рабочая программа кружка "Память" 5 класс 1 час в неделю
рабочая программа (5 класс)

Оксимец Наталия Сергеевна

Программа «Память» – одно из важнейших средств обучения и воспитания. Она содействует осуществлению общего образования, содействует духовно- нравственному воспитанию обучающихся, расширяет кругозор ребят, знакомит их с историей Великой Отечественной войны, а также с историей военных конфликтов второй половины XX века. Воспитывает любовь к Родине, гордость за Отечество. Через реализацию составленной программы происходит раскрытие духовно-нравственного потенциала детей и подростков. Учащиеся осознают патриотические ценности, уважение к историческому прошлому малой Родины и России. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_pamyat.docx36.27 КБ

Предварительный просмотр:

Введение

«Любовь к родному краю, знание его истории – основа,                                      

    на которой только и может осуществляться            

                                                              рост духовной культуры всего общества»

Д.С.Лихачев

1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.1.Обоснование актуальности программы

В начале 90-х годов ХХ столетия вследствие кризисных явлений в экономике, политике, культуре и иных социальных сферах Российской Федерации произошел резкий спад патриотизма у населения страны, ухудшилась работа по воспитанию учащихся в рамках осуществления внутренней политики государства. Вызывал тревогу крайне низкий уровень формирования патриотических качеств у граждан России, ее молодого поколения. В этот период значительно изменилось отношение к таким непреходящим ценностям, как Отечество, верность героическим традициям. Стала ослабевать память к воинам, павшим за Родину в годы войны. Молодое поколение не акцентировало внимание на таких понятиях как долг, честь, достоинство, знание истории своего народа.

Именно в этот период чрезвычайно острыми стали проблемы вооруженной защиты государства, обеспечения безопасности не только границ, но и повседневной, мирной жизни граждан. Одной из главных причин такого положения дел является снижение роли и значения патриотического воспитания молодежи, отсутствие патриотической идеи в обществе.

В связи с выше сказанным программа «Память» очень актуальна на сегодняшний день, т.к. патриотическое и гражданское воспитание школьников одна из основных задач современной школы. Школьный возраст является наиболее благоприятным для формирования чувства любви к Родине, ответственности, активной жизненной позиции. Детство - это наиболее благоприятное время для осуществления гражданско-патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов.

1.2.Суть программы

Программа «Память» – одно из важнейших средств обучения и воспитания. Она содействует осуществлению общего образования, содействует духовно- нравственному воспитанию обучающихся, расширяет кругозор ребят, знакомит их с историей Великой Отечественной войны, а также с историей военных конфликтов второй половины XX века. Воспитывает любовь к Родине, гордость за Отечество. Через реализацию составленной программы происходит раскрытие духовно-нравственного потенциала детей и подростков. Учащиеся осознают патриотические ценности, уважение к историческому прошлому малой Родины и России. Важное место занимают встречи с интересными людьми, очевидцами событий, экскурсии. Работа программы проходит также через музейную деятельность. В ходе работы совершенствуются познавательные интересы и способности, происходит овладение учащимися практическими навыками поисковой, исследовательской деятельности.

1.3. Цель работы: 

Введение растущего человека в поле родной культуры, в духовную атмосферу того места с которого начинается его судьба. Формирование социальных личностных качества человека, воспитание гражданина-патриота, способного активно участвовать в созидательном процессе жизни общества.

1.4. Задачи:

  • Изучать историю и природу родного края с древних времен, составление летописи наших дней;
  • Пробуждать в сердце ребенка любовь к родному краю, его природным богатствам;
  • Изучать родословные, семейные традиции и обряды, развивать и поощрять интерес к истории рода;
  • Изучать жизнь и деятельность земляков;
  • Изучать культурное наследие и творчество жителей родного края;
  • Изучать историческое прошлое края по вещественным источникам;
  • Воспитывать чувство гуманности к людям старшего поколения, бережного отношения к памяти и к памятникам прошедших и настоящих событий;
  • Углубить и расширить знания учащихся по истории Великой Отечественной войны, а также по истории военных конфликтов второй половины XX века.
  • Совершенствовать деятельность музея и его роль в образовании и воспитании детей;
  • Развивать основные навыки поисковой и исследовательской деятельности музейного дела;
  • Ориентировать на творческую коллективную деятельность.
  • Развивать коммуникативные и организационные качества личности.
  • Научить учащихся работать с историческими документами, материалами периодической печати о гражданско-патриотической деятельности.

Программа рассчитанная на один год обучения для детей среднего школьного возраста ( 5-9 классы), без отбора по половому признаку, социальному положению. Потому что именно в этом возрасте проявляются тенденции развития чувства взрослости и стремление к самопознанию и познанию окружающего нас мира.

Программа рассчитана на 35 часов, 1 раз в неделю по 1 часу.

Программа объединения «Память» написана с предъявляемыми требованиями в соответствии с «Законом Российской Федерации «Об образовании»; Конвенции о правах ребенка; учитывая возрастные особенности детей; создавая условия для развития личности воспитанника.

В организации занятий применяются различные формы: проблемно-поисковая деятельность, походы, встречи, исследовательская деятельность, работа в музее.

Помнить свои корни и любить свою Отчизну –  это долг каждого россиянина.

2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ:

  1. Вводное занятие.

Организация занятий. Задачи и содержание работы краеведческого кружка Школьное краеведение – как важнейшее средство всестороннего развития личности. Основы музееведения. Особенности работы историков-краеведов. Значение работы. Инструктаж по технике безопасности.

  1. Возможности краеведения в окрестностях села.

Физико-географическая и экономическая характеристика края. Географическое положение, рельеф, климат, растительный и животный мир, гидрографическая сеть, полезные ископаемые и их значение (местное, региональное). Развитие сельского хозяйства, транспортной сети.

  1. Знакомство с экспонатами школьного музея.  

Письменные источники. Письменные источники-знания о прошлом.

Древнейшие рукописные  памятники: рукописи, берестяные грамоты, краеведческие  сборники. Значение журнальных, газетных публикаций. Топонимика окрестностей. Понятие топонимики, значение её в сохранении истории народа. Основные разделы топонимики. Работа с картой. Сбор сведений у старожилов.

Презентация -лекция с показом иллюстраций из журналов, исторических книг.

Практическое занятие. Знакомство с документами - письменными источниками школьного музея, фотодокументами.

Практическое занятие. Встреча со старожилами села с целью   изучения местного фольклора, исторических, географических названий. Улицы, местечки и происхождение их названий. Составление карты села и его окрестностей.

  1. Военно-патриотическая работа.

 Наш край в годы Великой Отечественной войны. Лекция, изучение материалов из письменных источников

Практическое занятие. Встречи с очевидцами войны, ветеранами войны и  труда, запись их воспоминаний. Уход за братской могилой.

  1. Школьный музей.  

Учет, хранение экспонатов.  Паспорта к экспонатам. Как правильно оформлять паспорта к экспонатам. Хранение документов и обращение с ними Работа с документами школьного музея.

Подведение итогов работы кружка. Проведение конференции с творческими отчетами, экскурсии в школьном музее. 

 3. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОАНИЕ.

Тема

Кол-во часов

Содержание

Дата

план

факт

  1. Вводные занятия( 3 часа)

Вводное занятие. «С чего начинается Родина»

1

Цели и задачи кружка.  Выборы актива музея  Инструктаж по технике безопасности

4.09

Вводное занятие.  Ставропольский  край в древности.

1

Географическое и культурно-историческое пространство Ставропольского  края. Направления краеведения.

11.09

 Источники знаний о прошлом.  

1

Методы изучения.  Науки. Топономика. Этнография. Археология.

14.09

II. Возможности краеведения в окрестностях села. (5  часов)

Из истории основания Курского района.

1

Беседа, работа с картой области

18.09

Виртуальная экскурсия «Земля Ставропольская»

1

Просмотр презентации, видиоурок.

25.09

Ставропольский край. Географическое положение. Климат. Воды. Почвы

1

Беседа, работа с картой района/края. Экскурсия в природу.

2.10

Разнообразие животного мира Ставропольского края.

1

Работа с Красной книгой Ставропольского края. Беседа. Просмотр презентации.

9.10

Музеи, библиотеки, архивы – хранители исторического наследия.

1

Музеи, библиотеки, архивы. Семейные архивы. Правила поведения в музеях. Посещение музея.

16.10

III. Военно-патриотическая работа(14 часов).

Сбор информации о Великой Отечественной войне. Наш край в годы Великой Отечественной войны.

1

Встречи с очевидцами войны, ветеранами войны и  труда, запись их воспоминаний.

23.10

В годы суровых испытаний.

1

Изучение событий боевых действий в период ВОВ на территории СК.

30.10

Подвиг гражданский и человеческий. Труженики тыла.

1

Встречи с очевидцами войны, ветеранами войны и  труда, запись их воспоминаний.

13.11

Блокада Ленинграда.

1

Просмотр видеофрагментов, презентаций

20.11

Города-герои

1

Ознакомление  с  Городами-героями, с их подвигом во время Великой Отечественной войны; прослушивание докладчиков; проведение викторины; презентация

27.11

Холокост - память поколений

1

Ознакомление с  трагедией Холокоста; познакомить с историей лагерей Освенцим, Майданек, Дахау и др., как трагической страницей периода Второй мировой войны.

4.12

«Я родом не из детства – из войны»

1

Знакомство учащихся с жизнью и подвигами детей в годы ВОВ.

11.12

Боевые подруги.

1

Подвиг женщин на фронте и в тылу в годы ВОВ.

18.12

«Неизвестная высота»

1

Цикл тематических классных часов о малоизвестных эпизодах войны»

25.12

Память, которой не будет конца

1

Освобождение Ставропольского края от немецко–фашистских захватчиков.

15.01

"Искусство, воспевающее подвиг"

1

Тема войны в искусстве. Знакомство с наиболее известными произведениями.

22.01

«Письмо победы»

1

Скажи «спасибо» лично. Составление писем благодарности и поздравлений участникам ВОВ.

29.01

«Отчизны верные сыны»

1

Наши  земляки-  участники  афганской  войны. Наши  земляки- участники   контртеррористических  операций   в  Чеченской  республике. Конкурс рисунков «Непобедимые»

12.02

Урок мужества

1

Расширение знаний учащихся  о героических страницах истории нашего Отечества. День воинской славы России.

19.02

IV.Школьный музей (13 часов)

Музеи мира: история и современность.

1

Знакомство с известными музеями мира и России через виртуальные экскурсии. Знакомство с музейными экспонатами школы.

26.02

Организация поисковой работы

1

Пополнение фонда музея. Поиск информации, документов о выдающихся людях, семьях родного села.

05.03

«Я – экскурсовод»

1

Разработка и проведения экскурсий по школьному музею с последующим обсуждением.

12.03

«Отзовись, фотография».

1

История  нашей  школы. Традиции  нашей  школы. Ветераны  педагогического  труда.
Выпускники,  которыми  гордится  наша  школа.

19.03

«Древо рода»

1

Виды родословий. Советы по порядку и оформлению работы «Семейное родословие». Памятка по составлению родословной картотеки.

02.04

Наши прадеды – герои

1

Сбор информации и воспоминаний о своих родных и близких в годы Великой Отечественной войны; Как найти информацию о своих предках.

09.04

Символы России. Геральдика Родины.

1

Флаг, герб, гимн, конституция РФ. Геральдика Родины.

16.04

Творческая мастерская. Мой герб.

1

Изготовление семейного герба

23.04

«Мое село родное»

1

Достопримечательности нашего села. Систематизация музейных экспонатов.

30.04

«Традиции моей малой родины».

1

Декоративно-прикладное искусство, песенное творчество и народные праздники нашей малой родины.

07.05

33.

«Поклонимся великим тем годам»

1

Подготовка к празднованию годовщины победы. Оформление стенда. Конкурс рисунков.

14.05

334.

«Памятники района рассказывают»

1

Посещение памятников села и района. Беседа о бережном отношении к памятникам старины. Проведение работ по благоустройству территории вокруг  памятников.

21.05

35.

Итоговое занятие.

1

Обобщение изученного, систематизация полученной в результате работы информации.

28.05

Список рекомендуемой литературы.

  • Брошюра «Музейно – педагогическая деятельность в системе воспитания и дополнительного образования детей.
  • Великая Отечественная война Советского Союза 1941-1945 г.г. Краткая история. Воениздат, М., 1967 г.
  • Великая Отечественная 1941-1945 г.г. М., «Планета», 1985 г.
  • Человек в истории. Россия- XX век.
  • Марков С. Афганистан! Ты весь во мне… «Периодика Кубани», 2005 г.
  • Неустроев С.А. Русский солдат: на пути к рейхстагу: мемуары. Краснодар: Советская Кубань, 1997 г.
  •  Ставропольцы в Великой Отечественной войне. Ставрополь, 1995 г.
  • Беликов Г.А. «Оккупация». Ставрополь, 1998.
  • Кругов А.И. «Ставропольский край в истории России.(1941-97).Часть 3. Материалы по краеведению для старших классов средних учебных заведений. Ставрополь, 1997 г.
  • Наш край: документы, материалы, 1917 – 1977г.г. Ставрополь, 1983г.
  • Памятники истории и культуры Ставрополья. Ставрополь, 1971.

Цифровые образовательные ресурсы

  1. http://musei-online.blogspot.ru/
  2. http://dic.academic.ru/. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа 5 класс (учебник Rainbow English) 34 часа в год (1 час в неделю)

        Данная рабочая программа по английскому языку составлена на основе следующих компонентов:1. Федерального компонента государственного образовательного стандарта основ...

Рабочая программа 5 класс И.Н. Пономарева, И.В. Николаев, О.А. Корнилова,35 часов (1 час в неделю)

Рабочая программа по линии Пономоревой  ( И.Н. Пономарева, И.В. Николаев, О.А. Корнилова) для использования в 5 классе ,35 часов в год (1 час в неделю)...

рабочая программа алгебра (3,5ч в неделю) 7 класс УМК Ю.Н. Макарычев

рабочая программа по алгебре 7 класс с изменениями на учебный 2018-2018 уч.год...

Рабочая программы 7 класс (2 часа в неделю)

Рабочая программа 7 класс для образовательных учереждений ФГОС...

Рабочая программа 6 класс( 2 часа в неделю)

Рабочая программа 6 класс для образовательных учереждений ФГОС...

Рабочая программа 2 класс физкультура 2 часа в неделю

Рабочая програма на 2 часа в неделю по физической культуре для 2 классов...

Рабочая программа 7 класс. Геометрия. 2ч. в неделю, авторы учебника: Геометрия 7-9 классы: учебник для общеобразовательных организаций / Л.С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев и др

Рабочая программа составлена для 7 классов базового уровня изучения предмета Геометрия общеобразовательных учреждений. Содержит разделы: аннотация, цели, учебно- тематический план, планируемые результ...