет фрагмент песни при этом часто еще и танцует. Спектакль показывается только тогда, когда он хорошо проработан в деталях и сложен в целом.

Театрализованная игра является и эффективным средством социализации детей в процессе осмысления ими нравственного подтекста литературного или фольклорного произведения и участия в игре, которая имеет коллективный характер, что и создает благоприятные условия для развития чувства партнерства и освоения способов позитивного взаимодействия. Положительные сдвиги в формировании общей моторики и ритмичности движений, тонких координированных движений рук и пальцев являются основой процесса социализации, поскольку отражаются на развитии навыков самообслуживания, делают ребенка более успешным в учебной деятельности.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            

Значимым моментом является и преодоление порога застенчивости, страха, дефекта речи. Одержав небольшую победу над собой, участники кукольного театра приобретают решительность, так необходимую для жизни. На занятиях ребенок приучается трудиться, запоминая текст, работая над выбором интонации, движения, создавая образ.

Рассуждая на нравственные темы: что такое счастье, справедливость, честность, как бороться со своими недостатками, дети учатся решать жизненные проблемы в различных ситуациях, что помогает им ориентироваться в социуме. Театр даёт им реальную возможность адаптироваться в социальной среде, что особенно важно для детей с ОВЗ.

Таким образом, участие в кукольном театре мотивирует детей к саморазвитию, помогает наладить отношения с окружающими, дает им возможность быть принятыми, понятыми, востребованными в обществе, помогает им обрести новых друзей, вселяет в них уверенность в себе. Кукольный театр – стартовая дорожка для формирования успешности.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР «Образовательные потребности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья при включении в образовательное пространство»

Цель семинара: Повышение уровня методической компетенции педагогов  в сфере инклюзивного образования....

Реализация коррекционно-развивающей составляющей в образовательном процессе в условиях стандартизации образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

 В процессе работы с детьми с ограниченными возможности здоровья,  применяю особые коррекционно - развивающие педагогические технологии, позволяющие добиваться положительной динамики ...

«Педагогическое сопровождение как одно из условий социальной адаптации обучащихся с ограниченными возможностями здоровья»

В статье рассматриваются факторы, влияющие на успешность процесса социализации личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья, а также факторы, которые позволяют определить и реализовать конк...

Публикация в сборнике "ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОСТИЖЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В КОНТЕКСТЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ И РЕГИОНАЛЬНЫХ ПРИОРИТЕТОВ РАЗВИТИЯ"

статья «Формирование социальных компетенций у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными  нарушениями) в рамках дополнительного образования по программе «Рабочий клининго...

Организация предметно-развивающей среды для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в образовательном учреждении при сопровождении учителя-дефектолога ЦПМПК

Инновационные процессы в области современного образования требуют изменений в подходе к обучению детей с особыми образовательными потребностями. Основная задача инклюзивного образования-создание систе...

Часть адаптированной программы для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в образовательном учреждении

Коррекционная педагогика. Часть адаптированной программы для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в образовательном учреждении...