НОД "Наши помощники - органы чувств"
план-конспект

Конспект занятия по познавательному развитию "Наши помощники - органы чувств"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_organychuvstv.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе «Солнышко»

«Наши помощники — органы чувств»

Методическая информация

1. Тема непосредственно образовательной деятельности: «Наши помощники – органы чувств»

2. Методы и приемы реализации содержания занятия

Наглядные (показ, демонстрация);

Словесные (художественное слово, беседа, вопрос-ответ);

Игровые (пальчиковые игры, дидактические игры, подвижные игры, сюрпризный момент);

Практические (упражнения, эксперимент, опыты).

Проблемные (вопросы поискового характера, проблемные ситуации, вопросы на сообразительность и логическое мышление)

Педагогические технологии: личностно-ориентированная, исследовательские, игровые.

Здоровьесберегающие технологии: дыхательная гимнастика, динамическая пауза, гимнастика для глаз.

Компьютерные технологии: презентация слайдов, динамическая пауза с использованием ИКТ.

3. Интеграция образовательных областей «Речевое развитие» (развитие монологической и диалогической речи, умение общаться с взрослыми и со сверстниками,

«Социально-коммуникативное развитие» (умение по примеру взрослого или самостоятельно выражать доброжелательность, сопереживать настроению других людей,

«Познавательное развитие» (знание органов чувств, значение в жизни человека, знание цифр,

«Художественно-эстетическое развитие (умение создавать аппликацию, развитие музыкального слуха,

«Физическое развитие» (пальчиковая, артикуляционная, дыхательная гимнастики, гимнастика для глаз, подвижные игры)

4. Вид детской деятельности:

 художественно-творческая (развитие музыкального слуха, умение создавать аппликацию);

коммуникативная (лексика, диалог, монолог, общение по поводу обсуждения органов чувств и их значения для человека, взаимопомощь, умение слушать друг друга, высказывать свою точку зрения);

исследовательская (нахождение решения проблемной ситуации, эксперимент, опыты)

игровая (дидактические, подвижные игры, пальчиковая, артикуляционная, дыхательная гимнастики)

5. Возрастная группа: Подготовительная к школе группа

6. Цель: - систематизировать и дополнять знания детей об органах чувств, их роли при восприятии человеком окружающего мира.

6.1 Задачи - закрепить знания детей о мозге, об органах чувств (слух, зрение, вкус, обоняние и осязание).

- уточнить, какое значение для человека имеют органы чувств при восприятии им окружающего мира.

- развивать тактильные, зрительные, слуховые, вкусовые ощущения, мышление, речь.

- воспитывать бережное отношение детей к органам чувств, самостоятельность, аккуратность, чувство взаимопомощи, умение трудиться.

7. Планируемые результаты: - ребенок знает названия органов чувств, их значение для жизни человека;

Предметные:

Знать названия органов чувств.

Уметь сопоставлять признаки предметов и органов чувств, с помощью которых они узнаются.

Личностные: формирование чувства ответственности и заботы о собственном здоровье

Метапредметные: участвовать в совместной деятельности, оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль, проявлять доброжелательное отношение друг к другу.

Основные понятия: Органы чувств

7.1 Наличие ценностных ориентиров, потребность в общении в художественно-эстетической среде, навыки партнерства в художественно-эстетической деятельности, способность к сопереживанию

8. Организация среды для проведения непосредственно образовательной деятельности Демонстрационный материал (муляж или цветная таблица с изображением мозга, карточки с изображением органов чувств, ИКТ, баночки с различными запахами, стаканы с простой водой, волшебный мешочек, музыкальные инструменты, целлофановый пакет.

9 Подготовка к непосредственно образовательной деятельности в режимные моменты Беседа «Здоровый образ жизни», просмотр медиа - диска «В гостях у тётушки Совы» («Правила гигиены»)

Конспект непосредственно образовательной деятельности 30 мин

I. Вводная часть

1.1 Мотивация деятельности детей

Цель: организовать детей, создать положительный эмоциональный настрой, мотивировать детей на включение в деятельность 

Воспитатель: Здравствуйте, дорогие ребята. Сегодня мы отправимся в интересное путешествие. Давайте встанем в круг.

Собрались все дети в круг,

Я твой друг и ты мой друг!

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

11.2 Введение в тему (создание проблемной ситуации)

Цель: актуализация знаний детей о мозге, создание проблемной ситуации; Ребята, ответьте мне на вопрос: «Кто такой командир?» (Ответы детей) А знаете ли вы, что в каждом из нас живет вот такой "командир"? (Педагог показывает слайд с изображением мозга) Кто из вас знает, как его зовут? (Ответы детей) Это головной мозг - самый главный наш орган, без которого мы не можем жить. А кто знает, где он находится? (Воспитатель предлагает детям показать на себе месторасположение мозга). Правильно, мозг надежно спрятан в нашей черепной коробке. Хотите заглянуть внутрь нашей головы? (воспитатель показывает макет «мозга») На что он похож? (Показывает половинку грецкого ореха без скорлупы)

1.3 Целеполагание (с помощью педагога дети формулируют цель своей деятельности) - А знаете, дети, у нашего мозга есть секрет, хотите, я вам его открою?

- У нашего "командира" - мозга есть память. Он может запоминать на долгие годы множество запахов, картин, звуков и никогда их не забывать. А помогают мозгу всё это запоминать его личные помощники, которые называются органы чувств. А вы хотите узнать, что это за помощники? Я предлагаю вам отправиться в путешествие в страну чувств, где мы побываем в разных лабораториях, сами попробуем себя в роли исследователей. справиться со всеми заданиями в пути? Начнём мы наше путешествие «ручейком». Итак, в путь!!! 

 Дети становятся за направляющим и выполняют ходьбу «змейкой».

II. Основная часть:

2.1 Восприятие и усвоение нового

 -Первым на пути у нас посёлок Зоркий. Посмотрите, пожалуйста, на экран. Ребята, что интересного вы увидели? (ответы детей) А с помощью чего вы смогли посмотреть на эту красоту? (ответы детей) Правильно! Мы попали в лабораторию органов зрения! Глаза - это один из ценнейших органов чувств человека. Посмотрите друг на друга, у всех есть глазки? Какие они? (ответы детей) Ребята, я предлагаю вам выяснить с помощью эксперимента, хорошие ли помощники для нас глазки? Может они нам и не так уж нужны? Воспитатель показывает картинку мяча: Давайте попробуем нарисовать на доске мяч (один ребенок рисует с закрытыми глазами, а другой с открытыми). У кого как получится? (обсуждают полученный результат, делают вывод о важности глаз для человека) Правильно, ребята, благодаря глазам мы получаем почти всю информацию об окружающем мире.

-Давайте поэкспериментируем, что могут наши глаза? (проводятся Игры-эксперимент (слайды в презентации):
«Далеко – близко», «Определи размер, длину», «Определи форму», «Чудесный мешочек»)
1) Посмотрите, что стоит ближе к нам пирамидка или матрёшка? 
Как вы определили? (посмотрели глазами) значит, что могут определить глаза? (расстояние) 
2) Найдите и ответьте, где большая игрушка, где маленькая? Что больше кукла или кубик? Какая палочка длиннее? Что ещё могут глаза? (определить размер, длину) 
3) Посмотрим, смогут ли определить форму? Как называется эта фигура? (геометрические фигуры) 

Воспитатель: - Расскажите, как нужно беречь глаза? 
А ещё, чтобы не болели глаза, мы можем делать гимнастику для глаз. 
(проводится комплекс зрительной гимнастики)

Физкультминутка для глаз.

Глазки видят все вокруг.

Обведу я ими круг.

Глазкам видеть все дано.

Где окно и где крыльцо.

Обведу я снова круг

Посмотрю на мир вокруг.

Воспитатель: - Продолжаем наше путешествие. Теперь мы отправимся в деревню «Слухачей»

В коробке спрятана музыкальная шкатулка. Воспитатель обращает внимание детей на шкатулку: Ребята, как выдумаете, что это играет? (ответы) Посмотрите, какая красивая шкатулка. Вы хотите узнать, что там? А давайте попробуем отгадать, что там находится интересным способом: отвернувшись от нее (дети отворачиваются, отгадывают предметы по звуку). Ребята, а как вам удалось все отгадать? Что вам помогло? (ответы детей) Правильно. Мы определили с помощью слуха. Слух для человека - это большая ценность. А для чего нужны ушки? (ответы) Благодаря им мы хорошо слышим окружающие нас звуки (пение птиц, голос человека, звук машин, музыку и т. д.). А сейчас давайте поиграем в игру, в которой без ушек мы никак не справимся.

Игра «Узнай по голосу»

Все встают в круг, водящий ребенок - в центре. Дети, взявшись за руки, идут по кругу и говорят:

Алеша (Саша, Маша и т. д.)

Ты стоишь в кругу,

Мы зовем тебя: "Ау!".

Глаза закрывай

Кто позвал тебя, узнай!

Так зачем человеку нужны уши и как они помогают нам в жизни (ответы детей?

Воспитатель: - Продолжаем наше путешествие. А, вот, и «Долина запахов»! 

Воспитатель: Помогает ли нос нам в жизни? А вы знаете, ребята, нос задерживает вредные микробы, чтобы они не попали к нам в организм. Также он может рассказать нам об опасности. Как вы думаете как? (ответы детей) Если в доме что-то загорелось, как мы узнаем, если мы не видим пожара? (ответы)

- А теперь закройте глаза.

- Что вы сейчас почувствовали (воспитатель разрезает апельсин)? (Запах апельсина).

-Скажите, какой орган вам помог определить предмет по запаху? (Нос).

-А теперь закройте нос. Вдохните ртом.

- Что можете сказать? (Запах не чувствуем.)

Какой вывод мы можем сделать? (Только нос помогает определить предмет по запаху, когда мы делаем вдох).

- Верно. Нос - важный орган (орган обоняния). Нос помогает человеку не только определить запахи, но и вовремя предотвратить опасность, например, запах дыма, газа, запах несъедобной пищи и т.д.

        А я знаю интересную дыхательную гимнастику, чтобы наш носик хорошо дышал.

Дыхательная гимнастика:

Глубоко вдохнем мы воздух, ртом мы выдохнем его,1 вдох, 2 выдох.

Крылья носа мы погладим, глубоко опять вдохнем.

Воспитатель: - Продолжаем наше путешествие. А, вот, и

 мы пришли в деревню «Море Вкусов». На столе стоят стаканы с водой. Воспитатель создает проблемную ситуацию: Что в стаканах? Какого цвета? Как вы думаете, какая она на вкус? А как узнать? Носик нам может помочь? (пробуют). Нет, не может. А кто нам может помочь?

Воспитатель: Правильно. Это и есть наш язык. Давайте попробуем с помощью язычка определить на вкус водичку. (Дети пробуют воду) Какая вода на вкус? (ответы) И снова никто из вас не ошибся! Хороший ли помощник наш язычок? А еще для чего нам нужен язык? (разговаривать). А для того чтобы правильно произносить звуки, нужно тренировать наш язычок.

Воспитатель: Отправляемся дальше.  Ребята, посмотрите, что здесь лежит? Ответы детей.

Мы пришли в деревню «На ощупь»

 Прежде чем начать работу, давайте разомнем наши пальчики.

- Мы очень хорошо потренировали свои пальчики. Приступаем к работе 

Д/и "Чудесный мешочек"

 -А теперь, на столе лежат мешочки. Попробуйте определить что лежит в мешочках с помощью рук. Как у вас это получилось? (с помощью кожи).

-Верно, этот орган называется осязание.

- Как вы узнали, что это конфета? Какая она на ощупь? (гладкая, прямоугольная, твердая).
- Как же вам удалось выполнить задание, если вы не видели ни конфеты? (на ощупь с помощью пальчиков рук, кожей).

- Кожа очень важна для нашего организма.

- Что она помогает почувствовать человеку? (тепло, холод, жару, мороз, боль)

– На коже нашего тела находится множество чувствительных клеток, которые воспринимают действие тепла и холода, форму, величину предметов, их поверхность.

III. Заключительная часть. Рефлексия

Цель: проанализировать уровень усвоения материала по теме «Органы чувств». Вот мы и познакомились со всеми органами чувств. Проверим, хорошо ли вы запомнили названия наших помощников.

А теперь проверим ваши знания. У вас на столах лежат игровизоры. Соедините стрелочкой правильные ответы.

глаза услышать

уши ощутить вкус

нос увидеть

язык понюхать.

Воспитатель: А сейчас мы с вами поиграем в игру: «Какой орган узнает об этом?» 
Воспитатель: Яркие, красочные, большой, далеко – Дети: глаза. 
Воспитатель: Ароматный, приятный, запах – Дети: нос .
Воспитатель: Сладкий, кислый, холодный, вкусный – Дети: рот. 
Воспитатель: Стучит, гудит, кричит, музыка – Дети: уши. 
Воспитатель: Больно, горячо – Дети: кожа. 
-Какие молодцы! Вы замечательно работали, были настоящими исследователями. Вы дружно работали в парах. Вы молодцы! На этом наше занятие подошло к концу. Вы справились со всеми заданиями. А нам пора возвращаться в детский сад.

Подведение итогов. Самоанализ деятельности детей.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

детский сад «Теремок»

Юридический адрес: индекс 668051, Республики Тыва, г.Ак-Довурак, ул.Центральная 21, рабочий телефон: 8(39433)2-12-49

«Согласовано»                                                                                  «Утверждено»

Старший воспитатель                                                           Заведующая МБДОУ

МБДОУд/с «Теремок»                                                                     д/с «Теремок»

________/Монгуш Я.Я./                                                    ________/Ооржак А.А./

Конкурсная непосредственно-образовательная деятельность

на тему:

«Наши помощники — органы чувств»

                                                                Разработала: воспитатель, Хертек А.М.

Ак-Довурак-2020г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровое занятие «Твои помощники – органы чувств»

Игровое занятие "Тваои помощники - органы чувств" проводится учащимися 7 класса для учащихся 1 класса. Учащиеся 1 класса в игровой форме знякомятся с огрганами чувств....

Использование игрового оборудования «Dusyma» в работе учителя-дефектолога. Открытое мероприятие: досуг "Наши умные помощники-органы чувств" в подготовительной группе.

Использование игрового оборудования «Dusyma» в работе учителя-дефектолога.Открытое мероприятие: досуг «Наши умные помощники — органы чувств» в подготовительной группе....

Занятие по развитию психомоторики и сенсорных процессов "Наши помощники - органы чувств"

Занятие по развитию психомоторики и сенсорных процессов "Наши помощники - органы чувств"  для детей с умственной отсталостью, 3 класс....

конспект занятия для детей 6-7 лет "Мои помощники-органы чувств"

Конспект занятия "Мои помощники-органы чувств" поможет педагогу познакомить дошкольников с органами чувств человека....

Наши помощники органы чувств

Закрепление знаний детей об органах чувств, их роли в восприятии человеком окружающего мира....

урок природоведения "Наши помощники-органы чувств"

Урок формирует ЗОЖ и представление об органах чувств, их роли в жизни человека, воспитывает бережное отношение к своему здоровью и убеждения в необходимости строго соблюдать санитарно-г...