Пояснительная записка к методическому семинару "Формирование познавательных общеучебных УУД школьников при обучении физики с целью повышения качества обучения и эффективной подготовки к ГИА"
материал
Специфика современного мира состоит в том, что он меняется всё более быстрыми темпами. Поэтому знания, полученные людьми в школе, через некоторое время устаревают и нуждаются в коррекции. Более востребованными оказываются результаты не в виде конкретных предметных знаний, а в виде умения учиться, самостоятельно приобретать знания.
Исходя из этого, Федеральный государственный образовательный стандарт определяет в качестве главных результатов не предметные, а личностные и метапредметные – универсальные учебные действия.
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Всё это достигается путём сознательного, активного присвоения учащимися личного социального опыта.
Универсальные учебные действия призваны помочь ученику самостоятельно и творчески решать научные, производственные, общественные задачи; вырабатывать свою точку зрения и критически мыслить; систематически и непрерывно пополнять свои знания путём самообразования и самосовершенствования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskiy_seminar.docx | 33.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка к методическому семинару «Формирование
познавательных общеучебных УУД школьников при обучении физики
с целью повышения качества обучения и эффективной подготовки к ГИА»
Позвольте представить вашему вниманию тему семинара «Формирование познавательных общеучебных УУД школьников при обучении физики с целью повышения качества обучения и эффективной подготовки к ГИА».
Специфика современного мира состоит в том, что он меняется всё более быстрыми темпами. Поэтому знания, полученные людьми в школе, через некоторое время устаревают и нуждаются в коррекции. Более востребованными оказываются результаты не в виде конкретных предметных знаний, а в виде умения учиться, самостоятельно приобретать знания.
Исходя из этого, Федеральный государственный образовательный стандарт определяет в качестве главных результатов не предметные, а личностные и метапредметные – универсальные учебные действия.
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Всё это достигается путём сознательного, активного присвоения учащимися личного социального опыта.
Универсальные учебные действия призваны помочь ученику самостоятельно и творчески решать научные, производственные, общественные задачи; вырабатывать свою точку зрения и критически мыслить; систематически и непрерывно пополнять свои знания путём самообразования и самосовершенствования. Именно об том идёт речь в стандартах образования второго поколения.
Актуальность методической темы заключается в следующем:
1. Задача образования состоит не в передаче объема знаний, а в том, чтобы научить учиться.
2. Недостаточный уровень умения обучающимися эффективно применять знания для решения практических задач.
3. Подготовка к ГИА требует у обучающихся сформированных общеучебных УУД.
4. Большой объем учебного материала.
5. Снижение уровня мотивации школьников к изучению физики.
Цель: создание условий для формирования общеучебных познавательных УУД у обучающихся при изучении физики на уроках и во внеурочной деятельности с целью повышения качества обучения и эффективной подготовки к ГИА.
Задачи:
1. повысить мотивацию к учебной деятельности обучающихся,
2. разработать и внедрить задания, направленные на формирование общеучебных познавательных УУД,
3. формировать у учеников способности самостоятельно добывать новые знания, активного поиска рациональных путей решения проблемных ситуаций при подготовке к ГИА.
Ведущая педагогическая идея - сформированные общеучебные умения и навыки у обучающихся позволят им самостоятельно усваивать новые знания.
Условия формирования общеучебных познавательных УУД:
1. Применение технологии междисциплинарного обучения, в основе которой лежит метод исследования.
2. Включение в содержание урока заданий по формированию общеучебных познавательных УУД.
3. Обеспечение позитивного отношения к учебной деятельности.
Рассмотрим некоторые этапы урока.
1. Мотивация учебной деятельности и ее формирование.
Приемы деятельности учителя, способствующие формированию учебной мотивации:
- включение учеников в коллективные формы деятельности;
- привлечение учеников к оценочной деятельности и формирование адекватной самооценки;
- сотрудничество ученика и учителя, совместная учебная деятельность;
- поощрение познавательной активности учащихся, создание творческой атмосферы;
- занимательность изложения учебного материала (необычная форма преподнесения материала, эмоциональность речи учителя, познавательные игры, занимательные примеры и опыты);
- умелое применение поощрения и наказания.
Установки учителя, способствующие формированию мотива учения:
- Выбор действия в соответствии с возможностями ученика
- Создание ситуации успеха
- Использование групповых и индивидуальных форм организации учебной деятельности
- Использование познавательных и дидактических игр, игровых технологий
- Применение поощрения и порицания, с учётом психофизических особенностей каждого ученика
- Вера учителя в возможности ученика
- Стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий без боязни ошибиться
- Оценка деятельности ученика не только по конечному результату, но и по процессу его достижения
Как на моих уроках физики формируется учебная мотивация:
- Создание на уроках проблемных ситуаций.
- Физические диктанты (величины, понятия, единицы измерения, формулы).
- Учебная дискуссия.
- Краткие сообщения (об ученом, истории научного открытия, применение открытия).
- Опора на жизненный опыт, наблюдения – витагенная технология.
- Работа в группах (в парах).
- Мини-проекты. (Проекты учащиеся выполняют в домашних условиях)
- Применение компьютерных технологий.
- Использование интересных познавательных ситуаций и вопросов.
- Экспериментальные домашние задания
- Задания прикладного характера, мотивирующие ЗОЖ – здоровьесберегающие технологии.
При создании проблемных ситуаций учитель противопоставляет новые факты и наблюдения сложившейся системе знаний и делает это в острой, противоречивой форме. Вскрывающиеся противоречия служат сильным побудительным мотивом учебной деятельности. Они порождают стремление познать суть, раскрыть противоречие.
На уроках невозможно в полной мере учитывать индивидуальные особенности учеников. Поэтому необходимо подчеркнуть большую роль экспериментальных домашних заданий (провести опыт и попробовать его объяснить). Проблемные домашние задания открывают более широкие возможности развития учеников.
Заключение:
- Главная задача мотивации учения - организация учебной деятельности, которая максимально способствовала бы раскрытию внутреннего мотивационного потенциала личности ученика.
- Мотивация оказывает самое большое влияние на продуктивность учебного процесса и определяет успешность учебной деятельности.
- Формирование высокой мотивации ученика способно дать превосходный результат в обучении. Бывает, что менее способные ученики достигают в обучении больших успехов, чем более способные, но менее мотивированные.
2. Целеполагание, постановка проблемы.
В основе организации проблемного обучения лежит принцип поисковой, учебно-познавательной деятельности ученика, т. е. принцип “открытия” им научных фактов, явлений, законов, методов исследования и способов приложения знаний на практике.
Как подметил академик А.М.Матюшкин, мысль рождается голенькой и понятной только одному исследователю. Только в «одетом» виде она может стать достоянием других людей. Поэтому новое знание выражается соответствующим научным (физическим) языком в общественно принятой форме.
Для успешной постановки проблемы, она должна содержать познавательную трудность и видимые границы известного и неизвестного, вызвать чувство удивления при сопоставлении нового с неизвестным и неудовлетворенность имеющимся запасом знаний, умений и навыков. Проблемный вопрос должен содержать противоречивость информации и вызывать необходимость и желание сравнивать, рассуждать, анализировать данные, обобщать их, т. е. искать закономерность.
Учебная проблема существует в двух основных формах:
- как тема урока;
- как не совпадающий с темой урока вопрос, ответом на который и будет новое знание.
Поставить учебную проблему, значит помочь ученикам самим сформулировать либо тему урока, либо не сходный с темой урока вопрос для исследования. Проблемная ситуация действительно возникла, если у класса появился эмоциональный отклик: ученики широко распахивают глаза и открывают рты, задумчиво почесывают затылки и недоуменно смотрят на учителя. И по реакции детей проблемные ситуации можно разделить на два больших типа: «с удивлением» и «с затруднением». Каким бы путем не шел поиск решения, завершиться он должен ответом на исходный вопрос. Непременно надо вернуться к началу урока и снять проблему-вопрос, применив новое знание. Получится красивая кольцевая структура ведения знаний: откуда вышли, туда и вернулись.
Пример: Строение вещества. Чтобы вести разговор о том, что все вещества состоят из мельчайших частиц (молекул, атомов) предлагаю объяснить факт исчезновения куска сахара в стакане с чаем. Оказывается, сахар не исчез, ведь сохранилось его отличительное свойство (чай стал сладким), вероятнее всего он распался на мельчайшие крупинки. Выдвигаем гипотезы, проверяем с детьми, насколько мала эта частица.
3. Решение проблемы, самостоятельная работа (проведение исследования)
Развитие современной техники, практика всех естественнонаучных исследований в мире показывает, что измерения физических величин использует принципы оцифровывания аналоговых сигналов, внедрение датчиков физических величин, компьютерную обработку датчиков.
Современный стандарт физического образования требует активного освоения современных способов получения, обработки и представления информации. Актуальная задача развития лабораторного практикума – внедрение компьютерной техники на уроках.
Цифровая лаборатория PASCO — инновационное решение на основе цифровых датчиков, уникальных средств сбора и обработки информации, передового программного обеспечения, дополнительного лабораторного и демонстрационного оборудования. В нашей школе имеется базовый набор для учителя и 9 комплектов базового набора для обучающихся. Датчики и уникальные мультидатчики подключаются к ноутбуку для сбора информации. Мультидатчики PASCO на полностью цифровой технологии позволяют получать и фиксировать одновременно несколько измерений. Средство сбора и обработки информации SPARK SLS является мобильным интерфейсом, имеет сенсорный экран для отображения результатов. Встроенное программное обеспечение имеет интерфейс единый с ПО для персональных компьютеров с операционными системами семейства Windows и MacOS и для планшетных устройств iPad и устройств на Android. Исследовательская деятельность по физике проводится на уроках и во внеурочной деятельности с проведением экспериментов по следующей схеме: изучается новая тема; закрепляется изученная теория на эксперименте, если позволяет учебная программа, то обучающиеся проводят лабораторный эксперимент, на котором они имеют возможность на практике подтвердить верность изложенной теории. Педагогическая новизна в применении цифровой лаборатории PASCO — это предоставление в распоряжение обучающихся не только оборудования, но и заранее подготовленных сценариев выполнения работы с постановкой проблемы. Сам эксперимент, наблюдения, полученные показания и обработка результатов должны подтолкнуть «исследователя» к своим открытиям, выстраиванию пока неизвестной ему математической модели. Самый важный момент в данном подходе — итоговое обсуждение полученных результатов, коллективный анализ, итоговые выводы. Именно такой подход позволяет выстроить систему обучения, при котором достигается максимальное качество обученности.
Учащиеся, выполняя самостоятельно экспериментальные работы с помощью цифровой лаборатории «PASCO» выступают в роли экспериментаторов, тем самым у них возникает заинтересованность в постановке экспериментов. Так как они с детства связаны с компьютером, поэтому легко усваивают программы «SPARK», т е строят графики, диаграммы, выводят рабочие формулы, делают выводы на мониторе.
Для развития познавательного интереса применяю прием: создание проблемной ситуации. Он состоит в том, что перед учащимися ставится некоторая проблема, которую необходимо преодолеть, применяя цифровую лабораторию «PASCO», при этом ученик освоит те знания, умения и навыки, которые необходимы согласно программе.
Применение на уроках цифровой лаборатории «PASCO» дает возможность, учащимся обучая, обучаться. Работая в группе, учащиеся высказывают свои идеи, выдвигают гипотезы и вопросы. Также консультируют друг друга, обмениваются своими мнениями и идеями. Думаю, обучая обучаться – это самый лучший способ, доказанный в мировом педагогическом сообществе, развития познавательного интереса у учащихся к обучению.
На различных этапах урока включаю следующие виды познавательные общеучебные УУД:
1. Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель (зачем изучать новое понятие здесь и сейчас, может оно вам вообще не пригодиться?)
2. Самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера.
3. Смысловое чтение.
4. Использование общих приёмов решения задач.
5. Осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера.
6. Выбирать наиболее эффективные способы решения задач.
7. Структурирование информации (обобщающие таблицы, кластеры, интеллект-карты, кроссворды).
Пандемия внесла свои коррективы в образовательный процесс. В жатые сроки прошлось освоить ZOOM для проведения онлайн-уроков, новые образовательные платформы РЭШ и Фоксфорд. На своем личном сайте создала страницы для 7-9 классов с одноименным названием «Дистанционное обучение. Физика». Эффективной формой отчета домашних экспериментов оказалась видео съемка опыта.
Внеурочная деятельность включает дополнительные занятия, факультативы и кружок. На этих занятиях создаются условия для развития самостоятельной познавательной деятельности обучающегося в форме самостоятельных экспериментальных и теоретических исследований, которые органически вписываются в логику процесса познания, являются его этапами, ведут ученика к знанию.
Результативность моей педагогической деятельности:
1. Обученность составляет 100%, качество знаний в диапазоне 63-78% с положительной динамикой.
2. На протяжении 6 последних лет были сформированы 3 группы с углубленным изучением физики в старшей школе.
3. Успешная аттестация в форме ОГЭ и ЕГЭ (максимальный балл – 68) по физике.
4. Поступление выпускников в ВУЗы на бюджетной основе.
5. Участие обучающихся в ВОШ на школьном, муниципальном и региональном этапах.
6. Участие обучающихся в конкурсах на школьном, муниципальном, межрайонном, всероссийском уровнях.
7. Участие в районной НПК.
В заключении, хочется отметить решение проблемы формирования учебно-познавательных умений и навыков обучающихся в процессе изучения физики является весьма сложным процессом. Внедрение в учебный процесс комплекса методик и технологий способствует результативности обучения. Мной приведены лишь некоторые активно используемые методики и технологии. Только деятельностный характер обучения позволяет формировать учебно-познавательные умения и навыки на уроках физики.
Задача каждого учителя – организовать работу так, чтобы открыть в своем ученике только его неповторимую грань, постараться отшлифовать ее как алмаз, который засияет "сиянием человеческого таланта", и это сияние принесет человеку личное счастье. Каждый из нас испытывает огромное удовлетворение от малейшего результата своих воспитанников.
И закончить хочу словами китайской мудрости: "Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я запомню. Вовлеки меня, и я научусь".
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методический семинар. Использование продуктивных технологий на уроках русского языка в целях повышения качества обучения.
Обобщние опыта по использованию элементов продуктивных технологий: проектная деятельность, работ по индивидуальным маршрутам, использование обучающих структур....
Применение модели «Перевернутый класс» в условиях смешанного обучения с целью повышения качества подготовки по предмету «Изобразительное искусство»
Представлен опыт использования дистанционных технологий обучения изобразительному искусству в формате смешанного обучения в рамках проекта «Проектирование моделей смешанного обучения, включающих...
Использование нетрадиционных форм урока в процессе обучения с целью повышения качества обучения в соответствии с требованиями ФГОС.
В статье излагаются основные формы проведения нетрадиционных уроков....
Использование нетрадиционных форм урока в процессе обучения с целью повышения качества обучения в соответствии с требованиями ФГОС
Использование нетрадиционных форм урока в процессе обучения с целью повышения качества обучения в соответствии с требованиями ФГОС....
Конкурсное испытание "Методический семинар" для конкурса «Учитель года России» в 2021 году. Тема "Формирование познавательных общеучебных УУД школьников при обучении физики с целью повышения качества обучения и эффективной подготовки к ГИА".
Конкурсное испытание "Методический семинар" . Тема "Формирование познавательных общеучебных УУД школьников при обучении физики с целью повышения качества обучения и эффективной подготов...
ДОКЛАД На тему: «Применение в индивидуальном обучении дидактических игр и коррекционно-развивающих упражнений на уроках, способствующих развитию компенсаторных возможностей обучающихся с ОВЗ с целью повышения качества обучения».
В связи с особенностями развития, обучающиеся с интеллектуальными нарушениями особенно нуждаются в целенаправленном обучении. Ученые, исследующие особенности развития детей с отклонениями в развитии, ...
ДОКЛАД На тему: «Применение в индивидуальном обучении дидактических игр и коррекционно-развивающих упражнений на уроках, способствующих развитию компенсаторных возможностей обучающихся с ОВЗ с целью повышения качества обучения».
В связи с особенностями развития, обучающиеся с интеллектуальными нарушениями особенно нуждаются в целенаправленном обучении. Ученые, исследующие особенности развития детей с отклонениями в развитии, ...