"Учитель года -2020"
план-конспект урока (6 класс)

Гадельшина Эльвира Равилевна

Материалы для подготовки к конкурсу "Учитель года-2021"

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Лексический багажник»

Слайд 2

Лексический багажник

Слайд 4

Лев Николаевич Толстой 9 сентября 1828 г. 20 ноября 1910

Слайд 10

Автомобиль асфальт балкон бассейн винегрет кабинет марш пальто парк планшет салют скелет томат трамвай магазин жалюзи эскимо

Слайд 14

Дерево нашего настроения



Предварительный просмотр:

Конспект урока литературы в 6 классе

Тема : Доброта в рассказе Л.Н.Толстого «Бедные люди»

 пою песню «Дорогою добра» (1 слайд)

Спроси у жизни строгой, какой идти дорогой,
Куда по свету белому отправиться с утра.
Иди за солнцем следом, хоть этот путь неведом,
Иди, мой друг, всегда иди дорогою добра.
Иди за солнцем следом, хоть этот путь неведом,
Иди, мой друг, всегда иди дорогою добра. (Юрий Энтин)

Добрый день,уважаемые члены жюри и все присутствующие в этой аудитории.Добрый день,мои ученики!Меня зовут Гадельшина Эльвира Равилевна.Я учитель русского языка и литературы средней школы № 19.

Сегодня я проведу урок литературы в вашем классе.

Предлагаю вам посмотреть видеоролик. Посмотрите на экран.(видеоролик о доброте).

-Понравился ли вам видеоролик?Чем понравился? (2 человека отвечают)

-Как вы думаете,о чем мы с вами будем сегодня говорить? (1-2 человека отвечают,что о доброте)

-Нужна ли в наше время доброта?(нужна).

-А вы встречали её в своей жизни?А вы сами совершали добрые поступки? (1-2 человека отвечают)

-Я не знаю ни одного писателя,поэта,который не говорил бы о доброте.Посмотрите на экран.Кого вы видите? (Л.Н.Толстого, слайд без имени)

-Да,сегодня я приглашаю вас к разговору,который касается всех нас.Нашим мудрым собеседником будет великий писатель Л.Н.Толстой (слайд с именем), который ещё в детстве мечтал о том,чтобы все люди были счастливы.А счастье ,как мы знаем,возможно благодаря доброте.

-Какое произведение вы должны были прочитать дома? (Рассказ «Бедные люди» Л.Н.Толстого.) слайд с его портретом и книгой «Бедные люди»

-Ребята,кому понравился рассказ,поднимите руки.

-Определите тему рассказа (тема доброты)

-Молодцы,правильно.Именно о доброте в рассказе Л.Н.Толстого «Бедные люди» мы с вами сегодня будем  говорить.

Запишите число  и тему урока: Доброта в рассказе Л.Н.Толстого «Бедные люди». (пишу на доске,записывают в тетрадях)

Словарная работа

-Чтобы определить значение слова «доброта» ,обратимся  к словарю С.И.Ожегова. (Прошу одну девочку прочитать по словарю)  девочка читает определение из словаря

- А вот какое определение даётся  в энциклопедическом словаре (слайд на экране)  сама читаю

Работа в группе

- Скажите, почему мы сегодня заговорили о доброте?Какие цели вы бы поставили на уроке, исходя из темы?

Пользуясь словами на экране,сформулируйте цели урока.

(на слайде Цели) беспроводную мышку

 -Чтобы достичь целей,обратимся к рассказу Л.Н.Толстого «Бедные люди», а для этого поработаем в группах.Их будет 8. (Вы-первая группа,вот ваша задание.,вы-вторая группа…а вы будете работать вчетвером.Запомнили свои группы?Отвечать будем в такой же последовательности.).

Задание вам всем дается одинаковое.,только вопросы разные.Сначала вы отвечаете на вопросы,затем Находим доказательства из текста,чтобы подкрепить свои ответы, выбираем из предложенных картинок ту,которая, на ваш взгляд  соответствует вашим ответам и готовимся вывесить ее на доске.

Каждой группе нужно определить,кто будет отвечать. Задания у вас на партах.  Всем понятно?Кому непонятно?

На выполнение даю вам 2 минуты. Работаем спокойно.А следующая композиция поможет вам настроиться на работу.Кто знает,может быть,под эту мелодию Шопена,любимого композитора Льва Толстого, писались строчки рассказа «Бедные люди».

(Включаю музыку Фредерика Шопена «Мелодия рая») слайд .

 На доске рисую квадраты и нумерую их.

1группа

1.Опишите состояние Жанны, которая сидит в хижине и ждет своего мжа,отправившегося на ловлю рыбы для семьи.

2.Найдите доказательства из текста и обратите внимание на обстановку в хижине.О чем она говорит?

3.Из предложенных картинок выберите ту, которая соответствует вашему ответу.

2 группа  

1.Как в тексте изображены дети Жанны?

2. Найдите доказательства в тексте.

3.Из предложенных картинок выберите ту, которая соответствует вашему ответу.

3 группа

1.Что случилось у соседки Симон и почему Жанна решила её проведать?

2. Найдите доказательства в тексте.

3. Из предложенных картинок выберите ту, которая соответствует вашему ответу.

4 группа

1.Почему в избушке сыро и холодно?Что можно сказать о семье,которая там живет?

2. Найдите доказательства в тексте.

3. Из предложенных картинок выберите ту, которая соответствует вашему ответу.

 5 группа

1.Раздумывает ли Жанна,брать детей к себе или нет?

2. Найдите доказательства в тексте.

3. Из предложенных картинок выберите ту, которая соответствует вашему ответу.

6 группа

1.О чём она стала размышлять,когда уже принесла детей домой?(«Она бледна и взволнована…»)

2. Найдите доказательства в тексте.

3. Из предложенных картинок выберите ту, которая соответствует вашему ответу.

7 группа

1.С каким настроением вернулся рыбак домой?Почему Жанна не смеет поднять на мужа глаза,бледнеет при его вопросах,то и дело умолкает.Что ей скажет муж,когда узнает о детях?

2. Найдите доказательства в тексте.

3. Из предложенных картинок выберите ту, которая соответствует вашему ответу.

 8 группа

1.Почему Жанна молчит после слов рыбака о том,что надо взять детей соседки в свою семью?Чем завершается её молчание? («Она отдёрнула полог…»Вот они!»

2. Найдите доказательства в тексте.

3. Из предложенных картинок выберите ту, которая соответствует вашему ответу.

Завершение работы над кроссенсом

Время вышло,кто отвечает из 1 группы?

-Хорошо,молодец.Какую картинку вы выбрали?

Как вы думаете ,каждая ли семья способна вот так вот отреагировать на чужую беду, постигшую соседей? (не каждый…)

 Для того, чтобы заполнить пустоту,мы должны ответить на главный вопрос: «О чём этот рассказ?Какова главная мысль  рассказа?

(О доброте;нужно помогать людям.Жанна и ее муж проявили доброту).

В чем заключается главная идея произведения? Какое слово  мы должны,здесь написать слово, которое объединяет все эти эпизоды,о которых мы сегодня говорили? (ДОБРОТА)

Клею в центр розовый листочек со словом ДОБРОТА

Ребята,понравилось вам такая форма работы?

На самом деле,ребята,вы составили КРОССЕНС( слайд).

 Давайте посмотрим,на что похож наш кроссенс по форме,что что напоминает,что особенного( из 9 клеток, игра «Поле боя»).Молодцы! А теперь я открою маленький секрет кроссенса.Послушайте: кроссенс –это цепочка картинок,которые на первый взгляд совсем не сочетаются,но они связаны по смыслу и их объединяет одно общее понятие.И находится оно где?В центре.

_Ребята,мы с вами хорошо поработали.Теперь давайте выполним физкультминутку (слайд с песней «Барбарики»)

Я попрошу вас встать.Поставьте руки на пояс,выполняем повороты головой вправо и влево (раз-два,раз-два), повороты туловища вправо и влево (раз-два-раз-два).Вдохнули,потянулись руками вверх,выдохнули,опустили руки вниз.Спокойно садимся.

Самостоятельная работа

А теперь,ребята,поработаем самостоятельно.Составим синквейн.Те,кто забыл, как составляется синквейн,может воспользоваться опорной схемой.Она у вас на столе).  (на слайде схема синквейна)

Время выполнения-1 минута.

-Кто уже выполнил?Прочитайте,что у вас получилось. (1-2 человека)

-А теперь проверьте друг-друга в паре.

РЕФЛЕКСИЯ

- Ребята,о чем мы с вами сегодня говорили? (о доброте в рассказе «Бедные люди» Л.Н.Толстого.)

-В чем проявляется доброта героев рассказа?(отвечают).

Молодцы,хорошо поработали.

А теперь,ребята,оцените свою деятельность на уроке с помощью разноцветных кружочков,которые лежат перед вами. (зелёный – все понятно, желтый – есть затруднения, красный – много непонятного – карточки данных цветов даны учащимся еще до урока).

  Прошу прокомментировать несколько человек

-А теперь посчитайте свои жетончики.У кого больше?

(У кого 5 жетончиков – получает оценку 5, у кого 4- оценку 4…)

Итог урока:

-Нужна ли доброта в наше время? (отвечают 1-2 человека)

К чему мы с вами должны стремиться?

В наши дни доброта проявляется по-разному. Люди создают благотворительные фонды для сбора денег на операции больных детей и взрослых, вступают в волонтёрские программы для защиты животных и людей. Создаются заповедники, чтобы сберечь исчезающие виды, приюты для собак и кошек, чтобы у них был дом, чтобы была надежда на то, что они вновь найдут себе новых хозяев.

Хорошо,молодцы.

Раздаю конфеты и рассказываю стихотворение:

«Доброта иужна всем людям,

Пусть побольше добрых будет,

Говорят не зря при встрече

«Добрый день» и «Добрый вечер»,

И не зря ведь есть у нас

Пожелание «в добрый час»,

Доброта – она от века

Украшенье человека.»

Добрые –щедро больным помогают,

Добрые –дарят тепло и уют,

Добрые в ногу со слабым шагают,

И никакого спа-си-бо не ждут».

Мы сегодня не зря говорили о доброте.

Если каждый из вас будет делать добро, то мир станет лучше, чище, краше.

Включаю музыку «Дорогою добра»

Каждой группе 8 картинок

Колыбельку нарисовать Жанне



Предварительный просмотр:

Добрый день, уважаемые гости. Добрый день, мои  ученики.Меня зовут Гадельшина Эльвира Равилевна, я учитель русского языка средней школы № 19. Сегодня я проведу у вас внеурочное занятие.

Но все надо начинать с улыбки и хорошего настроения! А определить его нам поможет бабушка ШОШО.

Видео: Бабушка ШОШО цветот

Запишите на листочках свой ответ. Скажите, пожалуйста, сколько новых слов вы услышали за двухминутный тест? А ведь это вполне легальные нормативные для русского языка психологические термины. Вот так каждый день наш словарный запас пополняется новыми словами,которые имеют свое лексическое  значение, то есть что-то обозначают.

-Ребята,вы догадались ,о чем мы будем сегодня говорить?

Правильно. Сегодня мы окунемся в богатый  мир внеурочной деятельности, чтобы пополнить наш «Лексический багажник».  

 Поиграем в « Черный ящик». Для этого мы разделены на три группы, выберите своего капитана. ( условно называемся команда 1,2,3). Вы должны по подсказке за 5 секунд  отгадать лексическое значение этих предметов. Ответы пишем на листочках.

 «Черный ящик» по 2 балла

Учитель в ящике прячет предметы. Затем  читает по одной подсказке лексическое значение этих слов. Если ребята сразу отгадывают, то получают 3 балла, если две, то два балла.

1. Из-за него начинается вражда. Когда тесно, то ему негде упасть (Яблоко)

2. Он бывает насущный, бывает чужой. Он дружит с солью. По-немецки «брод» (хлеб)

3.Глупый человек будет искать ее в скошенной траве, а тот, кто волнуется, будет на них сидеть  (игла)

4 Ее нужно съесть 16,38 кг, чтобы чему – нибудь научиться. Давным-давно она была на вес золота. Она была только у богатых (соль)

5. Её можно ломать, снимать, хватать в охапку; ими можно даже закидать. Она обладает странной способностью воспламеняться на том, кто участвует в краже. Без неё никак не обойтись в обычной жизни, учитывая особенности нашего климата. (Шапка)

6. Что удивительно, некоторые любят вставлять в это палки. На нем можно даже жить, а можно вертеться. Его почему-то любят белки.(Колесо)

7. В Древней Руси деньгами служили серебряные бруски – их называли гривнами. Если вещь стоила меньше, чем брусок, то отрубали половину. Тоже деньги.  Внимание,  вопрос! Как называлась отрубленная часть бруска? (Эту часть называли рублём. Отсюда и пошло название денежной единицы – рубль)

8) Какая буква неофициально появилась в русском алфавите с приходом Интернета?       (Буква @, которая часто используется в рекламе для обозначения звука «а» в некоторых словах: «соб@ка» вместо «собака».)

9. Этот предмет гардероба  назван в честь великого писателя. Особенной популярностью он пользуется у подростков. Писатель, в честь которого названа эта вещь, юбиляр 2018 года..(толстовка)

На самом деле, Л.Н.Толстой любил просторную одежду, но уж точно не знал, что в его честь назовут этот вид свитера. Я не случайно завела этот разговор.Мы с вами уже провели урок литературы по творчеству Л.Н.Толстого.. Мне бы хотелось подробнее поговорить с вами о великом писателе,чье имя тесно связано сБашкирией. Вставка о Л.Н.Толстом: интересные факты:

  1. Лев Николаевич летом 1875 года со всей своей семьей приехал в башкирские степи. Мыслитель хотел, чтобы мир его дома, его семьи, соприкоснулся с миром башкирской традиционной культуры. Об этом много написано, но никто из авторов не обратил внимания, что Лев Николаевич задумал устроить для башкир настоящий сабантуй .Идеей Толстого было устроить состязания на лошадях, которые для башкир являются основой любого праздника.В в назначенный день съехалось несколько тысяч башкир, татар, уральских казаков и русских крестьян. Благодаря всеобщим стараниям скачки превратились в большой праздник. Собравшиеся - участники и зрители, два дня пели песни, танцевали, пили кумыс, ели баранину и традиционную для тюрков конину.
    По сути это был настоящий сабантуй - праздник, в котором проявлялось все богатство и сила Духа башкирского народа, его неповторимое очарование, нашедшее яркое отражение в творчестве Льва Николаевича.
     (Лев Толстой на любимом коне Делире)

  1. Л.Н.Толстой Великолепно владел английским, французским, немецким языками. Читал на итальянском, польском, сербском и чешском. Изучал греческий и церковно-славянский, латынь, украинский, турецкий и татарский языки. (Толстой читает)
  2. Толстой в возрасте приблизительно 50 лет стал вегетарианцем и надеялся, что все люди когда-то откажутся, как он говорил, «от этого людоедства».( Толстой босиком)
  3. Творческое наследие Льва Николаевича составляет 165 тысяч листов рукописей и десять тысяч писем. Полное собрание сочинений издано в 90 томах. (книги Толстого)

6. « Нравственность человека видна в его отношении к слову»  Л.Н. Толстой

- Л.Толстой был за чистоту русского языка и просил своих детей бережно относиться к каждому слову.

ФИЗМИНУТКА

А как вы думаете ,возможна наша речь без использования слов из других языков? Автомобиль, асфальт, балкон, бассейн, винегрет, кабинет, марш пальто, парк, планшет, салют, скелет, томат, трамвай, магазин, жалюзи, эскимо..(в форме кроссенс). Эти слова относятся к разным сферам жизни, но у них есть что-то общее. Внимательно прочитайте хотя бы 3-5 слова четко с интонацией. Правильно, ударение падает на последний слог, а это особенность слов, заимствованных из французского языка. На самом деле из французского языка к нам пришло очень много слов из сферы искусства, моды. И без них нам тяжело представить современную жизнь. А давайте попробуем составить свой рассказ по картинкам, подсказываю, что ключевое слово для них в центре! Пополним наш лексический        багажник.

Кроссенс: в центре Эйфелева Башня пальто-трамвай-парк-люди маршируют-магазин-балкон-жалюзи

!)дети готовят рассказ и защищают свой кроссенс.

Предлагаю вам самим прочитать кроссенс:

В центре

А кто такие волонтеры? (разговор с учащимися) Слайд:  Сфера деятельности добровольцев очень широка. Сложно представить дело, в которое волонтер не мог бы внести свой вклад. Условно работа волонтеров делится на несколько направлений:

Слово Волонтер своими корнями уходит в далекий 18 век, в переводе с французского оно означает volontaire – солдат-доброволец. На сегодня значение этого слова более масштабно.  Но однозначно можно сказать волонтер – человек особенный! Человек, у которого есть своя семья, работа, учеба, личная жизнь, но у которого всегда найдется время на добрые дела и поступки ради благополучия других, не потому что надо, а по доброй воле.

Слайд:  «2018 год, указом президента» обьявлен годом Волонтера.  На сегодня в России на информационной платформе "Добровольцы России" зарегистрированы 1 тыс. 546 организаций и около 32 тысяч  волонтеров. Из них большую часть составляет молодежь в возрасте 18-24 лет (порядка 58%). В Ишимбае есть официальная организация волонтеров  Благотворительный фонд «Счастливые дети»,есть несколько групп в соцсетях, которые всеобщими усилиями пытаются пристроить бездомных животных, помочь престарелым людям. И как ни странно в самые тяжелые моменты жизни волонтеры, несмотря на время суток или погоду, приходят первыми на помощь  Но нельзя забывать и наши, исконно-русские, но устаревшие слова. Ведь в них наша история. А у  нации, которая не помнит своей истории, нет будущего. Разобраться в устаревшей лексике нам поможет Афанасий.

     На столе у вас есть помощник, с помощью которого необходимо выполнить задание. (описать с помощью устаревших слов красивую девушку, составить диалог с помощью устаревших слов, придумать и провести физкультминутку).  НА ВСЯКИЙ СЛУЧАЙ

 (Дерево и листочки разных цветов)А теперь давайте все вместе создадим дерево нашего настроения на данный момент. На листочках пишем слова, которые вы сегодня либо впервые услышали, либо их  значение для вас стало открытием. И посмотрим у какой группы лексический багажник пополнился наибольшим количеством слов.

 Всем спасибо за занятие!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эссе на конкурс "Учитель года - 2020"

Эссе познакомит вас с моими педагогическими принципами, убеждениями....

Конкурс "Учитель года - 2020". Представление участника конкурса.

Конкурс "Учитель года - 2020". Представление участника конкурса....

Конкурс "Учитель года - 2020". Информационная справка участника конкурса. (1)

Конкурс "Учитель года - 2020". Информационная справка участника конкурса. (1)...

Конкурс "Учитель года - 2020". Информационная справка участника конкурса. (2)

Конкурс "Учитель года - 2020". Информационная справка участника конкурса. (2)...

Эссе на конкурс "Учитель года - 2020"

Эссе на тему: «Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем»....