Личностно-ориентированное обучение для детей с ограниченными возможностями здоровья
статья

В настоящее время в области образования детей с ограниченными возможностями здоровья одной из основных проблем является проблема поиска наиболее эффективных условий организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (с нарушением интеллекта). Современные требования общества к развитию личности детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, диктуют необходимость наиболее полно реализовать идею индивидуализации обучения, которая учитывает готовность детей к учению, степень тяжести их дефекта, состояние здоровья, и другие особенности ученика для того, чтобы оказать помощь каждому конкретному ребёнку, направленную на преодоление трудностей в овладении программными знаниями, умениями, навыками в соответствии с требованиями ФГОС, проводить успешную коррекционно- реабилитационную работу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon andreeva_o.n._statya.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

Андреева Ольга Николаевна

Центр олимпиад СПб «ГБНОУ СПБ ГДТЮ»

Личностно-ориентированное обучение для детей

 с ограниченными возможностями здоровья. 

Организация олимпиад для одаренных детей с ОВЗ

В настоящее время в области образования детей с ограниченными возможностями здоровья одной из основных проблем является проблема поиска наиболее эффективных условий организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (с нарушением интеллекта).

Современные требования общества к развитию личности детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, диктуют необходимость наиболее полно реализовать идею индивидуализации обучения, которая учитывает готовность детей к учению, степень тяжести их дефекта, состояние здоровья, и другие особенности ученика для того, чтобы оказать помощь каждому конкретному ребёнку, направленную на преодоление трудностей в овладении программными знаниями, умениями, навыками в соответствии с требованиями ФГОС, проводить успешную коррекционно- реабилитационную работу.

Личностно-ориентированное обучение, на прямую связанное с современными требованиями ФГОС, обусловленное гуманизацией образования и индивидуализацией обучения, это обучение, ориентированное на личность.

В последние годы личностно - ориентированный подход считается самой современной методологической ориентацией в педагогической деятельности.

Личностно-ориентированное обучение (ЛОО) – это такое обучение, в котором принимаются во внимание индивидуальные особенности ребенка. Именно личность ребенка является тем субъектом, на который и направлен процесс обучения.

Цель личностно-ориентированного обучения состоит в том, чтобы «заложить в ребенке механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, самозащиты, самовоспитания и другие, необходимые для становления самобытного личностного образа». Это в полной мере относится к коррекционным школам потому, что их воспитанники более всего нуждаются в выработке этих механизмов.

Задача личностно-ориентированного обучения состоит в том, чтобы научить ребенка учиться, адаптировать его к школе.

Главное в личностно-ориентированном обучении в условиях школы для детей с ОВЗ то, что мы должны обеспечить ребёнку чувство психологической защищённости, радости познания, развитие его индивидуальности.

Личностно-ориентированный урок в отличие от традиционного в первую очередь изменяет тип взаимодействия «учитель-ученик».

Главное же в том, что учитель должен не только давать знания, но и создавать оптимальные условия для развития личности учащихся. В личностно-ориентированном обучении ученик не бездумно принимает готовый образец или инструкцию учителя, а сам активно участвует в каждом шаге обучения – принимает учебную задачу, анализирует способы ее решения, выдвигает гипотезы, определяет причины ошибок и т.д.

Профессионально-трудовое обучение в школе для детей с ограниченными возможностями здоровья является основой подготовки детей с нарушением интеллекта к самостоятельной жизни, труду. Достижение этой цели обеспечивается разнообразными формами коррекционной работы, которая предполагает глубокое изучение индивидуальных особенностей учащихся, имеющие разные отклонения в развитии. Планируя свою работу, учитель должен знать состояние внимания, утомляемости и темпов работы каждого ученика так как это влияет на процесс

усвоения и выполнения практических заданий. Недостаточное восприятие и понимание изучаемого материала у отдельных детей объясняется низким интеллектуальным уровнем их развития. Работа с такими детьми требует от педагога более чёткого и продуманного использования методических средств, применяемых во время объяснения, которое должно быть рассчитано не только на основной состав, но и на слабоуспевающих. Нужно организовать такое обучение, которое позволяет обучающимся, с одной стороны, в максимальной степени проявлять имеющиеся учебные возможности, с другой - развивать недостающие способности.

Трудовое обучение в школе для детей с ОВЗ определяется рядом этапов обучения учащихся. Каждый из них решает на ряду с общими, специфические для данного этапа задачи.

Первый этап охватывает обучение в 1-4 классах. На этом этапе у обучающихся формируется первый трудовой опыт.

Задачи трудового обучения в 1-4 классах

  • изучение индивидуальных трудовых возможностей обучающихся,

  • формирование у обучающихся готовности трудиться в школьных мастерских

  • последующее обучение основам выбранной профессии.

С 4 класса уроки трудового обучения проводятся в мастерских школы. Работа в новых условиях требует новых организационных умений и навыков, связанных с использованием новых материалов, инструментов, организацией и уборкой рабочего места, которые во многом обеспечивают успешность последующей профессиональной подготовки учащихся.

Считаю, что при подготовке к уроку, в центре внимания должен стоять личностно- ориентированный подход к каждому учащемуся, так при составлении плана урока в 4 классе учитываю особенности:

подбираю творческие задания, вопросы, учитывая индивидуальные задания;

продумываю создание положительного эмоционального настроя на работу всех учащихся в ходе урока;

обсуждаю с детьми в конце урока, что «мы узнали», что понравилось (не понравилось) и почему, что бы хотелось выполнить еще раз;

анализирую работы учащихся;

выставляю отметку ученику в конце урока по ряду параметров: правильность, самостоятельность, оригинальность;

поощряю, творческую активность учащихся.

Второй этап трудового обучения охватывает учащихся 5-8 классов. На этом этапе учащиеся на уроках труда уже приобретают умения, навыки, творческие способности в определённых направлениях трудовой деятельности и совершенствуют свои знания, умения, навыки. В 5-6 классах усложняя задания, наблюдаю за успехами обучающихся. Они стараются научиться работать последовательно, используя инструкции, показы, планы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование личностно-ориентированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях коррекционной школы VIII вида»

«Использование личностно-ориентированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях коррекционной школы VIII вида»...

Методические возможности применения Аудиохрестоматии в процессе обучения детей с ограниченными возможностями здоровья

P { margin-bottom: 0.21cm; } В статье рассматриваются методические аспекты использования всероссийского образовательного медиапроекта «Аудиохрестоматия. Мировая литература голосами мастеров сцены...

Дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья (детей-инвалидов) как средство их обучения и социальной адаптации

Согласно современной концепции образования главное внимание в работе с детьми с ОВЗ уделяется социализации - выработке коммуникативных и социально-бытовых навыков....

«Дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья (детей-инвалидов) как средство их обучения и социальной адаптации»

Согласно современной концепции образования главное внимание в работе с детьми с ОВЗ уделяется социализации - выработке коммуникативных и социально-бытовых навыков....

Использование возможностей информационных технологий в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья

Перспективным направлением развития коррекционного образования является использование возможностей информационных технологий, которые должны помочь педагогам сделать знакомую и уже надоевшую (ведь кор...

Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях надомного обучения

Образование детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, а именно, обучение на дому, что в полной мере отвечает условиям дл...

Статья "Личностно-ориентированное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья"

Личностно-ориентированное обучение (ЛОО) – это такое обучение, в котором принимаются во внимание индивидуальные особенности ребенка. Именно личность ребенка является тем субъектом, на который и ...