«Воспитательные аспекты на уроках истории в рамках подготовки к 75-летию победы».
материал (9 класс)

Выступление на педагогическом совете на тематику патриотического воспитания на уроках истории и обществознания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Основа всего государства состоит в правильном воспитании юношества»

Цицерон

Каждый год наша страна отмечает праздник великой Победы советских войск над немецко-фашистскими захватчиками.  Много лет прошло с того дня но и сейчас день 9 Мая отмечается с почетом и гордостью, сопровождается торжественными митингами и парадами.

В 2020 году особо значимая дата – 75-летие Победы в Великой Отечественной войне. Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современного общества. Детство – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное формирование у детей любви к своей Родине, постоянная готовность к её защите.

Формированию патриотизма помогают уроки, в ходе которых ученики знакомятся с освободительной, справедливой борьбой российского народа против завоевателей. Ребята не только знакомятся с историческими событиями разных эпох, но и осмысливают вклад знаменитых людей в защиту своей родины.  Всегда очень важно точно определить и сформулировать воспитательные цели каждого урока.  Например, тема о войне показывает, что в любом военном конфликте главную роль занимает человек; осмыслить трагизм происходящего, который по-разному отражается на судьбах людей; способствует проявлению чувств сопереживания, сочувствия, добра, отрицания насилия, неприятия зла; воспитание уважения к мнению других; учит рассматривать прошлое через призму времени.

В современной методике существует большое количество методов и приемов, при помощи которых можно реализовать воспитательные цели урока. Большое значение для воспитания школьников имеет изучение исторических деятелей различных эпох и времен с древности до современности. Изучение жизни, деятельности, мыслей, творческого наследия исторических личностей, которые оставили значительный след в истории своей страны, своего народа, является основой для воспитания ценностных ориентиров современных школьников.

При изучении событий, связанных с жизнью и деятельностью неоднозначных исторических персонажей, таких как: Наполеон Бонапарт, Чингисхан, Петр I, Александр Македонский, О. фон Бисмарк и др., стараюсь учить своих учеников извлекать уроки из прошлого, определять положительные и отрицательные последствия их деятельности, акцентируя внимание на то, что человек должен думать и прогнозировать последствия своих поступков и действий. Мной проводилось анкетирование в 9 Г классе. Состояние учебной деятельности в классе неплохое. Ребята стараются хорошо подготовиться к урокам, активно работают в классе.

На вопрос: «Заставляют ли Вас уроки истории задуматься о том, что происходит вокруг Вас» - все учащиеся ответили да. Названо множество тем, среди них Великая Отечественная война, Отечественная война 1812г, духовная жизнь России.

На вопрос «Кто из деятелей прошлого и современности восхищает Вас?», много учащихся ответили: Петр I, Александр II, И.В. Сталин, В.В. Путин, т.к. они сделали Россию могущественной. Кто же напротив, вызывает неприязнь: Чингисхан, А. Гитлер, Наполеон Бонапарт и т.к. данные деятели негативно были настроены по отношению к России. По данным анкетирования, можно судить, что уроки истории не оставляют равнодушным ни одного учащегося

В конце практически каждого урока я даю в качестве дополнения к домашнему заданию написать развёрнутый ответ на тему «Мои мысли о…», а дальше варианты в зависимости от темы – милосердии, цене жизни, предательстве, Родине, самопожертвовании, верности, чести, добре, зле и т.д.

Помимо этого организую уроки, с элементами дискуссий, которые позволяют ученикам осмыслить и оценить роль личности в истории, высказать свое суждение и отношение к ним. Тем самым способствую созданию условий для воспитания активной жизненной позиции учеников, инициативности, готовности к принятию самостоятельных решений. Применяю технологию  «Духовного   эпицентра» на   уроке. Дата в календаре может стать предметом исследования событий, происходивших в одно и то же время в различные эпохи. Например, 7 ноября можно изучать сразу с нескольких сторон. Если в 1917 году этот день стал началом Октябрьской революции, то в 90-е годы он стал днем примирения и согласия и включен в число государственных праздников. В 1612 году этот день по некоторым исследованиям стал началом освобождения Москвы от польских захватчиков. Такое же моральное значение имела дата - 7 ноября 1941 года, когда после парада в Москве большинство его участников направилось защищать Москву от фашистов. Мной проводились внеклассные мероприятия «Блокадный хлеб» с учениками 9-х классов. Уделяю особое внимание патриотическому воспитанию на внеурочной деятельности.

В рамках празднования даты 75-летия Победы ученики нашей школы приняли участие в городской воспитательной акции в номинации «Виртуальный маршрут по местам воинской славы». Результаты конкурса будут известны 23 марта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитательный аспект на уроках истории

Материал посвящен воспитательному аспекту на уроках истории и обществознания....

Методическая разработка на тему «Организация гражданско-патриотического воспитания учащихся на примере подготовки к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне».

Данная методическая разработка посвящается некоторым формам и методам организации гражданско-патриотического воспитания учащихся в рамках подготовки к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне....

Урок математики в 6 классе, посвящённый 70 – летию Победы. «Этих дней не смолкнет слава…»

Цели:1.     Создать условия для повторения и обобщения изученного материала.2.     Способствовать развитию познавательной активности, расширению кругозора, ...

Воспитательные аспекты современного урока

Учитель начинает учить по-новому. Наряду с традиционным вопросом "Чему учить?", учитель должен понимать, "Как учить? или, точнее, учитель должен понимать, как инициировать у молодых людей собственные ...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА бинарного урока по истории и иностранным языкам посвященного 70-летию Победы во Второй Мировой войне

Данная методическая рекомендация предназначена для преподавателей истроии и иностранного языка...

Образовательный проект «Формирование патриотических, гражданских и духовно-нравственных ценностей школьников в рамках участия в мероприятиях, посвященных подготовке к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне»

Патриотическому, гражданскому и духовно-нравственному развитию и воспитанию детей отводится в современном обществе первостепенная роль, особенно в рамках реализации Указ Президента Российской Федераци...

"Воспитательный аспект на уроках истории"

Использование воспитательных возможностей организации образовательного процесса и урока в частности является следующим важным направлением в реализации воспитательного аспекта....