Программа воспитательной работы "Движение к достижениям"
материал

Коршунова Елена Владимировна

Программа воспитательной работы для учащихся 10-11 кл

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dvizhenie_k_dostizheniyam.doc578.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №17

Согласовано:

Зам.директора по воспитательной работе  МОУ СОШ № 17

________________ С.В. Рычкова

Утверждено:

Методическое объединение классных руководителей 9-11 кл.

«____»_________________ 2019г.

Председатель м/о __________

Программа воспитательной работы

Срок реализации: 2 года

Возрастная группа:

10А класс (2019-2020 уч.г.)

11А класс (2020-2021 уч.г.)

Разработал:

Коршунова Елена Владимировна,

МБОУ Школа № 17

г. Саров


Если ты не знаешь, куда плыть, то никакой ветер не будет попутным                                                                           Сенека

I. Пояснительная записка

Направленность программы – социально-педагогическая.

Мир  интересен и увлекателен! Каждый день мы  словно пишем новую страницу книги, название которой «Жизнь». Своими поступками, мыслями, интересами оформляем и  раскрашиваем  каждую главу  в разные цвета. В этих  книгах  встречаются удивительные лица, и каждый из нас  накапливает свой личный, неповторимый, уникальный жизненный опыт. И очень важно кем ты станешь в жизни.

Как следует из национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», утверждённой президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым (ПР-271, от 04.02.2010г.), «важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Главные задачи современной школы – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни  в высокотехнологичном, конкурентном мире».

Каждому ребёнку приходится задумываться о выборе будущей профессии. У 15-17-летних подростков ведущей становиться учебно-профессиональная  деятельность, благодаря которой у них формируются определённые познавательные и профессиональные интересы, элементы исследовательских умений, способность строить жизненные планы и вырабатывать нравственные идеалы, самосознание. Поэтому  основной задачей классного руководителя  считаю – помощь детям в самоопределении,  в выборе направления своей будущей профессиональной деятельности.

        Классный коллектив 10 «А»  сформирован в сентябре 2019 года на базе  МБОУ Школа № 17. Основной состав детей принадлежит к учащимся 9А класса (20018-2019 уч.год). В классе 15 мальчиков и 15 девочек (2002-2003 г.р.). В классе есть неполные семьи, один ребёнок инвалид, многодетных и  малоимущих семей нет. 800 % детей учатся на «4» и «5», четверо отличников, неуспевающих нет.

Ученики 10А класса способны анализировать, обобщать, делать самостоятельные выводы. Они отличаются сообразительностью.  Работает не только классный руководитель, но и учителя-предметники, психолог, социальный педагог.

        Интересы в классе самые разнообразные: рисование, музыка, компьютерные игры, спортивные занятия.  В системе доп. образования занято 30 человек.

  Анализ развития классного коллектива  за 2019-2020 уч.год показал:

п\п

Показатели развития

Уровень  развития классного  коллектива

Движение к цели

Коллективная деятельность  класса направлена на реализацию социально-значимых  общественных задач и перспектив.

Самоуправление

В классе есть реально действующие органы самоуправления, но не все вопросы решаются самостоятельно, часто прибегают к помощи и поддержки педагогов.

Общественное мнение

В основном все учащиеся  единодушны в решениях вопросов, касающейся коллективной деятельности.

Дисциплина и взаимная  требовательность

Преобладают разумные, справедливые требования друг к другу, требования принимаются и выполняются каждым.

Сотрудничество и согласованность в работе

Работает не только актив класса. Большинство воспитанников распределяют работу между собой, редко при согласовании действий встречаются затруднения.

Стремление к общению в свободное время

К общению стремиться каждый, преимущественно  товарищами по классу.

Дружба и взаимопомощь

Между большинством учащихся существуют доброжелательные отношения, которые выражаются в действенной помощи друг другу.

Творческое самовыражение личности

Каждый школьник занимается любимым делом: посещает кружки, секции и т.д.

Нравственные качества и такт

Обладают тактом и основными нравственными качествами.

 У детей средний уровень воспитанности. Воспитанники  сами выбирают, как им поступать в определённых ситуациях, стараются следовать правилам поведения учащихся и нормам поведения  в   коллективе, обществе.

        Ребята имеют опыт творческой деятельности, при организации мероприятий вносят  что-то своё, индивидуальное. В случае необходимости не стесняются обращаться за помощью к взрослым.

В классном коллективе действует ученическое самоуправление.

Структура ученического самоуправления в классном коллективе

   

Идёт   процесс  формирования и развития коллектива. В сентябре 2019г. диагностика показала, что данный классный коллектив находится на  уровне между ступенями развития «Мягкая глина» и «Мерцающий маяк» (А.Н. Лутошкин. Методика «Какой у нас коллектив?»)

В целом ребята чувствуют себя в школе среди детей комфортно, нашли себе друзей, стремятся помочь другим. В классе есть лидеры.

Диаграмма 1

Показатели социометрии (сентябрь  2019г.)

По опросу детей о выборе будущей  профессии только 14 человек твёрдо заявляют о выборе профессиональной деятельности, 16 учащихся до конца не  уверены, кем бы они хотели стать.

Программа «Движение к достижениям» направлена на развитие индивидуальных способностей, творческих задатков, умения самостоятельно ориентироваться в передовых направлениях современной жизни, а также даёт возможность применить свои знания, умения и навыки в жизни. Только проявляя самостоятельную активность, ребёнок может начертать границы своего «Я», понять не только то, что он хочет, но и то, что он может. Любой человек в коллективе, будь то коллектив класса или социально-общественный коллектив нужен, не бывает «лишних» людей,  любая профессия востребована в обществе, если человек, выбравший её, чувствует себя на своём месте.

          Программа способствует социализации учащихся, а также дальнейшему выбору будущей специальности.

II. Концептуальные основы

«Воспитание – целенаправленная деятельность, осуществляемая в системе образования, ориентированная на создание условий для развития духовно – ценностной ориентации обучающихся на основе общечеловеческих и отечественных ценностей, оказания им помощи в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском и профессиональном становлении».

Воспитание - процесс формирования личности в целях подготовки её к активному участию в общественной, производственной и культурной жизни. В этом смысле воспитание  осуществляется в процессе организованной совместной деятельности семьи и школы, детских и молодёжных организаций, общественности.

В процессе реализации программы происходит целенаправленное управление процессом развития личности, что обеспечивается специально организованной воспитательной работой. Там, где есть воспитание, учитываются движущие силы развития, возрастные и индивидуальные особенности детей, используется положительное влияние общественной и природной среды, ослабляются отрицательные и неблагоприятные воздействия внешней среды, достигается единство и согласованность всех социальных институтов.

Цели педагогического воздействия данной программы определены следующим содержанием:

  • Воспитание должно быть ориентированно на развитие ребёнка, оно не должно быть формальным.
  • В воспитании не может быть мелочей.
  • Воспитание должно быть ориентированно  в равной степени, как на общечеловеческие, так и на национальные ценности.
  • Воспитание должно учитывать  возрастные и индивидуальные особенности ученика, класса.
  • Воспитание должно строиться не на порицании, а на поддержке.
  • Воспитание должно способствовать социализации ребёнка, развитию его социального интеллекта.
  • Воспитание должно способствовать овладению общечеловеческими нормами нравственности, формированию внутренней системы нравственных регуляторов поведения.

      Идеология программы «Движение к достижениям» опирается на следующие концептуальные положения:

  • важно не определить, кем быть ребенку в будущем, а лишь подвести к взвешенному, самостоятельному выбору профессиональной деятельности, сформировать психологическую готовность к профессиональному самоопределению
  • успешность учащихся – необходимое условие социализации ребят; психологического благополучия школьников, основа их здоровья.
  • активизация личности на самореализации, подкреплённая успехами и достижениями -  формирование у ребят наглядного представления о своих возможностях задают позитивные тенденции в развитии личности, формируют готовность их к дальнейшему осознанному  выбору в жизни.

         Многое в жизни человека зависит от выбранной им профессии. Как выбирают профессии? В основном это случайность: за компанию, по престижу, по настоянию родителей, в погоне за романтикой, из практических соображений. Но редко, когда учитываются индивидуальные способности, таланты, задатки. Современные дети мало знакомы с миром профессий, с тем, что действительно необходимо знать, уметь для конкретной профессии.

 Данная программа призвана помочь каждому ребёнку сделать осознанный выбор своей взрослой, профессиональной жизни. А для этого нужно познать себя, познакомиться с миром профессий и  сделать выбор и ещё в школе запастись багажом знаний, умений для будущей профессии.

Ежегодно содержание программы корректируется в зависимости от результатов полученных на предыдущих этапах.

Данная программа составлена с учётом нормативно – правовых документов:

  1. Конституция РФ. 1993г.
  2. Конвенция ООН «О правах ребёнка». Утверждена Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1985 года.
  3. Закон РФ «Об образовании» от 12 июля 1995 года, №12-ФЗ.
  4. Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года (одобрена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001г. №1756-р).
  5. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001г. №197 – ФЗ.
  6. Должностная инструкция классного руководителя МБОУ Школа № 17.
  7. Устав МБОУ Школа № 17, г.Саров.

III. Целеполагание

Цель программы: создание условий для развития и социализации  личности выпускника III ступени, готового к участию в реальной жизни, к компетентному выбору жизненного пути и продолжению образования.

Задачи:  

  • помочь ребёнку познать себя, свои способности, таланты, умения;
  • познакомить учащихся со спектром профессий; сформировать целостное отношение подростков к  профессиям их родителей, тем самым укрепляя связь между поколениями;
  • способствовать приобретению ребятами знаний и практических навыков общения, как со сверстниками так и с людьми разных возрастов и профессий;
  • мотивировать детей к учёбе и внеклассной деятельности, труду и ЗОЖ через их осознанный выбор будущего направления деятельности.

Программа рассчитана на учащихся 10-11 кл. МБОУ Школа № 17, срок реализации два года.

  1. Содержание программы

Есть два способа выбора профессий. Один – метод «проб и ошибок», когда ищешь вслепую, пробуя себя в различных сферах деятельности, пока не найдёшь ту единственную профессию, которая будет приносить тебе не только средства к достойному существованию, но и радость от самого процесса работы.  На это может уйти большая часть жизни. Да и то, если повезёт. Ведь профессий – десятки тысяч.

        Возможен другой путь: изучить прежде самого себя – свои интересы, склонности, особенности мышления, памяти, внимания, свойства нервной системы – словом, всё то, что делает каждого человека единственным и неповторимым.         Затем ознакомиться с миром профессий, узнать требования профессии к человеку – и соотнести их со своими особенностями. Только тогда выбор будет точным и осмысленным.

Очень важно, чтобы каждый взрослеющий человек быстро научился ориентироваться  в сложном, многообразном мире и речь уже идёт не только о профессиях и выборе жизненного пути, но и об отношениях людей.  Все люди строят свои взаимоотношения по-разному: у одних доминируют открытость, т.е. внешние компоненты отношений, у других - напротив, внутренние, скрытые. Развивать и совершенствовать человеческие взаимоотношения можно именно в направлении гармонизации внутренних и внешних компонентов. Человек должен иметь свой взгляд на происходящее события и явления, отстаивать свою точку зрения без негативизма и агрессии.

Предпосылкой для развития разных сторон жизнедеятельности человека, достижения им активного долголетия и полноценного выполнения социальных функций  является здоровый образ жизни. Актуальность ЗОЖ вызвана возрастанием и изменением характера нагрузок на организм человека в связи с усложнением общественной жизни, увеличением рисков техногенного, экологического, психологического, политического и военного характера, провоцирующих негативные сдвиги в состоянии здоровья.

Программа «Движение к достижениям»  реализуется по направлениям:

  1. «Профориентация» (профессиональное самоопределение) – приобретение опыта и освоение установок  различных профессиональных сфер; формирование обоснованной мотивации выбора  будущей профессии, осознанный  выбор вектора жизненного пути.
  2. «Мы - дружный класс» (профилактика конфликтов) - улучшить коллективные взаимоотношения, поднять группу на более высокий уровень сотрудничества и взаимопонимания.
  3. «Если хочешь быть здоров»  (здоровый образ жизни) - это концепция жизнедеятельности человека, направленная на улучшение и сохранение здоровья с помощью соответствующего питания, физической подготовки, морального настроя и отказа от вредных привычек.

Направление   «Профориентация» (профессиональное самоопределение) 

Для того чтобы сделать правильный выбор, воспитанник  должен глубоко знать себя и иметь хорошее представление о специфике выбираемой специальности.

        В пору юности все определенней и отчетливей складывается индивидуальный облик каждого молодого человека, все яснее выступают те его индивидуальные особенности, которые в своей совокупности определяют склад его личности. Выбор профессии и овладение ею начинается с профессионального самоопределения. Процесс профессионального самоопределения включает развитие самосознания, формирование системы ценностных ориентации, моделирование своего будущего, построение эталонов в виде идеального образа профессионала. На этом этапе ученики должны уже вполне реально сформировать для себя задачу выбора будущей сферы деятельности на основе имеющихся ресурсов.  В это время у учащихся формируется отношение к определенным профессиям, осуществляется выбор учебных предметов в соответствии с выбранной специальностью.    
       Интерес к будущей профессии – основа развития и стремления к совершенствованию в выбранном направлении. Все профессии можно разделить в зависимости от особенностей предмета труда на пять типов:

  1. Если главный, ведущий предмет труда - это растения, животные или микроорганизмы, то перед нами тип П ("Человек - природа").
  2. Если главный, ведущий предмет труда - технические системы, вещественные объекты, материалы, виды энергии, то перед нами тип Т ("Человек - техника")
  3.  Если главный, ведущий предмет труда - люди, группы, коллективы, общности людей, то перед нами тип Ч ("Человек - человек")
  4.  Если главный, ведущий предмет труда - условные знаки, цифры, коды, естественные или искусственные языки, то перед нами тип З ("Человек - знак")
  5.  Если главный, ведущий предмет труда - художественные образы, условия их построения, то перед нами тип Х ("Человек - художественный образ")

Задачи направления:

  1. Воспитание у детей чувства ответственности, долга перед обществом.
  2. Формирование положительного отношения к социально – значимым и общечеловеческим ценностям.
  3. Развивать ключевые компетенции личности (учебной, исследовательской, социально-личностной, коммуникативной, сотрудничества, организаторской деятельности, личностно-адаптивной).
  4. Мотивировать у детей стремление к осознанному выбору будущей сферы деятельности с учётом полученных знаний о профессиях и своих способностях.

Основные формы работы:

  • вечер вопросов и ответов;
  • тематические классные часы и встречи  с психологом;
  • занятия с психологом и специалистами Молодёжного Центра;
  •  родительское собрание вместе с детьми;
  • Акции, КТД, игры.

Направление «Мы - дружный класс» (профилактика конфликтов)

Юношеский возраст - этап формирования самосознания и собственного мировоззрения. Стремление доказать независимость сопровождается типичными поведенческими реакциями: пренебрежительное отношение к советам старших, недоверие к критике, иногда даже открытое противодействие. Толерантность - нравственное качество, определяющее активную нравственную позицию и психологическую готовность к построению конструктивного взаимодействия личности с другими людьми, отличающимися от нее социальной, культурной, конфессиональной принадлежностью, интересами, потребностями, мировоззрением. Нравственная позиция в данном контексте приобретает понимание  выработанных в сознании индивида ценностных ориентаций, личностно-значимых образцов бесконфликтного или компромиссного поведения. Таким образом, являясь нравственным качеством, толерантность не возникает на пустом месте и  не  является врожденным, как и практически любое нравственное качество. Толерантность подвергается развитию, стимулированию (прежде всего самостимулированию) и коррекции, а целью ее формирования является позитивное взаимодействие со всеми субъектами обитания.  

Задачи направления:

  1. Содействовать снижению эмоциональной напряженности в классе.
  2. Развивать у школьников способность понимать эмоциональное состояние другого человека, умение адекватно высказать свое.
  3. Формирование толерантности у подростков.

Основные формы работы:

  • тематические классные часы и встречи  с психологом;
  • экскурсии, поездки
  • занятия с психологом и специалистами Молодёжного Центра;
  • конкурсы, акции, КТД, игры.

Направление «Если хочешь быть здоров»  (здоровый образ жизни)

В наше тяжелое время забота о физическом состоянии человека приобретает все большую актуальность. Плохая экология, некачественные продукты питания, в которых содержится одна лишь химия, со временем окажут свое действие на здоровье человека. Именно поэтому, необходимо рано приучать детей к здоровому образу жизни, прямо со школьной скамьи. Почему в это время? Как раз в школьные годы, начинает формироваться образ жизни, который потом в дальнейшем изменить будет крайне трудно. Здоровый образ жизни школьника – это основа не только крепкого здоровья, но и его умственной активности, и хорошего самочувствия. Что же представляет собой, этот здоровый образ жизни? А представляет он следующее – правильное питание, соблюдение режима дня, физическую активность, отказ от вредных привычек. Все это – критерии здорового образа жизни, соблюдая которые, наши воспитанники сохранят свое здоровье на долгие годы.

Задачи направления:

  1. Развитие духовных и физических возможностей личности школьника.
  2. Формирование прочных основ нравственного и здорового образа жизни.  

Основные формы работы:

  • Тематические классные часы.
  • Режим дня.  Культура питания.
  •  Посещение спортивных кружков, секций.
  • Физкультминутки
  •  Дни здоровья.  
  • Посещение городского катка

        

Теоретические сведения на всех этапах программы даются с учетом возрастных особенностей непосредственно в процессе деятельности: при организации, подготовке и проведении КТД, деловых и интеллектуальных  игр, встреч с интересными людьми, экскурсий и т.д.


Схема механизма включения ребёнка в программу «Движение к достижениям»


        

ЧЕЛОВЕК - ПРИРОДА

ЧЕЛОВЕК - ТЕХНИКА

ЧЕЛОВЕК - ЧЕЛОВЕК

ЧЕЛОВЕК – ЗНАКОВАЯ СИСТЕМА

ЧЕЛОВЕК – ХУДОЖЕСТВЕН-НЫЙ ОБРАЗ

природа

слесарь

медсестра

конструктор

художник

VIII. Ожидаемые результаты

  • Способность видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нём, осознавать свою роль и предназначение, выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решение.
  • У каждого ребёнка повысится творческая активность, возникнет потребность в проявлении  активной жизненной позиции.
  • Сформированность у подростков знаний и практических навыков общения, как со сверстниками так и с людьми разных возрастов и профессий.
  • Ребята будут иметь достаточно информации о разных  специальностях, владеть социальными нормами и  ценностями, которые   позволят им успешно функционировать в обществе в скором времени.
  • Осознание детьми своей социальной, гражданской  ответственности перед  обществом.
  • Движение подростков  по индивидуальной траектории развития и обучения на основе профессионального самоопределения.
  • Ребята определят для себя основные сферы деятельности, в которых каждый учащийся сможет успешно реализовать себя в будущем (исходя из анализа личных качеств, умений, знаний, предрасположенности к проф.компетенциям и т.п.)

 

  1. Критерии оценки эффективности реализации Программы.

Критерии

Мониторинг оценки

1

Соответствие деятельности субъектов (педагогов и детей) целям и задачам программы.

Анализ соответствия деятельности педагога и детей целям и задачам программы.

3

Выявление мотивов участия школьников во  внеурочной  деятельности.

Методика изучения мотивов участия школьников в деятельности (методика Л.В.Байбородовой)

4

Активность и добровольность включения детей в работу

Цветограмма «Акт добровольцев»

5

Формирование у учащихся творческой активности.

Методика диагностики творческой активности учащихся (методика М.И.Рожкова)

6

Изучение психологической атмосферы коллектива класса

Методика «Психологическая атмосфера в коллективе» (методика Л.Г.Жегуновой)

7

Материально-техническое оснащение необходимое для осуществления программы.

Качественный и количественный анализ материально-технического оснащения.

8

Выявление уровня развития первичных детских коллективов

Методика «Какой у нас коллектив?» А.Н.Лутошкин

9

Выявление направленности личности детей

Методика «Ситуация выбора» Л.В.Байбородова

10

Анализ изменений сформированности у детей творческой активности

Методика диагностики уровня творческой активности детей

М.И.Рожков, Ю.С.Тюнников, Б.С.Алишев.

11

Изучение уровня нравственного развития личности детей и духовно-нравственной атмосферы в коллективе.

Игра «Магазин»

О.В.Соловьев

12

Определения изменения, происшедшее в личности ребенка в течение года.

Методика «Репка», разработана кафедры общей педагогики РГПУ им.А.И.Герцена

Карта контактов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Результативность освоения обучающимися образовательных программ и динамика их достижений

С целью выяснения вопроса о результативности использования современных образовательных технологий в учебной деятельности, проведён анализ результатов освоения обучающимися образовательных программ по ...

Программа воспитательной работы ПРОГРАММА воспитательной работы в классе «НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ» для обучающихся 8 класса

Настоящая программа определяет концепцию развития воспитательной системы школы, основанную на повышении воспитательного потенциала образовательного процесса, гарантирующую воспитательный процесс, орие...

Программа воспитательной работы классного руководителя (5-9 классы) «Лестница достижений»

Концепция программы С точки зрения педагогики, процесс воспитания - сознательно организуемое взаимодействие педагогов и воспитанников, организация и стимулирование активной деятельности воспитуем...

Реализация инвариантных модулей программы воспитания как средство достижения результатов освоения ООП

Воспитательная программа является обязательной частью основной образовательной программы МБОУ «Новокарьгинская СОШ» и призвана помочь всем участникам образовательного процесса реализовать ...