Программа деятельности пионерской дружины "Надежда" "Всё в наших руках"
материал

Коршунова Елена Владимировна

Программа «Всё в наших руках», направлена на расширение кругозора ребят, развитие инициативы, живого интереса к социально – значимым и досуговым делам, реализацию своих знаний, умений и навыков в организаторской деятельности. Только проявляя самостоятельную активность, ребёнок может начертать границы своего Я, понять не только то, что он хочет, но и то, что он может.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vsyo_v_nashih_rukah_.doc107 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №17  г.Саров

Программа деятельности пионерской дружины «Надежда»

(МОУ СОШ № 17,  г. Саров)

«Всё в наших руках»

Срок реализации 5 лет

Возраст обучающихся: 9-14 лет

Разработал:

Коршунова Елена Владимировна,

старшая вожатая I квалификационной категории

МОУ СОШ № 17,  г. Саров

г.Саров

2008

  1. Пояснительная записка

Для любого человека важно найти свою цель в жизни и двигаться к ней. Но при этом на пути к поставленной цели важно не мешать окружающим, а помогать, тем самым самосовершенствоваться, показывая пример другим, протягивая руку тем, кто в этом нуждается.

Деятельность детских организаций способствует гармонизации общественных потребностей и интересов ребёнка, создаёт условия для социальной интеграции и творчества детей через многообразие форм деятельности, позволяющих ребёнку осознать себя как личность, самоутвердится, развить интересы и способности.

В МОУ СОШ №17 г. Сарова. с 1991г. действует обновленная пионерская дружина «Надежда». В 1992 году она вошла в Союз детских организаций «Сияющие звёзды» г. Сарова. Это способствовало расширению круга общения ребят, приобретению нового опыта, что послужило толчком для дальнейшего развития.

В нашем городе в городском реестре зарегистрировано 25 общественных организаций. Создана программа «Реализация молодёжной политики до 2010 г.». Лидеры общественных организаций востребованы в городе и дружина «Надежда» способствует подготовке успешных молодых людей с активной гражданской позицией. Это доказывает наличие пионеров – инструкторов, лидеров профильных смен в ОДЦ «Лазурный» (г.Выкса), ВДЦ «Орлёнок» (г.Туапсе), лагерь актива «Крылатый» (г. Москва).

        Имея большой стаж работы в должности руководителя детской общественной организации, и наблюдая за личностным ростом пионеров, заметила, что в возрасте 10-14 лет наиболее активны девочки. Это обусловлено половозрастными особенностями подростков. Моя задача организовать деятельность так, чтобы мальчики смогли развить свои лидерские способности, стать инструкторами дружины «Надежда».

Так в 2002 году в дружине «Надежда» был создан социальный проект «Диалог с природой», который стал победителем Регионального этапа Всероссийского конкурса «Я – гражданин России» в 2003 году. В проекте ведущая роль была отведена мальчишкам. Использование технологии социального проектирования в деятельности детской общественной организации, требует определённых знаний и умений для решения социальных проблем и привлечения специалистов различных государственных структур и общественных организаций, тем самым расширяется приобретенный социальный опыт ребят.

Эта работа послужила толчком к выбору лидерского направления как приоритетного в программе «Всё в наших руках». Данный проект перерос и стал для дружины традиционным социально – значимым делом, вошёл в программу «Охрана окружающей среды и природных ресурсов ЗАТО г. Саров на 2004-2008г.г.» ДГХ Отдела экологии г. Саров.

В 2003 году дружине «Надежда» впервые было присвоено звание организация «Доверия», а это значит, что ребята из других детских организаций могут в любой момент обратиться к нам за помощью или советом.

        С переходом пионеров дружны «Надежда» в молодёжную организацию МОУ СОШ №17 «Ветер перемен» ребята продолжают развиваться как лидеры – общественники. Окончив школу, они становятся активными участниками деятельности студ.советов ВУЗов. Есть немало примеров, когда выпускники дружины «Надежда» выбирали факультеты:

- связь с общественностью университета имени Лобачевского;

- государственное и муниципальное управление ВВАГС;

- журналистики, по окончании работают журналистами Московских и Нижегородских СМИ.

А некоторые выпускники уже стали кандидатами педагогических наук и преподавателями Нижегородских ВУЗов.

        Имея богатую историю, большой опыт работы, широкий спектр дел и ощутимый результат, мы сошлись во мнении, что настало время создания собственной программы деятельности.

Программа «Всё в наших руках», направлена на расширение кругозора ребят, развитие инициативы, живого интереса к социально – значимым и досуговым делам, реализацию своих знаний, умений и навыков в организаторской деятельности. Только проявляя самостоятельную активность, ребёнок может начертать границы своего Я, понять не только то, что он хочет, но и то, что он может.

Диаграмма 1

Становление инструкторов и организаторов

коллективно - творческих дел в дружине «Надежда»

Основная ценность программы «Всё в наших руках» заключается в том, что практическая составляющая программы реализуется в деятельности пионерской организации «Надежда». Программа способствует развитию лидерских качеств, творческого потенциала, умению работать в группе и с группой.

Идея выявления лидеров и создания условий для развития лидерства в детской организации в полной мере способствует социализации личности, а развитие лидерских способностей повышает возможности личности в новых социально-экономических условиях. Это определяет актуальность программы «Всё в наших руках».

Деятельность, организованная в рамках реализации данной программы, основана на гуманистической концепции взаимоотношений личности и общества, целостном подходе к воспитанию и развитию личности в условиях коллективной деятельности, построенной на фундаменте сотрудничества взрослых и детей, последовательной реализации принципа обновления содержания, форм, методики, позволяющих проявлять и реализовать самые разносторонние интересы и запросы личности («Педагогика общей заботы» И.П. Иванов).

        

Нормативно – правовая база.

  1. Конституция РФ. 1993г.
  2. Конвенция ООН «О правах ребёнка». Утверждена Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1985 года.
  3. Закон РФ «Об образовании» от 12 июля 1995 года, №12-ФЗ.
  4. Федеральный закон «О государственной поддержке молодёжных и детских  общественных объединений». ФЗ от 28.06.1995г., №98-ФЗ.
  5. Федеральный закон «Об общественных объединениях». ФЗ от 14.04.1995г., №82-ФЗ
  6. Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года (одобрена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001г. №1756-р).
  7. Устав МОУ СОШ № 17, г.Саров.
  8. Устав СДО «Сияющие звёзды».
  9. Устав пионерской дружины «Надежда».

  1. Целеполагание.

Цель программы:

Создание условий для развития, саморазвития, самореализации членов пионерской организации «Надежда», развитие лидерского движения.

Задачи:

Обучающие:

  • Формирование мотивации к деятельности детей в детской общественной организации;
  • Приобретение пионерами знаний и практических навыков организаторской деятельности;
  • Освоение ребятами новой социальной роли в обществе;

Развивающие:

  • Создание условий для развития качеств лидера;
  • Развитие познавательных умений и освоение приёмов самостоятельной и коллективной работы, самоконтроля;
  • Развитие творческих способностей и социальной активности детей через участие в КТД, социальных проектах.

Воспитательные:

  • Воспитание у детей чувства ответственности, долга, патриотизма.
  • Привитие навыков общения и коммуникации;
  • Формирование положительного отношения к социально – значимым и общечеловеческим ценностям.

Программа рассчитана на детей от 9 до 14 лет, любой ребенок этого возраста может вступить в пионерскую дружину «Надежда» по собственному желанию и с согласия родителей (законных представителей).

Преемственность и согласованность программы «Всё в наших руках» с программами общеобразовательной школы проявляется в областях изучения предметов: природоведение, биология, история, обществознание, ОБЖ, технология.

 

  1. Содержание программы

Реализация программы «Всё в наших руках» предполагает прохождение трёх ступеней:

- «Дорога к Сияющим звёздам» – формирование обоснованной мотивации вступления в пионерскую организацию «Надежда».

- «Познание» – приобретение знаний, умений и навыков в школе «Лидер».

- «Самореализация» – накопление социального опыта в организационной работе.

На 1-ой ступени ребята 4 классов совершают увлекательное путешествие в страну «Азбука добрых дел», согласно одноименной программе дополнительного образования детей социально – педагогической направленности, которая реализуется в форме игры. (Приложение 1).

Игра «Азбука добрых дел» помогает ребёнку без особых усилий включаться в деятельность, способствующую развитию личностных качеств, овладеть знаниями о символах, атрибутах Союза детских организаций, базовым умениям, необходимыми в дружине, а также сделать осознанный выбор о вступлении в пионерскую организацию.

 Основные формы работы:

  • Проведение игры по станциям «Азбука добрых дел» (для ребят 4кл., 1 раз в месяц);
  • Праздник «Первого костра» 19 мая;
  • Праздник «Улыбок».

На 2-ой ступени юные пионеры дружины «Надежда» (10-11 лет) на занятиях в «Школе «Лидер» изучают основы пионерской жизни, традиции дружины и СДО «Сияющие звёзды», права и обязанности членов пионеркой организации, знакомятся с новыми играми, осваивают азы организаторской работы, участвуют в акциях, КТД.

  • Школа «Лидер» своим воспитательным пространством  оказывает существенное влияние на развитие личности ребёнка, помогает раскрыть его лидерские способности, наиболее полно реализовать себя в мире детства и на пороге взрослости.
  • Обучение в школе «Лидер» помогает ребятам не только приобрести определённые знания, но и выработать умение мыслить, стремление познать мир и сделать в нём что-то новое, свое, уважение к взглядам других людей и одновременно умение отстоять свою точку зрения.
  • В основе построения системы лидерства лежит многообразие видов деятельности и форм их организации, направленных на реализацию интересов детей, раскрытия творческого потенциала и приобретения социального опыта.

В конце года проводится деловая игра «По лестнице успеха», по итогам которой определяются ребята, которым присваивается звание «Лидер отряда». Эти ребята на итоговом слёте дружины «Надежда» награждаются дипломами, им вручаются сертификаты СДО «Сияющие звёзды».

Основные формы работы:

  • Занятия в «Школе «Лидер»;
  • Занятия в «Школе пионерских профессий»
  • Школьные, дружинные и городские акции, игры, КТД.

На 3-ой ступени членам пионерской дружины «Надежда», предоставляется возможность попробовать свои силы в организации и проведении школьных, дружинных конкурсов, акций, проектов, игр по станциям, традиционных слётов дружины, отрядных и городских КТД по направлениям:

«Лидер» (лидерское)

Система лидерского движения в основе своей базируется на принципах формирования личности:

  • Принцип единства жизни и воспитания  требует воспитывать не только  состояние ребёнка в школе, на всю его жизнь, все его отношения. Главное относиться к ребёнку не только как к воспитаннику, но и как к гражданину, способному создать свою судьбу.
  • Принцип единства детской самостоятельности и самовоспитания. Стремление ребёнка выполнять свой долг, с уважением относится к тому, к чему себя побуждает.
  • Единство моральных норм и нравственного поведения индивида рождается в его активных поисках, борьбе, и творчестве.
  • Связь этического с эстетическим. Необходимо научить детей жить по законам красоты.
  • Единство требования и доверия утверждает: как можно больше требований к личности и как можно больше уважения к ней.
  • Бережное отношение к личности ребёнка предполагает полную гарантию  свободного развития каждого ребёнка, закреплённую государственными документами.
  • Принцип свободного развития и раскованности  духовных и физических сил. Развитие способностей детей невозможно без самоопределения, без волевого, целеустремлённого  действия самих ребят.
  • Принцип защищённости требует помнить: детское общение бывает злым и беспощадным, в нём нередко возникает атмосфера жестокости. Защищённость одного не должна складываться за счёт другого.

Без самоуправления не может возникнуть самоорганизация, а без коллективного самоуправления не может развиваться коллективная деятельность, не может возникнуть воспитательный коллектив, не рождается чувства ответственности за порученное дело.

        Каждому в жизни важно найти себя и утвердиться, при этом, не теряя веру в дружбу, искренность, справедливость. Протягивая руку помощи другим, быть уверенным, что в трудную минуту кто-то поможет и тебе.

Основные формы работы:

  • Школа «Лидер»;
  • Организационные сборы, сборы-старты, РИД, сборы – итоги, советы дружины, сборы дружины;
  • «Школа пионерских профессий»;
  • КТД.

«Забота» (милосердие)

        Гуманизм, милосердие, сострадание, взаимопонимание, сочувствие – вот основа общечеловеческих ценностей, основа всех добрых дел.

        В наше неспокойное время важно не потерять в себе умение быть милосердным, внимательным к окружающим людям. Не проходить равнодушным мимо чужой беды. И этой душевной доброте нужно учиться с детства.

 Основные формы работы:

  • Акция «Рождественский подарок другу»;
  • Изготовление игрушек для детей – сирот;
  • Акция «Сумка дружбы солдатам»;
  • КТД.

«Зелёный мир» (экологическое)

Отношение к миру природы формируется с детства. Принимая участие в экологических играх, акциях, КТД, ребёнок приобретает умение понимать природу. Систематизированная работа в экологическом направлении вырабатывает навык общения с природой. А как известно, из знаний, умений и навыков складывается культура. Работа в этом направлении предопределяет воспитание ответственного отношения детей к окружающему миру  и формирование у них активной гражданской позиции.

Основные формы работы:

Проект «Диалог с природой»

  • Акция «Поможем птицам»;
  • «Рейд чистоты лесного массива и берега реки Сатис в районе Лыжной базы»;
  • Экологические игры, КТД.

«Я - гражданин» (патриотическое)

Важно, чтобы ребёнок гордился своей Родиной, тем, что он является гражданином своей страны. Великие моменты истории тесно связаны с нашим народом. Помнить об этом, быть достойным памяти людей, героев Родины, важно для гармоничного развития личности ребёнка.

Основные формы работы:

  • Встречи с ветеранами войны и труда;
  • Посещение музея воинской части №3274 и музея пионерского движения при ДДТ;
  • Коллективно – творческие дела (КТД).

«В мире красоты» (художественно - эстетическое)

Любой человек красив. У каждого из нас есть внутренняя красота, которая считается настоящей силой. И это не только состояние души, это чистота мыслей, стремление выразить себя в чём – то полезном, нужном.

Основные формы работы:

  • КТД;
  • Деловые, ролевые, интеллектуальные игры;
  • Конкурсы, акции.

Ребятам, которые успешно прошли третью ступень программы, присваивается звание «Лидер пионерской организации «Надежда», звание инструктор СДО «Сияющие звёзды» и вручаются патенты СДО «Сияющие звёзды» по пионерским профессиям «Организатор КТД», «Организатор игры» и др.

Программа предполагает прохождение трёх ступеней, которые реализуются в течение пяти лет.

  1. Подготовка учащихся 4 классов к сознательному вступлению в пионерскую организацию «Надежда». Это помогает сделать программа «Азбука добрых дел», поэтому проводится одноимённая игра по станциям: «Путешественник», «Домовёнок», «Весёлая нотка», «Забава». Станция «Пионер» выполняет главную задачу игры, она позволяет ребёнку познакомиться с историей дружины, символами, делами и решить для себя хочет ли он вступить в пионерскую организацию.
  2. Формирование групп из числа пионеров для прохождения учёбы в школе «Лидер», с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей.
  3. Включение ребят в познавательную деятельность, включающую в себя приобретение знаний, умений коллективной творческой деятельности.
  4. Социализация личности через социальное взаимодействие, деятельность, коррекцию поведения в условиях детской организации. Исходя из интересов детей, происходит включение их в деятельность дружины по направлениям:
  • «Лидер» (лидерское);
  • «Забота» (милосердие);
  • «Зелёный мир» (экологическое);
  • «Я - гражданин» (патриотическое);
  • «В мире красоты» (художественно - эстетическое).
  1. Диагностика и анализ результатов работы по программе «Всё в наших руках». Выявление лидеров второй и третий ступени.

Теоретические сведения на всех этапах программы даются с учетом возрастных особенностей непосредственно в процессе деятельности: на станциях «Азбуки добрых дел», школе «Лидер», при организации, подготовке и проведении КТД.

  1. Кадровое обеспечение
  1. Рычкова С.В. – заместитель директора по воспитательной работе, стаж работы - 24 года, 1 квалификационная категория, награды: Почётная грамота Министерства образования и науки РФ; Почётная грамота РФ по атомной энергии.
  2. Погодина И.Ф. – учитель русского языка и литературы, стаж работы - 23 года, 1 квалификационная категория, награды: Почётная грамота главы администрации г. Саров.
  3. Москаева Н.В. – учитель математики, стаж работы - 14 лет,                                        1 квалификационная категория, награды: Почётная грамота главы администрации г. Саров.
  4. Мартынова В.И. – учитель физики, стаж работы -  14лет,                                            2 квалификационная категория, награды: Почётная грамота УО.
  5. Кабаченко В.Н. – учитель русского языка и литературы, стаж работы - 36 года, высшая квалификационная категория, награды: Почётная грамота УО - 2, нагрудный знак «Почётный работник общего образования РФ», Почётная грамота главы администрации г. Саров, Почётная грамота ДОНО.
  6. Коршунова Е. В. - старшая вожатая МОУ СОШ №17., стаж работы – 10 лет,  1 квалификационная категория, награды: Почётная грамота министерства образования Нижегородской области, грамоты администрации города Сарова и департамента образования.
  7. Инструкторы СДО «Сияющие звёзды»;
  8. Лидеры молодёжной организации «Ветер перемен»;

  1. Материально-техническое обеспечение Программы.

(магнитофон, фотоаппарат, видеокамера, телевизор, видеомагнитофон и т.п.)

  1. Ожидаемые результаты

Подведение итогов освоения программы

К концу реализации 1 ступени «Дорога к Сияющим звёздам»  у ребёнка, овладевшего знаниями о символах, атрибутах СДО «Сияющие звёзды», из истории СДО «Сияющие звёзды» формируется обоснованная мотивация вступления в пионерскую организацию.

Итог - осознанное вступление в детскую организацию.

К концу реализации 2 ступени «Познание» у юных пионеров происходит осознанное восприятие и понимание деятельности детской организации, накопление знаний, умений, навыков организаторской работы  в ходе участия в школе «Лидер», дружинных и городских КТД, акциях, играх, проектах. Критерием оценки освоения данной ступени является успешное прохождение деловой игры «По лестнице успеха», по итогам которой определяются ребята, которым присваивается звание «Лидер отряда» и вручаются сертификаты СДО «Сияющие звёзды».  

К концу реализации 3 ступени «Самореализация»  члены пионерской дружины «Надежда» проявляют себя организаторами  школьных конкурсов, акций, проектов, игр по станциям для младших школьников, школы «Лидер», традиционных слётов дружины, отрядных и городских КТД. Эти ребята получают патенты и звания «Лидер пионерской организации «Надежда», звание инструктора СДО «Сияющие звёзды».

По итогам реализации программы предполагаются следующие ожидаемые результаты:

  1. Повышение  у членов  детской общественной организации активности в социально-значимой деятельности.
  2. Сформированность у подростков организационных умений и навыков.
  3. Социальная роль лидера-организатора  освоена большинством пионеров.
  4. Увеличение числа  лидеров, организаторов, инструкторов в организации.
  5. Сформированность у большинства пионеров навыков самостоятельной работы,  работы в группе и с группой.
  6. Сформированность активной жизненной позиции, повышение творческой активности пионеров – участников КТД.
  7. Осознание детьми своей ответственности за сохранение традиций организации, города, страны.
  8. Расширение круга взаимодействия и развитие навыков общения членов детской организации.
  9. Сформированность у детей положительного отношения к общечеловеческим ценностям.

  1. Критерии оценки эффективности реализации Программы.

Критерии

Мониторинг оценки

1

Соответствие деятельности субъектов (педагогов и детей) целям и задачам программы.

Анализ соответствия деятельности педагога и детей целям и задачам программы.

3

Выявление мотивов участия школьников в деятельности пионерской дружины

Методика изучения мотивов участия школьников в деятельности (методика Л.В.Байбородовой)

4

Активность и добровольность включения детей в работу

Цветограмма «Акт добровольцев»

5

Формирование у учащихся творческой активности.

Методика диагностики творческой активности учащихся (методика М.И.Рожкова)

6

Изучение психологической атмосферы пионерской дружины «Надежда»

Методика «Психологическая атмосфера в коллективе» (методика Л.Г.Жегуновой)

7

Материально-техническое оснащение необходимое для осуществления программы.

Качественный и количественный анализ материально-технического оснащения.

8

Выявление уровня развития первичных детских коллективов

Методика «Какой у нас коллектив?» А.Н.Лутошкин

9

Выявление направленности интересов детей

Методика «Цветик- семицветик» И.М.Втиковская

10

Выявление направленности личности дтетей

Методика «Ситуация выбора» Л.В.Байбородова

11

Анализ изменений сформированности у детей творческой активности

Методика диагностики уровня творческой активности детей

М.И.Рожков, Ю.С.Тюнников, Б.С.Алишев, Л.А.Волович

12

Изучение уровня нравственного развития личности детей и духовно-нравственной атмосферы в организации

Игра «Магазин»

О.В.Соловьев

13

Определения изменения, происшедшее в личности ребенка в течение года.

Методика «Репка», разработана кафедры общей педагогики РГПУ им.А.И.Герцена

14

Выявление уровня удовлетворенности родителей деятельностью пионерской организации

Методика изучения удовлетворенности родителей деятельностью пионерской организации, адаптирована

 на основе методики

 Е.Н.Степанова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Наше здоровье в наших руках

Как нужно правильно питаться?Человек чувствует себя по-настоящему счастливо, только когда он здоров....

родительское собрание "Здоровье наших детей - в наших руках"

Родительское собрание посвящено одной из самых актуальных тем - здоровью детей. Родителям представлен материал о факторах, влияющих на здоровье подрастающего организма, и даны рекомендации по предотвр...

Классный час по теме "Наше здоровье в наших руках"

В работе приводится разработка классного часа по здоровьесберегающим технологиям....

Веселые старты. "Наше здоровье, в наших руках"

Веселые старты "Наше здоровье, в наших руках" для учащихся 2- 4 классов. Эстафеты на смекалку, быстроту, точность....

Программа по развитию мелкой моторики рук "Наши руки не для скуки"

В основу создания программы положен личностно - ориентированный подход, который ставит в центр личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализац...

Программа деятельности пионерской организации Им. Н.М. Новикова "Достойны будем славы предков"

Программа деятельности  пионерской дружины им. Н.М. Новикова «Достойны будем славы предков».Вид программы – модифицированная.Направленность – духовно-нравственная.Срок реа...

Методическая разработка занятия по социально-бытовой ориентации в социально-трудовом отделении по программе «Наше будущее в наших руках» Тема: «Торговля. Продовольственные магазины»

Ф.И.О. педагога: Воронович Ольга ВасильевнаРаздел программы: «Торговля»Урок 7.Тема: «Продовольственные и промтоварные магазины. Магазины самообслуживания. Поведение в магазине. Ознак...