Пояснительная записка к методическому семинару "Формирование познавательных общеучебных УУД школьников при обучении физики с целью повышения качества обучения и эффективной подготовки к ГИА"
материал

Качмашева Елена Александровна

Специфика современного мира состоит в том, что он меняется всё более быстрыми темпами. Поэтому знания, полученные людьми в школе, через некоторое время устаревают и нуждаются в коррекции. Более востребованными оказываются результаты не в виде конкретных предметных знаний, а в виде   умения учиться, самостоятельно приобретать знания.

Исходя из этого,  Федеральный государственный образовательный стандарт определяет  в качестве главных результатов не предметные, а личностные и метапредметные – универсальные учебные действия.

 Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.  Всё это достигается путём сознательного, активного присвоения учащимися личного социального опыта.

Универсальные учебные действия призваны помочь ученику самостоятельно и творчески решать научные, производственные, общественные задачи; вырабатывать свою точку зрения и критически мыслить; систематически и непрерывно пополнять свои знания путём самообразования и самосовершенствования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskiy_seminar.docx33.03 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка к методическому семинару «Формирование
познавательных общеучебных УУД школьников при обучении физики
с целью повышения качества обучения и эффективной подготовки к ГИА»

Позвольте представить вашему вниманию  тему семинара «Формирование познавательных общеучебных УУД школьников при обучении физики с целью повышения качества обучения и эффективной подготовки к ГИА».

Специфика современного мира состоит в том, что он меняется всё более быстрыми темпами. Поэтому знания, полученные людьми в школе, через некоторое время устаревают и нуждаются в коррекции. Более востребованными оказываются результаты не в виде конкретных предметных знаний, а в виде   умения учиться, самостоятельно приобретать знания.

Исходя из этого,  Федеральный государственный образовательный стандарт определяет  в качестве главных результатов не предметные, а личностные и метапредметные – универсальные учебные действия.

 Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.  Всё это достигается путём сознательного, активного присвоения учащимися личного социального опыта.

Универсальные учебные действия призваны помочь ученику самостоятельно и творчески решать научные, производственные, общественные задачи; вырабатывать свою точку зрения и критически мыслить; систематически и непрерывно пополнять свои знания путём самообразования и самосовершенствования. Именно об том идёт речь в стандартах образования второго поколения.

Актуальность методической темы заключается в следующем:

1. Задача образования состоит не в передаче объема знаний, а в том, чтобы научить учиться.

2. Недостаточный уровень умения обучающимися эффективно применять знания для решения практических задач.

3. Подготовка к ГИА требует у обучающихся сформированных общеучебных УУД.

4. Большой объем учебного материала.

5. Снижение уровня мотивации школьников к изучению физики.

Цель: создание условий для формирования общеучебных познавательных УУД у обучающихся при изучении физики на уроках и во внеурочной деятельности с целью повышения качества обучения и эффективной подготовки к ГИА.

Задачи:

1. повысить мотивацию к учебной деятельности обучающихся,

2. разработать и внедрить задания, направленные на формирование  общеучебных познавательных УУД,

3. формировать у учеников способности самостоятельно добывать новые знания, активного поиска рациональных путей решения проблемных ситуаций при подготовке к ГИА.

Ведущая педагогическая идея - сформированные общеучебные умения и навыки у обучающихся позволят им самостоятельно усваивать новые знания.

Условия формирования общеучебных познавательных УУД:

1. Применение технологии междисциплинарного обучения, в основе которой лежит метод исследования.

2. Включение  в содержание урока заданий по формированию общеучебных познавательных УУД.

3. Обеспечение позитивного отношения к учебной деятельности.

Рассмотрим некоторые этапы урока.

1. Мотивация учебной деятельности и ее формирование. 

Приемы деятельности учителя, способствующие формированию учебной мотивации:

  • включение учеников в коллективные формы деятельности; 
  • привлечение учеников к оценочной деятельности и формирование адекватной самооценки; 
  • сотрудничество ученика и учителя, совместная учебная деятельность; 
  • поощрение познавательной активности учащихся, создание творческой атмосферы;
  • занимательность изложения учебного материала (необычная форма преподнесения материала, эмоциональность речи учителя, познавательные игры, занимательные примеры и опыты);
  • умелое применение поощрения и наказания.

Установки учителя, способствующие формированию мотива учения:

  • Выбор действия в соответствии с возможностями ученика
  • Создание ситуации успеха
  • Использование групповых и индивидуальных форм организации учебной деятельности
  • Использование познавательных и дидактических игр, игровых технологий
  • Применение поощрения и порицания, с учётом психофизических особенностей каждого ученика
  • Вера учителя в возможности ученика
  • Стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий без боязни ошибиться
  • Оценка деятельности ученика не только по конечному результату, но и по процессу его достижения

Как на моих уроках физики формируется учебная мотивация:

  1. Создание на уроках проблемных ситуаций.
  2. Физические диктанты (величины, понятия, единицы измерения, формулы).
  3. Учебная дискуссия.
  4. Краткие сообщения (об ученом, истории научного открытия, применение открытия).
  5. Опора на жизненный опыт, наблюдения – витагенная технология.
  6. Работа в группах (в парах).
  7. Мини-проекты. (Проекты учащиеся выполняют в домашних условиях)
  8. Применение компьютерных технологий.
  9. Использование интересных познавательных ситуаций и вопросов.
  10. Экспериментальные домашние задания
  11. Задания прикладного характера, мотивирующие ЗОЖ – здоровьесберегающие технологии.

При создании проблемных ситуаций учитель противопоставляет новые факты и наблюдения сложившейся системе знаний и делает это в острой, противоречивой форме. Вскрывающиеся противоречия служат сильным побудительным мотивом учебной деятельности. Они порождают стремление познать суть, раскрыть противоречие.

На уроках невозможно в полной мере учитывать индивидуальные особенности учеников. Поэтому необходимо подчеркнуть большую роль экспериментальных домашних заданий (провести опыт и попробовать его объяснить). Проблемные домашние задания открывают более широкие возможности развития учеников.

Заключение:

  • Главная задача мотивации учения - организация учебной деятельности, которая максимально способствовала бы раскрытию внутреннего мотивационного потенциала личности ученика.
  • Мотивация оказывает самое большое влияние на продуктивность учебного процесса и определяет успешность учебной деятельности.
  • Формирование высокой  мотивации ученика способно дать превосходный результат в обучении. Бывает, что менее способные ученики достигают в обучении больших успехов, чем более способные, но менее мотивированные.

2. Целеполагание, постановка проблемы.

В основе организации проблемного обучения лежит принцип поисковой, учебно-познавательной деятельности ученика, т. е. принцип “открытия” им научных фактов, явлений, законов, методов исследования и способов приложения знаний на практике.

        Как подметил академик А.М.Матюшкин, мысль рождается голенькой и понятной только одному исследователю. Только в «одетом» виде она может стать достоянием других людей. Поэтому новое знание выражается соответствующим научным (физическим)  языком в общественно принятой форме.

Для успешной постановки проблемы, она должна содержать познавательную трудность и видимые границы известного и неизвестного, вызвать чувство удивления при сопоставлении нового с неизвестным и неудовлетворенность имеющимся запасом знаний, умений и навыков. Проблемный вопрос должен содержать противоречивость информации и вызывать необходимость и желание сравнивать, рассуждать, анализировать данные, обобщать их, т. е. искать закономерность.

Учебная проблема существует в двух основных формах:

  1. как тема урока;
  2. как не совпадающий с темой урока вопрос, ответом на который и будет новое знание.

Поставить учебную проблему, значит помочь ученикам самим сформулировать либо тему урока, либо не сходный с темой урока вопрос для исследования. Проблемная ситуация действительно возникла, если у класса появился эмоциональный отклик: ученики широко распахивают глаза и открывают рты, задумчиво почесывают затылки и недоуменно смотрят на учителя. И по реакции детей проблемные ситуации можно разделить на два больших типа: «с удивлением» и «с затруднением». Каким бы путем не шел поиск решения, завершиться он должен ответом на исходный вопрос. Непременно надо вернуться к началу урока и снять проблему-вопрос, применив новое знание. Получится красивая кольцевая структура ведения знаний: откуда вышли, туда и вернулись.

Пример: Строение вещества. Чтобы вести разговор о том, что все вещества состоят из мельчайших частиц (молекул, атомов) предлагаю объяснить факт исчезновения куска сахара в стакане с чаем. Оказывается, сахар не исчез, ведь сохранилось его отличительное свойство (чай стал сладким), вероятнее всего он распался на мельчайшие крупинки. Выдвигаем гипотезы, проверяем с детьми, насколько мала эта частица.

3. Решение проблемы, самостоятельная работа (проведение исследования)

Развитие современной техники, практика всех естественнонаучных исследований в мире показывает, что измерения физических величин использует принципы оцифровывания аналоговых сигналов, внедрение датчиков физических величин, компьютерную обработку датчиков.

Современный стандарт физического образования требует активного освоения современных способов получения, обработки и представления информации. Актуальная задача развития лабораторного практикума – внедрение компьютерной техники на уроках.

Цифровая лаборатория PASCO — инновационное решение на основе цифровых датчиков, уникальных средств сбора и обработки информации, передового программного обеспечения, дополнительного лабораторного и демонстрационного оборудования. В нашей школе имеется базовый набор для учителя и 9 комплектов базового набора для обучающихся. Датчики и уникальные мультидатчики подключаются к ноутбуку для сбора информации. Мультидатчики PASCO на полностью цифровой технологии позволяют получать и фиксировать одновременно несколько измерений. Средство сбора и обработки информации SPARK SLS является мобильным интерфейсом, имеет сенсорный экран для отображения результатов. Встроенное программное обеспечение имеет интерфейс единый с ПО для персональных компьютеров с операционными системами семейства Windows и MacOS и для планшетных устройств iPad и устройств на Android. Исследовательская деятельность по физике проводится на уроках и во внеурочной деятельности с проведением экспериментов по следующей схеме: изучается новая тема; закрепляется изученная теория на эксперименте, если позволяет учебная программа, то обучающиеся проводят лабораторный эксперимент, на котором они имеют возможность на практике подтвердить верность изложенной теории. Педагогическая новизна в применении цифровой лаборатории PASCO — это предоставление в распоряжение обучающихся не только оборудования, но и заранее подготовленных сценариев выполнения работы с постановкой проблемы. Сам эксперимент, наблюдения, полученные показания и обработка результатов должны подтолкнуть «исследователя» к своим открытиям, выстраиванию пока неизвестной ему математической модели. Самый важный момент в данном подходе — итоговое обсуждение полученных результатов, коллективный анализ, итоговые выводы. Именно такой подход позволяет выстроить систему обучения, при котором достигается максимальное качество обученности.

Учащиеся, выполняя самостоятельно экспериментальные работы с помощью цифровой лаборатории «PASCO» выступают в роли экспериментаторов, тем самым у них возникает заинтересованность в постановке экспериментов. Так как они с детства связаны с компьютером, поэтому легко усваивают программы «SPARK», т е строят графики, диаграммы, выводят рабочие формулы, делают выводы на мониторе.

Для развития познавательного интереса применяю прием: создание проблемной ситуации. Он состоит в том, что перед учащимися ставится некоторая проблема, которую необходимо преодолеть, применяя цифровую лабораторию «PASCO», при этом ученик освоит те знания, умения и навыки, которые необходимы согласно программе.

Применение на уроках цифровой лаборатории «PASCO» дает возможность, учащимся обучая, обучаться. Работая в группе, учащиеся высказывают свои идеи, выдвигают гипотезы и вопросы. Также консультируют друг друга, обмениваются своими мнениями и идеями. Думаю, обучая обучаться – это самый лучший способ, доказанный в мировом педагогическом сообществе, развития познавательного интереса у учащихся к обучению.

На различных этапах урока включаю следующие виды познавательные общеучебные УУД:

1. Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель (зачем изучать новое понятие здесь и сейчас, может оно вам вообще не пригодиться?)

2. Самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера.

3. Смысловое чтение.

4. Использование общих приёмов решения задач.

5. Осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера.

6. Выбирать наиболее эффективные способы решения задач.

7. Структурирование информации (обобщающие таблицы, кластеры, интеллект-карты, кроссворды).

        Пандемия внесла свои коррективы в образовательный процесс. В жатые сроки прошлось освоить ZOOM для проведения онлайн-уроков, новые образовательные платформы РЭШ и Фоксфорд. На своем личном сайте создала страницы для 7-9 классов с одноименным названием «Дистанционное обучение. Физика». Эффективной формой отчета домашних экспериментов оказалась видео съемка опыта.

Внеурочная деятельность включает дополнительные занятия, факультативы и кружок. На этих занятиях создаются условия для развития самостоятельной познавательной деятельности обучающегося в форме самостоятельных экспериментальных и теоретических исследований, которые органически вписываются в логику процесса познания, являются его этапами, ведут ученика к знанию.

Результативность моей педагогической деятельности:

1. Обученность составляет 100%, качество знаний в диапазоне 63-78% с положительной динамикой.

2. На протяжении 6 последних лет были сформированы 3 группы с углубленным изучением физики в старшей школе.

3. Успешная аттестация в форме ОГЭ и ЕГЭ (максимальный балл – 68) по физике.

4. Поступление выпускников в ВУЗы на бюджетной основе.

5. Участие обучающихся в ВОШ на школьном, муниципальном и региональном этапах.

6. Участие обучающихся в конкурсах на школьном, муниципальном, межрайонном, всероссийском уровнях.

7. Участие в районной НПК.

        В заключении, хочется отметить решение проблемы формирования учебно-познавательных умений и навыков обучающихся в процессе изучения физики является весьма сложным процессом. Внедрение в учебный процесс комплекса методик и технологий способствует результативности обучения. Мной приведены лишь некоторые активно используемые методики и технологии. Только деятельностный характер обучения позволяет формировать учебно-познавательные умения и навыки на уроках физики.

Задача каждого учителя – организовать работу так, чтобы открыть в своем ученике только его неповторимую грань, постараться отшлифовать ее как алмаз, который засияет "сиянием человеческого таланта", и это сияние принесет человеку личное счастье. Каждый из нас испытывает огромное удовлетворение от малейшего результата своих воспитанников.

И закончить хочу словами китайской мудрости: "Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я запомню. Вовлеки меня, и я научусь".


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методический семинар. Использование продуктивных технологий на уроках русского языка в целях повышения качества обучения.

Обобщние опыта по использованию элементов продуктивных технологий: проектная деятельность, работ по индивидуальным маршрутам, использование обучающих структур....

Применение модели «Перевернутый класс» в условиях смешанного обучения с целью повышения качества подготовки по предмету «Изобразительное искусство»

Представлен опыт использования дистанционных технологий обучения изобразительному искусству в формате смешанного обучения в рамках проекта «Проектирование моделей смешанного обучения, включающих...

Использование нетрадиционных форм урока в процессе обучения с целью повышения качества обучения в соответствии с требованиями ФГОС

Использование нетрадиционных форм урока в процессе обучения с целью  повышения качества обучения в соответствии с требованиями ФГОС....

Конкурсное испытание "Методический семинар" для конкурса «Учитель года России» в 2021 году. Тема "Формирование познавательных общеучебных УУД школьников при обучении физики с целью повышения качества обучения и эффективной подготовки к ГИА".

Конкурсное испытание "Методический семинар" . Тема "Формирование познавательных общеучебных УУД школьников при обучении физики с целью повышения качества обучения и эффективной подготов...

ДОКЛАД На тему: «Применение в индивидуальном обучении дидактических игр и коррекционно-развивающих упражнений на уроках, способствующих развитию компенсаторных возможностей обучающихся с ОВЗ с целью повышения качества обучения».

В связи с особенностями развития, обучающиеся с интеллектуальными нарушениями особенно нуждаются в целенаправленном обучении. Ученые, исследующие особенности развития детей с отклонениями в развитии, ...

ДОКЛАД На тему: «Применение в индивидуальном обучении дидактических игр и коррекционно-развивающих упражнений на уроках, способствующих развитию компенсаторных возможностей обучающихся с ОВЗ с целью повышения качества обучения».

В связи с особенностями развития, обучающиеся с интеллектуальными нарушениями особенно нуждаются в целенаправленном обучении. Ученые, исследующие особенности развития детей с отклонениями в развитии, ...