Программа внеурочной деятельности "Юный спасатель"-5-6 класс
рабочая программа (5 класс)

Программа внеурочной деятельности "Юный спасатель"-5-6 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yunyy_spasatel_5-6_klassy_1718_1.docx54.94 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание

1. Планируемые результаты …………………………………………………………………….3
2. Содержание курса внеурочной деятельности  с указанием форм организации и видов…6 деятельности                                                                                                                                       
3. Тематическое планирование ………………………………………………………………….8

Рабочая программа «Юный спасатель»» разработана на основе следующих нормативных актов и документов:

  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №-273-ФЗ;
  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010  №1897;
  • Приказ Минобрнауки России от 31.12.2015 №1577 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 №1897" (зарегистрирован в Минюсте России 02.02.2016 №40937);
  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189 (ред. от 24.11.2015 г.) «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (зарегистрирован в Минюсте России 3 марта 2011 г. №19993).
  • Постановление Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 24 апреля 2015 г. N 377-П «Об утверждении комплексной программы «Патриотическое воспитание граждан и допризывная подготовка молодёжи в Ямало-Ненецком автономном округе на 2015 - 2018 годы»;
  • Закон ЯНАО от 04.04.2012 №13-ЗАО «О нормативах и объёмах финансирования расходов на обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях»;
  • Методические рекомендации «Методики комплексной оценки индивидуального прогресса внеучебных достижений обучающихся», Салехард, 2014.
  • Устав школы (утвержден приказом Департамента образования Администрации муниципального образования Надымский район от 06.08.2015 №269);
  • Основная общеобразовательная программа основного общего образования МОУ «Средняя общеобразовательная школа №5 г. Надыма» (рассмотрена на педагогическом совете школы 30.05.2017 г. протокол №07; согласована Советом школы 30.05.2017 г. протокол №05; утверждена приказом от 30.05.2017 г.  №215);
  • Положение о порядке  разработки  и утверждения  программ внеурочной деятельности в МОУ «Средняя общеобразовательная школа №5 г. Надыма» (принято на педагогическом совете от 31.08.2016 г. №01, утверждено приказом от 31.08.2016 г. №238).

Планируемые результаты 

Ребенок узнает:

  • основные положения руководящих документов по вопросам организации и ведения аварийно-спасательных работ (АСР);
  • функции спасательной службы и законодательную базу по ней;
  • специфику аварий, катастроф и стихийных бедствий региона, их поражающие факторы и последствия;
  • принципы организации и порядок ведения АСР при различных ЧС;
  • свои задачи, права и обязанности;
  • способы поиска, извлечения и транспортировки пострадавших в различных условиях;
  • последствия применения современных видов оружия и специфику ведения АСР в этой ЧС;
  • приемы оказания первой медицинской помощи;
  • особенности оказания первой медицинской помощи при переломах различной локализации;
  • способы переноски и транспортировки пострадавших при различных переломах;
  • средства для оказания первой медицинской помощи;
  • способы страховки и самостраховки;
  • технику безопасности при выполнении АСР;
  • ориентироваться в законодательной базе по аварийно-спасательному делу;
  • оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим;
  • работать с компасом и картой, ориентироваться на местности в любое время суток при различных погодных условиях;
  • контролировать свое морально-психологическое состояние при ЧС;
  • применять приемы управления своим состоянием;
  • иметь представление:
  • об отечественном и зарубежном опыте ведения АСР в различных ЧС природного и техногенного характера;
  • о природных явлениях региона;
  • о процессе горения, пожаре и его развитии;
  • об особенностях тушения пожаров различных категорий на различных объектах;
  • об основах психологических знаний и особенностях поведения человека в ЧС.

Личностные результаты обучения:

  • усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
  • формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни;
  • усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
  • формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
  • освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
  • развитие правового мышления и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками.

Предметные результаты обучения:

  • формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;
  • формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;
  • понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности;
  • понимание необходимости подготовки граждан к военной службе;
  • формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью;
  • знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;
  • знание и умение применять правила безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;
  • умение оказать первую помощь пострадавшим;
  • умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников;
  • умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации для минимизации последствий с учётом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей.

Метапредметными результатами являются (УУД).

Регулятивные УУД: 

  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищённости, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами курса, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в опасных и чрезвычайных ситуациях в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности, собственные возможности её решения;
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

Познавательные УУД: 

  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии (например, для классификации опасных и чрезвычайных ситуаций, устанавливать причинно- следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
  • освоение приёмов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, в том числе оказание первой помощи пострадавшим.

         Коммуникативные УУД:

  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
  • формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности

1.Стихийные явления и бедствия, ЧС природного и техногенного характера. Возможные ЧС на территории ЯНАО.

     Стихийные явления и бедствия. Агрессивные проявления природной среды: землетрясения, смерчи, цунами, сели. Агрессивные проявления природной среды: наводнения, лавины, обвалы, оползни и камнепады. Чрезвычайные ситуации, стихийные бедствия, аварии, катастрофы, эпидемии, технологические катастрофы.

2. История борьбы с бедствиями и стихией. Мировой и отечественный опыт.

    История борьбы с бедствиями и стихией. Мировой и отечественный опыт. История человечества борьба за выживание. Крупнейшие исторические известные природные катастрофы. Катастрофы наших дней. Защита от ЧС. История создания спасательных служб на терри0тории России.

3.Снаряжение для обеспечения жизнедеятельности человека в условиях природной среды.

    Снаряжение для обеспечения жизнедеятельности в условиях природной среды. Предметы первой необходимости в условиях природной среды. Групповое и личное снаряжение. Специальное снаряжение.

4.Оказание помощи людям в условиях природной среды и ЧС.

   Оказание помощи людям в условиях природной среды. Виды несчастных случаев и ЧС, угрожающих жизни и здоровью людей в условиях природной среды. Поиск и спасение людей при стихийных бедствиях. Использование подручных средств для оказания помощи и спасения пострадавших. Использование специальных спасательных средств. Неотложные работы в ЧС природного и техногенного характера.

5.Оказание первой помощи пострадавшим.

   Оказание первой медицинской помощи пострадавшим ПМП. Основы анатомии и физиологии человека. Основы гигиенических знаний. Средства оказания ПМП спасателя. ПМП при ранениях, кровотечениях, травматическом шоке. ПМП при  переломах, длительном сдавливании конечностей. МПМ при повреждениях глаз, уха, горла и носа.

6. Основы безопасного ведения спасательных работ.

   Основы безопасности ведения спасательных работ. Установление наблюдения за возможными опасностями. Нормы санитарной безопасности.

7. Поисково – спасательные работы с элементами ГО.

   Правила одевания ОЗК. Разведка и подготовка путей эвакуации пострадавшим во время транспортировки.

8. Средства пожаротушения. Боевое развёртывание.

  Огнетушитель порошковый. Огнетушители пенные и углекислотные. Подручные средства пожаротушения. Боевое развёртывание.

9. Групповое и личное туристическое снаряжение. Полоса препятствий.

   Работа с верёвками, виды узлов, самонаведение. Переправа по параллельным перилам. Преодоление паутины. Преодоление полосы препятствий.

10. Ориентирование.

   Ориентирование по местным предметам. Ориентирование по компасу. Определение азимута.  Ориентирование по карте.

11. Разжигание костра.

  Укладка костров по типу использования.  Разведение костра без спичек.

12. Оказание помощи.

   Наложение жгута на рану. Наложение повязок. Способы транспортировки. Наложение шины. Способы реанимации. ПМП при утоплении, поражении электрическим током.

13. Сигналы бедствия.

   Международные сигналы бедствия.  Подача сигналов бедствия подручными средствами.

Формы организации внеурочной деятельности:

Формы первого этапа

  • Лекция (рассказ, сообщение)
  • Викторины, конкурсы, соревнования
  • Развлекательные игры
  • Познавательные и развлекательные экскурсии
  • Просмотр и обсуждение кино-, видео-, телефильма, спектакля, концерта

Формы второго этапа

  • Беседы
  • Дискуссии
  • Дебаты

  • Продуктивная игра

Формы третьего этапа

  • Социальные проекты
  • Поисковые, природоохранные экспедиции
  • Социально ориентированные акции

Виды деятельности  обучающихся:

  • Познавательная
  • Досугово-развлекательная
  • Спортивно-оздоровительная
  • Социально-преобразующая
  • Проблемно-ценностное общение

Тематическое планирование 5 класс

Наименование тем

Количество часов

1

Стихийные явления и бедствия, ЧС природного  и технического характера.

Возможные ЧС на территории ЯНАО

4

2

История борьбы с бедствиями и стихией. Мировой и отечественный опыт

5

3

Создание системы защиты населения. Российская система предупреждения и  действий ЧС

2

4

Снаряжение для обеспечения жизнедеятельности человека в условиях природной среды

6

5

Оказание помощи людям в условиях природной среды и ЧС

6

6

Оказание первой помощи пострадавшим

6

7

Основы безопасного ведения спасательных работ

6

Всего

35

Тематическое планирование 6 класс

Наименование тем

Количество часов

1

Поисково – спасательные работы с элементами ГО

8

2

Средства пожаротушения. Боевое развёртывание.

4

3

Групповое и личное туристическое снаряжение. Полоса препятствий.

2

4

Ориентирование.

6

5

Разжигание костра.

2

6

Оказание помощи.

6

7

Сигналы бедствия.

6

Всего

35

Календарно – тематическое планирование

«Юный спасатель»

5 класс

п/п

раздела

Тема

Кол-во аудиторных  часов

Кол-во внеаудиторных  часов

Стихийные явления и бедствия, ЧС природного и техногенного характера. Возможные ЧС на территории ЯНАО (4.)

1.

1.

Стихийные явления и бедствия

1

2.

2.

Агрессивные проявления природной среды: землетрясения, смерчи, цунами, сели.

1

3.

3.

Агрессивные проявления природной среды: наводнения, лавины, обвалы, оползни и камнепады.

1

4.

4.

Чрезвычайные ситуации, стихийные бедствия, аварии, катастрофы, эпидемии, технологические катастрофы.

1

История борьбы с бедствиями и стихией. Мировой и отечественный опыт (5 ч.)

5.

1.

История борьбы с бедствиями и стихией.

1

6.

2.

История человечества борьба за выживание.

1

7.

3.

Крупнейшие исторические известные природные катастрофы.

1

8.

4.

Катастрофы наших дней. Защита от ЧС.

1

9.

5.

История создания спасательных служб на территории России.

1

Создание системы защиты населения. Российская система предупреждения и действий ЧС (2ч.)

10.

1.

Российская система предупреждения и действий в ЧС Принципы действия РСЧС. Силы и средства РСЧС и ГО и ЧС

1

11.

2.

Поисково – спасательные службы Нормативно – правовые документы РСЧС

1

Снаряжение для обеспечения жизнедеятельности человека в условиях природной среды (6 ч.)

12.

1.

Снаряжение для обеспечения жизнедеятельности в условиях природной среды.

1

13.

2.

Предметы первой  необходимости в условиях природной среды

1

14.

3.

Групповое и личное снаряжение

1

15.

4.

Специальное снаряжение

1

16.

5.

Правила хранения и эксплуатации снаряжения

1

17.

6.

Основные правила укладки снаряжения

1

Оказание помощи людям в условиях природной среды и ЧС (6 ч.)

18.

1.

Оказание помощи людям в условиях природной среды.

Виды несчастных случаев и ЧС, угрожающих жизни и здоровью людей в условиях природной среды.

1

19.

2.

Поиск и спасение людей при стихийных бедствиях.

1

20.

3.

Использование подручных средств  для оказания помощи и спасения пострадавших.

1

21.

4.

Использование  специальных спасательных средств.

1

22.

5.

Неотложные работы в ЧС природного и техногенного характера.

2

Оказание первой помощи пострадавшим (6 ч.)

23.

1.

Оказание первой медицинской помощи пострадавшим

1

24.

2.

Основы анатомии и физиологии человека.

1

25.

3.

Основы гигиенических знаний.

1

26.

4.

Средства оказания ПМП спасателя. ПМП при ранениях, кровотечениях, травматическом шоке.

27.

5.

ПМП при переломах, длительном сдавливании конечностей.

1

28.

6.

МПМ при повреждениях глаз, уха, горла и носа.

1

Основы безопасного ведения спасательных работ (7 ч.)

29.

1.

Основы безопасности ведения спасательных работ.

1

30.

2.

Определение опасных и безопасных зон.

1

31.

3.

Организация охраны общественного порядка.

1

32.

4.

Установление наблюдения за возможными опасностями.

1

33.

5.

Разведка и подготовка путей эвакуации пострадавшим во время

транспортировки.

1

34

6.

Нормы санитарной  безопасности.

1

35.

7.

Итоговое практическое занятие

1

Календарно – тематическое планирование

«Юный спасатель»

6 класс

п/п

раздела

Тема

Кол-во аудиторных  часов

Кол-во внеаудиторных  часов

Поисково – спасательные работы с элементами ГО (8 ч.)

1-2

1-2

Правила одевания ОЗК.

2

3-4

3-4

Одевание ОЗК.

2

5-6

5-6

Прохождение заражённой зоны.-12

2

7.

7.

Подготовка прибора ДП-5Б к работе.

1

8.

8.

Подготовка прибора ВП ХР к работе.

1

Средства пожаротушения. Боевое развёртывание (4 ч.)

9.

1.

Огнетушитель порошковый.

1

10.

2.

Огнетушители пенные и углекислотные.

1

11.

3.

Подручные средства пожаротушения.

1

12.

4.

Боевое развёртывание.

1

Групповое и личное туристическое снаряжение. Полоса препятствий (2 ч.)

13.

1.

Страховочные системы, карабины.

1

14.

2.

Работа с верёвками, виды узлов, самонаведение.

1

Ориентирование (6 ч.)

15.

1.

Ориентирование по местным предметам.

1

16.

2.

Ориентирование по компасу.

1

17-18

3-4

Определение азимута.

2

19-20

5-6

Ориентирование по карте.

2

Разжигание костра (2 ч.)

21.

1.

Укладка костров по типу использования.

1

22.

2.

Разведение костра без спичек.

1

Оказание помощи (6 ч.)

23-24.

1-2

Наложение жгута на рану.

1

25.

3.

Наложение повязок.

1

26.

4.

Способы транспортировки.

1

27.

5.

Наложение шины.

1

28.

6.

Способы реанимации.

1

29.

7.

Оказание помощи при утоплении, поражении электрическим током.

1

Сигналы бедствия (6 ч.)

30.

1.

Международные сигналы бедствия.

1

31

2.

Подача сигналов бедствия подручными средствами.

1

32-33

3-4

Азбука Морзе

2

34.

5.

Итоговое практическое занятие

1

35

6.

Итоговое практическое занятие

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа внеурочной деятельности для 1-4 классов " Корригирующая гимнастика"

Традиционная организация учебного процесса при доминировании сидячей рабочей позы учащегося требует проведения специальных мероприятий, направленных на профилактику нарушений опорно-двигательног...

Авторская программа. Внеурочная деятельность "Мастерская доброты". 3 класс

Программа внеурочной деятельности продолжает занятия учащихся начальной школы по предметам "Крупицы доброты" (1 класс) и "Дорогой добра" (2 класс). Нагрузка - 1 час в неделю. программа разработана в с...

Программа внеурочной деятельности "Создаём игры", 5 класс

Программа «Создаём игры» разработана на основе авторской программы « Создаём игры вместе» Чепасова П.А. для организации внеурочной деятельности общеинтеллектуальной направленности . в рамках ФГО...

Программа внеурочной деятельности для обучающихся 5 классов общекультурного направления «Декоративное творчество»

Данная программа представляет собой разработанный дополнительный образовательный курс общекультурного направления. Художественное образование и эстетическое воспитание подразумевает и предполагает овл...

Программа внеурочной деятельности "Инфознайка" 2 - 3 класс

Программа "Инфознайка" рассчитана на детей младшего школьного школьного возраста, то есть для учащихся 2 - 3 классов. Занятия проводятся по группам, по 1 часу в неделю. Занятия проводятся в нетрадицио...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Наглядная геометрия" 5 класс и 6 класс

Программа «Наглядная геометрия» является подготовительной работой перед изучением систематического курса геометрии. В основе курса «Наглядная  геометрия» лежит максимально...